Речные перевозки пассажиров

Речной транспорт. Перевозка речным транспортом. Речной вокзал

Водный (речной) транспорт – это транспорт, который осуществляет перевозки пассажиров и грузов судами по водным путям как естественного происхождения (реки, озера), так и искусственного (водохранилища, каналы). Главным его преимуществом является низкая себестоимость, благодаря чему он занимает важное место в федеральной транспортной системе страны, несмотря на сезонность и низкую скорость.

Достоинства и недостатки

Речной транспорт России играет важную роль в межрайонных и внутрирайонных перевозках нашей страны. Его преимущества заключаются в путях естественного происхождения, на обустройство которых используется меньшее количество затрат, чем на возведение железных и шоссейных дорог. Стоимость грузовых перевозок по водным артериям ниже, чем по железной дороге. А производительность труда выше на 35 процентов.

Однако речные перевозки имеют ряд недостатков – это сезонный характер, низкая скорость передвижения, ограниченность использования, которая обусловлена конфигурацией водной сети. Кроме того, крупные артерии нашей страны текут с севера на юг, и с юга на север, а главные грузовые потоки имеют широтное направление.

Основные магистрали

Благодаря строительству каскадов гидроузлов реки Волга и Кама превратились в глубоководные магистрали. Межбассейновые соединения Московско-Волжское, Беломоро-Балтийское, Волго-Балтийское, Волго-Донское и Волжское составляют сегодня Единую глубоководную систему, общая протяженность которой — 6,3 тысячи километров. При неуклонном росте водных внутренних перевозок в восточной части России по-прежнему ведущая позиция удерживается Волго-Камским бассейном. На его реки приходится более пятидесяти процентов транспортировки пассажиров и грузов. Основное место в данном бассейне заняла перевозка речным транспортом строительных материалов (60 процентов). Их транспортировка осуществляется в обоих направлениях, она носит преимущественно внутрирайонный характер.

А что перевозят по водным магистралям России?

Речной транспорт на этих артериях в основном осуществляет доставку леса, причем как на судах, так и по старинке, на плотах, методом сплава. С Камы на Волгу транспортируется сибирский лес, а по Волго-Балтийскому пути – лес Вологодской и Архангельской областей, Карелии для районов Северного Кавказа и Поволжья. Речной транспорт Москвы задействован в перевозках леса по одноименному каналу в Подмосковье и Москву. Через порты Волги и Камы в бассейн транспортируется кузнецкий уголь, а дальше он развозится по водным артериям к электростанциям. Кроме того, видное место занимает доставка соли – с Баскунчанского соляного промысла вверх по Волге в порты Поволжья, Урала, Центра, на Северо-Западные предприятия рыбной промышленности и на экспорт. Помимо этого, вверх по Волге направляется сельскохозяйственная продукция (бахчевые культуры) из Волгоградской и Астраханской областей, рыба из Каспийского моря, а также химические продукты из Поволжья и Урала. В обоих направлениях транспортируются нефтепродукты и нефть, хлебные грузы.

Основные направления

Речной транспорт России особенно развит в Волжско-Камском бассейнах, ведь Кама с ее притоками — Вяткой и Белой — имеет важное значение в связях Урала с Северо-Западом, Центром, Поволжьем. По Каме вниз переправляют в основном зерно, лес, нефть, химические грузы, строительные минеральные материалы. В обратном направлении транспортируют уголь, цемент, лес. В верховья Камы грузопоток значительно меньше. Кроме того, Волго-Донской канал способствовал увеличению перевозок массовых грузов по Волге. Благодаря ему из районов, которые прилегают к Дону, по Волге транспортируют зерно, уголь, бахчевые культуры, промышленную продукцию и другие грузы. В обратном направлении — цемент, руду, лес, химическую продукцию. Все это перевозит речной транспорт. Самара, как и другие города в Среднем Поволжье, является основным потребителем этих товаров. Большую роль в развитии перевозок играют воднотранспортные связи этого бассейна с Северо-Западным районом, а также с иностранными государствами Бал­тийского моря сквозь Волго-Балтийский путь. Через него в южном направлении транспортируют апатитовый концентрат, руду, строительные материалы, лес, а на север — химические грузы, зерно, уголь и нефтепродукты.

Пассажирские перевозки

В Волго-Камском бассейне сконцентрировались и главные пассажирские потоки. Любой речной вокзал предложит гражданам множество местных, транзитных, внутригородских и пригородных направлений. Пассажирские суда довольно широко используются при организации туризма или отдыха. Наиболее протяженными являются транзитные линии из Москвы в Астрахань, Пермь, Ростов и Уфу. Самый крупный речной вокзал находится в столице России. В Волго-Вятском бассейне самыми крупными речными портами являются Нижний Новгород, Вол­гоград, Москва, Пермь, Астрахань, Казань, Ярославль.

Северо-западное направление

Реки с давних времен служили центральными транспортными коммуникациями Северо-Западного и Северного экономических районов. В европейской его части основными водными артериями для перевозки грузов являются Северная Двина со своими притоками Сухоной и Вычегдой, Печора, Мезень, а на Северо-Западе — Свирь, Нева и Беломоро-Балтийский канал. По северным водным артериям проходит мощный поток минеральных строительных и нефтяных материалов, леса, а также зерна и угля. Основными портами являются Нарьян-Мар, Печора, Мезень, Архангельск, Котлас.

Северо-Западный бассейн обеспечивает доставку в южном направлении леса и железной руды из Карелии, апатитового концентрата с полуострова Кольский. В обратном направлении — промышленных товаров, зерна, соли и нефтепродуктов. Пе­ревалочными пунктами для различных товаров служат Волхов, Петрозаводск и Санкт-Петербург. Отсюда в Москву и Верхневолжский район организованы постоянные пассажирские линии. Хорошо развиты здесь и местные маршруты, особенно это стало заметно с увеличением количества скоростных судов.

Восточное направление

На востоке России первое место в вопросах перевозок занимает Обь-Иртышский бассейн Западной Сибири. Речной транспорт здесь способствовал освоению газовых и нефтяных ресурсов, а также лесных массивов. Из главных транспортных перевалочных узлов (Тобольска, Новосибирска, Омска) по Иртышу и Оби поступает уголь, буровое оборудование и трубы, строительные материалы, продовольственные и промышленные товары в районы нефтяных и газовых промыслов Тюменской области. Доставка грузов в глубинные районы материка осуществляется по Северному морскому пути с последующей перевалкой в устьях Таза, Пура и Оби на речные суда. Большая часть перевозок приходится на лес, который поступает в плотах в речной порт Асино. Дальше его перевозят на судах в Новосибирск, Омск, Томск. Больше четверти доставок по Иртышу и Оби составляют строительные материалы, которые поступают с южных регионов на север, в районы нефтегазовой промышленности. Кроме того, большое значение имеет речной транспорт в перевозке хлебных грузов, соли, угля и нефтепродуктов.

На Оби, наряду с древними портами Барнаулом и Новосибирском, важную роль играют порты, которые возникли в связи с созданием промышленных центров – Сургут, Обь, Лабытнанги, Салехард.

Енисей и Ангара

Речной транспорт Енисея связывает южную часть Восточной Сибири с районами Заполярья. Здесь лесные перевозки достигают двух третей всего грузооборота Енисея. Кроме того, по реке транспортируют зерно, нефтепродукты, каменный уголь и минеральные строительные материалы. Верхний Енисей, от Минусинска до Красноярска, характеризуется преобладанием грузового потока вниз по течению, главное место в нем занимает зерно.

Устье Ангары: отсюда поступает основная часть леса, разделяет товаропоток на Енисее. Основная часть направляется вверх, а от устья и до Диксона – вниз по реке. Кроме леса, существенное положение занимают перевозки строительных минеральных материалов и угля. Основными портами являются Красноярск, Енисейск, Дудинка, Игарка, а на Ан­гаре — Макарьево, Братск, Иркутск, Усть-Илимск.

Лена и Амур

На Лене судоходство начинается от порта Осетрово и осуществляется до дельты реки. Здесь кроме внутренних товаров доставляют грузы, которые поступают с железной дороги — из бухты Тикси и Осетрово. Две трети перевозок составляют уголь и строительные материалы, остальное — лес и нефть. Основная их часть идет сверху вниз. Грузовые операции осуществляются в портах Киренск, Осетрово, Якутск, Витим.

На Дальнем Востоке большое транспортное значение имеет Амур и его при­токи Бурея и Зея. Основными грузами являются зерно, соль, металл, уголь, лес, нефть и рыба. Крупные порты — Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Хабаровск. В этих районах в связи с недостаточно развитой инфраструктурой сухопутных коммуникаций речной транспорт имеет важное значение и в перевозке пассажиров.

Морской транспорт

Основное значение морского транспорта заключается в том, что он обеспечивает весьма значительную часть внешней торговли России. Каботаж существенен только для снабжения восточных и северных побережий страны. Грузооборот для морского транспорта составляет восемь процентов. Это достигается в результате самого большого расстояния перевозок – приблизительно 4,5 тысячи километров. Перевозки пассажиров на морском транспорте незначительны.

Проблемы морского транспорта России

В масштабе планеты морской транспорт по грузообороту занимает первое место, выделяясь наименьшей себестоимостью доставок грузов. В Российской Федерации он развит относительно слабо, это объясняется тем, что главные экономические центры нашей страны значительно удалены от морских портов. Кроме того, большая часть морей, которые окружают территорию России, являются замерзающими. Это существенно повышает стоимость использования данного вида транспорта. Еще одной проблемой является весьма устаревший флот нашей страны. Так, морской и речной транспорт России был построен более двадцати лет назад, что по мировым стандартам неприемлемо, такие корабли должны быть списаны. В отечественном флоте практически отсутствуют современные типы судов: лихтеровозы, контейнеровозы, газовозы, суда с горизонтальной выгрузкой-погрузкой и другие. До присоединения Крыма у России было всего одиннадцать крупных морских портов, а это недостаточно для такой большой страны. В результате около половины грузов, идущих морскими путями, обслуживалось иностранными портами. В основном это бывшие советские республики: Украина (Одесса), Латвия (Вентспилс), Эстония (Таллинн), Литва (Клайпеда). Использование морских транспортных судоходных узлов других государств способствует и большим финансовым потерям. Если с черноморскими портами ситуация более или менее решена, то на побережье Балтийского моря ведется строительство нового порта.

Читайте также  Перевозка сыпучих грузов по России

Футуристичные речные трамваи на Москве‑реке: что известно о новом столичном транспорте

В 2022 году в Москве запустят новый вид транспорта — пассажирский речной электрический трамвай. Общественный транспорт на воде перестал ходить в столице еще в 2006 году, но 16 лет спустя его решили возродить по просьбам москвичей. Согласно планам московских властей, новые электросуда смогут ежедневно перевозить по 15-16 тысяч пассажиров и станут удобной альтернативой личным автомобилям. Подробнее о проекте, который в перспективе может стать важной частью системы московского транспорта, читайте в материале РИАМО.

«Москвичи не забыли про речной транспорт»

В минувший четверг, 15 июля, на причале «Зарядья» в Москве появился макет пассажирского электрического речного трамвая. В столичном Дептрансе ожидают, что новый вид транспорта будет запущен в городе в 2022 году и сможет ежедневно перевозить по 15-16 тысяч человек.

Речные трамваи начали курсировать по Москве-реке почти 100 лет назад, в 1923 году. В 2006 году после отмены городского субсидирования водный транспорт в столице перестал выполнять роль общественного. Рейсовые пассажирские маршруты были закрыты, и сегодня по реке курсируют только частные экскурсионно-прогулочные суда.

«Но москвичи не забывали про речной транспорт и часто просили его вернуть. Мы стали работать над проектом, и в итоге было решено разработать полностью электрические экологически чистые суда, которые смогут ходить по реке круглый год», — рассказал мэр Москвы Сергей Собянин во время осмотра макета.

Запускать городские пассажирские маршруты по Москве-реке столичные власти планируют поэтапно с 2022 года. При этом предполагается, что электрические суда будут курсировать по реке круглый год.

«Это будут экологически чистые речные электрические суда. В ближайшее время объявим конкурс на их производство и поставки городу. Согласно нашим планам, пассажирские маршруты заработают на Москве-реке в 2022 году», — сказал Собянин.

Мэр Москвы подчеркнул, что запускать новый вид транспорта в столице будут с учетом пожеланий москвичей. При этом высказывать свои идеи и пожелания, а также выбирать оформление для речного трамвая из нескольких вариантов жители города могут уже сегодня — для этого нужно посетить макет на причале «Зарядья».

К слову, гости могут проголосовать и за названия речных судов. В прошлом году жители столицы предложили называть суда в честь московских рек. Сейчас желающие могут выбрать те названия, которые им нравятся больше, или же предложить свои варианты.

Суда как электробусы

Запускать первые регулярные маршруты электрического речного транспорта в Москве городские власти планируют поэтапно, начиная с июня 2022 года. Согласно планам, электросуда в первую очередь будут ходить от Киевского вокзала через деловой центр «Москва-Сити» в Фили и от ЗИЛа до Печатников.

Для работы на этих двух маршрутах планируется поэтапно закупить 20 электросудов по контрактам жизненного цикла. Каждый из 22-метровых речных трамваев сможет перевозить 42 пассажира, при этом два места будут предусмотрены для людей с ограниченными возможностями.

«Будущие речные суда будут на 100% экологичными, без вредных выбросов, как наши электробусы — это очень важно для московской акватории и здоровья всех жителей», — заявлял ранее заммэра Москвы и глава столичного Дептранса Максим Ликсутов.

По словам Ликсутова, провозная способность каждого маршрута электросудов составит 15-16 тысяч пассажиров в день — это будет «еще один важный элемент системы московского транспорта и удобная альтернатива личному автомобилю».

Новый транспорт, как надеются в столичной мэрии, позволит улучшить транспортное обслуживание около 1,5 миллионов жителей 18 столичных районов. Экономия времени на поездках по отдельным участкам маршрутов составит до одного часа.

Плавание с комфортом

Чтобы рейсы по Москве-реке на новых электросудах проходили с максимальным комфортом, их планируют оборудовать по последнему слову техники.

В салонах речных трамваев разместят информационные экраны, USB-зарядки, Wi-Fi, места для самокатов и велосипедов, удобные сидения и столики для работы за ноутбуком. Для того, чтобы во время поездки пассажиры могли наслаждаться видами города, в трамвае сделают панорамные окна и остекленную крышу.

Оплатить проезд можно будет привычными для пассажиров способами: картой «Тройка», единым проездным билетом, банковской картой или с помощью биометрической системы. Владельцы единых проездных на 90 или 365 дней смогут проехать по своему билету без дополнительной платы.

Кроме того, по словам Максима Ликсутова, в рамках запуска водного общественного транспорта в столице планируется реконструкция причалов и улучшение их доступности: для горожан создадут удобные пешие маршруты. Часть причалов оборудуют зарядными станциями для судов и местами базирования флота, а на самих причалах установят табло с онлайн-расписанием речных трамваев.

«Если проект [с запуском электросудов — прим. ред.] станет популярным среди москвичей, будем его развивать», — отметил мэр Москвы Сергей Собянин.

Достоинства воды

Как отмечают эксперты, опрошенные РИАМО, внедрение экологически чистого транспорта — общемировой тренд, и Москва — один из лидеров в этом вопросе. С точки зрения экологии именно электрические суда относятся к одним из самых «зеленых» средств передвижения.

Кроме того, запуск пассажирских перевозок на электросудах в некотором смысле можно считать возвратом к истокам: город появился благодаря активности торговых путей, одним из которых и являлась Москва-река.

«В современных условиях неэффективно использовать столь выгодно расположенную водную артерию, как Москва-река, лишь в качестве источника развлечения для туристов. Поэтому логично, что московские власти решили вернуться к использованию реки в качестве полноценного транспортного узла», — говорит в беседе с РИАМО доцент Департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при правительстве России Михаил Хачатурян.

По мнению завкафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета при правительстве России Александра Цыганова, к плюсам проекта запуска электросудов на Москве-реке относится то, что он не требует какого-либо масштабного строительства, как в случае с автомобильными дорогами.

«Кроме того, в Москве сегодня есть новые жилые районы, где река рядом и по ней можно удобно и быстро добраться к метро и центральным районам города», — обьясняет Цыганов. По словам эксперта, в таких местах электросуда могут оказаться весьма востребованными среди жителей.

«На метро получится быстрее»

Впрочем, несмотря на все достоинства электросудов, в планах по их запуску специалисты видят и ряд минусов. К ним, по мнению Александра Цыганова, можно отнести отсутствие удобной и быстрой связи причалов и линий метро, а также необходимость реконструкции большинства причалов.

Как считает старший руководитель проектов направления «Оценка и финансовый консалтинг» группы консалтинговых компаний SRG Евгений Афанасьев, речные трамваи в Москве, скорее всего, не смогут стать полноценной альтернативой более привычным видам транспорта, во всяком случае, в первое время после запуска.

«Заявленные маршруты имеют небольшую протяженность, и на метро преодолеть то же самое расстояние получится быстрее, учитывая, что время пути от ближайшей станции метро до причала составляет не менее 5-10 минут, плюс время ожидания самого трамвая», — обьясняет эксперт.

В то же время Михаил Хачатурян указывает на то, что московские зимы станут серьезным испытанием для систем отопления новых речных трамваев. Впрочем, вероятнее всего, этот вопрос столичные чиновники хорошо продумали — как и опцию передвижения по зимнему льду, которая в обязательном порядке будет у электросудов.

«Это очевидная мера, которая должна обеспечить удобство пассажиров, сформировать привычку ежедневно или часто пользоваться таким маршрутом, то есть добиться рентабельности проекта», — обьясняет Александр Цыганов.

По мнению собеседника РИАМО, успех электросудов будет зависеть от удобства маршрутов и самих речных трамваев, их интегрированности в действующую транспортную сеть с учетом быстрой и комфортной пересадки в метро, а также доступности центров притяжения людей.

«При соблюдении этих условий проект может стать востребованным москвичами, а не только туристическим аттракционом», — заключает Цыганов.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»

Речной транспорт

Речной транспорт (внутренний водный транспорт) — транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища). Перевозки по Каспийскому морю относятся к морскому транспорту, хотя фактически это море является озером (самым большим в мире).

Главным преимуществом речного транспорта является низкая себестоимость перевозок; благодаря ей он продолжает занимать важное место в транспортной системе, несмотря на низкие скорости и сезонность.

В то же время доля перевозок пассажиров речным транспортом очень низка. Связано это с тем, что будучи очень дешёвым при низких скоростях (20-30 км/ч), себестоимость перевозок речным транспортом значительно увеличивается при перевозках со скоростями в 50-60 км/ч, которые позволяют конкурировать с другими видами транспорта (автомобильным и железнодорожным).

Содержание

История

История речного транспорта насчитывает не одну тысячу лет. Считается, что первые крупные речные суда стали строить в Древнем Египте ещё в четвёртом тысячелетии до н. э. Древние речные суда были гребными или парусными. Позднее стали применять тягу при помощи шедших по берегу лошадей или людей (бурлаков). Существовали также суда, приводящиеся в движение лошадьми, находящимися на самом судне (см. Коноводное судно).

В XIX веке на внутренних водных путях начали использоваться пароходы, а первый речной теплоход (и вообще первый теплоход в мире) был построен в 1903 году в России.

Грузовые перевозки

Так как скорость грузовых речных судов составляет 10-20 км/ч, по внутренним водным путям перевозят в основном грузы, не требующие быстрой доставки — стройматериалы (например, песок), уголь, кокс, зерно и т. п. Перевозят по рекам также нефть и нефтепродукты. Существуют также суда, перевозящие грузовые автомобили вместе с их грузом и речные суда-контейнеровозы.

Читайте также  Перевозка автомобиля в Европу

Для грузовых перевозок используют либо самоходные суда, либо толкаемые буксиром баржи (буксиры-тягачи для проводки барж уже практически не используются). Баржи используются в основном для насыпных грузов.

Самые крупные грузовые речные суда могут иметь длину более ста метров и брать на борт около пяти тысяч тонн грузов. Например, российские суда типа «Волго-Дон» имеют длину 138,5 м, ширину 16,7 м, осадку 3,5 м и грузоподъёмность 5000 тонн.

Однако такие крупные суда могут использоваться далеко не везде. В Западной Европе довольно распространены (прежде всего во Франции, Бельгии и Нидерландах) сравнительно небольшие грузовые суда, называемые пенишами. Они построены в соответствии с минимальными размерами шлюзов и каналов, принятыми во Франции, и, следовательно, могут использоваться почти на всех водных путях этой страны. Максимальные размеры пениша — длина 40 м, ширина 5,2 м, осадка 2,5 м и высота самой высокой части судна над ватерлинией — 3,5 м. Пениш берёт на борт 300—400 тонн грузов. Как правило, экипаж пениша состоит из двух человек — мужа и жены, которые одновременно являются и владельцами судна. Они постоянно живут на судне и обзаводятся жильём на берегу только выходя на пенсию (их дети учатся в интернатах).

Пассажирские перевозки

Традиционные речные суда, даже современной постройки, отличаются низкой по современным меркам скоростью (редко более 25 км/ч), поэтому они не могут конкурировать на равных с автомобильным и железнодорожным транспортом. Поэтому крупные пассажирские суда в наши дни практически всегда используются для перевозки туристов (речные круизы), а также для перевозки пассажиров в труднодоступные районы, с которыми отсутствует автомобильное и железнодорожное сообщение.

Суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке могут развивать скорости до 80 км/ч, однако они отличаются высоким расходом топлива, а, следовательно, и высокой стоимостью перевозок.

Традиционные (без воздушной подушки или подводных крыльев) суда небольших размеров (так называемые «речные трамваи») используются в режиме общественного транспорта для городских и пригородных перевозок.

Суда специального назначения

К таким судам относят плавучие мастерские, плавучие магазины, суда для дноуглубительных работ, а также паромы.

Речные пассажирские линии и круизы.

На речном транспорте различают две формы организации флота: линейную и рейсовую. Линейная форма — регулярные перевозки пассажиров на определенных участках. Рейсовая — это форма, при которой флот не закрепляют за определенными участками, он не имеет постоянных пунктов отправления и назначения.

В зависимости от формы сообщения линии подразделяют на:

  • — транзитные — протяженностью более 400 км. Работающий на них флот приписан к пароходству;
  • — местные — протяженностью до 400 км. Суда приписаны к портам (пристаням);
  • — внутригородские, действующие в черте города (речные трамваи);
  • — переправные, действующие между пунктами противоположных берегов.

По скорости движения судов и условиям проезда линии бывают: экспрессные, скорые, скоростные, пассажирские. Пассажирские линии, в зависимости от характера перевозок и условий обслуживания, подразделяются на транспортные, туристские и экскурсионные.

Транспортные линии обеспечивают транспортные связи между пунктами и работают по заранее опубликованным расписаниям. Они обслуживаются судами речного флота. Туристские линии обслуживаются судами речного флота и обеспечивают перевозку туристов по специальному маршруту и расписанию с продолжительностью рейсового оборота более 24 часов. Экскурсионные линии обслуживаются судами речного флота и имеют оборот менее 24 часов.

Все непродолжительные речные путешествия можно разделить на две разновидности: экскурсионные и прогулочные рейсы.

К экскурсионным рейсам (их продолжительность не более 24 часов) относятся поездки экскурсантов, совершаемые на речных судах с целью ознакомления с памятными, историческими и другими достопримечательностями. К прогулочным рейсам относятся перевозки групп туристов, совершаемые непродолжительное время с целью отдыха и ознакомления с памятными, историческими и другими достопримечательными местами, осуществляемые, как правило, между двумя портами как с заходами и остановками, так и без них. Эти рейсы могут быть продолжительностью более или менее 24 часов. Рейсы продолжительностью менее 24 часов совершаются, как правило, судами портового флота и проводятся в пригородных и внутригородских зонах.

Фрахт-контракт. Суда для туристских целей (круизов) арендуются по специальному договору (фрахт-контракту), заключаемому между туристской организацией и морским пароходством. Такой договор включает:

  • — количество и наименование судов, количество мест по категориям;
  • — маршруты круизов и сроки;
  • — количество постельных комплектов на один рейсооборот для каждого судна и их стоимость;
  • — стоимость оплаты на каждый рейсооборот;
  • — общую сумму оплаты за перевозку туристов;
  • — ответственность сторон.

Обязательными приложениями к договору являются: расписание движения судна, согласованное с туристской организацией; план- карта судна, утвержденная на момент заключения договора; расчет платы за аренду судна по категориям кают и элементным ставкам для каждого морского бассейна с учетом сезонных скидок.

В последнее время некоторые судовладельцы предлагают суда в бербоут-чартер — длительную аренду и эксплуатацию со всей вытекающей ответственностью. Судовладелец обязан соблюдать установленное расписание движения судна. Обо всех возникающих изменениях и отклонениях в расписании движения судна в случае задержки прихода судна в порт и сокращения времени стоянки администрация судна обязана оповестить работников туристского круиза и туристов, принять меры к выполнению программы обслуживания туристов.

Договорная документация речного круиза. Российские туристские компании, занимающиеся речными путешествиями и круизами, имеют свой флот или берут его во фрахт у судовладельцев. При сдаче судна во фрахт судовладелец может заключать договоры на обслуживание его во время стоянок, закупать питание, предоставлять заказчику теплоход, заправленный топливом. Этот способ сотрудничества обходится турфирмам дороже, хотя он и менее хлопотный. В другом случае туроператор сам занимается заключением договоров со стоянками, приобретением топлива, питания и т.д. Этот вариант более трудоемкий и ответственный, однако такая организация круиза предоставляет турфирмам больше возможностей для минимизации расходов и соответственно для удешевления пакета. Фрахт крупного теплохода может составлять от 4 тыс. до 8 тыс. дол. в сутки.

При организации речных круизов в России турфирма должна заключить договор с судовладельцем на условиях фрахтования судна или же подать заявку с указанием количества пассажирских мест намечаемого маршрута перевозки (по категориям) полных рейсо- оборотов по дням. В любом случае пароходства требуют, чтобы заявки подавались не позднее 1 сентября года, предшествующего плановому. На основании полученных заказов и своих возможностей судовладельцы выделяют заказчикам теплоходы в аренду или определенное количество мест на соответствующих судах и не позднее 30 декабря заключают договор с туристской фирмой. После этого турфирма имеет право начать реализацию путевок на круизные рейсы.

В договорах на аренду судов указывается количество и наименование судов; количество мест на них по категориям; маршруты круизов и их сроки; количество постельных принадлежностей на один рей- сооборот и общая сумма оплаты по договору; ответственность сторон.

Оплата за перевозку туристов должна производиться не менее чем за 15 дней до начала рейса. В период между туристскими рейсами (со времени окончания одного рейса и до момента начала другого) пароходство имеет право использовать судно по своему усмотрению. Регистрация пассажиров на круизное судно начинается за 2 часа до его отправления.

Заключение договоров между пароходствами и туристскими организациями обычно заканчивается до 30 декабря предшествующего обслуживанию года. Договор может быть заключен на срок от одного года до 3 лет. Расписания (графики) движения туристских судов в границах одного пароходства разрабатываются и утверждаются по согласованию с заинтересованной туристской организацией до 1 декабря предпланового года. В тот же срок разрабатываются расписания для маршрутов, проходящих по смежным бассейнам, но они утверждаются Министерством речного флота.

Путевки служат основанием для занятия туристами на судне указанных в них мест, получения комплектов постельного белья (каждого комплекта на срок до 10 дней), установленного рациона питания и культурно-экскурсионного обслуживания. После составления расписаний фрахтователь получает на руки график следования теплохода, на основе которого составляет схему экскурсионного обслуживания. На этом этапе совместно с туристскими бюро, находящимися в городах следования теплохода, оговаривается экскурсионная и развлекательная программы, осмотр достопримечательностей, которые следует включить в программу круиза. Происходит заблаговременный заказ билетов и экскурсоводов в музеях и исторических комплексах по маршруту следования и согласно экскурсионной программе. Для международных туристов заранее арендуются комфортабельные автобусы для трансфера из аэропорта и обратно.

Перед началом навигации представители пароходства и турфирмы с участием капитана судна, директора судового ресторана и руководителя круиза принимают судно, проводят осмотр судовых пассажирских помещений и оборудования, чтобы определить их готовность к перевозке туристов, о чем составляют соответствующий акт. Суда в начальных пунктах рейса подаются для посадки на туристских линиях за 2 часа до отправления.

До начала тура пароходством и турфирмой разрабатывается общий режим дня. Соблюдение установленного внутреннего распорядка на судне обязательно для всех туристов и обслуживающего персонала. Регистрация туристов производится руководителем круиза до их посадки на судно в помещении речного вокзала. Турист ставится в известность об окончании регистрации (посадки) за 30 минут до отправления судна. При обслуживании туристов на теплоходных турах принимают участие экипаж судна, работники судовых ресторанов, круизная туристская бригада.

Читайте также  Грузоперевозки автотранспортом из России в Казахстан

На отечественных речных судах принята классификация кают по категориям в зависимости от условий комфортности (количество и расположение мест в каюте; место расположения каюты по длине и по высоте судна; кубатура, площадь и форма каюты; вид освещения — естественное или искусственное; наличие санузла и др.).

Одноместная каюта на средней палубе с умывальником. 1Л

Двухместная одноярусная каюта на средней палубе

с умывальником. 1В

Двухместная двухъярусная каюта на средней палубе

с умывальником. 1C

Двухместная двухъярусная каюта на главной палубе. 2Л

Четырехместная двухъярусная каюта на главной палубе. 2В

Четырехместная двухъярусная каюта на нижней палубе. 2С

При организации теплоходных путешествий отношения между туристской фирмой, организующей круиз, и организациями, участвующими в обслуживании туристов (пароходствами, УРСами, принимающими турфирмами, которые обеспечивают береговое экскурсионное обслуживание в портах захода и др.), оформляются на договорной основе. Договоры на обслуживание туристов на теплоходных турах заключаются турфирмой с предприятиями и организациями.

  • 1. Договоры с речными и морскими пароходствами — на аренду теплоходов. Такой договор включает количество, наименование судов и количество мест по категориям; маршруты круизов и их сроки; количество постельных комплектов на один рейсооборот для каждого судна и их стоимость; стоимость оплаты на каждый рейсооборот; общую сумму по договору за перевозку туристов; ответственность сторон.
  • 2. Договор с Управлением речного судоходства (УРС) (конторой или управлением), трестом судовых ресторанов на питание туристов на маршруте круиза. Этот договор включает:
    • — перечень судов, сведения о количестве рейсов, продолжительности одного рейса (в сутках), количестве туристов в рейсе, маршруте и стоимости дневного рациона питания одного туриста в день, с указанием стоимости набора продуктов;
    • — обязанности конторы судовых ресторанов по выполнению принятых договорных обязательств;
    • — обязанности туристско-экскурсионной организации (обеспечение полной посадки туристов);
    • — разработку тематики и проведение вечеров отдыха в залах ресторана (совместно с его работниками);
    • — порядок расчетов за питание;
    • — ответственность сторон.
  • 3. Договоры с принимающими турфирмами по маршруту следования теплохода на предоставление экскурсионного обслуживания.

К этим договорам должны прикладываться графики заезда теплоходов в порты городов приема с указанием дат и ориентировочного времени прибытия и отправления; программа обслуживания туристов и калькуляция.

  • 4. Договор с управлением кинофикации на предоставление кинокопий для демонстрации туристам в кинозалах теплоходов (за наличный расчет). В отдельных случаях такие договоры заключаются непосредственно между управлением кинофикации и пароходством. Если копии видеофильмов берутся напрокат, такие договоры не заключаются. При отсутствии на судне киноаппаратуры настоящим договором предусматривается предоставление ее на судно на условиях проката на время туристских перевозок.
  • 5. Договор с библиотеками на снабжение рейсов книгами.
  • 6. Договор с музыкальным коллективом (при организации длительных круизов).

Лицензия на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом, морским транспортом

Транспортная, туристическая и экскурсионно-прогулочная деятельность по перевозке пассажиров внутренним (речным) водным и морским транспортом подлежит обязательному лицензированию вне зависимости от пассажировместимости используемого в указанных целях судна.

Стоимость услуг по оформлению документов в Ространснадзоре

Ищете надежную компанию, чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров водным транспортом?

Помогаем быстро и надежно пройти лицензирование в Росморречфлоте по всей России.

Госпошлина оплачивается отдельно с расчетного счета. Корочки специалистов предоставляет лицензиат.

Основные правовые документы регламентирующие процесс

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации;
  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
  • Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99 – ФЗ от 04.05.2011 г.

Разрешение на регулярные пассажирские перевозки могут получить как юридические лица, так и физические, имеющие статус индивидуального предпринимателя.

Кто осуществляет лицензирование на внутреннем водном и морском транспорте

Контроль за деятельностью по перевозкам пассажиров водным транспортом и выдача соответствующих лицензий возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта – Ространснадзор, а также его территориальные органы.

Условия и порядок предоставления лицензии определены следующими законами:

  • ПП РФ от 30.07.2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»;
  • ПП РФ от 21.11.2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;
  • ПП РФ от 06.03.2012 г. № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»;
  • Административный регламент предоставления услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным и морским транспортом от 30.04.2013 г. № 158.

Ространснадзор рассматривает документы и принимает решение в течение 45 рабочих дней. В случае положительного результата, выдается лицензия, которая не ограниченная в сроке действия, и распространяется на всей территории Российской Федерации.

Основные требования для лицензирования морских перевозок пассажиров

Наличие самоходного судна типа океанского, круизного лайнера, или парома;

  • Наличие свидетельства об управлении безопасностью судна;
  • Наличие судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, разработанный в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 18.03.2014 г. № 72;
  • Наличие ответственного за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения; имеющего среднее профессиональное или высшее образование по направлениям «судовождение» или «эксплуатация судовых энергетических установок», опыт работы в должности капитана судна от трех лет, а также аттестованного на право занятия настоящей должности;
  • Наличие договора страхования жизни, здоровья и имущества пассажиров и членов экипажа;
  • Наличие договора страхования ответственности за ущерб от загрязнения окружающей среды бункерным топливом (для судов вместимостью более 1000 человек).
  • Основные требования для получения лицензии на перевозку пассажиров речным (внутренним водным) транспортом

    Наличие самоходного или несамоходного судна: баржа, дебаркадер, теплоход, электроход, паром, яхты и другие суда, предназначенные для перевозки пассажиров;

  • Наличие ответственного за соблюдением требований по обеспечению безопасной эксплуатации судов на внутренних водных путях, имеющего среднее профессиональное или высшее образование по направлениям «судовождение» или «эксплуатация судовых энергетических установок», опыт работы в должности помощника капитана или старшего механика на судах, а также аттестованного на право занятия настоящей должности;
  • Наличие судового свидетельства об управлении безопасностью;
  • Наличие судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, разработанный в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 18.03.2014 г. № 72;
  • Наличие договора страхования жизни, здоровья и имущества пассажиров и членов экипажа;
  • Наличие договора страхования ответственности за ущерб от загрязнения окружающей среды бункерным топливом (для судов вместимостью более 1000 человек).
  • Необходимые документы на судно для осуществления перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, морским транспортом

    Свидетельство или временное свидетельство о праве плавания под флагом РФ;

  • Свидетельство о праве собственности на судно;
  • Свидетельство о классификации судна;
  • Свидетельство о годности к плаванию;
  • Санитарно-судовое свидетельство;
  • Мерительное свидетельство;
  • Свидетельство о минимальном составе экипажа, подтверждающее численность и квалификацию специалистов.
  • Особенности оформления лицензии на перевозку пассажиров маломерным судном

    Лицензирование пассажирских перевозок маломерным судном вместимостью до 12 человек отличается облегченным порядком оформления. Из документов на судно потребуется только судовой билет и талон технического освидетельствования. Не требуется получение свидетельства об управлении безопасностью, а также ответственное лицо, отвечающее за безопасную эксплуатацию судна.

    Перечень документов, необходимых для получения лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным и морским транспортом

    Для оформления лицензии необходимо направить почтой или подать лично в Ространснадзор или его территориальные органы следующий пакет документов:

    Заявление по установленной форме;

  • Учредительные и уставные документы юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • Приказ о назначении ответственного лица за безопасную эксплуатацию судна;
  • Документы, подтверждающие образование, квалификацию и стаж работы ответственного сотрудника (диплом и удостоверение аттестации);
  • Перечень судов, которые будут привлекаться к осуществлению пассажирских перевозок;
  • Договор о праве собственности или ином законном основании владения и пользования на каждое судно;
  • Договор страхования жизни, здоровья, а также имущества пассажиров и членов экипажа (на маломерное судно представлять не требуется);
  • Документы на судно, перечисленные выше;
  • Квитанция об оплате государственной пошлины в размере 7500 рублей;
  • Опись документов.
  • Основания для отказа в выдаче пассажирской лицензии водного транспорта

    Далеко не всегда самостоятельное оформление лицензии возможно осуществить с первого раза. Законодательством предусмотрено несколько обобщенных случаев, когда заявителю может быть отказано как в приеме документов, так и в их рассмотрении. К таковым относятся:

    Некорректно заполнено заявление о предоставлении лицензии (неверно заполнено, имеются ошибки, опечатки, исправления, помарки);

  • Отсутствие каких-либо документов, необходимых для принятия положительного решения;
  • Один из документов не поддается прочтению.
  • При подготовке документов следует внимательно относиться к предъявляемым требованиям. В связи с тем, что государственный орган не принимает оригиналы документов, а только его копии, последнее основание отказа является наиболее распространенным случаем, особенно, если какие-то оригиналы документов на судно имеют ветхое состояние в связи с возрастом. Нередки случаи, когда перед подачей в лицензирующий орган, необходимо позаботиться и оформить дубликаты таких документов.

    Помните, что в случае малейшей оплошности вы потеряете не только время, но и деньги за уплату государственной пошлины, поэтому мы рекомендуем заранее обращаться за консультацией к специалисту, а при необходимости, воспользоваться их услугами.

    С уважением к Вам и вашему бизнесу, юридическая компания «Деловой подход»

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: