Монреальская конвенция о международных авиаперевозках

Авиакомпании увеличат компенсации за утерю багажа и задержку рейса

Россия присоединилась к Монреальской конвенции. Теперь авиакомпании будут выплачивать больше компенсаций. За задержку рейса — больше 300 тысяч рублей, а за багаж почти 100 тысяч. Выплаты за утерю груза и гибель пассажиров тоже увеличились. Это касается только международных рейсов. На российских действуют те же правила, что и раньше.

Объясняем, как это работает и почему на практике получить такие суммы почти нереально.

Что за конвенция?

Монреальская конвенция — это документ, который объясняет некоторые правила для международных авиарейсов, которые перевозят людей и грузы. Постепенно его приняли 130 государств, в том числе Евросоюз, США , Китай и Япония. Для них при международных перевозках действуют не внутренние законы страны, а правила конвенции.

Монреальская конвенция действует с 2003 года, но Россия присоединилась к ней только сейчас. До этого международные перевозки у нас регулировала Варшавская конвенция и российские законы.

Могло быть так, что за ущерб на одном и том же рейсе пассажир из Европы получал компенсацию по Монреальской конвенции, а россиянин — меньше. Российские перевозчики проигрывали иностранным по уровню ответственности и гарантиям.

Какие выплаты положены пассажирам международных рейсов?

Выплаты считают в валюте МВФ — специальных правах заимствования. Сокращенно — СПЗ . У нее свой курс, который постоянно меняется, поэтому для ориентира мы пересчитали суммы в рубли на дату публикации.

1 СПЗ = 83 рубля на 28.08.17

Максимальные выплаты по правилам конвенции

Причина В СПЗ В рублях
Задержка рейса 4694 390 000
Повреждение или утрата груза 19 3000 за 1 кг
Повреждение или утрата багажа 1131 94 000
Гибель пассажира 113 100 9,4 млн

Выплачивают не максимальную, а доказанную сумму ущерба. Поэтому заявления в СМИ , что теперь за задержку рейса можно получить триста тысяч, — это журналистика, которую мы заслужили. Чтобы получить столько денег, нужно иметь серьезные аргументы. Если авиакомпания докажет, что ущерб возник по вине пассажира, сумму выплат могут уменьшить. Если пассажир не сможет обосновать ущерб, максимальную сумму точно не получит. У перевозчиков на этот случай есть свои лимиты и грамотные юристы.

Сразу после происшествия можно получить предварительную выплату от авиакомпании. Когда разберутся, ее зачтут в счет компенсации.

На каких рейсах действуют международные правила?

Эти правила действуют только для международных авиаперевозок.

Главное условие — чтобы места отправления и назначения находились на территории страны, подписавшей конвенцию. Например, на пассажиров рейса Москва — Афины конвенция действует: Греция к ней присоединилась. А если из Москвы лететь в Минск, конвенция не работает: Беларусь ее не подписала.

Гражданство пассажира не имеет значения. Можно быть гражданином Таиланда, который не подписал конвенцию, но лететь из России в Европу. И тогда компенсации выплатят по правилам Монреальской конвенции. Хотя бывают исключения.

Международными рейсами через российские аэропорты каждый год летает почти 50 млн человек. Теперь у некоторых из них есть шанс получать больше компенсаций, чем раньше.

А если лететь по России, это считается? Страна же участник конвенции.

Нет, это не считается. Если лететь рейсом Москва — Владивосток, это внутренняя перевозка. Здесь действуют российские законы, а компенсации выплачивают по нашему воздушному кодексу.

Но есть интересный нюанс. Если самолет при перелетах внутри страны делает согласованную остановку в любой другой стране, это уже международная перевозка. Даже если эта страна не подписала конвенцию.

В какой стране подавать иск, чтобы получить выплаты?

Для компенсации за багаж и задержку рейса можно подать иск по месту регистрации перевозчика или там, где у него основное предприятие или офис. Компенсацию за смерть или вред здоровью можно потребовать по месту жительства пассажира или родственников.

В любом случае до иска нужно написать претензию авиакомпании. Чаще всего можно договориться без суда.

От выбора страны зависит сумма компенсации: по каким нормам права ее будут считать в конкретном случае. Это не единственный, но важный критерий.

Теперь билеты подорожают?

Может быть, билеты подорожают. Чтобы выплачивать большие суммы, авиаперевозчикам нужны собственные средства или страховка. И то и другое требует денег. Вполне вероятно, что эти расходы переложат на пассажиров. Чтобы больше получить, придется больше платить.

Пока в применении правил конвенции на территории России много непонятного, а правоприменительной практики нет. Некоторые нормы воздушного кодекса не стыкуются с Монреальской конвенцией. Перевозчикам еще предстоит во всём разобраться.

Что делать, чтобы получить максимум от авиакомпании?

Аккуратнее с документами. Если что-то пойдет не так, они пригодятся. Обязательно собирайте доказательства ущерба.

Если везете что-то ценное, стоит доплатить за объявленную ценность. Тогда получите полную сумму компенсации на любом рейсе.

Пробуйте договориться без суда. Может быть, авиакомпания сама выплатит ущерб по претензии. Не факт, что суд увеличит компенсацию, но времени и денег это точно потребует. А судебные издержки не всегда возмещают.

Кроме компенсаций пассажиры имеют право на дополнительные услуги. Например на гостиницу или горячее питание на время задержки рейса. Стоит попросить, чтобы вам предоставили положенное по закону.

Если речь о больших суммах, ищите юриста. В воздушном праве много нюансов и важно правильно выбрать страну для иска. Закон страны происшествия, закон суда, закон флага — это интересно, но зачем вам это знать?

Как быть с компенсацией в случае гибели пассажира, рассказывать не будем. Обычно в таких случаях подключаются юристы и государство. Надеемся, что вам и вашим родным это не понадобится. Всё-таки самолеты — самый безопасный вид транспорта.

Знай свои воздушные права

Напомним: в апреле с.г. Россия официально присоединилась к конвенции 1999 года, которую ратифицировали более 120 стран. Для российских авиаперевозчиков Монреальская конвенция должна стать «буквой закона» через шесть месяцев после ратификации.

Что должны теперь знать российские авиапассажиры? И что должны иметь в виду авиаперевозчики? Cамое главное: все компенсационные выплаты в Монреальской конвенции привязываются к специальным правам заимствования (СПЗ). Это искусственное платежное средство, курс которого формируется на основе корзины пяти валют — доллара, евро, японской иены, китайского юаня и фунта стерлингов. Курс СПЗ публикуется ежедневно. Так, на 26 августа 1 СПЗ равнялся 83,41 руб.

По сравнению с Варшавской, Монреальская конвенция устанавливает в четыре раза более высокую компенсацию в случае гибели или телесного повреждения пассажира — 113 100 СПЗ (около 8,7 миллиона рублей). До сего времени — не более двух миллионов рублей. При уничтожении, утере, повреждении или задержке при перевозке багажа установлена компенсация в сумме 1031 СПЗ, или 80 тысяч рублей. Существенно возрастет компенсация и за задержку рейса: максимальный размер — в 4694 СПЗ (около 364 тысяч рублей). Но это максимальные компенсации. Минимальные суммы, а также механизмы их получения должны быть прописаны регулятором. В России это министерство транспорта.

Виталий Бордунов, профессор, эксперт ИКАО:

— Конвенция значительно повышает уровень защиты прав и законных интересов пассажиров, летающих международными рейсами. Недавно инженер английской British Airways отключил бесперебойное питание компьютерного центра авиакомпании, а затем неправильно подключил его обратно. Это стало причиной настоящего хаоса в аэропортах: сбой коснулся нескольких тысяч авиапассажиров. Многие международные рейсы были отменены, что обошлось компании почти в 130 млн фунтов стерлингов, которые она в соответствии с правилами Монреальской конвенции заплатила пассажирам.

Пример для российских авиакомпаний очень поучительный. Пункт 1 ст. 22 конвенции устанавливает пределы компенсации в случае задержки международной воздушной перевозки в сумме 4150 СПЗ — 400 тыс. рублей. Так что задержка может очень дорого обойтись перевозчику. Например, на «Боинге-777» установлено 403 кресла, А320 — 240 кресел, А330 — 300 кресел. Несложно рассчитать риски возмещения вреда пассажирам. Это соответственно 160 миллионов, 80 миллионов рублей и 132 миллиона рублей. Ясно, что такие возмещения по монреальским правилам могут окончательно подорвать финансовое благосостояние перевозчика.

В наше время национальное законодательство в области международных воздушных перевозок к такому взаимодействию с Монреальской конвенцией пока не готово. Хотя ее нормы имеют приоритет над национальными нормами международных авиаперевозок, это отнюдь не означает, что они универсальны и способны регулировать любые правовые проблемы, порождаемые рынком международных авиаперевозок.

Успешному применению Монреальской конвенции во многом могла бы способствовать основательная подготовка к ее применению в российской правовой системе. Казалось бы, ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, устанавливающей примат норм международного права над нормами внутригосударственного права в случае их расхождений, открывает нараспашку двери для ее внедрения в правовую систему России. В этих условиях специальный закон мог бы помочь внедрению конвенции и заодно способствовать возникновению правовой культуры единообразного толкования и применения новых правил международных авиаперевозок в российской деловой практике.

Пока процесс ратификации Монреальской конвенции ограничился формальным актом о ратификации, хотя специфика конвенции требует большего. Отсутствие имплементационного закона невольно может способствовать развитию ущербного процесса произвольного и спорного толкования и применения конвенции.

Борис Елисеев, доктор юридических наук, профессор:

— Установленные размеры выплат в этом международном правовом документе определяют только максимум, верхний предел, который теоретически может быть возвращен пассажиру. При этом не следует забывать о том, что бремя доказывания понесенного убытка, ущерба будет лежать на истце. То есть к претензии, которую пассажир отправил перевозчику, должны быть приложены подтверждающие документы: кассовые чеки, квитанции и т.д.

А если авиакомпания после изучения доказательственной базы откажет пассажиру частично или полностью? Что делать пассажиру? Остается одно — обратиться в суд.

Надо сказать, что российские суды не всегда охотно применяют международные правовые акты прямого действия. Мне известно лишь несколько таких случаев. Как-то раз удалось убедить суд и получить решение на основе документа ИКАО. Но, поверьте, это было очень сложно. Между тем в Интернете уже появилась реклама неких «юридических» фирм, которые уверяют: мол, абсолютно за любую задержку рейса они запросто могут получить по «монреальским» правилам от перевозчика компенсацию 600 евро. Знайте: конвенцией это вообще не предусмотрено!

Упреждение и устранение рисков при международных авиаперевозках — новая важная задача, к решению которой должны активно подключиться сами российские перевозчики. Новому прочтению подлежат страховые договоры — авиакомпаниям полезно обновить соглашения по аутсорсингу услуг и надо специально оговорить случаи задержек рейсов по вине аэропорта. Отдельная тема — усовершенствование системы оповещения пассажиров о возможных случаях, ведущих к отмене/задержке рейсов.

Представим, что пассажир купил билет у российского перевозчика с пересадкой в иностранном аэропорту. А там — забастовка персонала, рейс задержан. Разумеется, пассажиры предъявят иск юридическому лицу, которое заключило с ним договор перевозки. Что делать нашему перевозчику? Подать регрессный иск? Переложить бремя ответственности на страховую компанию? Признать факт забастовки форс-мажором.

Да, авиапассажир будет теперь защищен лучше. Но юристам авиакомпаний неплохо бы разобраться с судебной практикой континентального и англо-саксонского права по разрешению споров в сфере международных авиаперевозок. В свое время применению Варшавской конвенции очень помогали «Правила международных воздушных перевозок». Этим опытом полезно воспользоваться и в случае с Монреальской конвенцией.

24 августа 1981 года 20-летняя студентка Лариса Савицкая возвращалась из свадебного путешествия с мужем Владимиром. Летели на Ан-24 из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Над городом Завитинском на высоте 5200 метров их самолет столкнулся с бомбардировщиком Tу-16.

Лариса спала, когда почувствовала сильный удар. И вжалась в кресло. Восемь минут она падала с высоты 5200 метров на обломке самолета 3 метра в ширину и 4 метра в длину. Единственная из 38 человек, кто уцелел. Врачи констатировали у нее сотрясение мозга, травмы позвоночника, переломы.

Тогда писали, что компенсация родным погибших составила 300 рублей. Лариса получила. 75 рублей.

Она дважды внесена в российское издание Книги рекордов Гиннесса: как человек, выживший после падения с максимальной высоты, и как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба.

По нормативам Госстраха в СССР полагалось 300 руб. компенсации ущерба за погибших и 75 руб. за выживших в авиакатастрофах.

15 января 2009 года лайнер А320-214 столкнулся со стаей птиц. Экипажу удалось посадить машину с отказавшими двигателями на реку Гудзон в Нью-Йорке. Все 155 человек, находившиеся на борту, выжили.

Монреальская конвенция о воздушных перевозках (1999) в России. Обзор

Подписание Владимиром Путиным указа об адаптации Воздушного кодекса России к нормам Монреальской конвенции о международных воздушных перевозках (1999) ознаменовало наступление новой эры для пассажиров и перевозчиков. Об основных новшествах пойдет речь в настоящем обзоре.

Сфера применения Монреальской конвенции

Действие завизированного президентом документа распространяется исключительно на международные рейсы. Регулирование взаимоотношений между перевозчиками и их клиентами на внутренних линиях будет осуществляться по старым правилам, прописанным в Варшавской конвенции 1929 года.

Важно: при покупке билета из РФ в не присоединившееся к Монреальскому договору государство (например, в Беларусь) нормы данного документа действовать не будут. В случае же приобретения билетов туда-обратно, отношения между заказчиком и поставщиком авиационных услуг будут регулироваться по новым правилам, поскольку конечный пункт назначения будет расположен в стране, ратифицировавшей обсуждаемый документ.

Участники Монреальской конвенции

На текущий момент число присоединившихся к Монреальскому договору государств приближается к 130-и. Среди участников Соединенные Штаты, Евросоюз и все входящие в него европейские страны, Канада, Мексика, Япония, а также множество других стран. Россия ратифицировала Конвенцию 1999 года в апреле 2017 года.

Нормы Монреальской конвенции применительно к чартерным рейсам

Пассажиры нерегулярных рейсов получают такую же защиту, как и пассажиры обслуживаемых на регулярной основе направлений.

При этом зачастую пассажиры т.н. «курортных чартеров» имеют на руках билет в одну сторону, несмотря на то, что данная практика запрещена законом. В этом случае, если конечный пункт назначения расположен в Таиланде и любой другой не ратифицировавшей Монреальскую конвенцию стране, предусмотренные в документе нормы ответственности перевозчика действовать не будут. При рейсе же из Таиланда в Москву пассажиры будут защищены в соответствии с конвенцией.

По мнению экспертов, угроза попасть под прописанные в Монреальском договоре колоссальные штрафы заставит авиакомпании делать всё возможное для урегулирования спорных ситуаций в досудебном порядке.

Предусмотренная Монреальской конвенцией ответственность авиакомпаний

Срыв графика полетов, отмена рейса, утеря/повреждение багажа и гибель пассажира влетят перевозчикам в «копеечку», размер которой будет достигать 6- и 7-значных цифр в рублевом исчислении.

При этом компаниям удастся избежать ответственности в случае сбоя в расписании по причине обстоятельств непреодолимой силы (погодных катаклизмов, забастовок, войн, переворотов, терактов и иных форс-мажоров).

Предельные суммы компенсаций для пассажиров

Индексация возмещений по правилам Монреальского договора осуществляется раз в пятилетку. «Валютой» выплат является СПЗ («специальные права заимствования», англ. SDR). Действующие ныне правила обязывают авиакомпании выплачивать компенсации в размере:

  • 113 100 СПЗ (Ք8,8 млн) – за гибель пассажира во время полета;
  • 4 694 СПЗ (Ք366 тыс.) – компенсация за задержку рейса;
  • 1 131 СПЗ (Ք88 тыс.) – за утрату/повреждение багажа без «привязки» к весу;
  • 19 СПЗ (Ք1,5 тыс.) – за каждое кило утраченного/поврежденного груза.

Основания для выплаты максимально возможной компенсации

Монреальский договор защищает перевозчиков от безосновательных претензий путем предоставления права доказывания своей невиновности в инкриминируемых нарушениях в суде. Это значит, что претендовать на прописанные в документе возмещения смогут исключительно пассажиры, способные убедить служителей Фемиды в совершенном авиакомпанией нарушении.

Судебная практика в других странах действия Монреальской конвенции демонстрирует, что случаи выплаты максимальных компенсаций крайне редки. Средняя сумма возмещения за потерянный перевозчиком регистрируемый багаж, в частности, составляет $20 за кило (т.е. за рюкзак весом 25 кг пассажир получает порядка Ք30 тыс., тогда как граничная планка ответственности установлена на уровне Ք88 тыс.)

Для минимизации претензий допустившие сбой в расписании авиакомпании обеспечивают пассажиров задержанных более чем на 2 часа рейсов питанием и напитками, а при более длительных сбоях – койками в отелях. Кроме того, перевозчики прописывают в договоре пункт о доставке пассажира в пункт назначения в (цитата) «разумные сроки». Данный довод является достаточно весомым для защиты позиции авиапредприятия в суде.

Отразится ли ратификация Россией Монреальской конвенции на стоимости билетов

В присоединившихся к документу зарубежных странах удорожания перелетов зафиксировано не было. Как будет обстоять дело в российских реалиях – покажет время.

Столкнулись с отменой рейса из-за коронавируса и авиакомпания вместо денег предлагает ваучер или отсрочку? Поможем вернуть деньги за билет!

Если по нормам Воздушного кодекса РФ ответственность компании за ущерб из-за задержки рейса составляет 1875 рублей за каждый час задержки (но не более 50 процентов от стоимости билета), то по новым правилам компенсация будет ограничиваться не половиной стоимости билета, а суммой в 332 тыс. рублей.

Компенсации идут на взлет

​Во вторник, 4 апреля, президент России Владимир Путин подписал закон об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, предусмотренной присоединением России к Монреальской конвенции. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации. Россия присоединится к конвенции с оговоркой о ее нераспространении на международные некоммерческие воздушные перевозки и перевозку лиц, груза и багажа, осуществляемую для военных целей.

Тем не менее многое изменится как для пассажиров, так и для авиакомпаний. «Конвенция устанавливает максимальный размер ответственности перевозчика за вред жизни или здоровью пассажира, а также за убытки, вызванные задержкой рейса или утратой багажа», — приводит слова заместителя генерального директора по правовым и имущественным вопросам «Аэрофлота» Владимира Александрова пресс-служба авиакомпании.

Как отмечает генеральный директор HEADS Consulting Александр Базыкин​, речь идет только о международных рейсах, внутренние рейсы будут регулироваться действующим российским законодательством.

По статистике Росавиации, за 2016 год через отечественные аэропорты перевезены 159,6 млн пассажиров, международными рейсами воспользовались 46,4 млн человек — 29% от всего пассажиропотока по стране, приводит данные пресс-служба «Аэрофлота». «Таким образом, преимуществами конвенции смогут воспользоваться не более трети всех авиапассажиров в России», — резюмирует Александров.

Конвенция расширяет пределы и размер ответственности перевозчика за причиненный клиентам вред во время полета. Компенсации пассажирам или их родственникам привязываются к искусственному платежному средству — специальным правам заимствования (СПЗ: корзина из иены, евро, доллара и фунта стерлингов, курс на 4 апреля — 78 руб.).

В случае потери, повреждения и опоздания багажа, согласно Монреальской конвенции, полагается компенсация до 1131 СПЗ, или около 90,5 тыс. руб. Сейчас размер компенсации определяется ст. 119 Воздушного кодекса РФ и не может превышать 600 руб. за 1 кг (для багажа) и 11 тыс. руб. для ручной клади в случае, если цена не может быть точно установлена.

За задержку рейса, согласно Монреальской конвенции, каждому пассажиру положена компенсация до 4694 СПЗ, или почти 380 тыс. руб. Сейчас ответственность компании за ущерб из-за задержки рейса составляет 25% МРОТ (1875 руб.) за каждый час задержки, но не более 50% стоимости билета.

В случае гибели пассажира, как гласит конвенция, размер компенсации может составлять до 113 100 СПЗ, или около 9 млн руб. Сейчас эта норма регламентируется п. 12 ст. 117 Воздушного кодекса. Максимальная сумма — 2 млн руб.

Наконец, пассажиры получат возможность выбрать место предъявления иска к перевозчику. Если это можно было сделать только по месту регистрации авиакомпании, то после присоединения к конвенции подать иск можно будет и по месту жительства пассажира.

Что изменится для перевозчиков

Определенные изменения коснутся и перевозчиков. Вводятся гарантии для авиакомпаний по их освобождению от ответственности в размере, превышающем 100 тыс. СПЗ, если перевозчик докажет, что вред причинен не по его вине.

Изменяется период, в течение которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный пассажиру и/или его багажу. Сегодня этот период длится с момента прохождения предполетного досмотра и до момента, когда пассажир под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром, уточняется в сообщении Министерства транспорта. В новой редакции этот период ограничен нахождением на борту воздушного судна, а также посадкой и высадкой.

Кроме того, предусматривается возможность оформления электронного документа для грузовых перевозок. В настоящее время опция действует только для пассажирских перевозок (e-ticket), что позволяет авиакомпаниям ежегодно экономить сотни миллионов рублей. В случае с грузоперевозками суммы экономии будут еще выше, следует из сообщения Министерства транспорта.

По словам юриста адвокатского бюро А2 Екатерины Ващилко, нормы Монреальской конвенции не предполагают изменения российского законодательства, а становятся его составной частью. «Вероятнее всего, увеличение ответственности перевозчика увеличит и стоимость услуг», — добавляет она.

«Аэрофлот», крупнейший российский авиаперевозчик, подчеркивает: чтобы получить желаемую компенсацию, пассажиру потребуется в каждом случае доказывать размер своих убытков, в том числе в судебном порядке.

Представители S7 и UTair не ответили на запросы РБК.

Александр Базыкин отмечает, что присоединение к конвенции — позитивная новость для россиян: права пассажиров на компенсацию за вовремя не реализованные рейсы и утерянный багаж будут защищены лучше. Вместе с тем не стоит рассчитывать на максимальные компенсации, добавляет директор AirHelp по Восточной Европе Евгений Лонский. «Страны самостоятельно принимают регламенты и формируют судебную практику, которые по факту уменьшают максимальные суммы выплат», — поясняет он, уточняя, что многое будет зависеть от практики рассмотрения пассажирских исков.

«Присоединение к конвенции заставит авиакомпании более организованно подходить к организации полетов, — говорит Базыкин. — Задержки рейсов, которые случаются чаще, чем потеря багажа, должны в итоге сократиться, так как проще организовать работу внутри компании, чем выплачивать каждому пассажиру до 380 тыс. руб.».

По мнению аналитика «Алора» Кирилла Яковенко, скорого роста качества услуг авиаперевозчиков ждать не приходится. «В случае если компенсации пассажирам в результате задержки рейсов будут достигать прописанных в конвенции уровней, бизнес авиаперевозчиков с учетом высокого числа нарушений компаниями расписания окажется за гранью рентабельности», — говорит он. По мнению эксперта, в этом случае у авиаперевозчиков не будет иного пути, кроме как закладывать риски финансовых потерь в стоимость билетов. В результате это может привести к их подорожанию на 25–30% в короткие сроки.

Долгий путь к Монреалю

Россия является участницей Варшавской конвенции 1929 года. Монреальская конвенция 1999 года представляет собой расширенный вариант этого соглашения, учитывающий изменения, связанные с развитием технического прогресса и правоотношений в сфере гражданской авиации.

В марте 2016 года, как писал «Коммерсантъ», Минтранс рассчитывал, что Россия ратифицирует Монреальскую конвенцию летом 2016 года. 2 ноября 2016 года правительственная комиссия одобрила законопроекты о присоединении России к Монреальской конвенции.

24 марта 2017 года соответствующий закон был принят Госдумой, 29 марта — одобрен Советом Федерации.

Монреальская конвенция в действии: на какие компенсации теперь рассчитывать туристам?

Подпишитесь на туристические новости:

  • Яндекс Дзен
  • Google News

27 мая в России наконец-то вступили в силу ранее принятые поправки в Воздушный кодекс РФ о присоединении нашей страны к Монреальской конвенции. И тут стоит отметить, что несмотря на громкие заголовки в ряде СМИ, с вступлением в силу новых правил пассажиры российских перевозчиков смогут рассчитывать не на мизерные выплаты за задержку рейсов, а на более-менее разумные компенсации за фактически понесенные расходы. При этом, как подчеркивают эксперты, ждать максимально допустимых выплат в размере более 400 тыс. рублей, предусмотренных конвенцией, также не стоит . Помимо этого , рассчитывать на как и е-либо «бонусы» за задержки вряд ли смогут туристы, отправляющиеся в путешествия на чартерах.

Напомним, присоединение к конвенции президент России Владимир Путин утвердил еще 4 апреля прошлого года. Далее законопроекты были одобрены правительственной комиссией. Как пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» учредитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов , согласно Монреальской конвенции максимальная сума компенсации привязан а к искусственному платежному средству – специальным правам заимствования (СПЗ). Их курс формируется на основе корзины из четырех валют: доллара , евро, иены и фунта стерлингов и меняется ежедневно. В итоге теоретически в случае задержки рейса пассажир может получить до 4694 СПЗ (на сегодня это около 400 тыс. руб. по курсу).

Однако эксперт подчеркивает, что туристам необходимо учитывать важные нюансы. «Во-первых, конвенция распространяется только на международные перевозки в страны , ратифицировавшие конвенцию — на внутрироссийские направления действие конвенции не распространяется. Во-вторых, в конвенции речь идет не о компенсациях за задержку или штраф (как в Воздушном кодексе РФ), а о возмещении причиненного вреда вследствие задержки рейса. «То есть , пассажирам придется документально обосновывать свои убытки. Вред или ущерб в результате задержки рейса должен быть доказан – например, если пассажир опоздал на стыковку с рейсом другого перевозчика, или не попал на оплаченное мероприятие, или из-за задержки сократилось время оплаченного размещения в отеле, или у него случился сердечный приступ и пришлось вызывать скорую. Иными словами, это прямой путь в суд. В-третьих , конвенция устанавливает максимальный порог возмещения, а не порядок расчета суммы. То есть никакого фиксированного штрафа, даже минимального, в зависимости от почасовой задержки рейса, в конвенции нет», — отметил г-н Мохов.

«А в завершение самое главное — ст. 19 конвенции гласит: «перевозчик не несет ответственности за вред, причиненный вследствие задержки, если он докажет, что им и его служащими, и агентами приняты все возможные, разумно необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что ему или им было невозможно принять такие меры». Эта формулировка оставляет авиакомпаниям широкие возможности оправдать причину задержки рейса», — добавил собеседник .

В итоге, по словам юриста, все эти нюансы делают Монреальскую конвенцию практически бесполезной для пассажиров чартерных рейсов, где задержка рейсов в два-три часа – обычное дело. При этом реальных убытков у туристов зачастую нет, либо они минимальны. «У пассажира есть право предъявить требования авиакомпании о возмещении вреда, если он действительно причинен, и без всякой конвенции, опираясь на Гражданский кодекс. По Гражданскому кодексу верхнего предела возмещения вообще нет, но вред так же необходимо доказать», — уточнил Георгий Мохов.

В з авершение эксперт отметил, что внесенные в Воздушный кодекс поправки в первую очередь призваны унифицировать российское законодательство . « Поправки вступили в силу 27 мая 2018 года, но статья 120 ВК о задержке вылета рейсов в них не вошла, ее формулировка осталась прежней. В то же время в Минтрансе РФ создана специальная рабочая группа, занимающаяся модернизацией воздушного законодательства в целях защиты прав пассажиров. В частности, рассматривается и новая редакция 120 статьи, возможно скоро мы узнаем результаты этой работы », — пояснил Георгий Мохов.

Тем не менее , плюсы от Монреальской конвенции, по мнению гендиректор а се рвиса для взыскания компенсаций « Compensair » Роман а Гильманов а , для российских туристов все-таки есть. «Раньше компания Compensair только в теории могла получать компенсации по рейсам российских авиакомпаний с вылетами из Европы, попадающих под действие Монреальской конвенции. Например, мы шли против российского перевозчика в суд в Европе, выигрывали этот суд, но исполнить это решение в нашей стране мы не могли, поскольку в России действие этого регламента не признавалось. Соответственно, в текущих реалиях ситуация может поменяться, и мы сможем начать достаточно активно работать по международным направлениям с российскими авиакомпаниями. То есть в целом это можно назвать очень хорошим шагом к тому, чтобы в России на внутренних рейсах также появилась практика выплат и компенсаций. Я очень надеюсь, что это может произойти в течение ближайших двух лет», — отмечает г-н Гильманов.

Если говорить о чартерах, то тут, по словам эксперта, вс ё зависит от того, какая авиакомпания выполняет рейс. « Е вропейские чартеры ничем не отличаются от регулярных рейсов. Соответственно, правила для них аналогичные», — поясняет собеседник . А вот с российскими чартерами возникает ситуация некого противоречия. «С одной стороны, компенсация предполагается, с другой стороны, российские чартерные билеты зачастую предусматривают, что в течение суток может быть изменено как время вылета, так и аэропорт. И оповестить пассажира об этом перевозчик имеет право буквально перед вылетом. Соответственно, в этом плане у чартерных авиакомпаний развязаны руки: они могут двигать рейс в течение дня. С другой стороны, Монреальская конвенция предусматривает получение компенсаций за фактически понесенные расходы. Я думаю, здесь только судебная практика покажет нам, как это будет работать», — заключил эксперт.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях :

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: