Капитальный ремонт по 44-ФЗ

Как закупить работы по капремонту: пошаговая инструкция

Рассмотрим, как правильно закупить капитальный ремонт по 44-ФЗ: от расчета НМЦК до приемки выполненных работ.

Закупки по капитальному ремонту по 44 ФЗ и 615-ПП: в чем разница

Закупка работ по ремонту проводится заказчиками по 44 ФЗ и 223 ФЗ, ремонт многоквартирных домов регулируется Постановлением Правительства от 01.07.2016 № 615.

Рассмотрим, чем отличается тендер на ремонт по 44 ФЗ от 615-ПП:

  1. Тендеры на капитальный ремонт по 615-ПП проводятся для многоквартирных жилых домов.
  2. Уполномоченные органы ведут предварительный отбор организаций, желающих участвовать в таких закупках. Поставщики отбираются по наличию опыта, квалификации, отсутствию в РНП и др. Информация об отборе размещается в ЕИС.
  3. Из отобранных организаций формируется реестр квалифицированных подрядных организаций, которые могут подавать заявки на капитальные закупки.
  4. Тендер на капремонт осуществляется путем проведения электронного аукциона на отобранных электронных торговых площадках. Критерием победы является цена.
  5. Заказчик применяет нормы 44 ФЗ только в части процедуры определения поставщика: с момента размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС и до момента заключения контракта (п. 2 ст. 3 закона № 44-ФЗ). Требования о планировании, нормировании, исполнении контракта, отчетности, предусмотренные законом № 44-ФЗ, на закупки по 615-ПП не распространяются.

Выбираем способ определения поставщика закупки ремонта по 44 ФЗ

Выбор способа определения подрядчика для госзакупки ремонта зависит от НМЦК и вида работ.

Тендеры на строительство и ремонт в форме электронного аукциона можно проводить во всех случаях, а если работы относятся к аукционному перечню, утвержденному Распоряжением Правительства № 471, такой выбор обязателен (коды ОКПД2 41.2, 42, 43).

Исключение: если работы, включенные в аукционный перечень, проводятся на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах (определение дано в ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ) или искусственных дорожных сооружениях, разрешается проведение конкурса.

Заказы-тендеры на ремонт можно провести в форме конкурса в случае, если работы не входят в аукционный перечень. Если часть их в перечне, а другая — нет, проводим аукцион.

Конкурс с ограниченным участием проводится в случаях:

  • капремонта объектов культурного наследия;
  • капремонта на особо опасных, технически сложных объектах или искусственных дорожных сооружениях с НМЦК для федеральных нужд более 150 млн руб., для муниципальных нужд — более 50 млн руб.

3. Запрос котировок.

ЗК проводится в случае, прописанном в ч. 2 ст. 72 закона 44-ФЗ: если НМЦК не более 500 000 руб. и совокупный объем таких закупок не превысил 10 % и 100 млн руб.

4. Запрос предложений.

Выбираем ЗП, если контракт на эти же работы расторгнут заказчиком в одностороннем порядке или если повторно проведенный конкурс или аукцион признаны несостоявшимися (ч. 2 ст. 83 закона № 44-ФЗ).

5. Закупка у единственного поставщика.

Капитальный ремонт по 44-ФЗ допускается проводить без конкурентных процедур по основаниям ч. 1 ст. 93. Например, при НМЦК менее 100 000.

Описываем объект закупки

При проведении закупки важно правильно определить вид ремонта: капитальный или текущий.

Текущий ремонт по 44-ФЗ проводится в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации (ст. 55.24 ГрК).

Если готовится ремонт здания текущий, составление проектно-сметной документации не является обязательным. Достаточно составить ведомость необходимых работ.

Капитальный ремонт представляет собой замену и(или) восстановление:

  • строительных конструкций;
  • систем инженерно-технического обеспечения;
  • отдельных элементов несущих строительных конструкций.

Для проведения кап. ремонта необходимо составление проектной документации, которая содержит и смету. Между утверждением проектной документации и началом проведения работ должно пройти не более 2 лет. ПСД в обязательном порядке включается в документацию о закупке.

Кроме того, в техзадании прописываем сроки проведения работ, требования к гарантии, порядок сдачи-приемки. Отдельно в ТЗ указываем требования к используемым при выполнении заданий материалам.

Обосновываем НМЦК

Обоснование стоимости работ по капремонту проводится проектно-сметным методом (ч. 9 ст. 22 закона № 44-ФЗ). Итогом такого расчета должны быть следующие документы:

  • дефектная ведомость;
  • проектно-сметная документация со сметным расчетом;
  • заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости;
  • заключение экспертизы проектной документации.

При составлении смет используются территориальные и федеральные сборники единичных расценок (ТЕР, ФЕР) с учетом положений Методики применения сметных норм, утвержденной Приказом Минстроя России от 29.12.2016 № 1028/пр.

Устанавливаем требования к участникам

К участникам предъявляются следующие требования:

  1. Общие требования к поставщикам по ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
  2. Выписка из реестра членов СРО. Заказчик вправе установить требование о предоставлении выписки при НМЦК более 3 млн руб. В ч. 2.2 ст. 52 ГрК указаны случаи, когда членство СРО не требуется (для ГУПов, МУПов и др.).
  3. Лицензия. Заказчик устанавливает требование о наличии лицензии, если объект закупки — лицензируемый вид работ. Если они составляют только часть всего объема, устанавливать такое требование нельзя. Контролирующие органы рассматривают это как ограничение конкуренции, ведь подрядчик может привлечь субподрядную организацию, имеющую лицензию.
  4. Дополнительные требования (опыт). Устанавливаются в случаях:
  • работы с кодом ОКПД 41.2, 42, 43 (кроме 43.13) и НМЦК более 10 млн руб (п. 2 Приложения 1 Постановления Правительства от 04.02.2015 № 99);
  • капремонта на особо опасных, технологически сложных, уникальных объектах, НМЦК для федеральных нужд — более 150 млн руб., для муниципальных — более 50 млн руб.(п. 5 Приложения 2 к 99-ПП).

Составляем проект контракта

Обязательные требования к контракту прописаны в статье 34 закона № 44-ФЗ. В качестве приложений к контракту указываются: проектно-сметная документация, техзадание, график работ.

Унифицированные образцы могут разрабатываться головными организациями заказчиков. В библиотеке типовых контрактов образцов на капремонт в настоящее время нет.

Принимаем работы

Приемку проводит комиссия заказчика в соответствии с графиком. При наличии недостатков они фиксируются в акте. Приемка проводится только при выполнении всех заданий и устранении недостатков и дефектов.

  • акт приемки элемента (системы) здания;
  • акты освидетельствования скрытых работ;
  • акт о приемке выполненных заданий КС-2;
  • справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3;
  • паспорта и сертификаты на применяемые материалы и оборудование.

Статьи

Капитальный ремонт по 44-ФЗ

По просьбе одного из участников закрытой группы в WhatsApp мы решили поделиться своим опытом сопровождения закупок, предметом которых выступает капитальный ремонт.

Данная тема не перестает быть актуальной для наших клиентов, даже в свете последних изменений Закона № 44-ФЗ в части упрощения заявки участника до одного лишь согласия. Чем же вызван такой интерес? Как говорится, «the devil is in the details» (“дьявол кроется в деталях”).

Капитальный или текущий ремонт: отличия

Для объектов капитального строительства понятие “капитальный ремонт” установлено п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ:

капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Мы видим, что под капитальным ремонтом в данном случае понимается не только замена строительных конструкций (прим.: имеется ввиду замена строительных конструкций, которые не являются несущими), но также их элементов! Забегая вперед отметим, что это имеет существенное значение для классификации ремонтных работ заказчиком!

“Строительная конструкция” и ее “элемент” — в чем разница? Федеральный закон от 30 декабря 2009 г № 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” в п. 24 ч. 2 ст. 2 дает следующее определение:

строительная конструкция — часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.

Аналогичное определение содержится в ГОСТ 21.501-2018. Указанным ГОСТ также дано понятие “элемента строительной конструкции”. Под ним понимается “составная часть сборной или монолитной конструкции”. Вот и все! Теперь попробуйте определить, в каком случае ремонт будет “текущим”, а в каком “капитальным”?

Примеры из практики

Замена межкомнатной перегородки в здании — это ремонт “текущий” или “капитальный”? Очевидно, что капитальный, так как такая перегородка выполняет ограждающие функции и при этом не является несущей строительной конструкцией. А если сметой работ предусмотрено лишь снос межкомнатной перегородки и отделка помещения после сноса (т.е. замена и восстановление строительной конструкции не проводится вовсе), то в данном случае ремонт перестает быть капитальным? В такой ситуации можно спорить и приводить аргументы до бесконечности.

Читайте также  Процедура замены водительского удостоверения в 2019 году

Еще один пример: входной дверной блок в школьный корпус — это строительная конструкция? Предположим, что нет, т.к. дверной блок не является частью самого здания и, соответственно, не может выступать его строительной конструкцией. При этом, надеемся, что читатель не будет спорить с нами по вопросу о том, что дверной блок является элементом стены? Стена — это строительная конструкция самого здания. Согласно ГрК РФ замена не только строительных конструкций, но и их элементов отнесено к капитальному ремонту (см. выше). Поэтому мы всегда считаем замену дверных и оконных блоков капитальным ремонтом, а не текущим.

Однако, не стоит “перегибать палку”. В частности, один из заказчиков нам начал утверждать, что замена выключателей и розеток также следует относить к капитальному ремонту здания, т.к. выключатели и розетки являются элементами сети электроснабжения здания, а замена сетей и их элементов, также относится к капитальному ремонту. Возможно, что в этих рассуждениях есть определенная логика, но здравый смысл подсказывает нам, что никакого капитального ремонта в данном случае нет.

Поэтому признаем, что четкого разделения работ на “капитальный” и “текущий” ремонт сегодня, к сожалению, нет. При определении вида работ нужно каждый раз смотреть смету заказчика, соотносить ее с видом объекта капитального строительства. При этом одно всегда остается неизменным: смета на текущий ремонт не может содержать в себе работы по капитальному ремонту, а вот смета на капитальный ремонт может содержать в себе работы по текущему ремонту.

Для сведения читателя также приведем понятие текущего ремонта. Оно содержится в п. 3.8 МДС 81-35.2004, утв. постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1:

Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

Капитальный или текущий ремонт: да какая разница?

Разница огромная! Особенно если мы имеем дело с регламентированными закупками по Закону № 44-ФЗ.

Во-первых, нужно понимать, что текущий ремонт не подпадает под регулирование ГрК РФ. Соответственно, никакие требования к участникам закупки о членстве СРО не могут быть установлены, даже если сумма закупки превышает 3 млн. рублей. Об установлении требований к участникам о членстве СРО мы посвятили отдельную статью, которую рекомендуем прочесть. Дополнительные требования к участникам при закупке работ по текущему ремонту также не могут быть установлены, т.к. постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 не распространяется за указанные закупки.

Во-вторых, при осуществлении закупок по текущему ремонту заказчик вправе обосновать НМЦк как коммерческими предложениями (метод анализа рынка цен), так и проектно-сметным методом. При капитальном ремонте проектно-сметный метод обоснования НМЦк является единственно возможным.

В-третьих, на день выхода настоящей статьи действующая редакция Закона № 44-ФЗ предусматривает, что при закупке работ по капитальному ремонту электронным аукционом (если проектная документация на капитальный ремонт приложена к документации об аукционе) , заявка участника содержит лишь его согласие со всеми условиями документации об аукционе (ч. 3.1 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). При проведении запроса котировок в электронной форме пока сохранен прежний режим: участник по-прежнему обязан в заявке предоставить конкретные показатели по товарам, предлагаемым им к использованию при выполнении работ. Соответственно заказчик, который стремится отклонить ненужных участников и выбрать “своего”, будет выбирать запрос котировок в электронной форме, а не электронный аукцион, т.к. именно в этой процедуре сохранены формальные основания для отклонения заявок (например, за предоставление неправильных показателей по товарам).

При закупках по текущему ремонту конкретные показатели по товарам, используемым при выполнении работ, могут быть затребованы заказчиком как при проведении запроса котировок в электронной форме, так и при проведении электронного аукциона. Учитывая, что суммы ремонтных работ довольно часто превышают порог в 500 000 рублей (прим.: верхняя планка НМЦк для выбора заказчиком запроса котировок в электронной форме), то н е добросовестные заказчики будут стремиться назвать свой предмет закупки как “текущий” ремонт или просто “ремонт”, чтобы отклонить ненужных участников.

Проектная документация для капитального ремонта. Что это?

Как было отмечено выше, при закупках капитального ремонта электронным аукционом участник предоставляет в заявке только согласие, если проектная документация была приложена к документации об аукционе. Однако, в большинстве случаев, заказчиком на капитальный ремонт составляется только смета и никакой проектной документации, которая есть при закупках нового строительства или реконструкции, у него нет.

Возникает вопрос: при наличии исключительно сметы заказчик обязан потребовать от участника в первой части заявки на участие в аукционе конкретные показатели товаров, используемых при выполнении работ, или он может требовать только согласие с условиями документации. Мы убеждены, что только согласие, т.к. смета является обязательным разделом проектной документации (см. ниже) . Аналогичной позиции в настоящее время придерживаются ряд региональных управлений антимонопольной службы. Центральный аппарат ФАС России пока не высказал официально своей позиции по данному вопросу.

Согласно ч. 12.2 ГрК РФ смета на капитальный ремонт является обязательным разделом проектной документации, подготавливаемым на основании задания застройщика (заказчика) на проектирование. Подготовка иных разделов проектной документации при капитальном ремонте осуществляется по инициативе заказчика. Таким образом, если заказчик посчитал, что ему для проведения капитального ремонта достаточно только одного раздела (сметы), то смета и будет выступать той самой проектной документацией, о которой говорит Закон № 44-ФЗ.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Что важно знать о закупках строительных работ по 44‑ФЗ?

Большую часть закупок на стройку проводят с помощью электронных аукционов. Если вы планируете выходить на этот рынок, важно правильно подготовить заявки, учесть все требования заказчика и законодательства. Советами и примерами с нами поделилась Анастасия Аржанникова, руководитель центра сопровождения торгов СКБ Контур.

Какие законы и документы держать под рукой для участия в тендерах на строительные работы?

  • 44-ФЗ — общие правила госзакупок,
  • Градостроительный кодекс — нормативы в сфере строительства,
  • Постановление правительства от 01.07.2016 № 615 о правилах, по которым поставщиков включают в список квалификации по капитальному ремонту,
  • Постановление правительства от 04.02.2015 № 99 о дополнительных требованиях к участникам закупок сложных строительных объектов,
  • Письмо ФАС о том, что заказчик может писать в техзадании и инструкции по заполнению заявки, а что — нет.

Какими способами заказчики закупают строительные услуги?

С 23 марта 2016 действует новый аукционный перечень. В него включили почти все строительные работы. Исключение сделано только для опасных, технически сложных и уникальных зданий и дорог.

Об этапах электронного аукциона, его нюансах и о том, как готовить заявку, мы уже писали.

Заказчик проводит процедуру в двух случаях:

Что заказчик требует от участников?

Единые требования

44-ФЗ устанавливает единые требования к поставщикам и перечень обязательных документов (ч.1, ст.1 44-ФЗ). На определенные виды работ участники предоставляют свидетельства о допуске СРО. Перечень работ, для которых нужны допуски, есть в приказе Министерства регионального развития № 624.

В документах закупки заказчик перечисляет все допуски, разрешения и лицензии, которые участник должен прикрепить к заявке. Убедитесь, что у вас есть нужные документы и они действительны. Если для вашего вида деятельности допуск не нужен, заказчик не имеет права его требовать.

В интересах участника соблюдать закон, получая допуск. Например, СРО может закрыть глаза на то, что у вас не указана предельная цена, на которую вы можете заключать контракты. Но заказчик отклонит заявку, если заметит, что СРО выдала допуск не по правилам. Требования к выдаче допусков СРО есть в постановлении № 207 (Прим. ред: С 1 июля 2017 года участнику госзакупки достаточно подтвердить членство в саморегулируемой организации. Допуски СРО не требуют. Для контрактов с НМЦ меньше 3 млн руб. на строительство, реконструкцию и капремонт не потребуется даже членство в СРО.)

Иногда заказчик устанавливает избыточные требования. Например, просит предоставить допуск СРО на генподряд. Но участники, которые будут исполнять все работы своими силами, могут его не предоставлять. Если возникнет спор, то скорее всего, ФАС встанет на сторону поставщика.

Читайте также  Карта водителя для европейских тахографов

Может ли заказчик объединять в одну закупку несколько разноплановых работ: инженерные изыскания, реконструкцию объектов культурного наследия, монтаж лифтов? По мнению ФАС, включать в одну закупку строительные работы и установку оборудования можно, если это оборудование функционально и технологически связано с объектом строительства. Например, если начать монтаж лифтов одновременно с возведением здания, это сэкономит время.

Если связи нет, можно обратиться в ФАС с жалобой на ограничение конкуренции. Например, эту жалобу в закупке на разноплановые работы при реставрации дома Трубецкой-Бове в Москве признали обоснованной.

Дополнительные требования

В конкурсе с ограниченным участием заказчики предъявляют к участнику закупки дополнительные требования:

  • Опыт исполнения подобных контрактов за последние три года. Стоимость исполненного контракта должна быть не меньше 20% НМЦ
  • Собственное или арендованное оборудования для исполнения контракта.
  • Определенное число сотрудников с нужной квалификацией, которую подтверждают документально.

Кроме списка оборудования, заказчик перечисляет в техзадании документы, которые подтверждают квалификацию участника. Например:

  • Копии выполненных контрактов и актов приемки.
  • Перечень оборудования, чтобы выполнить работы (этот перечень заказчик приводит в техзадании).
  • Документы, которые подтверждают права собственности на недвижимость, нужную для выполнения работ.
  • Перечень оборудования, которое находится в собственности или аренде.

Требовать больше, чем перечислено в техзадании, заказчик не может. Но если каких-то из перечисленных документов не будет, заявку отклонят.

Риски при подготовке заявки

Внимательно читайте даже очень объемную документацию. Без этого вы не сможете оценить свои возможности и затраты на работу.

Неудобный формат документации

Документы должны быть в копируемом виде. Некопируемые объемные техзадания — один из признаков аффилированной закупки:

  • В этой закупке на капитальный ремонт в Дагестане техзадание написано от руки и вставлено в Word виде картинок.
  • Здесь заказчик из Москвы поступил хитрее. Он описал строительные материалы на семидесяти трех страницах в таблице в формате Word. Закон он не нарушил, но таблица создана нестандартным способом: пунктирным рисунком, который мешает обрабатывать информацию в редакторах. Еще заказчик использовал разрывы страниц и отступы, чтобы усложнить подготовку заявок участников. Участники закупки подавали много запросов разъяснений, заказчик менял документацию. В итоге, закупка продлилась с сентября по конец декабря.

Наш клиент отказался участвовать в этой закупке. Во-первых, потому что на редактирование информации ушло бы много времени. Во-вторых, заказчик скорее всего уже определил для себя потенциального поставщика.

В декабре 2016 года ФАС опубликовала разъяснение. Публиковать некопируемые документы или защищать их паролем — это административное правонарушение. Можно ссылаться на документ в запросах на разъяснения или жалобах на заказчика.

Избыточные и противоречивые требования

Требования к строительным работам и материалам опираются на ГОСТы, СНиПы и СанПиНы. Проблема в том, что заказчик может указать неверные или недействующие ГОСТы, скрыть часть требований или, наоборот, выставить избыточные.

Например, в этой закупке (документ «ЭА на АНИШ»), заказчик подробно описал свойства щебня, которые производитель не указывает в техпаспорте. Поставщик сможет выяснить только из лабораторных испытаний, обладает ли его партия щебня нужными характеристиками.

Письмо ФАС запрещает заказчику указывать в техзадании параметры товара, которые поставщик проверит только в лаборатории. Если столкнулись с такой закупкой, подавайте запрос разъяснений заказчику, ссылаясь на указанное письмо. Если не подействует, жалуйтесь в ФАС. Важно, что применять это письмо в работе обязаны все территориальные УФАС в России.

Другой случай. Заказчик указывает в техзадании диапазонное значение толщины древесной плиты, из которой должны быть сделаны школьные парты: от 13 до 30 мм. Поставщик указывает в заявке толщину столов, которые планирует поставлять, — 28 мм. Его заявку отклоняют, потому что по ГОСТУ 22046-2002 верхний показатель толщины — 25 мм.

Упомянутое письмо ФАС запрещает указывать параметры, которые выходят за параметры ГОСТа. Чтобы у заказчика не было повода отклонить вашу заявку, нужно знать актуальные ГОСТы на свою продукцию. Если заказчик указывает неверные параметры, подавайте запрос на разъяснения, а затем жалобу в ФАС со ссылкой на письмо и правильный ГОСТ.

К каждому техзаданию прилагается инструкция. Мы рекомендуем делать все по инструкции, даже если она противоречит здравому смыслу или нормам русского языка.

Например, в этой закупке требовалась шпатлевка плотностью около 1,7 кг/л и акриловая грунтовка с массовой долей нелетучих веществ примерно 28 % (Сведения о товарах). В русском языке « около» и «примерно» — синонимы, но в инструкции у них разные значения. «Около» — значит, параметры материала могут быть в пределах меньше 10% от значения, указанного в техзадании. «Примерно»— в пределах больше 10% от указанного значения.

Скрытые работы и требования

Если есть возможность, обязательно выезжайте на место будущего строительства. Заказчик может случайно или намеренно скрыть дополнительные работы. Например, в закупке на строительство зимней дороги выигравшему поставщику пришлось, кроме строительства, вырубать кусты. Заказчик это, естественно, не оплачивал.

Запросы разъяснений нужно подавать официально. Во-первых, заказчик не обязан отвечать на вопросы устно, а во-вторых, даже если вы о чем-то договоритесь по телефону, на деле заказчик свои обещания может не выполнить.

Если вам непросто подготовить сложную и объемную заявку на строительные работы, обратитесь в Центр сопровождения торгов СКБ Контур. Команда много работает с закупками в сфере строительства и ремонта.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Инструкция: как закупить работы по капремонту по 44-ФЗ

Закупка капитального ремонта по 44-ФЗ — это приобретение строительных работ по нормам Федеральной контрактной системы. К участникам применяют особые требования.

Что относится к капитальному ремонту

Тендер на капитальный ремонт здания включает работы по восстановлению, замене или полному изменению конструкций, инженерных коммуникаций или самого сооружения. Капитальный и текущий ремонты подразумевают разный перечень работ (письмо Минстроя №7026-АС/08 от 27.02.2018). Текущий — это работы по устранению или исправлению неполадок, возникших в процессе эксплуатации. Такой ремонт проводится для профилактики износа здания или сооружения. Капремонт — это целый комплекс восстановительных работ, которые направлены на полное обновление или реконструкцию объекта.

Такие закупки регулируются Федеральной контрактной системой, ПП РФ №615 РФ 01.07.2016 и законодательными положениями Минстроя. Собрали все правила, как работает ПП РФ 615 по капитальному ремонту, 44-ФЗ и другие нормативные акты в таблице.

Как провести закупку по капремонту

Все госзакупки капремонта проводят по нормам Федеральной контрактной системы.

Вот краткая инструкция, как закупить ремонтные работы по 44-ФЗ пошагово:

  1. Выбрать способ заказа.
  2. Подготовить закупочную документацию.
  3. Сформировать объект закупки и техническое задание.
  4. Обосновать начальную (максимальную) цену контракта.
  5. Сделать проект контракта.
  6. Провести торги и определить победителя.
  7. Заключить контракт.
  8. Принять и оплатить работы.

Шаг 1. Выбрать способ определения подрядчика

На способ закупки текущего ремонта по 44-ФЗ или капремонта влияет ОКПД выполняемых работ. Вот актуальная разбивка по коду продукции:

  1. Электронный аукцион проводится для строительства зданий (ОКПД 41.2), гражданское строительство (42), спецработы (43). Все эти коды — из аукционного перечня (РП №471-р от 21.03.2016). Нельзя закупать через аукцион буровые работы по ОКПД 43.13.
  2. Все, что не попало в аукционный перечень, приобретается через электронный конкурс или конкурсные процедуры с ограниченным участием (п. 1 ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ).
  3. Если заказчик не превышает лимит по СГОЗ, он проводит электронный запрос котировок или заключает контракт с единственным поставщиком (п. 2 ст. 82.1, п. 4, п. 5, п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Шаг 2. Подготовить документацию

Заказчику необходимо подготовить полный пакет документов на капитальный ремонт здания по 44-ФЗ, в который входит:

  • проектная документация (п. 8 ч. 1 ст. 33);
  • описание объекта закупки;
  • техническое задание;
  • проект контракта;
  • извещение.

В первой части заявки подрядчик обязан согласиться на выполнение работ (ч. 3.1 ст. 66). Заказчик вправе установить дополнительные требования:

  • опыт выполнения аналогичных заказов (участник подтверждает квалификацию по ПП РФ №99 от 04.02.2015);
  • членство в СРО при текущем и капитальном ремонте по 44-ФЗ (не для всех заказов, для подтверждения достаточно свидетельства СРО);
  • лицензирование (для объектов культурного наследия по правилам ПП РФ №349 от 19.04.2012).
Читайте также  Восстановление водительского удостоверения

Шаг 3. Описать объект закупки и составить техзадание

В техническом задании подробно описывают объект закупки, перечисляют выполняемые работы, приводят перечень используемых материалов. Неотъемлемая часть техзадания на капремонт — это проектно-сметная документация (ч. 12 ст. 48 ГрК РФ).

Вот что еще приводят в техническом задании, например, для тендера на ремонт школы:

  • архитектурные, конструктивные, технические и технологические решения;
  • порядок планировки;
  • чертежи, эскизы и планы обмера;
  • качественные показатели;
  • требования к безопасности при проведении строительства.

В описании объекта госзакупки обязательно укажите сроки капремонта, условия реализации заказа, качественные нормативы (ГОСТы, СНиПы, санитарные требования). Отдельно оговорите возможность замены стройматериалов и порядок вывоза строительного мусора.

Шаг 4. Рассчитать НМЦК

Цену госзакупки капитального ремонта рассчитывают проектно-сметным методом (ст. 22 44-ФЗ, приказ №841/пр от 23.12.2019). Не забудьте пересчитать цены с момента составления сметы на дату разработки и утверждения закупочной документации и применить индекс-дефлятор.

Шаг 5. Подготовить проект контракта

Для госконтрактов в закупках по 615-ФЗ действуют типовые условия (приказ №9/пр от 14.01.2020). Обязательно включите в проект контракта:

  • график строительства;
  • порядок доставки и выгрузки стройматериалов (исключительно силами подрядчика);
  • перечень рабочих документов;
  • стоимость каждого этапа строительства;
  • график взаиморасчетов.

Если проводите выборочный или комплексный капремонт, укажите в госконтракте сроки выполнения подряда, обязанности сторон, правила проведения скрытых работ. Предусмотрите возможность одностороннего отказа от исполнения, если в процессе строительства обнаружатся нарушения со стороны подрядчика. Включите в права заказчика пункт о проведении технического надзора.

Опишите размер и порядок учета непредвиденных затрат, правила сдачи-приемки строительства и утвердите список обязательных платежных документов (счет, акт КС-2, справка КС-3). Приложите к контракту документы, подтверждающие содержание и стоимость работ: техзадание, смету и проект, график исполнения.

Шаг 6. Определить победителя

Порядок и критерии выбора победителя определяются способом закупок. Если заказчик проводит электронный аукцион на капитальный ремонт с благоустройством по 44-ФЗ (или без него), победителем становится тот подрядчик, который предложил самую низкую цену. Победитель конкурса определяется по качественным и квалификационным характеристикам, установленным документами заказа. Закупочная комиссия рассматривает заявки, подводит итоги и составляет протоколы.

Шаг 7. Исполнить госконтракт

Контроль строительства проводит заказчик: он проверяет порядок выполнения капремонта, качество материалов, соблюдение требований безопасности.

Если в контракте есть условие о технадзоре, сообщите в орган технического надзора о начале строительства минимум за 7 рабочих дней до старта капремонта (ч. 5 ст. 52 ГрК РФ).

Госконтракт на капремонт разрешают менять по соглашению сторон. Допускается продление сроков и изменение цены и объемов строительства, но не больше, чем на 10% от цены соглашения (п. «в» ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Если возникли непредвиденные обстоятельства, контролирующие органы разрешают изменить условия только в том случае, если срок исполнения соглашения — один год и более (п. 8 ч. 1 ст. 95). Измените срок или стоимость максимум на 30%, если у вас есть соответствующее разрешение.

Если же исполнитель не успел закончить строительство по графику, однократно продлите срок на время, равное предыдущему сроку подряда. Но так делают, только если у подрядчика нет неустойки перед заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 95).

Шаг 8. Закрыть контракт

К документам сдачи-приемки относятся: акт КС-2, справка КС-3, счет и счет-фактура, журнал КС-6. Если вы обнаружили скрытые работы, засвидетельствуйте их и подпишите акт.

Заказчик вводит объект в эксплуатацию после завершения строительства и подписания документов приемки (ч. 8 ст. 110.2 44-ФЗ).

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Письмо Минфина России от 12.03.2020 № 24-03-07/18880 «Об изменении срока контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, сохранению объектов культурного наследия»

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с теми считаем необходимым отметить следующее.

Частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Подпунктом «а» пункта 64 статьи 1 Федерального закона от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено внесение изменений в часть 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, положения которой распространяются в том числе на контракты, заключенные до 1 июля 2019 г.

Пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается, если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия не исполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.

Таким образом, пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, то однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении, допускается в следующих случаях:
возникновение независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию;
если контракт не исполняется в установленный срок по вине подрядчика. При этом изменение срока осуществляется при условии отсутствия не исполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

В новый срок исполнения контракта в том числе включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

При изменении в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ срока исполнения контракта подрядчику необходимо предоставить обеспечение исполнения контракта на новый срок в установленном Законом N 44-ФЗ порядке.

Также отмечаем, что при принятии решения, предусмотренного пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, необходимо учитывать, что согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: