Организованная перевозка групп детей автобусами

Правила перевозки группы детей в автобусе

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о правилах перевозки групп детей в автобусе. За последние несколько лет были выпущены и изменены несколько нормативных документов, связанных с данным вопросом. Все они были рассмотрены на pddmaster.ru.

Данная статья содержит обобщенную информацию и будет обновляться по мере изменения законодательства.

Обратите внимание, вопросы организованной перевозки детей затрагивают не только транспортные предприятия.

Например, если родители школьников хотят организовать для своих детей экскурсию, то им также придется соблюдать правила перевозки.

В этой статье будут рассмотрены документы, необходимые для перевозки, требования к автобусам и находящимся в них людям.

Что является организованной перевозкой детей?

«Организованная перевозка группы детей» — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

Обратите внимание, к организованной перевозке не относятся:

  • Поездка детей на маршрутном транспортном средстве. Например, если дети вместе с учителем едут в театр на троллейбусе номер 1.
  • Перевозка 7 и менее детей.
  • Перевозка 8 или более детей и нескольких родителей, при которой без родителей едут 7 детей или менее.

К организованной перевозке относится перевозка, когда:

  • Люди едут в автобусе, не являющимся маршрутным транспортным средством.
  • Среди людей есть как минимум 8 детей, родители которых в автобусе не присутствуют.

Если перечисленные выше условия выполняются, то Вам следует дочитать эту статью до конца и изучить правила перевозки.

Участники организованной перевозки

В настоящее время перечень лиц, которые могут участвовать в организованной перевозке, строго ограничен. Пункт 14 правил перевозки детей автобусами:

14. В случае неявки ребенка или иного лица, включенного в список, сведения о нем вычеркиваются из списка. Нахождение в автобусе помимо водителя (водителей) иных лиц, кроме тех, которые указаны в списках, не допускается. Контроль за соблюдением указанных требований возлагается на сопровождающих лиц.

В автобусе могут находиться только:

  • водитель (водители);
  • дети, включенные в список пассажиров;
  • сопровождающие лица, включенные в список пассажиров;
  • медицинский работник, включенный в список пассажиров.

Обратите внимание, правомерность нахождения каждого человека в автобусе должна быть подтверждена соответствующим документом. Взять в поездку человека без документа нельзя.

В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. В туристическую поездку едет 11-й класс общеобразовательной школы. При этом часть учащихся достигла возраста 18 лет, т.е. детьми они не являются. Другая часть класса остается детьми. Как оформить документы в этом случае?

На самом деле все довольно просто:

  • Учащихся младше 18 лет следует вписать в список пассажиров в качестве детей;
  • Учащихся старше 18 лет нужно вписать в список пассажиров в качестве сопровождающих.

Рассмотрим каждого из участников поездки подробнее.

Водитель автобуса

Водитель должен отвечать следующим требованиям:

  • работа водителем категории D в течение 1 года из последних 2-х лет (до 1 января 2021 года — 12 из 13 последних месяцев);
  • пройти предрейсовый инструктаж;
  • отсутствие наказания в виде лишения прав или административного ареста в течение последнего года.

Дети до 18 лет должны быть включены в список пассажиров в качестве детей.

При этом, если в списке есть хотя бы один ребенок младше 7 лет, то график движения автобуса должен быть составлен так, чтобы автобус не находился в пути дольше 4 часов. То есть речь идет об общей продолжительности поездки. Так что взять маленьких детей в длительные поездки не получится.

Сопровождающие

Все сопровождающие должны быть включены в список пассажиров в качестве сопровождающих.

Сопровождающие назначаются в каждый из автобусов, участвующий в перевозке. Минимальное количество сопровождающих — 1 человек у каждой двери автобуса, предназначенной для посадки.

Если автобус имеет 2 двери, то и сопровождающих должно быть не меньше двух.

Примечание. С 1 января 2021 года допускается наличие только 1 сопровождающего в автобусе, если в группу включены 20 детей или менее. В этом случае посадка и высадка пассажиров производится через одну дверь автобуса, около которой и находится сопровождающий.

Максимальное количество сопровождающих ничем не ограничено.

Например, в автобусе могут ехать 8 детей и 30 сопровождающих.

Один из сопровождающих в каждом автобусе назначается ответственным.

Кроме того, если автобусов несколько, то назначается также и старший ответственный сопровождающий. До 1 октября 2019 года старший ответственный мог ехать только в последнем автобусе колонны. После 1 октября это требование отменено и старший сопровождающий может ехать в любом автобусе.

Взрослые пассажиры

Все взрослые пассажиры автобуса должны быть включены в список пассажиров в качестве сопровождающих.

Медицинский работник

Медицинский работник требуется только в том случае, если поездка соответствует одновременно следующим условиям:

  • поездка является междугородней (до 1 января 2021 года);
  • длительность поездки по графику превышает 12 часов;
  • в колонне находятся 3 автобуса или более (с 1 января 2021 года).

С 1 октября 2019 года медицинский работник может ехать в любом автобусе колонны. Ранее он должен был находится в последнем автобусе.

Документы для организованной перевозки

Документ ГИБДД

Если перевозка осуществляется одним или двумя автобусами, то требуется копия уведомления ГИБДД.

Если в перевозке участвуют 3 или более автобусов, то требуется копия решения ГИБДД о назначении сопровождения или об отказе в предоставлении сопровождения. В случае положительного решения по заявке колонна автобусов сопровождается одним или несколькими автомобилями полиции.

Список всех пассажиров

С 1 октября 2019 года все пассажиры могут быть внесены в единый список, то есть оформление отдельных списков для детей, сопровождающих и взрослых пассажиров не требуется.

Например список может иметь такой вид:

Фамилия Имя Отчество Дополнительная информация
ребенок Иванов Иван Иванович Возраст: 12 лет.
Телефон родителей: +7 900 123 45 67
сопровождающий Петров Петр Петрович Телефон: +7 900 987 65 43
сопровождающий Волков Аркадий Дмитриевич Телефон: +7 900 555 44 33

При заполнении информации о детях вместо графы «Возраст» может использоваться графа «Дата рождения».

Примечание. Если в поездке участвуют медицинский работник, то он также должен быть включен в список пассажиров. При этом дополнительно должны быть приложены лицензия на осуществление медицинской деятельности или договор с медицинской организацией.

Документ водителя

Внимание! С 1 января 2021 года дополнительный документ водителя не требуется.

В документе водителя должны быть указаны его ФИО и телефон. Если водителей несколько, то в документе указываются данные каждого из них.

Обратите внимание, речь не идет о водительском удостоверении. Требуется отдельный документ, который должен оформить организатор перевозки.

Кроме того, документ водителя можно не оформлять, если среди документов есть копия уведомления ГИБДД о перевозке. Такое уведомление является обязательным, если в перевозке участвуют 1 или 2 автобуса.

Порядок посадки пассажиров в автобус

Внимание! С 1 января 2021 года порядок посадки пассажиров не требуется.

Порядок посадки пассажиров включает информацию о том, как именно контролируется, что в автобус попали именно пассажиры из списка:

  • по документам (по служебному удостоверению, путевке, карте учащегося);
  • по списку пассажиров;

Маршрут перевозки

Сведения о маршруте перевозки должны включать:

  • пункт отправления;
  • промежуточные пункты посадки/высадки;
  • пункт назначения;
  • места остановок для питания и отдыха.

Примечание. До 1 октября 2019 года также был необходим график движения, в котором должно было указываться время прибытия в разные пункты маршрута.

Дополнительные документы

Документы, которые должны быть у водителя лишь в некоторых случаях:

  • Договор фрахтования или его копия (если такой договор заключался).
  • Список набора пищевых продуктов, если дети находятся в пути следования дольше 3-х часов (до 1 января 2021 года).

Обратите внимание, оригиналы всех перечисленных выше документов должны храниться в течение 90 дней с момента поездки, а если во время поездки произошло ДТП с пострадавшими, то в течение 3-х лет.

Автобус для организованной перевозки

22.6. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками «Перевозка детей».

К автобусу предъявляются следующие требования:

  • Установка знака «Перевозка детей». Знак устанавливается спереди и сзади автобуса.
  • Включение маячка желтого или оранжевого цвета (начиная с 1 июля 2018 года).
  • Автобус должен быть оборудован ремнями безопасности (с 1 октября 2019 года).

Кроме того, автобус для организованной перевозки детей должен удовлетворять и требованиям, предъявляемым ко всем автобусам для перевозки пассажиров:

  • Автобус должен соответствовать по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозке пассажиров.
  • Автобус должен быть допущен к участию в дорожном движении.
  • Установка тахографа.
  • Установка аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (не действует с 19 марта по 31 мая 2021 года).

Перевозка в ночное время

Пункт 11 правил регламентирует особенности перевозки детей в ночное время:

12. В ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускаются организованная перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночного отдыха) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути), а также организованная перевозка группы детей, осуществляемая на основании правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.

Перевозка ночью (с 23 до 6 часов) возможна в следующих случаях:

  • К железнодорожному вокзалу, аэропорту или от них.
  • Завершение перевозки при отклонении от графика.
  • Если перевозка осуществляется на основании правового акта высшего исполнительного органа субъекта РФ.

Например, правительство Ярославской области может издать постановление об осуществлении организованной перевозки в ночное время.

В заключение хочу напомнить, что данная статья составлена на основании следующего нормативного документа:

Если у Вас остались какие-то вопросы, то в первую очередь рекомендую обратиться к первоисточнику.

Кроме того, напомню, что за нарушение правил перевозки могут быть наложены штрафы от 3 000 до 200 000 рублей:

Новые правила перевозки детей автобусами в 2021 году

Дата публикации — 22.05.2021

1 января 2021 года вступило в силу множество поправок к действующему законодательству, в том числе – новые Правила организованной перевозки группы детей автобусами. Они утверждены постановлением Правительства РФ № 1527 еще 23 августа 2020 года и заменили собой предыдущий документ, применявшийся с 1 января 2015 года. Указанный подзаконный акт определяет, что действие нового регламента истечет 1 января 2027 года. Таким образом, правила меняются каждые шесть лет, чтобы оставаться максимально актуальными и отражать реальные возможности обеспечения необходимого уровня безопасности несовершеннолетних.

Читайте также  Карта допуска для международных перевозок

Новый регламент достаточно короткий, состоит всего из 23 пунктов и содержит отсылки к «Уставу автомобильного и городского электрического наземного транспорта» (федеральный закон), Правилам дорожного движения и федеральному закону «Об основах охраны здоровья». В основе документа лежат те же принципы и подходы, что и в предыдущих нормативах, но в целом новые правила перевозки детей проще, короче и лаконичнее предыдущего регламента, истекшего к 2021 году.

Некоторые прежние требования отменены или заметно смягчены, но в ряде случаев изменения сводились к тому, что из Правил убрали положения, и так прописанные в других регламентах более широкого применения, например, Правилах дорожного движения. Новый регламент распространяется на перевозки детей школьными автобусами внутри городской черты, в пригородной зоне и по межгороду. Рассмотрим основные изменения (напомним, что они уже действуют на территории РФ).

Возраст и оснащение автобусов

Ранее для перевозок детей подходили школьные автобусы не старее 10 лет, оснащенные тахографом и отечественной системой спутниковой навигации (обязательная система – ГЛОНАСС, дополнительно можно установить также американскую GPS), но с 2021 года все эти требования отменены. Норма о возрасте транспортных средств, по сути, так никогда и не действовала, постоянно откладываясь. Оборудование автобусов тахографами и так прописано в специальном приказе Министерства транспорта РФ для обеспечения режима труда и отдыха водителей. Единственная норма, оставшаяся в новом постановлении Правительства – наличие в транспортном средстве ремней безопасности, что также дублирует общее положение ПДД.

Документальное оформление

Все, кто работает с детьми, знают, каким количеством документов оформлена их деятельность. Ранее правила перевозки группы детей предписывали водителю (именно водителю, а не лицу, сопровождающему несовершеннолетних) иметь шесть различных бумаг – списков, маршрутов, договоров, а с 2021 года в автобусе во время поездки нужны только два документа:

  • договор фрахтования (если это не штатный школьный автобус, а транспортное средство сторонней организации, нанятое для осуществления конкретной поездки); фрахтование (фрахт) – это аренда транспорта, при которой экипаж предоставляет арендодатель;
  • маршрутного листа, составленного в свободной форме и содержащего наименования пункта отправления, пункта назначения, промежуточных остановок, посадок и высадок, а также при межгороде – остановок для сна, короткого отдыха, питания по дороге.

Важно: теперь нужен только оригинал договора, а не его копия, как было ранее. Из списка необходимых документов исключены сведения о водителе, порядок посадки в транспортное средство, перечень продуктов питания, находящихся в автобусе.

При этом новый регламент сохраняет требование о наличии списка перевозимых лиц – не только несовершеннолетних, но и всех, кто находится в автобусе во время поездки, кроме экипажа. Однако теперь этот документ должен быть не у водителя, а у лица, ответственного за детей. Как правило, это педагогический работник образовательного или иного детского учреждения. Изменение очень полезное с учетом того, что состав группы может меняться.

У ответственного, а не у водителя теперь должна находиться и копия документа, выданного органом ГИБДД. Это уведомление, направленное организаторами в транспортную полицию и ее постановление либо об отказе в сопровождении, либо о назначении сопровождения.

Изменение списка пассажиров

Организатор перевозки подготавливает список лиц, которые находятся в автобусе во время движения, кроме водителей. Данный перечень включает три категории пассажиров:

  • сами несовершеннолетние (основная и самая многочисленная группа);
  • сопровождающие взрослые, ответственные лица из числа педагогических работников;
  • медицинские работники (как правило, медсестра или фельдшер, один-два человека).

В перечне должны быть фамилии, имена, отчества, контактные телефоны, а для детей также – ФИО родителей и их номера. Прежние правила детских перевозок никак не регламентировали изменения такого списка, и при фактическом изменении приходилось полностью переписывать документ, но с 2021 года, даже уже находясь в автобусе, достаточно исправить исходный лист, заверив исправления подписью ответственного лица. Если поездка проходит на двух и более транспортных средствах, нужна подпись старшего ответственного. Допускается как внесение в список нового лица, так и исключение уже имеющегося; соответственно, возможна и замена пассажира, которая технически оформляется как исключение одного и внесение другого лица.

Минимальный стаж водителя

Управление автобусами требует водительских прав категории D. Для допуска человека к перевозке детей государство требует, чтобы его стаж именно в этой категории был, во-первых, достаточным (порядка года), а во-вторых, актуальным (не ранее двух предыдущих лет). Вообще, хронология изменений правил перевозки детей показывает, что Правительство так и смогло определить для себя наиболее оптимальный стаж: после многочисленных смягчений и ужесточений к 2021 году к управлению школьным автобусом допускаются водители со стажем по категории D не менее 1 года в течение последних двух лет. Относительно предыдущих требований это смягчение – ранее было не менее 12 месяцев из последних 13.

Нумерация транспортных средств

Прежние правила устанавливали, что если дети перевозятся на двух и более автобусах, каждый из них должен быть пронумерован. Эта обязанность возлагалась на лицо, ответственное за поездку, совершаемую на штатных автобусах школы или иного учреждения. Если же транспорт арендовался, то нумерацию выполнял фрахтовщик (лицо или организация, предоставлявшая автобусы в аренду) и передавал сведения фрахтователю (арендатору). При этом водитель каждого транспортного средства должен быть получить полные сведения о присвоенных номерах. Такая мера оказалась очевидно избыточной и бесполезной, поэтому в новый регламент Правительство ее уже не включило.

Размещение детей в гостинице

Перевозка детей автобусом по межгороду нередко занимает более одних суток, поэтому встает вопрос о ночевке в пути. Старые правила требовали организаторов поездки заранее составлять список гостиниц, в которых будет обеспечен ночной отдых в течение всей поездки. В таком перечне указывали наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, владеющего гостиницей. Очевидно, такое требование значительно усложняло подготовку поездки: нужно было изначально все распланировать, заключить договора со всеми гостиницами, а при нештатной ситуации оформить экстренную замену мотеля было сложнее. С 2021 года такой список больше не нужен, можно договариваться о ночлеге непосредственно на месте, исходя из реально сложившихся условий.

Присутствие медицинского работника

До 2021 года при перевозке детей в автобусе более 12 часов подряд нужно было обеспечить присутствие с группой медицинского работника – правила возлагали эту обязанность на организатора поездки или фрахтовщика. Причем медработник должен был иметь при себе копию лицензии на право осуществлять медицинскую деятельность. Правительство оставило в силе данное требование, но уточнило, что медицинский работник (как правило, медсестра или фельдшер) нужен, только если в поездке участвует не менее трех автобусов.

Уведомление органа ГИБДД

Регламент организации поездок с детьми предусматривает необходимость уведомления о предстоящей перевозке территориальный орган ГИБДД. В ряде случаев транспортная полиция выделяет патрульные машины и сотрудников для сопровождения автобусов. До 2021 года подать уведомление могли только юридические лица и индивидуальные предприниматели, связанные с ними. Изменение коснулось именно этого момента – новые правила разрешают обращаться в ГИБДД и физическим лицам, например, родителям несовершеннолетних. Таким образом, восстановлен порядок, который действовал на территории РФ до 1 октября 2019 года, когда Правительство утвердило ужесточающие поправки в прежние правила.

Количество сопровождающих

По старым правилам при перевозке детей в автобусе количество сопровождающих не могло быть меньше числа дверей транспортного средства, что нередко становилось серьезным препятствием, например, при замене сломавшейся машины, но с 2021 года этот формальный подход претерпел изменение. Теперь количество сопровождающихся рассчитывается не по числу входов-выходов, а в первую очередь по количеству детей – один взрослый не более чем на 20 несовершеннолетних. Число дверей стало второстепенным фактором – если детей не более 20, достаточно просто открывать только одну дверь, у которой будет стоять единственный сопровождающий. Однако остальные двери при этом должны быть закрыты.

Наличие продуктов питания

В старом регламенте Правительство возлагало на организатора или фрахтовщика обеспечить в каждом автобусе запас сухих пайков и бутилированной воды, если поездка занимает более трех часов. Новые правила отменили это требование; очевидно, что оно избыточно, особенно в части наличия пищевых продуктов. Теперь дети и их родители самостоятельно обеспечивают питание во время поездки.

Замена транспортного средства

До 2021 года правила организованной перевозки группы детей вообще никак не описывали процедуру экстренной замены автобуса вследствие нештатной ситуации. Новый регламент устранил этот пробел и возложил на организатора или фрахтовщика обязанность обеспечить новое транспортное средство, если старое не соответствует оговоренным требованиям или просто сломалось, в том числе посреди маршрута. Замена имеет следующие нюансы:

  • нужно составить в произвольной форме специальный акт, в котором указать причину, дату и время замены, ФИО и телефоны водителя заменяемого автобуса и ответственного за перевозку детей (оба они также подписывают акт);
  • этот документ следует вручить водителю нового автобуса, которому также необходимо передать все документы на перевозку, предъявляемые водителем старого автобуса (договор фрахтования при наличии и маршрутный лист).

Естественно, подменный автобус и его водитель должны также соответствовать нормам, указанным в правилах. В идеале нужны такие же качество и квалификация, как у заменяемых.

Как видно, с 2021 года правила перевозки детей в автобусах значительно упрощены, даже с учетом того, что некоторые требования просто дублировали положения других нормативных актов. Предыдущее ужесточение, проведенное к 2015 году, было во многом вызвано случаями аварий с участием транспортных средств, в которых находились несовершеннолетние. Поэтому Правительство в тот момент исходило из желания максимально обезопасить поездки с детьми. Практика применения ужесточенного регламента показала избыточность некоторых требований, а в ряде случаев и их фактическую невыполнимость.

Таким образом, правила перевозки детей в автобусе в редакции 2021 года демонстрируют частичный откат к предыдущим условиям, в том числе в части поездок по межгороду. Организовывать школьные поездки теперь стало явно проще, так что теперь их может быть больше, но при этом не в ущерб реальной безопасности несовершеннолетних. Применение нового регламента покажет его состоятельность; возможно, к 2027 году отдельные положения вновь претерпят изменения.

Читайте также  Правила перевозки медикаментов

Минтранс посчитал эффективной идею централизованной перевозки школьников

Минтранс считает «положительным» опыт работы региональных специализированных компаний для обеспечения организованной перевозки детей на автобусах. Об этом говорится в письме первого замминистра транспорта Андрея Костюка в Минпросвещения от 20 июля.

Минтранс переслал это обращение в Общероссийское объединение пассажиров (ООП), которое ранее выступало с инициативой создания в России единого оператора по управлению школьными перевозками. У РБК есть копия письма первого замглавы Минтранса; подлинность документа подтвердил председатель ООП Илья Зотов.

РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса и Минпросвещения.

В ближайшее время российские власти планирует провести масштабную закупку школьных автобусов для доставки детей до учебных учреждений. За четыре года будет приобретено не менее 16 тыс. таких автобусов, сообщил в апреле 2021 года в послании к Федеральному собранию президент Владимир Путин. На эти цели из федерального бюджета планируется направить 35 млрд руб. В текущем году правительство выделит 9,7 млрд руб. на закупку не менее 4,1 тыс. школьных автобусов, следует из распоряжения премьер-министра Михаила Мишустина. «У школьников должна быть возможность удобно добираться до образовательного учреждения», — сказал он 13 июля.

Как ситуацию со школьными перевозками видит Минтранс

Минтранс еще в 2016 году утвердил концепцию организации автобусных перевозок групп детей, которая рекомендует создание специализированных предприятий. В обязанность последних должны быть включены организация техобслуживания автобусов, в том числе школьных, выпуск их на линию, организация работы по соблюдению труда и отдыха, мониторинг осуществляемых перевозок, напоминает Костюк в письме в Минпросвещения. По мнению первого замминистра транспорта, у регионов есть «положительный» опыт создания таких специализированных компаний. В качестве примера он привел Калужскую область.

Речь идет о работе государственного казенного учреждения (ГКУ) Калужской области «Школьный автобус», пояснил РБК Зотов. Это предприятие обеспечивает перевозку школьников в муниципальных образованиях области, осуществляет закупку и полное содержание автобусов, включая техническое обслуживание и ремонт, наем на работу и выплату зарплаты водителям, указано на сайте ГКУ. «Школьный автобус» — единственное подобное централизованное предприятие, сказал РБК директор ГКУ Иван Цуриков.

Вопросом создания таких операторов каждому региону целесообразно заниматься самостоятельно, считает Костюк. «Логично, чтобы каждый регион сам определял модель работы [школьных автобусов]», — соглашается Зотов. По словам Цурикова, в ряде субъектов пытаются создать похожие на «Школьный автобус» предприятия, но они не обслуживают весь регион полностью. Создание единых операторов для перевозки школьников директор ГКУ считает оправданным, так как весь автобусный парк в этом случае находится в одних руках и им проще управлять по единым стандартам.

Как работает «Школьный автобус»

«Школьный автобус» создан в 2002 году по инициативе тогдашнего губернатора Калужской области Анатолия Артамонова (управлял регионом с ноября 2000 до февраля 2020 года). «На фоне сокращения школьных учреждений надо было подвозить детей в школы из дальних поселений. Тогда губернатор посчитал, что после покупки автобусов раздавать их муниципальным районам нецелесообразно: за техникой не будут следить должным образом, ее поломают», — вспоминает Цуриков. По его словам, услугами предприятия пользуются около 20 тыс. школьников по всей Калужской области. По 282 маршрутам их перевозят примерно 350 автобусов.

Автопарк предприятия пополняется за счет регионального и федерального бюджетов. По словам директора ГКУ, содержание «Школьного автобуса» обходится бюджету Калужской области в более 300 млн руб. ежегодно

Что предлагало объединение пассажиров

Еще 2 июля ООП предложило правительству переформатировать работу школьных автобусов, так как сейчас она «не отвечает безопасности, комфорту и требованиям времени». Среди предложений было создание единого оператора по управлению школьными перевозками. Реализация этой меры повысит эффективность расходования средств на приобретение новых школьных автобусов, говорилось в письме главы ООП премьеру. В пресс-службе правительства РБК сообщали, что письмо Зотова находится «на рассмотрении».

Среди других предложений ООП были создание онлайн-реестра транспортных средств, осуществляющих подвоз школьников, и разработка единого стандарта качества школьных автобусов.

Представитель одного из крупнейший производителей автобусов — группы ГАЗ — затруднился прокомментировать по существу инициативы ООП. «Мы направили приглашение Илье Зотову посетить Горьковский автомобильный завод, осмотреть современные разработки школьных автобусов и обсудить предложенную им концепцию», — сказал он. Опыт ГАЗа в разработке, производстве и обслуживании автобусной техники, экспертиза специалистов необходимы для разработки концепции управления перевозками школьников, отметили в пресс-службе группы. РБК направил запросы в пресс-службы двух других крупных производителей автобусов — Volgabus Group и «Соллерс Форд».

Что такое ООП

Общероссийское объединение пассажиров (ООП) было зарегистрировано в конце 2017 года. Среди учредителей — бывший депутат Госдумы от ЛДПР Владимир Овсянников, руководитель Центра добрых дел Сабина Цветкова (была советником заместителя мэра Москвы Максима Ликсутова) и председатель ООП, член Общественного совета при Минтрансе Илья Зотов, следует из ЕГРЮЛ. Организация называет своей основной задачей защиту прав и законных интересов пассажиров на всех видах общественного транспорта.

​Правила перевозки детей в автобусе

Под организованной перевозкой группы детей в соответствии с Правилами дорожного движения понимается перевозка в автобусе, который не относится к маршрутным транспортным средствам, группы от 8 несовершеннолетних (от 1,5 до 18 лет) без их законных представителей кроме случаев, когда они были назначены сопровождающими или являются медицинскими работниками. Правила таких перевозок определены законодательно.

Какие документы регламентируют правила

Организованные перевозки детей автобусами регламентируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами». Эта версия актуальна с 1 января 2021 года и о 1 января 2027 года. Помимо этого, их регулируют следующие нормативные акты:

Документация для осуществления поездки

Для осуществления организованной перевозки группы детей нужны:

  • Договор фрахтования, если поездка осуществляется по нему.
  • Схема рассадки пассажиров, если поездка проводится не по договору фрахтования.
  • Копия об уведомлении о поездке ГИБДД. Данную бумагу нужно подать не позже, чем за 48 часов до начала междугородней поездки и не позже, чем за 24 часа при поездке в пределах города или в пригород, если задействуется один либо два автобуса. При большем количестве транспортных средств необходимо подать заявление за 10 дней. При указании в отметке о количестве ТС более двух единиц они будут сопровождаться автомобилями ГИБДД, которые могут двигаться с колонной с 6 до 23 часов. В данном случае требуется копия решения ГИБДД о назначении сопровождения. Подать уведомление можно в том числе и в электронном формате.
  • Водительское удостоверение шофера и данные о нем. Указываются в отдельном документе. Если водителей несколько, информация нужна по каждому из них.
  • Перечни детей-пассажиров с контактами их родителей (опекунов либо представителей).
  • Списки сопровождающих, медицинского персонала, представителей турфирм. Последним требуется наличие документов, подтверждающих трудовые отношения с туроператором.
  • Детальная программа организованной перевозки. Она должна содержать информацию об общем времени в пути, количестве остановок, их пунктах и длительности.
  • Если организованная группа отправляется на экскурсию, необходима информация о туроператоре и местах, посещение которых включено в программу.
  • Если дорога займет больше трех часов, то требуется наличие в транспорте воды и продуктов, список которых составляется предварительно. К таковым относится так называемый «сухой паек», ассортимент которого должен быть согласован с соответствующими органами.

Новые правила организованной перевозки группы детей требуют указания в уведомлении для ГИБДД не только даты поездки, но и начала и конца перевозки, а также данных о лицензии на перевозку. С октября 2020 года руководители подразделений ГИБДД проверяют актуальность лицензии.

Требования к автобусам для перевозки детей

Автобус, на котором будет осуществляться организованная перевозка, должен удовлетворять ряду требований:

  • Соответствие по конструкции и назначению техническим требованиям, актуальным для пассажирских перевозок.
  • Допущение к участию в дорожном движении в порядке, установленном законодательством.
  • Наличие знака «Перевозка детей», который устанавливается впереди и сзади машины
  • Наличие включенного проблескового маяка (желтого или оранжевого). Это правило действует с июля 2018. Данный маяк не дает никакого преимущества перед другим транспортом, но информирует других участников дорожного движения о том, что в транспорте дети.
  • Техническое оснащение: наличие тахографа, аппаратуры для спутниковой связи ГЛОНАСС/GPS (действует с 30.05.2021 года).
  • Оснащение автоматической системой, которая оповещает о том, что транспортное средство начало движение назад.
  • Наличие талона, подтверждающего прохождение техосмотра.
  • Для транспорта, теоретически способного развить скорость больше 60 км/час – наличие ограничителя скорости.
  • Автобус не должен быть выпущен ранее, чем 10 лет назад (актуально с 30 июля 2021 года)

Требования к водителям

Определенные требования предъявляются и к водителям, осуществляющим организованные перевозки детских групп:

  • Стаж работы водителя автомобилей категории D не меньше года из трех последних календарных лет.
  • Отсутствие за последний год административных правонарушений дорожного движения, за которые положено наказание в виде потери права управлять транспортными средствами либо арест.
  • Прохождение предрейсового инструктажа безопасности перевозки несовершеннолетних с учетом правил обеспечения безопасности перевозок, определенных Министерством транспорта Российской Федерации.
  • Прохождение предрейсового медицинского осмотра в порядке, определенном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Существует ряд запретов для водителя, осуществляющего перевозку группы детей:

  • Перевозка в салоне вместе с несовершеннолетними багажа и любого инвентаря помимо ручной клади и вещей самих детей.
  • Обгон едущего впереди автобуса при езде в колонне.
  • Выход из салона автомобиля при наличии в нем детей. Это касается в том числе посадки и высадки.
  • Езда задним ходом.

Водитель обязан четко следовать ПДД, отправляться плавно, соблюдать дистанцию с находящимся впереди автомобилем, не допускать резких торможений, придерживаться всех правил предосторожности и оперативно реагировать на обстановку дорожного движения.

Перевозка в ночное время

Правила перевозки детей автобусом разрешают осуществлять организованные транспортировки в ночное время (с 23 до 6 часов) в следующих случаях:

  • Необходимость перевозки в аэропорт либо на железнодорожный вокзал, а также в обратном направлении.
  • Необходимость в вынужденной поездке к конкретному пункту в случае отклонения от графика (задержка в пути).
  • Наличие правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти конкретного региона.

Расстояние перевозки, осуществляемой в ночное время, не должно быть более 100 километров. Если длительность поездки дальше светового дня, то нужно, чтобы организаторы предусмотрели остановку в гостинице либо мотеле в ночное время.

Правила посадки и высадки

Требования к организованным перевозкам группы несовершеннолетних на автобусе включают в себя рекомендации относительно посадки и высадки детей. Так, лица, являющиеся сопровождающими группы, должны запомнить следующее:

  • Дети должны быть собраны в безопасном месте, находящемся не более чем в 15 метрах от автобуса.
  • Необходимо сверить пассажиров по имеющемуся списку.
  • Багаж должен быть загружен в отсек, который предназначен для этого.
  • Важно убедиться в том, что ручная кладь соответствует критериям, которые для нее установлены.
  • Несовершеннолетние должны пройти инструктаж относительно правил поведения в дороге и при непредвиденных ситуациях.
  • Дети должны быть рассажены по местам. Также важно проследить за тем, что ручная кладь размещена правильно и безопасно.
  • Водителя необходимо проинформировать о том, что все готовы начинать поездку.
  • Выходить из автобуса дети должны исключительно через переднюю дверь. Первыми выходят сопровождающие лица.
Читайте также  Морская перевозка опасных грузов

Перечень детей может меняться до начала поездки сопровождающим (при наличии свободных сидений). Оповещать об этом организацию-перевозчика не нужно.

Ответственность за нарушения требований

При нарушении правил перевозок детей предполагается административная ответственность и для водителя, и для юридических либо должностных лиц, которые организовывают перевозку (ч. 3-6 ст. 12.23 КоАП РФ). Причем штрафы в последние несколько лет стали существенно больше.

  • Часть 3 статьи 12.23 КоАП РФ гласит, что нарушения требований, установленных для перевозки детей по ПДД предполагает административный штраф. Для водителя он составляет 3 тысячи рублей, для должностных лиц – 25 тысяч, для юридических – 100 тысяч.
  • В части 4 той же статьи говорится, что при несоответствии установленным требованиям водителя или автобуса, отсутствии договора фрахтования, если его наличие предполагается, отсутствии программы маршрута, перечня детей или сопровождающих предусматриваются штрафы 3 тысячи рублей для водителя, 25 тысяч – для должностного лица и 100 тысяч – для юридического лица.
  • Часть 5 статьи 12.23 КоАП РФ содержит информацию о том, что при нарушении правил перевозки несовершеннолетних в ночное время положен административный штраф для водителя в размере 5 тысяч рублей или же утрата права управлять автомобилями в течение срока от 4 до 6 месяцев. Величина штрафа для должностных лиц составляет 500 тысяч рублей, для юридических – 200 тысяч.
  • В части 6 аналогичной статьи говорится о том, что нарушения требований перевозки группы детей автобусом помимо случаев, описанных в статье 4 и 5 предполагает административный штраф для должностных лиц в размере 25 тысяч рублей, для юридических – 100 тысяч.

Достаточно соблюдать простые правила, и вас не коснутся ни штрафы, ни другие последствия несоблюдения установленных требований. Наша компания всегда подходит к организации перевозок ответственно!

Заказ автобуса для перевозки детей

Мы предлагаем транспортные услуги по доставке коллективов. Заказ автобуса для перевозки детей у нас позволяет значительно расширить возможности организаторов детского досуга и отдыха. На комфортабельном и надежном транспорте мы привозим учеников и дошкольников в любой запланированный к посещению уголок столицы, сопровождаем в поездках по другим городам. Многие наши заказчики уже стали постоянными. Благодаря слаженной и ответственной работе дети посетили множество интересных мест.

Все автобусы оборудованы спецприборами, согласно законодательству РФ. Если вам нужна быстрая аренда автобуса для перевозки детей, обращайтесь к нам, в «ГорТрансБас».

Нормативные акты и документы, регламентирующие перевозку группы детей на автобусах

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года №1177 «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами»
  2. Приказ Минтранса России от 20.08.2004 №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»
  3. Приложение №4 к Правилам перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112 «Об утверждении Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
  4. Пункт 13 статьи 25 Федерального Закона Российской Федерации от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
  5. Часть 5 пункта 10.3 Правил дорожного движения Российской Федерации
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2007 №20 «Об утверждении Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции» и приказ МВД России от 31.08.2007 №767 «Вопросы организации сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции»
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 №652
  8. Статья 15 Федерального закона от 01.07.2011 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Договор фрахтования
определяет права и основные обязанности фрахтователя и фрахтовщика согласно ФЗ именуемого «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Копию решения из подразделения ГИБДД, подтверждающую выделение экипажа,
который будет вести авто, следует предоставить за 2 дня до путешествия (если арендуется один или два автобуса). Если количество ТС 3 и больше – заявку подают за 10 дней до установленной даты.

Список лиц, которые назначены сопровождающими
В нем на каждого прописывают ФИО, мобильные телефоны, данные паспорта.

Список несовершеннолетних граждан
Если вы делаете заказ автобуса для перевозки детей в Москве в нашей компании, заранее подготовьте перечень с данными на каждого несовершеннолетнего пассажира: ФИО, количество полных лет, контакты родителей, усыновителей и других законных представителей.

Документ на водителей,
которые назначены обслуживать рейс. Фамилии, имена, отчества, а также мобильные номера.

Документ, регламентирующий правильную рассадку и посадку на борт
составляется фрахтователем или организатором планируемой поездки. Визируется руководителем или специально назначенным лицом, отвечающим за БДД.

Детальная программа маршрута
предполагает разработку и предоставление графика движения транспорта с несовершеннолетними гражданами. Обязательно прописывается расчетное время поездки, запланированных остановок (для отдыха и приема пищи). Указывают полные данные туроператора или организатора поездки, его реестровый номер и название.

Наем медработника
Требуется, если нужно заказать автобус для детей на более чем 12 часов. В документе указывают ФИО, занимаемую должность данного лица и копию полученной лицензии на осуществление профильной деятельности. Также разрешается приложить копию договора с организацией, оказывающей лицензированные медицинские услуги.

Перечень продуктов (при условии длительности поездки более 3 часов)
Количество сухих пайков и объем бутилированной воды определяется в строгом соответствии со списком и ассортиментом, установленным Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей или её территориальным управлением.

Обязательно наличие прав категории «D». Срок непрерывного стажа управления соответствующим транспортным средством – не менее 12 месяцев за предшествующие последние три календарных года.
Полное отсутствие административных наказаний или ареста за нарушение правил управления ТС.
Водитель обязан соблюдать правила Министерства транспорта РФ: проходить полный инструктаж по безопасности перед рейсом с детьми.
Минздрав РФ также определил порядок прохождения медицинского осмотра каждого водителя перед выездом.

Водитель должен иметь при себе:

Права на управление ТС категории «D»;

Документы о регистрации автобуса;

Документ страхования – ОСАГО;

Копии всех документов, которые нужны при организации перевозки групп несовершеннолетних детей.

Должен быть зарегистрирован в соответствии со всеми требованиями. Регулярно проходить техосмотр и соблюдать сроки периодичности. Запрещено использование ТС с неисправностями, которые влияют на его функционал и безопасность. В таких случаях эксплуатация запрещается.

В случае передвижения колонной, каждому автобусу присваивается порядковый номер. Табличку с ним закрепляют с правой стороны на лобовое стекло – обязательно по ходу движения транспорта.

На ТС клеится знак, оповещающий, что в салоне едут дети. Он размещается спереди и сзади.

Кресла должны быть оборудованы ремнями безопасности и специальными удерживающими устройствами (если едут дети младше 12 лет). Все дети должны быть пристегнуты в обязательном порядке.

Соответствие уровню комплектации и конструктивным особенностям, которые требуют пассажирские перевозки.

В соответствии с установленным законным порядком пройдена процедура допуска транспортного средства к ДД.

Обязательное оборудование: тахограф, аппаратура ГЛОНАСС.

Дополнительные параметры комплектации ТС:

Знак аварийной остановки ТС.

Две противооткатные опоры (или более).

Два огнетушителя порошкового или хладонового типа. Один находится в водительской кабине, а второй у пассажиров в салоне.

Важно учитывать, что длительность рейса не может превышать 4 часов, если нужно заказать автобус для перевозки детей до 7 лет.

Для сопровождения группы на один автобус обязательно выделяется минимум два человека (в зависимости от количества выходов), которые контролируют каждый из них. При этом ответственный находится у переднего выхода, контролирует и согласовывает действия всех причастных к перевозке лиц.

Для курирования ответственных сопровождающих и водительского экипажа каждого автобуса, назначают старшего ответственного.

Если ТС движется за пределами населенного пункта, разрешенная скорость движения составляет 60 км/ч, не больше.

С 23:00 и до 6:00 часов утра допускается доставка в аэропорт на ж/д вокзал и обратно или в гостиницу. В этом случае разрешается преодоление расстояния до 100 км. В остальных случаях передвижения запрещены.

Организатор обязан оповестить родителей детей и законных представителей, медработника и ГИБДД (если предоставлено сопровождение патрульной машины) при осложнении обстановки на дороге или других условий, задержке рейса.

Запрещено перевозить вместе с детьми пассажиров, которые не включены в списки.

Мы со всей ответственностью подходим к каждой поездке, в наличии лицензия и все разрешительные документы для данного вида перевозок. Квалифицированный персонал составляет договор, в котором отражены основные моменты и дополнительные условия перевозки детской группы. Если ситуация нестандартная и требует особого решения, работаем с индивидуальным подходом, предлагаем оптимальные решения заказчику.

Аренда автобуса с водителем для перевозки детей у нас позволяет клиентам получить в пользование современный новый (не старше 5 лет) транспорт и безопасно доставить таких пассажиров в нужное место. Мы владеем собственным автопарком, работаем без посредников, поэтому подберем для вас ТС на любой бюджет. Автобусы регулярно проходят техосмотр. Каждый водитель оформлен в соответствии с трудовым законодательством. Перед выездом шофер или назначенный экипаж проходит медобследование. На борту установлена вся необходимая аппаратура, включая тахограф и Глонасс. Каждый ребенок и сопровождающий, который едет в нашем автобусе, застрахован. Мы принимаем непосредственное участие при подготовке пакета документов на перевозку детей и согласовываем весь процесс с ГИБДД.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: