Двухэтапный конкурс по 44-ФЗ

Двухэтапный конкурс: организация и особенности проведения

Двухэтапный конкурс интересен тем, что при отсутствии необходимых знаний при описании объекта закупки, заказчики сначала могут выяснить у участников точные характеристики товаров (работ, услуг), а после выбрать наиболее подходящее предложение с лучшими условиями исполнения контракта.
В статье рассмотрим, что собой представляет двухэтапный конкурс, его особенности, а также в каких случаях можно проводить данную закупочную процедуру.

Управление государственными и муниципальными закупками ( 144 , 120 , 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Практика применения двухэтапного конкурса среди всех открытых конкурентных способов закупки является наименее распространенной в силу ограниченной сферы применения и своей новизны.

Двухэтапный конкурс — это усложненная закупочная процедура, которая осуществляется в два этапа. Первый заключается в проведении обсуждений, а второй — конкурс в его обычном понимании.

У двухэтапного конкурса есть одна особенность: в ходе проведения двухэтапного конкурса заказчик имеет возможность изменять, сокращать и расширять как техническое задание (функциональные, технические, качественные или эксплуатационные характеристики объекта закупки), так и критерии оценки конкурсных заявок.

Когда проводится двухэтапный конкурс

Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий:

1. конкурс проводится для заключения контракта:

  • на проведение исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий;
  • энергосервисного обеспечения;
  • на создание результатов интеллектуальной деятельности (произведения литературы и искусства).

2. для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Первый этап проведения двухэтапного конкурса

Участники подают свои заявки два раза. На первом этапе двухэтапного конкурса участники предоставляют первоначальные заявки. Они содержат предложения касательно объекта закупки, но не цены контракта (ч.4 ст.57 44-ФЗ).

Предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется (ч. 4 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

На первой стадии двухэтапной процедуры заказчик проводит обсуждение заявок. Конкурсная комиссия обязана обеспечить равные возможности для участия в этих обсуждениях всем участникам двухэтапного конкурса (ч. 5 ст. 57 Закона № 44-ФЗ). Также на этой стадии комиссия заказчика обязана проверить заявки претендентов на предмет соответствия установленным требованиям. Заявка на участие в первом этапе наряду с информацией, предусмотренной в заявке на участие в открытом конкурсе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям или заверенные копии таких документов (ч.2 ст. 31 ФЗ-44).

Результаты обсуждения фиксируются конкурсной комиссией в протоколе. По окончании первого этапа протокол подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. Размещается в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола (ч. 7 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

В том случае, если на первом этапе конкурса предусмотрено проведение предквалификационного отбора, то к заявке участника должны также прилагаться документы, подтверждающие его соответствие выдвинутым требованиям.

Срок проведения первого этапа не может превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов с первоначальными заявками на участие (ч. 6 ст. 57).

Второй этап проведения двухэтапного конкурса

На втором этапе подают окончательные заявки с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа условий закупки (ч.12 ст.57 44-ФЗ).

Заказчик вправе устанавливить требование об обеспечении заявок (ч. 12 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Окончательные заявки рассматриваются и оцениваются конкурсной комиссией в сроки, установленные для проведения открытого конкурса и исчисляемые с даты вскрытия конвертов (ч. 14 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его первого этапа, вправе отказаться от участия во втором этапе (ч. 13 ст. 57).

Документация на проведение двухэтапного конкурса

К конкурсной документации в обязательном порядке должен прикладываться проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального Закона №44, конкурсная документация обязательно должна включать в себя следующую информацию:

  1. название и описание объекта закупки, описание условий контракта и обоснование НМЦК;
  2. сведения о валюте;
  3. принцип применения официального курса валюты, установленного Центробанком и используемого при оплате контракта;
  4. требования к содержанию и описанию непосредственного предложения, а также к составу и форме заявки участника конкурса;
  5. сведения о возможности изменения условий контракта;
  6. сведения о возможности заключения контрактов с несколькими участниками;
  7. сведения о порядке, сроках отзыва и возврата заявок на участие;
  8. порядок предоставления разъяснений отдельных положений документации;
  9. критерии обработки и оценки заявок;
  10. сумма обеспечения заявки,а также условия банковской гарантии;
  11. сумма и условия обеспечения исполнения контракта;
  12. сведения о контрактной службе, управляющем и ответственных лиц за заключение контракта, а также сроки, в течение которых победивший участник конкурса должен подписать контракт;
  13. сведения о возможность одностороннего отказа от выполнения условий контракта.

Размещается конкурсная документация в ЕИС одновременно с публикацией извещения о проведении конкурса.

Извещение

Извещение о проведении конкурса публикуется в ЕИС не позже, чем за 20 дней до дня официального вскрытия конвертов или открытия соответствующего доступа. При проведении повторного ДК срок размещения извещения в ЕИС должен составлять не менее чем 10-ть дней (ч. 3 ст. 55 44-ФЗ).

Если к участникам закупки Правительство РФ предъявляет дополнительные требования, то данные сведения должны быть указаны в извещении. Кроме того, в извещении о проведении двухэтапного конкурса должна содержаться та же информация, что и в извещении при проведении открытого конкурса (ч.3 ст.49 44-ФЗ).

Все корректировки вносятся в извещение не позднее, чем за пять дней до окончания срока подачи заявок. С момента принятия решения о внесении корректировок есть только сутки, в течение которых такие изменения должны размещаться в ЕИС. При этом сроки подачи заявки должны быть продлены так, чтобы с даты размещения корректировок до даты окончания сроков приема заявок оставалось не меньше 10 рабочих дней.

Заключение контракта

Победителем двухэтапного конкурса признается участник, принявший участие в двух этапах такого конкурса и предложивший лучшие условия исполнения контракта (ч. 1 ст. 57 Закона № 44-ФЗ). Контракт с победителем заключается не ранее 10 и не позднее 20 дней со дня размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок (ст. 54, ч. 14 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Двухэтапный конкурс не состоялся

Можно заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если двухэтапный конкурс не состоялся по следующим причинам:

  • только один участник подал окончательную заявку на участие, которая соответствует установленным требованиям;
  • по итогам рассмотрения и оценки осталась только одна окончательная заявка, соответствующая установленным требованиям.

Алгоритм проведения двухэтапного конкурса: действия заказчика

Рассмотрим пошаговый алгоритм проведения двухэтапной процедуры торгов.

  1. Для начала необходимо приготовить все необходимые документы — конкурсную документацию и опубликовать их вместе с извещением на официальном сайте ЕИС — www.zakupki.gov.ru. Проводится данная работа за 20 дней до момента открытия конвертов с предложениями участников.
  2. Принять предварительные заявки, а по окончании срока — вскрыть конверты. Ход мероприятия фиксируется в протоколе.
  3. Опубликовать протокол вскрытия в ЕИС. Делается это не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола.
  4. Провести первый этап госзакупки. Во время него заказчик рассматривает поступившие предложения и проводит обсуждение. Обсуждение проводится в срок не более 20 дней с момента открытия конвертов.
  5. Опубликовать протокол проведения обсуждений. Это нужно сделать в течение одного рабочего дня с даты подписания документа. С этого момента начинается второй этап процедуры.
  6. По результатам первого этапа конкурса Заказчик вправе внести изменения в извещение и конкурсную документацию. Далее необходимо уведомить участников о внесении изменений в извещение и конкурсную документацию, опубликовать изменения в ЕИС.
  7. Разослать приглашения на участие во втором этапе конкурса. В приглашении Заказчик должен сообщить обо всех изменениях, внесенных в извещение и конкурсную документацию, а также указать требование об обеспечении окончательных заявок в соответствии со ст.44 44-ФЗ (ч. 12 ст. 57 44-ФЗ). Претендент вправе отказаться от участия во втором этапе.
  8. Вскрыть конверты с окончательными предложениями участников.
  9. Опубликовать в ЕИС протокол вскрытия конвертов с окончательными заявками. Это нужно сделать в течение одного рабочего дня с момента его подписания.
  10. Рассмотреть и оценить полученные предложения, опубликовать итоговый протокол в течение одного рабочего дня с момента его подписания.
  11. Направить победителю проект контракта. По итогам процедуры контракт заключается не раньше 10 дней и не позже 20 дней с момента опубликования в ЕИС протокола рассмотрения заявок.
Читайте также  Специальный счет для участников закупок нужно открыть до 1 октября 2018

« Управление государственными и муниципальными закупками » – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для заказчиков.

Виды закупок по 44-ФЗ и способы их проведения

Закон о контрактной системе предусматривает конкурентные и неконкурентные способы закупок.

В закупках на конкурентной основе (аукцион, запрос цен, конкурс, запрос предложений) участвуют независимые поставщики. Тендер получает участник, предложивший наиболее выгодные условия для заказчика.

В неконкурентных закупках заказчик обращается с предложением к единственному поставщику. Применение такого способа имеет строгие ограничения по сумме и условиям закупки.

Как проходят конкурентные закупки

  1. Заказчик описывает, какие товары, работы или услуги ему нужны, и определяет условия проведения закупки. Эту информацию он публикует в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).
  2. Все, кто хочет получить контракт, подают заявки на участие в тендере. Участником закупки может стать любое физическое и юридическое лицо.
  3. Заказчик рассматривает каждую заявку, после чего он может отклонить ее или допустить до дальнейшего участия в торгах.
  4. Определяется победитель закупки.

В зависимости от способа проведения закупки, победителем может стать:

  • поставщик, предложивший наименьшую цену (аукцион, запрос цен);
  • поставщик, предложивший наилучшие условия исполнения контракта (конкурс, запрос предложений).

Аукцион и запрос цен

Если заказчик планирует получить товар, работу или услугу по максимально низкой цене и у него нет особых требований к условиям исполнения контракта, он может провести аукцион или запрос цен.

Аукцион — способ закупки, при котором заказчик объявляет начальную максимальную цену контракта (НМЦК), а участники поочередно понижают свои ценовые предложения до тех пор, пока не определится участник с наименьшей ценой. Электронные аукционы проходят на электронных торговых площадках (ЭТП). Для участия в такой закупке поставщик должен иметь усиленную квалифицированную электронную подпись и аккредитацию на ЭТП. Запрос цен — упрощенная форма аукциона без проведения торгов. Участники указывают свои ценовые предложения сразу в заявках, а победителем становится участник с наименьшей ценой. Если наименьшую цену предложили несколько участников — побеждает тот, кто подал заявку раньше.

Условия проведения запроса цен:

  • НМЦК — не выше 500 тыс. руб.;
  • годовой объем закупок, которые проводились при помощи запроса цены, — не превысит 10% годового объема всех закупок заказчика и составит не больше 100 млн руб.

Конкурс

Когда заказчику недостаточно оценить предложенные товары, работы или услуги только по цене, проводится конкурс. Конкурс — способ закупки, при котором заявки участников оцениваются сразу по нескольким параметрам. Победителем становится участник, который предложит наилучшие условия исполнения контракта.

Параметры оценки конкурсных предложений:

  • цена;
  • сроки;
  • квалификация исполнителя;
  • качество, потребительские характеристики;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт;
  • гарантия и т.д.

Как проводится конкурс?

  1. Поставщик формирует заявку и предоставляет ее заказчику.
  2. Если заявка оформлена правильно и участник соответствует требованиям документации, заявка допускается до оценки.
  3. Заказчик оценивает заявки по обозначенным параметрам и определяет победителя закупки.

В настоящее время все конкурсные процедуры проходят в электронной форме.

Что такое конкурс с ограниченным участием?

Это конкурс, для участия в котором поставщики проходят предквалификационный отбор. Такой конкурс допустим только при закупке технически сложных, инновационных или специализированных товаров, работ и услуг.
Чтобы пройти предквалификационный отбор, поставщик должен соответствовать требованиям заказчика:

  • иметь опыт поставки указанных товаров, работ или услуг в течение трех лет до дня подачи заявки на участие в конкурсе;
  • располагать необходимым для выполнения контракта оборудованием;
  • обладать правом на результаты интеллектуальной деятельности и т.д.

Когда можно провести двухэтапный конкурс?

Конкурс, при котором заказчик может внести изменения в предмет закупки и выбрать победителя на основе вторых предложений участников, называется двухэтапным. Такой способ закупки можно выбрать, только если соблюдены два условия:

  1. цель конкурса — заключение контракта на выполнение изысканий, проектных работ, научных исследований, экспериментов, поставку высокотехнологичной продукции; заключение энергосервисного контракта либо создание произведений литературы или искусства;
  2. заказчику нужно уточнить у участников характеристики объекта закупки.

Запрос предложений

Способ закупки без проведения торгов, при котором предложения участников оцениваются по нескольким параметрам, называется запрос предложений. От конкурса этот способ отличается тем, что заказчик выбирает среди заявок наилучшее предложение и оглашает его, предоставляя участникам возможность скорректировать и подать заявки во второй раз. После этого происходит оценка предложений и выбор победителя.

Как проходят неконкурентные закупки

Закупать товар, работу или услугу у единственного поставщика можно только в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93, при условии, что:

  • НМЦК — не выше 300 тыс. руб;
  • годовой объем закупок, которые проводились при помощи запроса предложений, — не превысит 2 млн руб. или 5% годового объема всех закупок заказчика и составит не больше 50 млн руб. в год.

Статья 57. Особенности проведения двухэтапного конкурса

Ст. 57 44-ФЗ в последней действующей редакции от 1 июля 2019 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 57. Особенности проведения двухэтапного конкурса

1. Под двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования и победителем такого конкурса признаётся участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса.

2. Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс в соответствии с настоящим Федеральным законом при одновременном соблюдении следующих условий:

  • 1) конкурс проводится для заключения:
    • а) контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
    • б) энергосервисного контракта;
    • в) контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  • 2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

3. При проведении двухэтапного конкурса применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учётом особенностей, определённых настоящей статьёй. Размещение извещения о проведении двухэтапного конкурса и конкурсной документации осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона. В случае установления единых требований и дополнительных требований к участникам двухэтапного конкурса при проведении первого этапа двухэтапного конкурса применяются положения статьи 56 настоящего Федерального закона, касающиеся проведения предквалификационного отбора, с учётом особенностей, определённых настоящей статьёй.

4. При проведении двухэтапного конкурса на первом его этапе участники двухэтапного конкурса обязаны представить первоначальные заявки на участие в конкурсе, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги. При этом предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется.

Читайте также  Аудит бухгалтерской отчетности по 223-ФЗ

5. На первом этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия проводит с его участниками, подавшими первоначальные заявки на участие в таком конкурсе в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, обсуждения любых содержащихся в этих заявках предложений участников такого конкурса в отношении объекта закупки. При обсуждении предложения каждого участника двухэтапного конкурса конкурсная комиссия обязана обеспечить равные возможности для участия в этих обсуждениях всем участникам двухэтапного конкурса. На обсуждении предложения каждого участника такого конкурса вправе присутствовать все его участники.

6. Срок проведения первого этапа двухэтапного конкурса не может превышать двадцать дней с даты вскрытия конвертов с первоначальными заявками на участие в таком конкурсе.

7. Результаты состоявшегося на первом этапе двухэтапного конкурса обсуждения фиксируются конкурсной комиссией в протоколе его первого этапа, подписываемом всеми присутствующими членами конкурсной комиссии по окончании первого этапа такого конкурса и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются в единой информационной системе.

8. В протоколе первого этапа двухэтапного конкурса указываются информация о месте, дате и времени проведения первого этапа двухэтапного конкурса, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника такого конкурса, конверт с заявкой которого на участие в таком конкурсе вскрывается, предложения в отношении объекта закупки.

9. По результатам первого этапа двухэтапного конкурса, зафиксированным в протоколе первого этапа такого конкурса, заказчик вправе уточнить условия закупки, а именно:

  • 1) любое требование к указанным в конкурсной документации функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки. При этом заказчик вправе дополнить указанные характеристики новыми характеристиками, которые соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;
  • 2) любой указанный в конкурсной документации критерий оценки заявок на участие в таком конкурсе. При этом заказчик вправе дополнить указанные критерии новыми критериями, отвечающими требованиям настоящего Федерального закона, только в той мере, в какой данное дополнение требуется в результате изменения функциональных, технических, качественных или эксплуатационных характеристик объекта закупки.

10. В случае, если по результатам предквалификационного отбора, проведенного на первом этапе двухэтапного конкурса, ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям или только один участник закупки признан соответствующим таким требованиям, двухэтапный конкурс признаётся несостоявшимся.

11. О любом уточнении, внесенном в соответствии с частью 9 настоящей статьи, заказчик сообщает участникам двухэтапного конкурса в приглашениях представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе. При этом данные изменения отражаются в конкурсной документации, размещенной в единой информационной системе, в день направления указанных приглашений.

12. На втором этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе с указанием предложения о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги с учётом уточненных после первого этапа такого конкурса условий закупки. При этом заказчиком устанавливается требование об обеспечении указанных заявок в соответствии с положениями статьи 44 настоящего Федерального закона.

13. Участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его первого этапа, вправе отказаться от участия во втором этапе двухэтапного конкурса.

14. Окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе подаются участниками первого этапа двухэтапного конкурса, рассматриваются и оцениваются конкурсной комиссией в соответствии с положениями настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в сроки, установленные для проведения открытого конкурса и исчисляемые с даты вскрытия конвертов с окончательными заявками на участие в двухэтапном конкурсе.

15. В случае, если по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка или не подано ни одной такой заявки, либо только одна такая заявка признана соответствующей настоящему Федеральному закону и конкурсной документации, либо конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, двухэтапный конкурс признаётся несостоявшимся.

Что такое двухэтапный конкурс по 44-ФЗ: сроки, этапы, особенности

Согласно положениям статьи 57 закона 44-ФЗ от 5.04.13 года, двухэтапным конкурсом называют усложненную закупочную процедуру. Правила ее проведения четко определены параграфом 2 главы 3 нормативного документа. Выполнение всего комплекса предписаний сводит вероятность злоупотреблений к минимуму. Парламентарии установили требования к условиям применения юридического механизма, установили жесткую систему сроков.

В каких случаях можно организовать двухэтапный конкурс?

Законодатель допускает усложнение закупочной процедуры при наличии веских оснований. Выбирать контрагента в 2 шага заказчики вправе в следующих случаях:

  • предметом сделки является проведение важных научных исследований, проектирование капитальных объектов, изыскания, эксперименты;
  • договор заключают с поставщиком современного оборудования, технологичных новинок или ноу-хау;
  • действия заказчика направлены на подписание сервисного контракта с компаниями энергетической отрасли;
  • результатом исполнения договора становится объект интеллектуальной собственности (например, литературное произведение).

Процедура признается законной, если для уточнения характеристик закупаемых благ объективно необходимо обсуждение с потенциальными партнерами.

Порядок проведения двухэтапного конкурса

Способ разрешено применять при любых видах закупок стоимостью выше 150 миллионов рублей. Лимит для муниципальных контрактов снижен в 3 раза. Заказчики вправе организовать конкурс на получение любого заказа. Исключение составляют сделки, совершение которых допускается лишь в специальной форме. Механизм прост:

1) Публикация извещения

Руководствуясь планом и графиком, заказчик составляет информационную карту. Уведомление об открытии тендера направляют в ЕИС. Извещение размещают за 20 суток до даты вскрытия конвертов, либо получения доступа к заявкам в сети. Документация проверяют на соответствие требованиям статьи 50 закона 44-ФЗ. Установление дополнительных критериев оценки претендентов обязывает применять правила о конкурсе с ограниченным участием.

2) Подача предварительных заявок

Потенциальные контрагенты составляют свои предложения с учетом тендерной документации. На этом этапе указывать цену запрещено, а обеспечения заявки не требуется.

3) Обсуждение

Процедура является частью первого этапа. Члены комиссии уточняют условия сотрудничества у каждого из участников. Закон обязывает заказчика обеспечить претендентам равный доступ. Каждый вправе высказаться, задать вопросы и получить ответы. Представители бизнеса могут дополнить заявки разъяснениями, детализированными описаниями. На обсуждении присутствуют все участники. Итогом становится составление протокола и размещение его в единой информационной системе.

Важно! Общая продолжительность первого этапа не должна превышать 20 календарных дней. Срок начинает течь с момента вскрытия предварительных заявок.

4) Уточнение требований

Переход ко второй стадии закупочной процедуры возможен после корректировки условий. Комиссия вправе внести изменения в разделы:

  • о качественных характеристиках предмета договора (функциональные, технические, эксплуатационные свойства);
  • о критериях оценки заявок.

Дополнять и менять конкурсную документацию разрешено при наличии полного обоснования. Заказчик не вправе устанавливать требования, не связанные с результатами обсуждения.

5) Подача окончательных предложений

Участники, прошедшие первый этап, могут направить конечный вариант заявки. В этот раз указание цены и внесение обеспечения являются обязательными условиями допуска.

6) Выбор победителя

Комиссия следует правилам, установленным для открытого конкурса. Открытие доступа к заявкам в электронном виде, либо вскрытие конвертов отражают в протоколе. Только после регистрации и озвучивания содержания всех документов проводятся расчеты по утвержденным формулам. Предложения участников оценивают по нескольким критериям, поэтому у каждого параметра есть свой «вес».

Читайте также  Программа антикризисное КАСКО

Итогом становятся выбор победителя, публикация информации в ЕИС и заключение соглашения.

Таким образом, двухэтапный конкурс по 44-ФЗ является усложненной формой открытой закупочной процедуры. Метод позволяет установить максимально точные требования к условиям сотрудничества. При этом неукоснительно соблюдаются принципы прозрачности, равного доступа и объективности.

Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года

В начале июля было принято несколько законопроектов, которые значительно изменят порядок закупок по закону № 44-ФЗ. Главное: закупки станут проще и быстрее. Уменьшатся сроки оплаты, упростится документооборот, изменятся процедуры закупок. Подготовили для вас краткий разбор основных изменений.

Сократятся сроки оплаты по всем контрактам

С 1 января 2022 года у заказчика будет меньше времени на оплату исполненного контракта. Сроки сократятся и для малого бизнеса, и для остальных поставщиков.

Кто может участвовать 2021 год С 1 января 2022 года С 1 января 2023 года
Только малый бизнес 15 дней 10 дней 7 дней
Все 30 дней 15 дней 10 дней

Увеличится количество закупок для малого бизнеса

Вырастет обязательная доля закупок у СМП и СОНКО — с 15 до 25% совокупного годового объема закупок.

Это хорошо для малого бизнеса, потому что в закупках для этих категорий участников есть льготы по предоставлению обеспечения и по срокам оплаты. Средний и крупный бизнес к таким закупкам не допускается, небольшие компании конкурируют между собой и получают шанс заработать на госконтрактах.

Способов закупки станет меньше

Сократится количество способов закупки. Сейчас действует 11 способов закупок — во всех свои правила для заказчиков и участников. С 2022 года останется три способа: конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме.

Больше не будет двухэтапного конкурса, конкурсов с ограниченным участием и запроса предложений.

Это удобно для поставщиков: чем меньше способов закупки, тем проще разобраться и меньше шансов запутаться в правилах.

Изменятся процедуры проведения закупок

Все конкурентные процедуры будут радикально перестроены — с нынешними у них только названия останутся общие.

Например, электронный аукцион станет проще и быстрее.

Что изменится в электронном аукционе 2021 год С 1 января 2022 года
Заявка Из двух частей Единая заявка
Можно внести изменения в извещение Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок Не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок
Время на подачу ценового предложения 10 минут 4 минуты
Общее время торга Не ограничено Не больше 5 часов

Требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок будут одинаковыми, отличаться будет только срок и способ подачи ценового предложения.

Документы станут электронными

Часть документов нужно будет оформлять и подписывать в электронном виде. В ЕИС появятся специальные формы, чтобы заполнить и подписать:

  • акт приемки товара, работы или услуги;
  • односторонний отказ от исполнения контракта;
  • обжалование.

Проект контракта тоже нужно будет формировать прямо в ЕИС — тоже в специальной форме. Это нововведение появится 1 апреля 2023 года. Сейчас проект контракта можно посмотреть только в файле в формате .doc — заказчик прикрепляет проект к извещению.

Основная информация по закупке сейчас подгружается отдельными файлами. Скачивать каждый файл — долго и не очень удобно

Документация о закупке будет отменена

Часть документов вообще больше не понадобится. В открытых конкурентных электронных процедурах не будет документации. Требование к заявке и инструкция по ее заполнению станут частью извещения об осуществлении закупки.

В большинстве случаев извещение о закупке станет основным документом, в котором будет вся информация. Сейчас пока не так: в извещении содержится только общая информация, а важные детали нужно искать в закупочной документации, которую заказчик прикрепляет к извещению.

Документация о закупке потребуется лишь для закрытых конкурентных процедур — закрытого конкурса или закрытого аукциона.

Появится универсальная предквалификация

Универсальная предквалификация — это ограничение для участников закупок стоимостью свыше 20 млн рублей. В таких закупках смогут принять участие только поставщики с успешным опытом исполнения контракта стоимостью не менее 20% от начальной максимальной цены контракта.

Заказчик объявляет закупку с ценой 25 млн рублей.

К участию в закупке примут заявки только тех поставщиков, которые за последние три года исполнили госконтракты на сумму от 5 млн рублей.

Эта мера удобна не столько для поставщиков, сколько для заказчиков, которые проводят закупки на крупные суммы. В таких закупках важно выбрать надежного поставщика, который не уклонится от подписания контракта и ответственно исполнит его.

Обеспечение заявки будет встречаться чаще

Изменения по обеспечению коснулись запроса котировок: заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн рублей. А обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн рублей.

Сейчас заказчики не обязаны требовать обеспечение заявки в запросе котировок, это только их право.

Появятся независимые гарантии

Сейчас участники закупки вместо денег могут предоставить для обеспечения контракта банковскую гарантию. Приобрести такую гарантию можно только в банке, у которого есть соответствующая лицензия.

В 2022 году участники закупки смогут приобретать независимые гарантии у государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». А в закупках для малого бизнеса участники смогут получать гарантии у региональных гарантийных организаций.

Кроме того, участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогу предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

Это далеко не все изменения в госзакупках, которые начнут вступать в силу с 1 января 2022 года. Но уже сейчас видно, насколько проще и понятнее станут закупки и для поставщиков, и для заказчиков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: