Договоры жизненного цикла: преимущества, недостатки, примеры

Контракт жизненного цикла (44-ФЗ)

КЖЦ: разработка проектов, процедура заключения, применение 44-фз, сферы

Контракт жизненного цикла (сервисный контракт) – относительное новшество законодательства в сфере госзакупок. Новшество для России. В практике многих стран данный институт успешно и обширно применяется длительное время. О сущности, особенностях и проблемах КЖЦ – в сегодняшнем материале.

Зарубежный опыт по контракт жизненного цикла

В опыте других стран контракты жизненного цикла (КЖЦ) являют собой разновидность взаимовыгодного партнерства публичных субъектов (государство или муниципалитет) и предпринимательских субъектов, в рамках которого компания проектирует, строит, реконструирует, обеспечивает обслуживание какого-либо объекта, а государство ему за это платит.

Такие контракты, как правило, заключаются в отношении автомобильных, железнодорожных дорог/магистралей, тоннелей, больниц и других важных объектов общественной инфраструктуры.

Чаще всего речь идет о платежах после начала эксплуатации объекта. Условия платежей зависят от конкретных обстоятельств – качества оказываемых услуг и качества самого объекта. Таким образом, предмет такого договора составляет обеспечение сервиса в течение «срока жизни» объекта – отсюда становится понятна и логика названия контракта. Другое применимое наименование – сервисный контракт.

Сущность КЖЦ у нас в России

Нормативное регулирование данный термин получил в России в 2014 году – благодаря № 44-ФЗ: КЖЦ – контракт на приобретение товара или работы, их дальнейшее обслуживание, ремонт, эксплуатацию, уничтожение товара (объекта). Предусмотрены оговорки, что данные действия могут при необходимости включать создание проекта, конструкции объекта.

Из комплексного толкования норм указанного закона (в совокупности с конкурентным законодательством) следует, что, если контракт предполагает действие на весь период существования объекта, это можно сделать только в рамках КЖЦ. Внесение в другой контракт нескольких видов работ из тех, что должны регулироваться КЖЦ, может повлечь ответственность за нарушение норм о защите конкуренции.

Правительство РФ в Постановлении № 1087 «Об определении случаев заключения КЖЦ» определило исчерпывающее количество объектов инфраструктуры, которые могут создаваться и обслуживаться с помощью КЖЦ. В перечень вошли объекты транспортной инфраструктуры: автодорожные объекты, порты, аэродромы, метро, железнодорожный, внеуличный и электрический транспорт на земле, водные и воздушные суда, а также уникальные объекты капитальной постройки и объекты коммунального хозяйства

Специалисты считают, что данный список было бы неплохо расширить и включить в него ряд других объектов, нуждающихся в комплексном обслуживании: например, стадионы, больницы и другие объекты социального назначения.

Тем самым законодатель ясно дал понять, что в России КЖЦ будет представлять собой не способ совместного сотрудничества государства и частного сектора, а одну из форм госзакупок. Этот фактор негативно сказывается на заинтересованности частной стороны контракта, поскольку сфера закупок в России строго регламентирована и требует большей подготовки для участия в ней, нежели для заключения другого вида контракта.

Кроме того, сфера закупок лишена гибкости регулирования в зависимости от складывающихся обстоятельств. Для госконтрактов невозможно участие нескольких исполнителей, изменение цены договора, нет четких механизмов компенсации при расторжении.

Проблемным для КЖЦ является и момент применения бюджетного законодательства о финансировании на длительный срок: БК РФ ограничивает оплату государственных контрактов трехлетними сроками. КЖЦ не исключение. Положения о контрактах с долгим производственным циклом на КЖЦ пока не распространены. Таким образом, до текущего времени вопрос с финансированием КЖЦ внятно не решен, что, несомненно, не может не быть еще одной причиной его незначительного распространения.

Все это в условиях текущего регулирования КЖЦ делает КЖЦ малопривлекательным для современных инвесторов.

Содержание КЖЦ и соотношение с концессией (концессионными соглашениями)

Что же входит в содержание КЖЦ? Можем ли мы считать, что заключение КЖЦ предполагает включение в него определенного набора обязанностей подрядчика. Однозначного ответа на данный вопрос нет.

В Постановлении Правительства РФ № 1087 указаны работы по проектированию и строительству. Тогда возникает вопрос относительно обслуживания – подразумевается ли оно автоматически или должно быть озвучено отдельно. Данный вопрос не решен ни нормативно ни в правоприменении, которое в случае с КЖЦ практически отсутствует. Минэкономразвития России считает, что обслуживание подразумевается, даже если об этом нет специального указания в контракте. Однако единого мнения специалистов нет.

В ряде случаев возникает вопрос о соотношении КЖЦ с концессионными соглашениями (которые, аналогично КЖЦ, включают в себя не одну стадию периода жизни объекта и эксплуатируются негосударственной компанией).

Концессия как раз является разновидностью партнерства государства с частными лицами, располагает инструментами регулирования отношений сторон по договору. Основное отличие концессии от КЖЦ заключается в том, что она в обязательном порядке включает целевую эксплуатацию объекта. Кроме того, использование концессии не всегда возможно. Некоторые аналитики считают, что отнесение КЖЦ к регулированию концессии было бы рациональным шагом в популяризации и повышении привлекательности данного вида контрактов. С этим нельзя не согласиться с учетом обозначенных проблем в регулировании КЖЦ как инструмента госзакупок.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данной или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас, в том числе в целях подготовки контракта жизненного цикла, его анализа, оспаривания и/или расторжения.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или напишите на адрес info@vitvet.com .

Алена Полякова, юрист-аналитик. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook .

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

Иные наши полезные и интересные материалы:

Энциклопедия решений. Особенности закупок по Закону N 44-ФЗ для заключения контрактов жизненного цикла

Особенности закупок по Закону N 44-ФЗ для заключения контрактов жизненного цикла

В соответствии с ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случаях, установленных Правительством РФ, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла). Перечень таких случаев определен постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 (далее — Постановление N 1087).

Следует обратить внимание, что Постановлением N 1087 перечислены именно случаи, когда предмет контракта объединяет закупку или изготовление вещи и ее дальнейшее обслуживание, и (или) ремонт, и (или) эксплуатацию. Однако ни данное Постановление, ни ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, ни какая-либо иная норма этого Закона не говорит о том, что приобретение или заказ на создание вещей, упомянутых в Постановлении N 1087, обязательно должны осуществляться в рамках контракта жизненного цикла. Закон N 44-ФЗ в принципе не регулирует формирование предмета контракта. Определенные ограничения на формирование предмета закупки вытекают только из ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок или запроса предложений. Однако из этого не следует обязательности объединения технологически и функционально связанных товаров. работ, услуг в предмет одного контракта. По общему правилу формирование предмета контракта определяется потребностями заказчика.

Читайте также  Ксенон для автомобиля желтого цвета

Соответственно, перечень, утвержденный Постановлением N 1087, следует понимать, как перечень случаев, когда объединение в предмете контракта обязанностей поставщика или подрядчика (далее — контрагент), образующих предмет контракта жизненного цикла, возможно (следует учесть, что по общему правилу объединение в предмете одного контракта проектирования и строительства объекта представляется недопустимым, что рассмотрено в отдельном материале). Заключение контрактов жизненного цикла в случаях, не упомянутых в Постановлении N 1087, недопустимо (см. также письмо Минэкономразвития России от 25.04.2016 N Д28и-1110). Однако само по себе объединение указанных обязанностей контрагента в предмет одного контракта определяется потребностями заказчика. Аналогичный вывод следуют из разъяснений, данных в письмах Минэкономразвития России от 25.12.2015 N Д28и-3744, от 20.01.2014 N Д28и-30. Из этих писем, а равно письма Минэкономразвития России от 26.02.2016 N Д28и-441, разъяснений по вопросу 2 письма Минэкономразвития России от 10.12.2014 N Д28и-2797, можно также сделать вывод, что контрактом жизненного цикла считается только тот контракт, который предусматривает сочетание всех обязательных элементов контракта жизненного цикла соответствующего вида, предусмотренного Постановлением N 1087.

В соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона N 44-ФЗ в случае заключения контрактов жизненного цикла, а также в иных установленных Правительством РФ случаях заказчик вправе устанавливать в документации о закупке для оценки заявок участников закупки критерий «стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта» (далее — СЖЦ) вместо «цены контракта» и «величины расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ». Информация о применении такого критерия должна быть отражена в плане-графике (п. 7 ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

Критерий СЖЦ в силу ч. 3 ст. 32 Закона N 44-ФЗ включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет СЖЦ производится с учетом Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 на основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Согласно п. 8.3 указанных Методических рекомендаций расчет СЖЦ рекомендуется производить с применением методов определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Иными словами, какого-либо отдельного способа расчета СЖЦ не предусмотрено, заказчик осуществляет такой расчет одним из методов определения начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренных ст. 22 Закона N 44-ФЗ, или сочетая несколько из них, либо, если применение таких методов невозможно, непредусмотренным законом методом (ч.ч. 1, 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Контракты жизненного цикла, очевидно, должны относится к контрактам, сроки действия которых могут превышать плановый период, на который определяются лимиты бюджетных обязательств (п. 2 ст. 72, п. 5. ст. 161 БК РФ). Однако поскольку данный случай как исключение законом не выделен, установление такого срока должно оправдываться применением других оснований (п. 3 ст. 72 БК РФ). Такие основания рассмотрены в отдельном материале.

Контракты жизненного цикла для федеральных нужд относятся к контрактам, в отношении которых обязательно установление условия об их банковском сопровождении в виде мониторинга расчетов (пп. «а» п. 3 постановления Правительства РФ от 20.09.2014 N 963). Подробнее вопрос о банковском сопровождении контрактов рассмотрен в отдельном материале.

Применение каких-либо определенных способов закупки для определения контрагента с целью заключения контракта жизненного цикла законом не установлено. Применение для оценки заявок на участие в закупке критерия СЖЦ нельзя однозначно расценивать как указание на необходимость выбора конкурса или запроса предложений, когда применяются все критерии оценки для сравнения заявок в целом. Поскольку данный критерий применяется вместо, в том числе, критерия цены, возможно и проведение электронного аукциона или запроса котировок. Ряд случаев заключения контрактов жизненного цикла может (в зависимости от стоимости) включать и случаи необходимости проведения конкурса с ограниченным участием — ср. позицию 5 Приложения N 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, устанавливающего такие случаи, и практически все подпункты, кроме «з» и «и» п. 1 Постановления N 1087. Однако и в этих случаях возможно проведение электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также закупка у единственного контрагента (ч. 2.1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, те же работы (в зависимости от стоимости) могут подпадать под случаи обязательного проведения электронного аукциона (см. также отдельный материал по этому вопросу), что, впрочем, также не исключает возможности проведения запроса котировок, запроса предложений, закупки у единственного контрагента (ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).

Соответственно, способ закупки для заключения контракта жизненного цикла определяется заказчиком самостоятельно в рамках, определенных законом.

Каких-либо особенностей непосредственно процедур определения контрагента с целью заключения контракта жизненного цикла законом не установлено, они проводятся в общеустановленном порядке.

Контракт жизненного цикла 44-ФЗ в 2021 году

Контракт жизненного цикла по 44-ФЗ, в сокращении КЖЦ, — это специальные договоры, включающие работы и услуги полного обслуживания действующего и будущего объекта. Сюда входят разработка проектов, строительство, эксплуатация, ремонт и утилизация. Список объектов, в отношении которых допускается заключение таких договоров, утверждается постановлениями правительства. Среди них автомобильные дороги, порты, аэродромы, иная транспортная инфраструктура и другие объекты. Для поставщика заключить КЖЦ — значит обеспечить свою компанию работой и доходом на долгие годы.

Особенности контракта на жизненный цикл

В основе КЖЦ лежит обыкновенный договор с рядом особенностей:

  • Банковское сопровождение. При реализации контракта жизненного цикла 44-ФЗ федеральных и муниципальных проектов необходимы контроль и оценка платежных действий. Обеспечить прозрачность операций позволяет открытый для КЖЦ отдельный счет.
  • Заявочная оценка. Основной критерий отклика не контрактная цена, а стоимость последующих услуг по эксплуатации, ремонту, утилизации. Основание — часть 3 ст. 32 44-ФЗ, стандарт ГОСТ Р 27.202-2012.
  • Ограничения бюджета. Заключая долгосрочный контракт, устанавливается лимит в рамках одного финансового года.

При заключении договоров в сфере капитального строительства необходимо правительственное и муниципальное решение, а также аудиторское заключение, подтверждающее обоснованность инвестиций.

Плюсы и минусы контракта жизненного цикла 44-ФЗ

Среди преимуществ для заказчиков можно выделить:

  • Ответственность за проект ложится на одного исполнителя, а не разделяется между несколькими компаниями.
  • Отсутствует необходимость содержать лишние кадры, а конкурентные процедуры проходят не в несколько этапов, а разово.
  • Госорганы и муниципалитет не резервируют большую часть бюджета для реализации проекта, а растягивают оплату во времени по этапам реализации.
  • Фиксированный размер выплат позволяет рационально планировать расходы будущих периодов.

Потенциальных недостатков контракта на жизненный цикл по закону №44 для заказчика гораздо меньше:

  • Проблемы могут возникнуть с расчетом точной цены в условиях изменчивой экономической обстановки.
  • Существует риск нереализации КЖЦ из-за вероятных просчетов по ошибке заказчика или подрядчика.

Исполнитель контракта жизненного цикла может получить стабильное финансирование бюджетных средств на протяжении длительного времени и доход от инвестиций. Одновременно он несет обязанность по содержанию объекта с момента его ввода в эксплуатацию. Окажется в конечном итоге компания в выигрыше или понесет убытки, зависит от многих факторов. Большинство которых, впрочем, можно рассчитать, имея соответствующий опыт.

Читайте также  Медсправка для замены водительского удостоверения в СПб

Как регулируется КЖЦ

Контракт на жизненный цикл регулируют следующие законодательные акты:

  • Часть 16 ст. 34 44-ФЗ — основные положения: условия заключения соглашения, порядок определения цены, обязательные пункты, действия при просрочке исполнения и иное.
  • ПП №1087 — перечислены проекты, по которым можно заключить соглашение.
  • Пункт 47 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ — включена возможность заключения КЖЦ при участии в закупке с одним-единственным поставщиком. Товар должен быть создан, освоен или усовершенствован на территории РФ.
  • ПП №96 — реестр оборонно-промышленных предприятий, выступающих инвесторами проектов.

Соглашение можно заключить на проектирование, постройку, реконструкцию и эксплуатацию, утилизацию объектов инфраструктуры: автодорог, портов, аэродромов, метрополитена, железной дороги. В отношении уникальных объектов капстроительства, в том числе относящихся к культурному наследию, используемых в социальной, культурной сферах, здравоохранении и для удовлетворения потребностей военнослужащих.

С 2018 года можно заключать контракт для закупок, касающихся АСУ энергоресурсов и коммунальных хозяйств. Сюда также входят услуги по установке, настройке, обслуживанию и контролю приборов учета.

Пример контракта жизненного цикла

На госпортале ЕИС ― zakupki.gov.ru — можно ознакомиться с заключенными исполненными и находящимися на исполнении договорами по закону №44. Рассмотрим основные моменты заключаемых соглашений на реальном примере. Контракт жизненного периода №1820730301112214000244754/754-С216/18/111 с реестровым номером №47702388027 18 000120, заключенный 5 декабря 2018 года.

Объект закупки — услуга по техническому обслуживанию системы дифференциальных коррекций и мониторинга. Заказчик — Роскосмос. Исполнитель — АО «Российские космические системы». Сумма договора — 639 191 605 рублей. Срок действия сделки — до 30 июня 2021 года.

В разделе «Платежи и объемы закупки» можно ознакомиться с размером выплат, проведенных в 2018, 2019, 2020 и 2021 годах.

В разделах «Исполнение (расторжение)» и «Вложения» представлены документы, подтверждающие выполнение условий договора: платежные поручения, акты о приемке, дополнительные соглашения и другая документация.

Посмотреть актуальные закупки можно также в сервисе «Астрал.Поставщик» . Не забудьте предварительно заказать ЭЦП для торгов, без нее вы не сможете участвовать в закупках.

Последние изменения в законе о контракте на жизненный цикл

За 2020—2021 годы в законодательство о КЖЦ было внесено несколько дополнений. Они касаются расширения перечня условий для заключения соглашения. Для удобства представим их в таблице.

В ближайшем будущем в перечень могут добавить закупки таких товаров, как постельное, столовое белье и спецодежда. С таким предложением недавно выступил Минпромторг. Проект передан на разработку в правительство.

«Астрал.Тендер» поможет разобраться во всех тонкостях КЖЦ. При необходимости специалисты возьмут на себя решение этой задачи.

Заключение

Контракт на жизненный период по 44-ФЗ играет значительную роль в экономическом развитии регионов. Они не имеют ограничений по срокам. Могут выполняться от нескольких лет до десятилетий. Позволяют исключить большое количество поставщиков, а значит, облегчить взаимодействие между сторонами договора. Упростить планирование бюджета, сократить текущие расходы, поскольку оплата производится частями. Заказчики могут включать в одно соглашение полный объем работ с объектом: подбор, поставку, эксплуатацию, обслуживание, ремонт, утилизацию.

Контракты жизненного цикла отменят недоразумения с подрядчиками

Промышленные объекты – база для экономики. К сожалению, регламентов, которые помогали бы строить их быстро и качественно, в России пока нет. Но система госконтрактов начинает меняться в лучшую сторону, появляются показавшие свою эффективность мировые практики инжиниринга. В 2017 г. открылась возможность строить по контрактам жизненного цикла, когда государство или муниципалитет заключает договор с одной компанией на проектирование, строительство, реконструкцию и обслуживание какого-либо объекта. В основном это касается сооружения дорог, тоннелей, трубопроводов, аэродромов, больниц – наиболее важных объектов общественной инфраструктуры. Тут работает простое правило: построил, например, дорогу — обеспечь и последующий ремонт. Хорошо построил – сэкономил на обслуживании, плохо – будешь сам же ремонтировать.

В 2021 г. вступят в силу изменения в 44-ФЗ, они вводят в оборот понятие контракта на создание объекта капитального строительства под ключ. По мнению «строительного» вице-премьера Марата Хуснуллина, поправки «совершенно точно дадут сокращение сроков от трех месяцев до года и повышение качества. Это большая победа в развитии строительной отрасли». И, можем добавить, это долгожданное решение.

Еще в 1999 г. за рубежом был разработан и принят на вооружение типовой EPC-контракт (Engineering Procurement Construction), который оптимален для сложных промышленных объектов. Эти три основных вида деятельности определяют ответственность подрядчика за все этапы – от проектирования и поставки оборудования до ввода объекта в эксплуатацию. Это и есть строительство под ключ. Эта система развивалась, инжиниринговая компания ответственна теперь не только за сдачу объекта, но и за его обслуживание. EPC-контрактование, т. е. строительство под ключ, концентрируется на развитии технологической базы промышленности. Ядром всей конструкции является технология.

Как до сих пор строили новый завод? Проектировщики работают на основе тех данных, которые дают технологи, зачастую эти данные не совпадают при отгрузке оборудования. Модель, габариты, потребляемые газы или реагенты – некоторые отличия в параметрах для покупателя оборудования не играют особой роли, ведь в техзадании определены только характеристики, а конкретной модели может просто не быть в наличии. А для проекта они могут быть критичны: не влезает, например, закупленная установка в заданное по проекту место – и приходится переделывать всю технологическую цепочку. Строители строят то, что было в проекте, по факту могут быть отклонения, и, естественно, возникают претензии от строителей к проектировщикам, от проектировщиков к строителям, к поставщикам оборудования и т. д. Начинаются бесконечные судебные споры и выяснения, кто виноват и что делать. Как результат объект, который можно возвести за год, зачастую в России строится три, пять, семь лет. За это время запланированное оборудование, как правило, уже устаревает. Пока подрядчики просто стараются заработать свою маржу, можно строить сравнительно простые объекты, схема работает. Но на уровне внедрения даже уже освоенных технологий все ломается. Алексей Кудрин в прошлом году опубликовал отчет Счетной палаты, где было показано, что в недострои закопано 4 трлн руб., это 62 000 недостроенных объектов.

Строительство под ключ подразумевает непрерывную ответственность и за все коллизии, которые возникают по ходу дела. Внутри одной компании регулируются все описанные проблемы: единый контур ответственности, единый контур работы с проектом минимизирует риски заказчика, есть понимание сроков и ресурсов, которые необходимо выделить. Работа с одним подрядчиком не несет в себе столько рисков злоупотреблений, коррупции, поставок некачественного оборудования, как наем ряда подрядчиков на разные фазы создания объекта.

Когда один отвечает за весь объем работ, можно сразу заложить набор параметров, связанных со сроками, ресурсами, требованием к технологиям, которые подрядчик должен выполнить при реализации фиксированных этапов. Отклонения от контракта можно отслеживать не по факту сдачи, а в процессе поэтапного выполнения работ. Есть единственный момент, который не удешевляет процесс, а удорожает: стоимость одного рабочего места проектировщика может достигать $130 000 в год.

Читайте также  Проверка квадроцикла на угон

Современные цифровые инструменты, такие как BIM-моделирование или система объективного контроля, позволяют отслеживать отклонения от начальных параметров, заложенных в проектной документации. На базе собранных технических данных можно подобрать оборудование, определить технологические параметры производственных линий, выйти на конечную стоимость произведенной продукции. И отслеживать по главному фактору, стоимости конечного продукта, те аспекты, за которые должен отвечать подрядчик.

Стоимость проектирования технологического объекта в Африке, Индии или на Северном полюсе в развитом глобальном технологическом секторе составляет 5–10% от общего объема инвестирования в проект. Согласно принятой в России системе ценообразования у нас сейчас это 0,5% и меньше. Отсюда ошибки, закладываемые еще на этапе проектирования. С внедрением поправок в 44-ФЗ архаичный подход к проектированию промышленных объектов должен вытесняться. А экономия закладывается на существенном увеличении скорости строительства и исключении бесконечных недоразумений на стыках с подрядчиками.

Что такое контракт жизненного цикла и его оформление по 44-ФЗ

Контракт жизненного цикла — это сделка, включающая комплекс работ, начиная от проекта объекта и заканчивая его последующим обслуживанием, включая утилизацию. Законодательство устанавливает случаи, когда разрешено подписывать такие договоры. Например, при строительстве аэродромов, дорог или закупке поездов, самолетов, кораблей. В 2020 году вступили в силу несколько поправок.

Скачать пустой бланк госконтракта жизненного цикла
Скачать заполненный образец госконтракта жизненного цикла на ремонт автодороги

Какие изменения вступили в силу в 2020 году

На портале проектов НПА Минфин и Минтранс выложили два постановления, вносящих изменения в ПП № 1087 от 28.11.2013. Эти поправки, касающиеся заключения контрактов жизненного цикла, мы собрали в таблицу.

Добавится новое основание. Госконтракты этого вида разрешат заключать при закупках медицинской техники по кодам ОКПД2:

Регулирование

Кроме ч. 16 ст. 34 закона о контрактной системе, заключение госконтрактов жизненного цикла подпадает под действие ПП № 1087 от 28.11.2013, в котором описаны случаи, когда заключение подобных соглашений возможно. А именно при проектировании и строительстве:

  • автомобильных дорог и их участков;
  • объектов коммунального хозяйства;
  • инфраструктуры портов (морских и речных), аэродромов;
  • уникальных объектов капстроительства;
  • инфраструктуры ж/д транспорта;
  • инфраструктуры метрополитена, городского транспорта;
  • зданий для сферы культуры;
  • зданий для соцнужд (в том числе их эксплуатация);
  • объектов культурного наследия (в том числе их реставрация);
  • зданий и сооружений для нужд военнослужащих (в том числе реконструкция);
  • объектов капитального строительства для здравоохранения (в том числе реконструкция).

Эти нормы применяются и при закупке морских, речных и воздушных судов, транспорта для общественного пользования (автобусов, вагонов метро и т. д.).

С 09.11.2018 такие соглашения заключают при создании автоматизированных информационно-измерительных систем для учета энергетических и коммунальных ресурсов, в том числе:

  • на установку приборов (узлов) учета;
  • на установку устройств для сбора и передачи учетных данных;
  • на создание ПО для сбора, хранения и передачи данных учета.

С 01.07.2019 госконтракты жизненного цикла применяют для закупок у единственного поставщика (п. 47 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ) при приобретении товара, производство которого организовано, модернизировано или освоено на пространстве РФ по специальному инвестиционному контракту у компании оборонно-промышленного комплекса, информация о которой содержится в сводном реестре организаций ОПК. Этот реестр формируется по ПП № 96 от 20.02.2004. Причем организация должна выступать как сторона-инвестор спецконтракта.

В чем особенности

Контракт жизненного цикла представляет собой соглашение, которое заключается в обычном порядке, учитывая процедуры и ограничения, прописанные в 44-ФЗ, но имеются некоторые особенности. А именно:

  1. Прописано условие о банковском сопровождении контракта, если сделка заключается для федеральных нужд (п. 3 ПП № 963 от 20.09.2014).
  2. Критерием оценки заявок участников выступает не цена договора и последующие эксплуатация и ремонт, а один общий критерий «стоимость жизненного цикла» (ч. 3 ст. 32 44-ФЗ).
  3. Стоимость жизненного цикла формируется, используя рекомендации, прописанные в ч. 3 ст. 32 44-ФЗ и в национальном стандарте ГОСТ Р 27.202-2012.
  4. Для долгосрочных госконтрактов жизненного цикла (когда срок сделки находится за пределами финансового кода) в БК прописаны ограничения (ч. 2 ст. 72 БК).

Есть особенности заключения сделок, в которых, помимо обслуживания и эксплуатации, содержатся работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства, то есть «под ключ» (ч. 16.1 ст. 34 44-ФЗ). Для подписания таких договоров ПП № 563 от 12.05.2017 устанавливает особый порядок. Кроме исполнения общих требований 44-ФЗ, для заключения подобных контрактов жизненного цикла придется получить:

  • решение правительства или ГРБС (если объект относится к федеральной собственности) либо решение губернатора (главы муниципалитета) в отношении объектов государственной собственности субъекта РФ (муниципальной собственности);
  • заключение технологического и ценового аудита, в котором приводится обоснование инвестиций в конкретный объект капитального строительства;
  • и заложить в контракт специальные условия, прописанные в ч. 4 ПП № 563.

Пример контракта жизненного цикла

На портале ЕИС есть данные о контракте жизненного цикла по 44-ФЗ, зарегистрированном под номером 0162300000814001059 от 22.08.2014 по закупке работ по проектированию, строительству и техническому обслуживанию объектов наружного освещения.

Заказчиком является Администрация города Нижний Тагил. В качестве НМЦК заявлена сумма 12 497 660 670 рублей. Другая сторона сделки — АО «ПО «УОМЗ» имени Э.С. Ямалова», сумма договора — 9 373 245 502,50 рублей, а сумма обеспечения контракта — 15% от НМЦК. Срок действия сделки — до конца 2042 года.

Расчет максимальных выплат за каждый год.

В разделе 3 приведены сроки выполнения каждого этапа работ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: