Идентификатор государственного контракта: новые правила

Идентификатор государственного контракта в счетах-фактурах

  • Идентификатор госконтракта: что это
  • Правила отражения ИГК в счете-фактуре
  • Итоги

Идентификатор госконтракта: что это

Идентификатор государственного контракта (ИГК) нужно указывать только при отгрузках по госзаказу. ИГК — это 20-значный цифровой показатель, формируемый госзаказчиком и содержащий данные (п. 7 приказа Федерального казначейства от 20.03.2017 № 9н):

  • О номере госконтракта, состоящем из 19 цифр, являющемся уникальным для каждого из этих документов и отражающемся в перечнях контрактов, заключенных госзаказчиками. Таких перечней существует два. В один из них выделяются контракты, содержащие информацию, относимую к государственной тайне.
  • Наличии или отсутствии в госконтракте сведений, составляющих гостайну. Эта информация шифруется одной цифрой (оказывающейся в ИГК последней) и имеет два варианта отражения: 0 проставляется в ИГК обычных контрактов, 1 — в ИГК контрактов с информацией, расцениваемой как государственная тайна.

ВНИМАНИЕ! При поставках в рамках гособоронзаказа ИГК состоит из 25 цифр (п. 4 Приложения к Приказу Министра обороны РФ N 475, Федерального казначейства N 13н от 11.08.2015).

Уникальность присваиваемого госконтракту номера в перечне этих документов обеспечивает уникальность относящегося к конкретному контракту ИГК. Указывать ИГК необходимо во всех документах, свидетельствующих о возникновении обязательств по контракту и о платежах по этим обязательствам, если речь идет об обычном (не содержащем сведений, относимых к гостайне) госконтракте (п. 6 № 9н).

Как результат положения об ИГК, отраженного в п. 6 приказа № 9н, в НК РФ (подп. 6.2 п. 5, подп. 4.2 п. 5.1, подп. 6.1 п. 5.2 ст. 169) и в постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, утвердившем формы документов, оформляемых в связи с расчетами по НДС, с 01.07.2017 (даты вступления в силу соответствующих пунктов постановления № 625) возникло требование об указании идентификатора государственного контракта в счетах-фактурах, оформляемых в связи с операциями, производимыми по госконтрактам.

С 01.07.2021 действует новый бланк счета-фактуры, в т.ч. корректировочного, в редакции постановления Правительства РФ от 02.04.2021 № 534. Обновление бланка вызвано внедрением системы прослеживаемости товаров. Использовать новый бланк обязаны все налогоплательщики, даже в случае, если товары не включены в систему прослеживаемости. Подробнее об изменениях внесенных в счет-фактуру мы рассказали здесь.

Скачать новый бланк счета-фактуры можно кликнув по картинке ниже:

Эксперты КонсультантПлюс подготовили пошаговую инструкцию по оформлению каждой строки обновленного счета-фактуры. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель. Это бесплатно.

Правила отражения ИГК в счете-фактуре

Для указания идентификатора государственного контракта в счетах-фактурах (как обычных, так и корректировочных) отведена специальная строка под номером 8 в части этого документа, располагающейся над основной его таблицей и содержащей сведения о покупателе, заказчике, основных их реквизитах, валюте расчетов и платежах, осуществленных в связи с поставкой, по которой оформляется счет-фактура. В наборе этих строк строка, отведенная для идентификатора, является самой последней, т. е. место для номера ИГК в счете-фактуре размещается непосредственно над основной таблицей.

Данные об этом номере возникнут в счете-фактуре, если:

  • счет-фактуру оформляет поставщик/исполнитель, осуществляющий поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг) за счет полученных из бюджета субсидий, инвестиций или вложений в уставный капитал (подп. «н» п. 1 приложения № 1, подп. «л» п. 1 приложения № 2 к постановлению № 1137);
  • подтверждающий наличие перечисленных в п. 1 отношений договор не относится к документам, содержащим сведения о гостайне (п. 6 приказа № 9н).

При отсутствии информации для заполнения в строке, отведенной для ИГК, следует поставить прочерк, т. е. поступить так же, как в приложениях № 1 и № 2 к постановлению № 1137 рекомендуется делать в отношении иных строк счета-фактуры, не имеющих данных для внесения в них.

Итоги

Идентификатор госконтракта отражает уникальный номер, присвоенный ему при внесении в один из реестров контрактов, заключаемых госзаказчиками, и код, указывающий на наличие/отсутствие в нем сведений, относимых к гостайне. Всего в ИГК присутствует 20 (25) цифр, из них 19 отвечают номеру, сформированному в перечне госконтрактов, а 1 — коду наличия/отсутствия в контракте информации, относимой к гостайне. В счете-фактуре для ИГК отведена специальная строка, располагающаяся непосредственно над основной таблицей, отражающей информацию о расчете НДС. Заполнять ее нужно лицам, являющимся поставщиками/исполнителями по госконтракту, при условии что этот контракт не содержит данных, относимых к гостайне. При отсутствии информации для заполнения в строке, отведенной для ИГК, ставятся прочерки.

Идентификатор государственного контракта в счетах-фактурах: указываем правильно

Организация занимается оптовой торговлей. Организация продает промышленное оборудование, находится на общей системе налогообложения. В последнее время у организации появились заказчики, которые закупают у организации оборудование для поставки по госконтрактам.
Каков общий порядок указания информации по госконтрактам в счетах-фактурах?

Требования к счету-фактуре (корректировочному счету-фактуре), являющемуся основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету, установлены п.п. 5-6 ст. 169 НК РФ (п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ). Форма счета-фактуры и правила его заполнения (далее – Правила) установлены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 “О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость” (далее – Постановление № 1137).

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.04.2017 № 56-ФЗ (далее – Закон № 56-ФЗ) в ст. 169 НК РФ, постановлением Правительства РФ от 25.05.2017 № 625, в формы счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры включен новый обязательный реквизит – “идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)”, отражаемый по строке 8. С 1 июля 2017 года в этой строке, при наличии, должен быть указан идентификатор (пп. “н” п. 1 Правил) (Как указано в Заключении Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 28.03.2017 № 3.5-03/480 по проекту федерального закона № 48913-7 (впоследствии принятом как Закон № 56-ФЗ), вносимые изменения позволят проконтролировать отгрузку товаров (работ, услуг) в счет полученных из федерального бюджета авансовых платежей и усилить контроль за использованием средств федерального бюджета):
– государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг;
– договора или соглашения о предоставлении из федерального бюджета юридическому лицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал.

Сам термин “идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)” (далее – Идентификатор), как и государственный контракт, налоговым законодательством не определен. Исходя из п. 1 ст. 11 НК РФ, указанное понятие в целях налогообложения применяется в том значении, в каком оно устанавливается в иных нормативно-правовых актах.

Государственный контракт – договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт) государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд (п. 8 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”).

Присвоение государственному контракту уникального идентификатора предусмотрено ст. 6.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе” (далее – Закон № 275-ФЗ) в отношении государственных контрактов, заключаемых в рамках государственного оборонного заказа.

Помимо этого, идентификатор присваивается также контрактам, источником финансового обеспечения которых являются субсидии федерального бюджета, бюджетные инвестиции и иные источники бюджетного финансирования, перечисленные в ст. 5 Федерального закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ “О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов”, предусматривающей казначейское сопровождение бюджетных средств, выделяемых на оплату указанных контрактов. Присвоение Идентификатора в этих случаях предусмотрено “Правилами казначейского сопровождения…”, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1552 (далее – Правила) (Смотрите также Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24.03.2017 № 5.1-01/662 по проекту федерального закона № 48913-7 “О внесении изменений в статьи 169 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”. Помимо прочего, в этом заключении указано, что счет-фактура является строго формализованным документом, содержание которого определено пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Отсутствие в данном документе сведений, перечисленных в указанных пунктах для соответствующего вида счета-фактуры, является основанием для отказа в принятии к вычету суммы налога, предъявленной продавцом). Согласно пп. “д” п. 7 Правил идентификатор подлежит указанию в договорах, платежных и расчетных документах, а также документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Читайте также  Как проходят предрейсовый техосмотр

Из изложенного следует, что внесение Идентификатора в счет-фактуру в первую очередь направлено на контроль за расходованием бюджетных средств.

При этом ни ст. 169 НК РФ, ни положения Постановления № 1137 не содержат особенностей заполнения этой строки в счетах-фактурах поставщиками товаров (материалов, оборудования и т.п.), с которыми исполнитель госконтракта заключил договоры поставки.

Здесь следует отметить, что для целей Закона № 275-ФЗ используются следующие понятия (п.п. 3, 4 ст. 3 Закона № 275-ФЗ):
– головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (“головной исполнитель”) – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по гособоронзаказу;
– исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (“исполнитель”) – лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.

В свою очередь, кооперация головного исполнителя или “кооперация” – это совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по гособоронзаказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий госконтракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями. Под контрактом понимается договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения гособоронзаказа, и предусматривающий в том числе обязательства сторон и их ответственность.

При этом как на головного исполнителя, так и на исполнителя возложены обязанности по включению Идентификатора в контракты, заключаемые с исполнителями (другими исполнителями), а также в распоряжения. Согласно ч. 4 ст. 6.1 Закона № 275-ФЗ Идентификатор указывается в распоряжениях в порядке, установленном Банком России для указания уникального идентификатора платежа. Кроме того, как головной исполнитель, так и исполнитель обязаны вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому, соответственно, госконтракту или контракту (п. 13 ст. 3, ч. 1, 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

Учитывая изложенное, считаем, что, безусловно, Идентификатор должен указываться в счете-фактуре лицом, являющимся головным исполнителем по госконтракту, а также стороной договора, предусматривающего казначейское сопровождение. Кроме того, полагаем, Идентификатор должен указываться в счете-фактуре лицом, являющимся исполнителем (соисполнителем) договора (контракта), отвечающего требованиям Закона № 275-ФЗ*(3). Повторим, в которых в обязательном порядке должен быть указан Идентификатор.

Поэтому, на наш взгляд, при решении вопроса о заполнении строки 8 счета-фактуры, прежде всего, следует исходить из самого факта “наличия” Идентификатора (что прямо следует из приведенных выше норм ст. 169 НК РФ и Постановления № 1137). Представляется логичным, что при выставлении счета-фактуры по “обычному” договору поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), которому Идентификатор не присваивается, реквизит “Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)” не заполняется.

К сожалению, официальных разъяснений по данному вопросу нами не обнаружено. Поэтому в случаях, когда налогоплательщик располагает информацией об Идентификаторе, тем более если этот уникальный номер прямо указан в договоре (контракте) с покупателем (заказчиком), на сегодняшний день считаем целесообразным заполнять соответствующую строку в счете-фактуре.

Ответ подготовил: Лазарева Ирина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Как формируется ИГК — идентификатор государственного контракта

Идентификатор государственного контракта — это уникальный числовой код, который присваивают всем соглашениям с обязательным казначейским сопровождением. Порядок формирования ИГК на 2021 год обновили.

Для чего используют идентификатор

Система госзакупок и Единая информационная система предполагают присвоение множества номеров: извещению, закупке, а затем и самому госконтракту. Каждое соглашение имеет уникальный реестровый код. Госконтракты, для которых необходимо казначейское сопровождение, нуждаются в еще одном номере: ИГК — это уникальный идентификатор, который отличает один договор от другого в информационной системе ФК.

Идентификатор государственных контрактов (это и есть расшифровка ИГК) проставляют во всех документах, которые оформляются в ходе исполнения госконтрактов, например в счетах-фактурах, которые формирует исполнитель. Необходимость указывать ИГК в счете-фактуре закреплена ч. 65 ст. 169 Налогового кодекса РФ, для него в новой форме этого документа присутствует отдельное поле.

Вот где взять идентификатор контракта, заключенного в электронной форме по 44-ФЗ:

  • в самом соглашении — заказчик обязан сформировать его и вписать в его реквизиты перед ранее присвоенным номером через знак «/»;
  • в счетах-фактурах или других документах, которые оформлялись в ходе исполнения;
  • в ЕИС.

Идентификатор помогает отследить бюджетные средства и конечных получателей этих средств. Кодировка присутствует даже в договорах, которые заключаются для исполнения первоначального госконтракта.

Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как сформировать ИГК в 2021 году. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как найти ИГК

Пошаговая инструкция, где посмотреть реестровый номер контракта в ЕИС (Единой информационной системе):

Шаг 2. Найти раздел договоров в контекстном меню, затем — «Реестр контрактов».

Шаг 3. Указать в поисковой строке основные реквизиты тендера — объект заказа, стоимость или наименование исполнителя. Посмотреть код в карточке госконтракта.

Как формировать идентификатор

Единого порядка не предусмотрено: идентификатор государственного контракта по гособоронзаказу формируется по правилам из 275-ФЗ (ст. 6.1) и приказа министра обороны и ФК № 475/13н от 11.08.2015. ИГК для бюджетных госконтрактов формируется по нормам приказа № 4н от 11.01.2021.

В п. 6 приказа № 4н говорится, что ИГК — это двадцатизначный код, в котором:

  • первые 19 цифр — уникальный номер реестровой записи соглашения;
  • последняя цифра или «0» — если в соглашении нет гостайны, или «1» — если есть.

Уникальный реестровый код госконтракта есть в карточке в ЕИС. Он состоит из ИНН заказчика, последних двух цифр года, когда соглашение заключено, и его индивидуального номера.

Сложнее формируется ИГК, если речь идет о гособоронзаказе. В отличие от 44-ФЗ, в котором упоминаний о ИГК нет вообще, Федеральный закон № 275-ФЗ содержит такое упоминание в ст. 6.1. Инструкцию, как сформировать ИГК по гособоронзаказу, закрепляет порядок, утвержденный приказом министра обороны РФ и Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н. ИГК имеет 25-значное значение, где:

  • первые две цифры — год, когда заключили договор;
  • 3 и 4 — год его окончания;
  • цифры с 5 по 7 — идентификационный код заказчика в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н;
  • 8 — код способа закупки;
  • цифры с 9 по 12 — порядковый номер госконтракта этого заказчика;
  • 13 — вид цены: фиксированная, ориентировочная или возмещающая издержки;
  • с 14 по 25 — индивидуальная кодификация заказчика. Если таковая не применяется, необходимо проставить нули.

Пример формирования идентификатора

Для обычного государственного соглашения формирование искомого кода основывается на его девятнадцатизначном реестровом коде, такой присваивается всем контрактам. Рассмотрим пример, как формируется номер ИГК в счете на оплату (счете-фактуре, накладной), если идентификатор имеет значение 12345678987193333330, где:

  • 12345678987 — идентификационный номер заказчика;
  • 19 — последние две цифры года, когда заключается договор, в нашем случае это 2019;
  • 333333 — порядковый номер контракта у заказчика;
  • 0 — обозначение того, что в контракте отсутствует гостайна.
Читайте также  Закупки у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Первые три пункта, составляющие девятнадцатизначный номер 1234567898719333333, — уникальный реестровый код соглашения, посмотрите его в карточке контракта в ЕИС.

Для гособоронзаказа система кодификации сложнее. Предположим, необходимо закодировать соглашение, заключенное Службой внешней разведки Российской Федерации в 2021 году, сроком исполнения до 2022 года у единственного поставщика, цена госконтракта фиксированная. Кодификация выглядит следующим образом:

  • первые две цифры — год заключения — 21;
  • вторые две — год исполнения — 22;
  • с 5 по 7 — код заказчика, для Службы внешней разведки РФ это 184;
  • восьмая цифра — способ закупки, для единственного поставщика — 3;
  • порядковый номер соглашения, например, 0001;
  • тринадцатая цифра — для фиксированной цены это 1;
  • индивидуальной кодификации у заказчика нет.

Идентификатор такого соглашения получится 21221843000110000000.

Разъяснения по теме

Об авторе этой статьи

Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.

Идентификатор государственного контракта

Идентификатор государственного контракта (ИГК) — это уникальный цифровой код, состоящий из букв и цифр. Он содержит зашифрованную информацию о документе. Составляется территориальным органом Федерального казначейства или заказчиком. Присваивается при внесении государственного контракта в реестр на сайте Единой информационной системы (ЕИС). Указывается отдельной строкой в счёте-фактуре, содержится в номере контракта и ЕИС. Регламентирован Федеральным законом №44. С помощью кода заказчик контролирует денежные операции подрядчиков, которые выполняют заказ.

Создание идентификатора государственного контракта

Несмотря на то что идентификатор используется в торгах, в Федеральных законах № 44-ФЗ и № 223-ФЗ понятие ИГК не указано. Порядок формирования идентификатора государственного контракта регламентирует ст.6.1 275-ФЗ «Размещение гособоронзаказа».

Заказчик создаёт уникальный код для контракта. Порядок знаков шифрует определённую информацию. Она означает:

  • идентификационный код заказчика;
  • вид торгов;
  • дату заключения договора между заказчиком и исполнителем;
  • дату проведения обязательств исполнителем;
  • вид контрактной цены, применяемой при заключении госконтракта;
  • порядковый номер контракта.

Посмотреть и проверить подлинность ИГК может любой желающий на сайте ЕИС , кроме тех гособоронзаказов, которые содержат государственную тайну.

Для регистрации на сайте ЕИС понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись. Астрал-ЭТ и 1С-ЭТП позволят работать на госпорталах, принимать участие в сделках по гособоронзаказу, подписывать документы в сервисах ЭДО.

Где указывают ИГК

Документы, в которых обязательно наличие идентификатора государственного контракта при участии в торгах:

  • договор;
  • контракт;
  • счёт-фактура или универсальный передаточный документ;
  • при реализации товара — акт приёмки-передачи и накладная;
  • при предоставлении работ и услуг — акт выполненных работ или оказанных услуг.

В каких случаях указывают ИГК

Идентификатор государственного контракта указывают в двух случаях.

Заключение госконтракта на закупки для оборонного комплекса РФ

Контроль гособоронзаказа осуществляет государство. Участники госторгов создают и производят передачу денег через спецсчета. Такой спецсчёт можно открыть только в тех банках, перечень которых утвердило правительство РФ. На всех расчётных документах сделки указывают идентификатор государственного контракта.

Казначейское сопровождение госконтракта

Федеральное казначейство РФ выступает в качестве гаранта выполнения обязательств между участниками сделки. Заказчик и исполнитель получают отдельные счета. Ведомство сопровождает гособоронзаказ — проводит мониторинг расчётов, контроль целевого использования средств и ведёт независимый отчёт. Данный метод позволяет «заморозить» деньги, если поставщик не выполнил условия контракта. Правительство РФ получает контроль над бюджетом, что исключает хищение государственных средств.

Найти подходящий гособоронзаказ можно с помощью Астрал.Поставщик . Сервис осуществляет поиск выгодных предложений, проанализирует рынок, предоставит информацию о заказчике и конкурентах.

Сколько цифр содержит ИГК

Количество знаков идентификатора государственного контракта составляет от 20 до 25 цифр и зависит от:

  • цели, для которых он формируется;
  • наличия записи в реестре контрактов;
  • составителя.

Структура обуславливается наличием государственной тайны и видом документа. Порядок формирования регулируется вторым разделом приказа Казначейства России от 11.01.2021 N 4н .

Мы рекомендуем подключиться к маркировке заранее, чтобы отработать процесс передачи данных в ИС «Маркировка». В тестовом режиме вы сможете настроить свои бизнес-процессы под новые условия, подключить все необходимое программное обеспечение и обучить персонал.

Особенности работы с государственным контрактом

В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.

Вопрос: Как отразить в учете организации, применяющей УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»), принимающей участие в аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку продукции, внесение денежных средств для проведения операций по обеспечению участия в аукционе, если она не победила в этом аукционе?
Организацией на специальный счет, открытый в банке, перечислены денежные средства в размере 350 000 руб. Сумма обеспечения заявки составила 250 000 руб.
Посмотреть ответ

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Вопрос: Как отразить в учете торговой организации (принципала) выплату вознаграждения гаранту (банку) за предоставление банковской гарантии в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку товара?
Согласно договору о выдаче банковской гарантии, заключенному между организацией и банком, вознаграждение гаранта за выдачу гарантии составляет 5 000 руб. и перечислено гаранту в день выдачи гарантии. Срок выданной гарантии составляет 90 дней. Согласно учетной политике организации вознаграждения за выдачу гарантий учитываются в периоде вступления гарантий в силу.
Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.
Посмотреть ответ

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Читайте также  Обязателен ли техосмотр для прицепа

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Законодательный регламент государственных контрактов

Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:

  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;
  • Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.

ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

  • Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  • Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.
  • Сроки подписания госконтракта

    Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

    Таблица 1

    Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

    Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
    Конкурс С момента размещения протокола
    1 Открытый конкурс 10 дней
    2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
    3 Конкурс в два этапа 10 дней
    4 Закрытый конкурс 10 дней
    5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
    6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
    Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
    1 Электронный аукцион 5 дней
    2 Открытый аукцион 10 дней
    Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
    Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

    Исполнение госконтракта

    ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:

    • гарантии от кредитного финансового учреждения (банка);
    • денег в указанном количестве.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.

    Идентификатор госконтракта

    Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:

    • идентификационный код заказчика;
    • способ, который стал определяющим для поставщика;
    • период актуальности контракта (начало и завершение);
    • порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).

    Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.

    Расторжение госконтракта

    Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

    • по соглашению сторон;
    • в результате судебного решения;
    • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

    Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

    Контракт разрывает заказчик

    Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

    • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
    • поставка недоукомплектованной продукции;
    • нарушения временных рамок;
    • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

    Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

    Контракт разрывает поставщик

    Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

    • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
    • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
    • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

    Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: