Характеристика договора морской перевозки грузов

Характеристика договора морской перевозки грузов

Согласно правилам транспортировки грузов водным транспортным средством, между грузоотправителем и перевозчиком в обязательном порядке заключается договор. Соглашение должно отображаться в письменной форме. Договор поможет участникам процесса доставки определить основные обязанности сторон, права и меру ответственности отправителя и перевозчика. Документ составляется как для внутренней доставки, так и за рубеж.

Морские грузоперевозки сопровождаются обязательным подписанием договора

Общая характеристика документации

Соглашение морской перевозки грузов водным транспортом состоит из семи разделов и каждый из них имеет свои подраздел. Долгосрочности соглашение не имеет и заключается только на период, пока осуществляется доставка. Если грузоотправителю нужно произвести транспортировку другого вида товара, но с помощью того перевозчик, даже если промежуток между поставками будет незначительный, то нужно заключать новое соглашение.

Договор заключается при любой площе, что занимает доставляемый груз. Это может быть, как целое судно, так и отдельного помещения. По условиям соглашения, отправитель должен в сроки произвести оплату за оказанную услугу.

Дополнительно к договору на перевозки водным транспортом прилагаются вспомогательные документы, такие как накладная и те, которые стороны решили приложить, учесть. Если вспомогательный документ содержит все пункты и условия, которые отображаются в соглашении, то но может выступать договором морской перевозки содержимого багажа. При частой транспортировке после оформления обычного образца соглашения, подписывается форма чартера. Если отправки на постоянной основе, то можно оформить только Fixture recapitulation .

Характеристика предмета соглашения

В основе договора лежит соглашение сторон на перевозку товара водным транспортом. Перевозчик принимает на себя обязанности транспортировать товар в указанное место и в обговоренные сроки в том же виде, с теми же характеристиками, которыми передало ему доверенное лицо, сторона отправителя. Отправитель должен произвести оплату в срок, оговоренный и указанный в соглашении. Предмет соглашения отображает:

  1. Название морского судна.
  2. Категорию, тип средства.
  3. Флаг судна .
  4. Информацию, где будет производиться погрузка содержимого багажа.
  5. Информацию о сроках предоставления транспортного средства, а также крайнюю точку времени.
  6. Куда будет доставляться багаж.
  7. Общая характеристика перевозимого товара морским транспортом.

Важно в документе указать, сколько тонн веса судно может поднять.

Договор о грузоперевозке содержит информацию о судне и перевозимом грузе

Обязательства стороны перевозчика

В процессе внутренней перевозки груза водным транспортом участники морской транспортировки берут на себя ответственность и обязательства в доставке багажа соответственно его первоначальному виду. Грузоперевозчик берет на себя такие обязательства:

  1. До начала внутренней морской перевозки груза придать судну надлежащий вид и соответствие всем техническим нормам, а также отдельно предназначенным для внешней и внутренней перевозки груза помещения.
  2. Предоставить возможность осуществить погрузку товара в том месте и порту, который указан в данном соглашении.
  3. Придерживаться сроков предоставления судна, что обозначены в соглашении.
  4. Информацию о подаче транспорта к морской транспортировке предоставить в письменном виде.
  5. После приема груза сделать отметку в накладной и передать информацию, документ представителю стороны отправителя.
  6. Соблюдать все нормы и меры предосторожности, особенные требования к морской доставке груза.
  7. Доставить и передать содержимое багажа стороне получателя.

Если товар не передается в доставку, и нарушаются сроки транспортировки, то перевозчик может произвести трансферт водным транспортом с тем количеством товара, который погрузили до момента окончания крайнего срока, указанного в договоре.

Обязательства стороны отправителя

Как и доставляемая сторона, грузоотправитель берет на себя обязательства:

  1. Подготовить товар к внутренней перевозке или за рубеж, и передать содержимое багажа в надлежащем виде. Сторона перевозчика должна быть проинформирована об особенностях товара, требованиях к морской перевозке и условиях хранения груза.
  2. Правильно подготовить и оформить сопроводительную документацию.
  3. Если погрузка происходит после окончания крайнего срока, то оплатить издержки, если причины задержки не по вине перевозчика.
  4. При необходимости, грузоотправитель вправе прекратить погрузку содержимого багажа и вернуть его в свое полное распоряжение до момента отправки.
  5. При указании в сопроводительных документах и при выдаче груза могут быть указаны разные получатели. Главное, чтобы получатель имел все необходимую документацию и накладную.

Все обязательства сторон изложены в договоре о грузоперевозке

Мера наказания сторон

После подписания сопроводительных документов, грузоперевозчик берет на себя ответственность за безопасную доставку груза, за доставку в обговоренные сроки, с учетом всех требований и характеристик содержимого багажа. Если по вине грузоперевозчика был утрачен товар, то он несет такую меру наказания:

  1. Если был утрачен весь багаж, то надо возместить полную стоимость товара.
  2. При повреждении груза, нужно произвести компенсацию и оплатить разницу. До начала транспортировки, грузоотправитель производит оценку товара. После повреждения также проводиться оценка багажа, и компенсируется разница.
  3. Если отправитель объявил ценность, то после потери товара компенсируется полная стоимость объявленной ценности.

Ответственность за весь процесс внутренней и внешней морской перевозки и за нарушения условий договора груза берет на себя и грузоотправитель. Он должен предоставить полную информацию о товаре, его свойствах, условиях перевозки, подготовить и правильно оформить всю сопроводительную документацию. Также грузоотправитель должен компенсировать убытки, который были нанесены транспортному судну не по вине перевозчика. Вся информация и все данные, что указываются в накладной и в документах должна соответствовать действительности. Если будут определенны отличия, то отправитель несет меру наказания.

Дополнительные условия

От внутренней и внешней перевозки груза водным транспортом может отказаться и отправитель и перевозчик. Для этого существовать ряд причин. Согласно с 155 статьей Кодекса торгового мореплавания РФ, после внесения денежных средств, сумма указана в статье, отправитель может отказаться от услуг морской перевозки. Грузоперевозчик может отказаться от выполнения условий договора. При простое груженого судна по вине отправителя, перевозчик вправе требовать компенсацию в размере одной / второй от общей стоимости за транспортировку. После выплаты компенсации, заказчик должен произвести выгрузку судна за свой счет.

Действия могут быть остановлены на основании правовых и законодательных норм. Для того чтобы обозначить, что сотрудничество было остановлено на законодательных основаниях, в договоре, в шестом разделе, нужно указать страну, чьи законы имеют юридическую силу относительно договора. Также нужно обозначить орган, который разрешил спор либо орган, что имеет полномочия рассматривать возникшие в будущем возможные случаи споров. Договор заключается в двух экземплярах, каждый из которых содержит одинаковую информацию и данные. После подписания соглашения, стороны морской транспортировки берут на себя ответственность за выполнения условий внешней или внутренней доставки.

Согласование финансовых вопросов

Перед тем, как определить стоимость за транспортировку товара водным транспортом, стороны процесса определяют маршрут. Такая информация указывается в договоре. После определения маршрута важно согласовать финансовые вопросы. Вся сумма, что предназначена для расчета передается стороне перевозчика в безналичном виде, для этого предоставляется и указывается в соглашении номер банковского счета. Перед определением общей стоимости, заказчику нужно внимательно произвести подсчет и только тогда указывать сумма в договоре. Если услуга потребует, затрать больше, чем указано в соглашении, то сумма компенсируется заказчиком.

Если услуга внутренней и внешней доставки водным транспортом составляет затраты меньше, чем указано в документе, то к оплате заказчику предоставляется та сумма оплаты, которая была указана в договоре изначально. Соглашение действует до того момента, пока не будут произведены все выплаты и не выполнены все условия.

Завершающий этап соглашения

Завершающим этапом соглашения на оказание услуг внешней и внутренней перевозки водным транспортом выступает указание всех данных заказчика и перевозчика. В документе нужно прописать контактные номера сторон, факс, адрес электронной почты, фактический и юридический адрес, номера банковских счетов. Подтверждается взаимное соглашение на оказание услуг подписью обеих сторон. После подписания одна копия документа передается перевозчику, а одна остается у заказчика. При внесении изменений в условия договора одной стороной, вторая сторона должна быть проинформирована. Все изменения вносятся при соблюдении законов, правил и нормативно – правовых актов.

Энциклопедия права
ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА (англ contract of affreighment of goods) — по законодательству РФ о торговом мореплавании договор, в соответствии с которым перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить, за перевозку груза установленную плату (фрахт). Д.м.п.г. может быть заключен: а) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер); б) без такого условия (ст. 115 КТМ РФ*). При этом перевозчиком является лицо, которое заключило Д.м.п.г. с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор. Фрахтователем является лицо, которое заключило Д.м.п.г. с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений.

Отправителем является лицо, которое заключило Д.м.п.г. без такого условия, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени.

Правила о Д.м.п.г. установлены гл. VIII КТМ РФ. Эти правила применяются, если соглашением сторон не установлено иное. В случаях, прямо указанных в данной главе, соглашение сторон, не соответствующее установленным в ней правилам, ничтожно.

В соответствии со ст. 117 КТМ РФ Д.м.п.г. должен быть заключен в письменной форме. Наличие и содержание такого договора могут подтверждаться чартером, коносаментом или др. письменными доказательствами.

Перевозчик и грузовладелец при осуществлении систематических морских перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации морских перевозок. При заключении такого договора перевозка конкретной партии груза осуществляется в соответствии с Д.м.п.г., заключенным на основе соответствующего долгосрочного договора. Условия перевозок грузов, согласованные в долгосрочном договоре, считаются включенными в Д.м.п.г., если стороны не достигли соглашения об ином. Если условия Д.м.п.г. противоречат условиям долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов, то применяются условия Д.м.п.г. Условия долгосрочного договора, не включенные в коносамент, не являются обязательными для третьего лица, если оно не является фрахтователем.

Отношения между перевозчиком и не являющимся стороной Д.м.п.г. получателем определяются коносаментом. Условия чартера обязательны для получателя, если коносамент содержит ссылку на них.

Согласно ст. 120 КТМ РФ чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями. При перевозке груза по чартеру фрахтователь вправе с согласия перевозчика уступать свои права по Д.м.п.г. третьим лицам. Фрахтователь, а также третье лицо, которому он уступил свои права, несет перед перевозчиком солидарную ответственность за неисполнение Д.м.п.г.

Читайте также  Международные перевозки жд транспортом

Перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и др. помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность груза (ст. 124 КТМ РФ). Соглашение сторон, противоречащее данным правилам, ничтожно, если перевозка груза осуществляется на основании коносамента или коносамент выдается в соответствии с чартером и регулирует отношения между перевозчиком и не являющимся фрахтователем держателем коносамента. Перевозчик не несет ответственность за немореходное состояние судна, если докажет, что это состояние было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытыми недостатками).

Если груз должен быть перевезен на определенном судне, то он может быть погружен на др. судно только с согласия фрахтователя или отправителя, за исключением перегрузки груза вследствие технической необходимости, возникшей после начала его погрузки.

Перевозчик обязан подать судно в указанный в чартере порт погрузки или в указанный фрахтователем порт в соответствии с условиями чартера. Фрахтователь обязан указать безопасный порт погрузки. Если порт погрузки не указан фрахтователем или указан им несвоевременно либо указан порт погрузки, не являющийся безопасным, то перевозчик вправе отказаться от исполнения Д.м.п.г. и потребовать возмещения убытков.

При перевозке груза по чартеру перевозчик обязан подать судно в указанное фрахтователем место погрузки груза. Фрахтователь должен указать безопасное и пригодное для погрузки груза место, которое судно может достичь без опасностей, в котором может находиться, оставаясь на плаву, и из которого может выйти с грузом. В случае, если фрахтователем указано место, непригодное для погрузки груза, или несколькими фрахтователями указаны разные места погрузки груза, перевозчик может подать судно в место погрузки груза, обычно используемое в данном порту. Фрахтователь может потребовать, чтобы судно было поставлено в др. место погрузки груза за его счет. При перевозке груза в линейном сообщении место погрузки груза определяется перевозчиком. Перевозчик извещает отправителя о месте погрузки груза, если погрузка груза проводится в необычном для данного порта месте погрузки груза.

При перевозке груза по чартеру перевозчик обязан подать судно в обусловленный чартером срок. В случае неподачи судна в обусловленный срок фрахтователь вправе отказаться от Д.м.п.г. и потребовать возмещения убытков.

При перевозке груза по чартеру перевозчик обязан в письменной форме уведомить фрахтователя или отправителя, если он указан фрахтователем, о том, что судно готово или будет готово в определенное время к погрузке груза. Такое уведомление может быть подано только в случае, если судно находится в порту погрузки или в обычном для данного порта месте ожидания. День и час подачи указанного уведомления определяются соглашением сторон, а при отсутствии соглашения — обычаями данного порта. Если судно не готово к погрузке груза в указанное в уведомлении время, то уведомление о готовности судна к погрузке груза считается неподан-ным и убытки, причиненные в связи с этим фрахтователю, подлежат возмещению перевозчиком.

Грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для обеспечения их полной сохранности при перевозках, должны предъявляться для перевозок в исправной таре и упаковке. Тара и упаковка, на которые установлены гос-ные стандарты или для которых установлены технические условия, должны соответствовать им. Такие требования применяются также и к предъявляемым отправителем контейнерам. Отправитель обязан надлежащим образом маркировать груз и представлять перевозчику необходимые сведения о нем. В случае, если груз требует особого с ним обращения, отправитель обязан информировать перевозчика о свойствах груза и порядке обращения с ним.

Отправитель должен своевременно передать перевозчику все требуемые в соответствии с портовыми, таможенными, санитарными или др. административными правилами касающиеся груза документы и отвечает перед перевозчиком за убытки, причиненные вследствие несвоевременной передачи, недостоверности или неполноты таких документов.

Правила о коносаменте установлены в ст. 142-149 КТМ РФ. Правила об исполнении Д.м.п.г. установлены ст. 150-153 КТМ РФ, о прекращении обязательств по договору — 154-157 КТМ РФ.

Все причитающиеся перевозчику платежи уплачиваются отправителем или фрахтователем. В случаях, предусмотренных соглашением между отправителем или фрахтователем и перевозчиком, и при включении данных об этом в коносамент допускается перевод платежей на получателя. Размер фрахта устанавливается соглашением сторон, а при его отсутствии

исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время его погрузки.

Договор морской перевозки

Договор морской перевозки

Перевозка грузов морским транспортом осуществляется на основе договора морской перевозки. «По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передает отправитель, в порт назначения и выдать его лицу, обладающему правом на получение груза, отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт.) (Ст. 115, п. I Кодекса торгового мореплавания (КТМ) РФ).

Договор морской перевозки может заключаться с условием предоставления всего судна или его определенных помещений, либо без такового условия.
Закон допускает (Ст. 117 КТМ РФ) только письменную форму договора морской перевозки. Наличие и содержание такого договора может подтверждаться чартер-партией, коносаментами и другими письменными формами.

Моментом заключения договора морской перевозки является акцепт одной стороной твердой оферты другой стороны (Ст. 433 п. 1 ГК РФ).
Таким образом, любая письменная форма соглашения о морской перевозке признается договором морской перевозки, если она содержит все существенные условия договора.

В морской коммерческой практике при перевозке массовых грузов с условием пре-доставления всего судна после заключения договора обычного оформления Fixture re-capitulation (Fixture Recap), а затем оформляется полная форма чартера.

Стандартные, часто повторяющиеся рейсы обычно оформляются только Fixtre Recap.

Fixtre Recap является достаточной письменной формой договора морской перевозки и должен содержать: наименование сторон, название судна, род груза, размер фрахта, на-именование места погрузки груза, место выгрузки или направление судна, сталийное время, ссылку на типовую проформу чартера и другие условия по усмотрению сторон.

В полной форме чартер-партии детально оговаривают содержание договора и взаимные обязательства сторон: наименование и технико-эксплуатационные характеристики судна, род груза, его транспортные особенности и количество, порты погрузки и выгрузки, сроки готовности судна под погрузку, фрахт, порядок расчета сталийного времени и т. д.

Условия чартера согласовывают фрахтователь и перевозчик, при этом они являются обязательными только для партнеров и только на период данной сделки. На практике для оформления договора используют типовые проформы чартеров.
В настоящее время насчитывается свыше 400 проформ чартеров, которые охватывают все основные грузопотоки массовых грузов.

Договор морской перевозки массовых грузов с представлением части судна обычно оформляется в виде берс-нот (berth note).

При перевозке ценных мелкопартионных грузов в линейном судоходстве офертой грузоотправителя является букинг-нота (booking note), направленная перевозчику. Акцепт букинг-ноты перевозчиком или его агентом означает факт заключения договора линейной перевозки.

Надлежаще оформленная букингнота должна содержать: наименование отправителя и перевозчика, количество и род груза, название судна, предполагаемое время отгрузки нормы погрузки и выгрузки, ссылку на стандартные условия договора, установленные линейным перевозчиком.

Как в перевозках по чартеру, так и в линейном судоходстве по требованию грузоот-правителя ему выдается коносамент в качестве ценной бумаги — товарораспорядительного документа.
Одновременно коносамент является распиской перевозчика в приеме груза и одним из доказательств наличия договора морской перевозки. Роль коносамента в различных видах судоходства различается: в линейном судоходстве в коносамент включается текст договора морской перевозки.

В коносаменте, выданном на основании чартера, обычно содержится ссылка на чартер, которая делает обязательными для держателя коносамента условия чартера при приеме коносамента как ценной бумаги.

Реквизиты коносамента определены КТМ РФ и должны содержать (Ст. 144 КТМ РФ):
• наименование перевозчика и место его нахождения;
• наименование порта погрузки и дата приема груза к перевозке;
• наименование отправителя и место его нахождения;
• наименование порта выгрузки;
• наименование получателя в той или иной форме;
• наименование груза, число мест и количество, данные, необходимые для идентификации конкретной партии груза;
• внешнее состояние груза и упаковки;
• фрахт и условия его оплаты;
• время и место выдачи коносамента;
• число оригиналов коносамента;
• подпись перевозчика или его отправителя.

Линейный коносамент содержит текст условий договора морской перевозки груза, которые в отличие от чартер-партии разрабатывается линейной компанией (конференцией) односторонне, без согласия с грузоотправителем, они являются едиными для всех отправителей и действуют в течение длительного времени.

Важной особенностью перевозок по коносаменту является то, что линейные компа-нии, как правило, принимают груз к перевозке заблаговременно до подхода судна (обеспечивают его хранение на своих складах, производят комплектацию судовых партий и подготовку грузовых документов). Погрузка-выгрузка оплачивается судовладельцем и организуется на причалах линии.

Особым видом договора морской перевозки является договор, предусматривающий перевалку груза в промежуточном порту до его доставки в порт назначения. Такой договор оформляется сквозным коносаментом. Его применяют обычно в линейном сообщении, когда перевозчик принимает груз с обязательством доставить в пункт назначения, до которого не следуют суда данной линии. Таким образом, в пути следования производят перевалку груза на другое судно, которое может принадлежать как тому же, так и другому перевозчику, с которым первоначальный перевозчик находится в соответствующих договорных отношениях.

Линейные компании принимают к перевозке грузы также и на те порты данного района, которые не обслуживаются ими непосредственно. В этих случаях также оформляют прямой или сквозной коносамент, и перевозчик принимает на себя обяза-тельство произвести в каком-либо порту по пути следования судна перевалку указанного в коносаменте груза на другое судно (своей или чужой компании), следующее в порт назначения товара.

Читайте также  Нарушение правил пассажирских перевозок в России

Сквозной коносамент, таким образом, освобождает грузовладельца от забот по организации перегрузки и дальнейшей отправки груза в порту (портах) перевалки. Кроме того, он дает возможность грузоотправителю после отправки товара на судне первого перевозчика оперировать с коносаментом так, как если бы груз был отправлен морем без перевалки в пути.
Порты, в которые осуществляется перевозка по сквозному коносаменту, включаются в тарифный список так называемых аутпортов. Оплата перевозки складывается из базисной ставки на порт перевалки и специальной надбавки за рендж.

Доставка товаров по сквозному коносаменту осуществляется на основе соглашения между компаниями-участниками перевозки. Каждый из партнеров несет ответственность за перевозку и перевалку груза на своем участке, но ответственность перед грузовладельцем несет перевозчик, выдавший сквозной коносамент. Соглашение преду-сматривает и распределение общей суммы фрахта.

При этом в зависимости от заинтересованности разных компаний в расширении перевозок распределение фрахта между ними может значительно отклоняться от действительной степени участия каждого в обеспечении доставки груза. Международная морская конференция ИМО разработала типовую проформу коносамента для сквозных морских перевозок.

Современным, наиболее эффективным способом доставки грузов, является комбинированная (интермодальная, мультимодальная) перевозка. Существо такой перевозки заключается в том, что один перевозчик (оператор комбинированной перевозки, ОКП) в рамках одного договора осуществляет доставку груза от отправителя до получателя на различных видах транспорта, включая все вспомогательные операции и полное экспедиторское обслуживание.

Вся транспортировка оформляется одним документом (документом комбинированной перевозки, Combined Transport Document, коносаментом комбинированной перевозки ФИАТА, B.L. FIATA) и оплачивается одной сквозной провозной платой.

В качестве ОКП обычно выступают крупные экспедиторские компании, однако в договоре комбинированной перевозки они теряют статус экспедитора, а выступают как «договорный перевозчик», и несут ответственность перед грузовладельцем за сохранность груза в объеме, предусмотренном договором перевозки, а не транспортной экспедиции.

Поскольку сам ОКП не имеет транспортных средств, для реальной доставки груза он от своего имени заключает договоры перевозки с фактическими перевозчиками уже в качестве грузоотправителя. Фактические перевозчики несут ответственность за сохранность груза перед ОКП в рамках правил и конвенций соответствующих видов транспорта.

Из электронного бизнес справочника.

дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 1895

Международный договор морской перевозки

Сегодня аспекты международного морского права в Российской Федерации приобретают немало важное значение. Международное морское право является молодой отраслью международного права, которое представляет из себя совокупность общепризнанных и специальных (отраслевых) принципов и норм, регламентирующих международно-правовой режим морских пространств Мирового океана и разнообразную деятельность в них субъектов международного права [1] .

Значение международного морского права определяется ролью Мирового океана, который занимает 71 % поверхности Земли. С каждым годом расширяются возможности человечества по использованию Мирового океана как важнейшей транспортной артерии, источника живых и минеральных ресурсов.

Морское судоходство в настоящее время играет главную роль в развитии мировой экономики, занимая основное положение в формирующейся единой системе транспортных перевозок. Морской транспорт разнообразен и имеет свою специфику. По характеру своей деятельности является «международной» отраслью: известно, что основная функция морского транспорта — обеспечение внешнеторговых связей между государствами.

В течение долгого времени правовой основой деятельности государств в морских пространствах были право силы и международные обычаи, затем появились Родосский кодекс, Византийская базилика, Кодекс Ганзы, также имели место притязания феодальных властителей на неограниченный суверенитет над морем как на собственную территорию.

Большой вклад в кодификацию норм международного морского права внесли I , II , III конференции ООН по морскому праву, международные межправительственные организации ИМО, ЮНЕСКО, ЮНЕП.

Были приняты конвенции: « О территориальном море и прилежащей зоне», «Об открытом море», « О континентальном шельфе», « О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря».

На сегодняшний день можно выделить три правовых режима, которые регламентируют перевозку, закрепленных различными международными договорами:

1. Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, подписанная 25 августа 1924 года в Брюсселе, известная как Гаагские правила.

2. Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте, подписанной в Брюсселе 25 августа 1924 года, известный в мире как Правила Висби.

3. Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов, принятая в Гамбурге в 1978 году, с вступлением в силу 1 января 1992 года, оформила третий правовой режим в сфере морской перевозки грузов.

Если детально рассмотреть данные акты, то можно сделать вывод о том, что в каждом из них в той или иной степени не полностью решены основные вопросы договорного права – в частности, вопросы ответственности сторон по договору перевозки груза. Стоит отметить, что это напрямую касается ответственности перевозчика.

Перевозка грузов морским транспортом осуществляется на основе договора морской перевозки груза.

Что же из себя представляет международный договор морской перевозки? Сам термин «договор» означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования [2] .

Договор морской перевозки груза должен заключаться в письменной форме [3] .

Договора морской перевозки грузов подразделяются на международные договора, договора, применяемые в трамповом судоходстве и договора, применяемые в линейном судоходстве.

Трамповое судоходство является видом транспортного обслуживания морских перевозок товаров, массовых грузопотоков.

Линейное судоходство — это форма организации работы флота, при которой обеспечивается движение судов по объявленному расписанию между заранее установленными портами [4] .

К Международным договорам, регулирующим отношения в торговом мореплавании, относятся: Брюссельская конвенция о коносаменте – Конвенция об унификации правил о коносаменте, принятая в Брюсселе 25 августа 1925 года; Правила Висби — Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте, подписанной в Брюсселе 25 августа 1924 года; Гамбурские правила – Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 года, принятая 30 марта 1978 года; Конвенция о смешанных перевозках грузов – Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов, принятая в Женеве 24 мая 1980 года; МППСС – 72 – Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 года; СОЛАС – 74 – Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года [5] .

В настоящее время основным источником правового регулирования международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа являются международные соглашения.

Помимо международных соглашений в процессе регулирования международных перевозок большая роль принадлежит внутригосударственным актам. В Российской Федерации это Гражданский кодекс, Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Существует несколько видов перевозки: перевозка грузов, пассажиров и багажа, которые осуществляется между двумя государствами в соответствии с условиями, предусмотренными межгосударственными соглашениями.

Перевозка грузов морским транспортом осуществляется на основе договора морской перевозки, который заключается в письменной форме. Различают следующие виды договора морской перевозки: рейсовый чартер, коносамент, букинг-нот, берс-нот, фиксчур-нот, генеральный контракт.

Рейсовый чартер применяется в регулярном и трамповом судоходстве при перевозке массовых грузов судовыми партиями.

Коносамент имеет место быть при доставке генеральных грузов в линейном судоходстве. В отличие от чартера данный вид договора не предусматривает обязанности перевозчика предоставить грузовладельцу определенное грузовое помещение.

Букинг-нот представляет из себя предварительную заявку грузовладельца с целью забронировать на судне место для определенной партии груза.

Берс-нот – это договор на перевозку попутных массовых грузов.

Генеральный контракт представляет из собя долгосрочное соглашение на перевозку регулярными рейсами определенного количества груза данного фрахтователя.

Практически во всех видах перевозок (за исключением перевозок пассажиров и багажа автомобильным и речным транспортом) установление строгой ответственности перевозчика посредством императивных норм осуществляется путем обращения к конвенции — заключением международных соглашений. Обязательность таких норм означает, что стороны по гражданско-правовому контракту не вправе согласовывать условия, не совместимые с режимом ответственности, установленным в международной конвенции.

Этот факт является отступлением от принципов «свободы договора», «автономии воли сторон». Система ответственности по различным видам договоров перевозки налагает бремя на перевозчика. Последний в свою очередь несет обязанность по осуществлению безопасной, своевременной перевозки. Он может претендовать на освобождение от ответственности, если докажет, что неисполнение было вызвано одним из предусмотренных законом обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор). Бремя доказывания подобного рода фактов лежит исключительно на перевозчике.

Особое внимание мы уделим ответственности перевозчика по грузу, за нарушение сроков доставки груза, за нарушение срока доставки и юридической утрате груза.

Размер ответственности перевозчика за повреждение, порчу, полную или частичную утрату груза исчисляется исходя их правил статьи 796 ГК РФ. Стоит обратить внимание на то, что размер данной ответственности ограничен только стоимостью утраченного или поврежденного груза: не возмещается не полученная в связи с утратой груза прибыль, не возмещаются приобретенные в связи с этим убытки. Это правило нашло свое дальнейшее отражение в статье 169 Кодекса торгового мореплавания РФ( далее – КТМ). Например, если груз утрачен полностью — необходимо возместить его полную стоимость. Если груз поврежден или утрачен частично — возмещаются суммы, на которые понизилась его стоимость. Кроме того, перевозчик должен вернуть полученный им в качестве вознаграждения фрахт, относящийся к перевозке утраченного груза или его части.

Данные положения полностью совпадают с нормами Гаагско-Висбийских правил, за исключением правила о возврате фрахта (О возврате фрахта в отношении утраченного (поврежденного) груза или его части ни в Гаагских, ни в Гаагско-Висбийских правилах нет никаких упоминаний). Более того, содержащиеся в пункте 2 статьи 169 КТМ РФ положения о порядке расчета стоимости груза, подлежащей возмещению, полностью повторяют соответствующие положения Гаагско-Висбийских правил (подпункт (b) пункта 5 статьи 4). Возмещению подлежит лишь рыночная стоимость товара на дату и место выгрузки груза в соответствии с договором перевозки.

Правила определения стоимости утраченного груза, приведенные в статье 169 КТМ РФ, не совпадают с соответствующими правилами, зафиксированными в статье 796 ГК РФ. В соответствии с ГК РФ, стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары [6] , а в Гаагско-Висбийских правилах и в КТМ РФ — рыночная стоимость товара. Преимущественную силу имеют специальные нормы применимого права, т.е. КТМ РФ.

Читайте также  Перевозка автомобиля железной дорогой

Необходимо отметить, что Гаагские правила и Гамбургские правила никак не указывают на процедуру определения размера возмещения за повреждение, порчу, полную или частичную утрату груза. Если договор международной морской перевозки груза заключен на основании одного из этих международных соглашений, то размер возмещения по грузу будет определяться по нормам применимого права.

Срок доставки может быть определен соглашением между сторонами. При их отсутствии груз должен быть доставлен в порт назначения в разумный срок, который требуется от перевозчика с учетом конкретных обстоятельств.

Таких положений в Гаагских и Гаагско-Висбийских правилах не содержится. Если договор международной морской перевозки груза заключен по одной из данных конвенций, а применимым правом будет российское, то ответственность перевозчика за нарушение срока доставки будет исчисляться по правилам пункта 1 статьи 169 КТМ РФ. Перевозчик отвечает суммами, не превышающими размер вознаграждения (фрахта) в соответствии с договором морской перевозки груза.

Гамбургские правила содержат понятие «задержка в сдаче груза», что в данном случае определяет категорию срока доставки груза. Ответственность перевозчика за такую задержку определяется по правилам подпункта (b) пункта 1 статьи 6 Правил. Она ограничена 2,5-кратным размером фрахта за задержанный груз, но не выше всего размера фрахта, подлежащего уплате на основании договора перевозки [7] .

Таким образом, подводя итог всего вышесказанного, стоит обратить внимание на то, что современное развитие морских отраслей мировой экономики, в частности, морского транспорта, обусловило проведение многими государствами активной и целенаправленной морской политики, как части их общей внешней и внешнеэкономической политики.

Осуществляемая в Мировом океане деятельность связана с производственными процессами и имеет цель в виде извлечения прибыли. При осуществлении такого рода деятельности между её участниками, а также между ними и иными лицами возникают отношения имущественного характера, регулируемые в большей степени гражданско-правовыми нормами. В этих имущественных отношениях часто участвуют граждане и организации разных государств. В таких случаях регулировать возникающие между ними отношения юридическими нормами одного какого-либо государства оказывается затруднительными, а иногда и невозможны, особенно, если в основе этих отношений лежат факты или события, имевшие место в открытом море. При попытках же применять законодательство отдельных государств часто возникают коллизии законов. Исходя из этого, в рамках международного морского права регулирование имущественных отношений осуществляется с помощью унифицированных гражданско-правовых норм или с помощью коллизионных норм, отсылающих к подлежащему применению национального законодательства.

[1] Международное право: учебник для вузов / Г.М. Мелков и др. М.: РИОР,2012. 720 с.

[2] Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

[3] Международная Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, принятая в Брюсселе 25 августа 1924 года.

Характеристика договора морской перевозки грузов

ЛЕКЦИЯ № 56. Договор морской перевозки груза

Морская перевозка груза – один из самых распространенных видов перевозок. Морским транспортом перевозится большая часть грузов морского грузопотока. Перевозка грузов морским транспортом бывает двух видов:

1) международная морская перевозка;

2) каботаж – перевозка грузов и пассажиров, осуществляемая в пределах одного моря, в прибрежных водах, чаще всего между портами одного государства.

Морская перевозка груза осуществляется на основании договора морской перевозки. Содержание договора морской перевозки:

1) перевозчик обязан доставить вверенный ему груз в порт назначения;

2) перевозчик груза обязан выдать груз лицу, уполномоченному на получение груза;

3) отправитель груза обязан оплатить данную перевозку.

Сторонами договора морской перевозки являются:

1) перевозчик. Это лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с грузоотправителем или от имени которого заключен такой договор;

2) грузоотправитель. Лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени;

3) фрахтователь. Это лицо, которое заключило договор морской перевозки груза.

Договор морской перевозки груза называется договором фрахтования. Плата, которую отправитель обязан уплатить перевозчику груза, получила название «фрахт». Существуют следующие особенности уплаты фрахта при морской перевозке грузов (ст. 164 КТМ РФ):

1) размер фрахта устанавливается соглашением сторон;

2) при отсутствии соглашения сторон размер фрахта исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время погрузки груза;

3) в случае, если груз погружен на судно в большем количестве, чем предусмотрено договором морской перевозки груза, размер фрахта соответственно увеличивается;

4) в случае если вместо предусмотренного договором морской перевозки груза на судно погружен другой груз, размер фрахта за перевозку которого больше, чем предусмотренный договором морской перевозки груза, фрахт уплачивается за перевозку действительно погруженного груза;

5) за груз, утраченный при его перевозке, фрахт не взимается, а если он был уплачен заранее, то возвращается;

6) за груз, погибший или поврежденный вследствие его естественных свойств или зависящих от отправителя обстоятельств, фрахт уплачивается полностью.

Чартер – договор между владельцем транспортного средства и нанимателем (фрахтователем) об аренде транспортного средства или его части на определенный срок или рейс. Чартер должен соответствовать следующим требованиям:

1) он должен быть подписан перевозчиком и фрахтователем или их представителями;

2) содержать наименование сторон договора;

3) содержать название судна;

4) содержать указание на род и вид груза;

5) содержать указание на размер фрахта;

6) содержать наименование места погрузки груза;

7) содержать наименование места назначения или направления судна;

8) по соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки.

Существуют основные условия подачи и погрузки судна:

1) судно должно быть подано в мореходном состоянии;

2) оно должно быть подано строго в указанный во фрахте или чартере порт;

3) судно должно быть подано в строго оговоренное во фрахте или чартере время;

4) груз должен быть надлежащим образом упакован и маркирован и полностью подготовлен к погрузке;

5) судно должно быть подано на такую пристань, которая оснащена всем необходимым для погрузки и на которой отсутствуют преграды, препятствующие погрузке;

6) если зафрахтовано все судно, то отправитель груза имеет право требовать удаления постороннего груза, находящегося на судне;

7) провозить груз на палубе можно только с разрешения грузоотправителя.

С момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи на перевозчика возлагаются обязанности:

1) обеспечить сохранность груза в пути следования;

2) обеспечить выгрузку груза;

3) обеспечить транспортировку груза в соответствии с его особенностями.

Срок и маршрут транспортировки груза устанавливаются соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения груз должен быть доставлен в срок, который разумно требовать от перевозчика с учетом конкретных обстоятельств и обычного маршрута.

Опасным грузом называется такой груз, который:

1) легко воспламеняется;

2) является взрывчатым веществом;

3) был сдан под неправильным наименованием, и при приеме груза перевозчик не мог посредством наружного осмотра удостовериться в его свойствах.

В случае невозможности судна войти в порт назначения и осуществить выгрузку груза в результате форс-мажора (война, стихийные бедствия, забастовки, и др.), перевозчик обязан:

1) направить отправителю срочное сообщение о наличии указанных обстоятельств и запросить у отправителя разрешение осуществить выгрузку в другом порту;

2) при получении соответствующего указания осуществить выгрузка в том порту и в таком порядке, который укажет отправитель.

При отсутствии такого распоряжения в течение 3-х дней с момента отправки уведомления перевозчиком капитан судна имеет право отгрузить груз в ближайшем порту и сообщить об этом отправителю (или фрахтователю), либо управомоченному распоряжаться грузом лицу; капитан судна вправе поступить так, если полученное им распоряжение нельзя выполнить без причинения ущерба владельцам других находящихся на судне грузов.

Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза в следующих размерах (ст. 117 КВВТ РФ:

1) за утрату груза – в размере стоимости утраченного груза;

2) за повреждение груза – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость;

3) в случае утраты груза, принятого для перевозки с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимость груза;

4) за перевозку груза с объявленной ценностью с отправителя или получателя взимается дополнительная плата, размер которой определяется договором морской перевозки груза;

5) перевозчик возвращает полученный им фрахт, если он не входит в стоимость утраченного или поврежденного груза.

Перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие (ст. 166 КТМ РФ):

1) непреодолимой силы;

2) опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;

3) любых мер по спасению людей или разумных мер по спасению имущества на море;

4) пожара, возникшего не по вине перевозчика;

5) действий и распоряжений соответствующих властей;

6) военных действий и народных волнений;

7) действия или бездействия отправителя или получателя;

8) скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;

9) незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;

10) недостаточности или неясности марок;

11) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично;

12) иных обстоятельств, возникших не вине перевозчика, его работников или агентов.

Договор морской перевозки груза прекращается без обязанности одной стороны договора возместить другой стороне договора вызванные прекращением договора убытки, если после его заключения и до отхода судна от места погрузки груза вследствие не зависящих от сторон обстоятельств:

1) судно погибнет или будет насильственно захвачено;

2) судно будет признано непригодным к плаванию;

3) погибнет груз, индивидуально определенный;

4) погибнет груз, определенный родовыми признаками, после сдачи его для погрузки и отправитель не успеет сдать другой груз для погрузки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: