Кто и как осуществляет финансовый контроль по 44-ФЗ

Особенности казначейского контроля в сфере закупок

В ФЗ «О контрактной системе» №44 от 5 апреля 2013 года указано, что сфера закупок – это сфера, которая тщательно проверяется. Осуществляется контроль различными органами. Основная структура, ответственная за проверку, – казначейство.

Полномочия казначейства

Правила в области закупок установлены Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Соответствующее положение содержится в части 5 статьи 99 ФЗ №44. Казначейство проверяет эти аспекты деятельности:

  • Соблюдение объектом контрольных мероприятий бюджетного законодательства и прочих актов, касающихся бюджетного законодательства.
  • Достоверность отчетности о выполнении различных программ.
  • Соблюдение норм, касающихся формирования плана закупок (статья 18 ФЗ №44).
  • Нормирование в области закупок, соответствие статье 19 ФЗ №44.
  • Установление начальной стоимости контракта.
  • Наложение ответственности на поставщика, если последний не выполнил условия контракта.
  • Соответствие исполненной работы или предоставленной услуги тем положениям, которые содержатся в контракте.
  • Своевременность фиксирования выполненной работы и ее результатов в документах.
  • Соответствие работы и ее результатов целям, заявленным в контракте.
  • Отсутствие фактов ненадлежащего расходования.

Как осуществляется ведомственный контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ?

В части 27 статьи 99 ФЗ №44 указаны полномочия представителей казначейства, актуальные в рамках проверки:

  • Запрашивание всех сведений и документов, нужных для достижения целей проверки.
  • Беспрепятственное посещение помещений, которые связаны с деятельностью предпринимателя.
  • Требование о предъявлении продукции от поставщика, итогов исполненных работ.
  • Осуществление экспертизы.
  • Оформление предписаний об устранении обнаруженных правонарушений.
  • Оформление протокола о нарушении.
  • Подача иска в суд с целью аннулирования контракта.

В части 3 статьи 269.2 БК РФ указано, что проверка представителями казначейства осуществляется в соответствии с ФЗ, предписаниями правительства.

Как осуществляется общественный контроль за закупками заказчиков по Закону N 44-ФЗ?

Кого именно проверяют

С начала 2017 года проверка казначейством осуществляется в отношении этих лиц:

  • Госзаказчики, выполняющие закупки от имени РФ за счет денег из бюджета.
  • Бюджетные учреждения, выполняющие закупки на основании части 1 статьи 15 ФЗ №44.
  • Автономные или унитарные субъекты, осуществляющие закупки на основании части 4 статьи 15 ФЗ №44.

Этот перечень не является исчерпывающим. То есть он может дополняться. Актуально это в том случае, если казначейство выполняет функции финансовых органов или структур по управлению внебюджетными структурами.

Перемены в 2018 году

Контроль регламентируется ст. 99 ФЗ №44. Процесс осуществления мероприятий регламентируется Правительственным Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Это Постановление действует давно, однако до начала 2018 года действие некоторых его положений было приостановлено. Связано это с тем, что в реальности механизм проверки и получения результатов был плохо налажен. Сведения несвоевременно размещались в единой системе, что приводило к возникновению проблем. По этой причине действие ряда условий было остановлено до 1 января 2018 года. Но теперь федеральные заказчики должны исполнять все положения Постановления.

Порядок осуществления мероприятий

Представители казначейства проверяют эту информацию:

  • Лимиты обязательств на закупку.
  • Выплаты на закупку, их размер и дату операции.
  • Размер денежного обеспечения капитальных вкладов, предусмотренный соглашением о субсидиях на эти вложения.
  • Значительное увеличение начальной стоимости контракта, переход за установленные лимиты.
  • Соответствие кода закупки, прописанного в протоколе об установлении поставщика, коду, указанному в бумаге о закупке.
  • Соответствие начальной стоимости контракта, указанной в проекте, цене, указанной в протоколе установления поставщика.
  • Соответствие стоимости контракта и кода в реестре контрактов стоимости и коду, прописанных в условиях контракта.

Это основные этапы проверки. Контроль обычно заключается в анализе документов, сверке сведений из разных бумаг. Однако иногда перечень мероприятий может быть расширен.

Контрольное мероприятие базируется на сочетании работы Единой системы и системы «Бюджет». Сначала госзаказчику нужно разместить все требуемые сведения в онлайн-кабинете Единой системы. Затем требуется нажать на кнопку «На контроль». После этого шага все нужные документы идут в Казначейство. Специалисты проверяют документацию на протяжении рабочего дня. Данные, отправленные в реестр, проверяются на протяжении 3 суток. То есть все операции можно проделать в режиме онлайн.

Результаты контрольных мероприятий

По итогам проверочных мероприятий обязательно предпринимаются какие-либо действия. К примеру, они могут быть следующими:

  • Составление протокола, в котором перечисляются обнаруженные правонарушения. Если обнаружены нарушения, лицо, участвующее в закупке, не вносится в информационную систему вплоть до выполнения предписаний.
  • Проставление отметки о несоответствии информации/документов закону.
  • Если в рамках проверки никаких нарушений не выявлено, субъект вносится в систему.

Проверяемую компанию должны в течение 3 часов уведомить о результатах контрольных мероприятий. Этот срок отсчитывается с момента получения этих результатов.

ВАЖНО! Об итогах мероприятия можно узнать в кабинете ЕС. Если представленная информация соответствует всем нормам, она автоматически помещается в ЕИС. Если же обнаружены несоответствия, заказчик получает протокол о нарушениях. Контрактный орган обязан убрать все нарушения, прислушаться к замечаниям. Затем следует отправлять документы на новое контрольное мероприятие.

Стандартные ошибки при прохождении казначейской проверки

Рассмотрим документы, с которыми наиболее часто возникают проблемы:

  • Планы закупок. Размер спланированных трат не должен выходить за пределы обеспечения. В этом документе следует правильно перечислить все коды.
  • Планы-графики. Начальная максимальная цена контракта не должна быть больше расходов, зафиксированных в плане закупок.
  • Итоговый протокол. Стоимость контракта не должна быть больше начальной максимальной стоимости контракта, указанной в извещении.
  • Контракт. Информация из контрактов (цены и коды) сверяется с той же информацией из итогового протокола.

Основная ошибка госзаказчика – это несовпадение положений. К примеру, в одном документе указан один код, а во втором – другой.

Ответственность за нарушения

За нарушения, обнаруженные в процессе мероприятия, может накладываться дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. Рассмотрим нарушения и формы наказания:

  • Нарушение в сфере оформления документов по закупке. Лицо привлекается к ответственности на основании статей 7.29-7.32 КоАП РФ.
  • Обнаружение ненадлежащих и неразумных трат предоставленных денег. Накладывается взыскание на базе статьи 15.14 КоАП РФ или 285.1 УК РФ.

Административная ответственность может накладываться и за несвоевременное размещение данных в Единой системе. Степень тяжести наказания определяется степенью тяжести нарушения.

Контрольный орган в сфере госзакупок: кто он и как проверяет участников

Контрольный орган в сфере закупок — это ФАС. Она следит за соблюдением контрактного законодательства. Для реализации этих полномочий он вправе проводить плановые и внеплановые проверки, приостанавливать процедуры и выносить предписания. Дополнительно госзакупки контролируют Казначейство, Счетная палата, местные администрации и комитеты и общественные организации.

Как контролируют заказчиков ФАС России, региональные и муниципальные власти

Постановление правительства № 728 от 26.08.2013 устанавливает, что контрольным органом в сфере закупок является Федеральная антимонопольная служба.

Помимо ФАС, контрольные полномочия имеются у органов власти субъекта РФ, в котором расположен заказчик, и муниципальные властные субъекты.

Часть 3 статьи 99 44-ФЗ устанавливает, кто контролирует госзакупки и какие виды контроля существуют в зависимости от уровня заказчика:

Часть 4 статьи 99 44-ФЗ регулирует, кто осуществляет контроль за электронными площадками, — Федеральная антимонопольная служба.

Контрольные мероприятия бывают двух типов:

Периодичность плановых проверок — не чаще одного раза в полгода.

Не позднее чем за неделю до предполагаемой проверки контролер извещает о ней госзаказчика специальным уведомлением, где подробно описывает:

В результате проверки контрольный орган в сфере закупок принимает решение:

  • что в ходе проверочных мероприятий нарушений не выявлено;
  • о выдаче предписания устранить обнаруженные нарушения;
  • о возбуждении административного производства по факту правонарушения;
  • о подаче иска в суд о признании ранее заключенного контракта недействительным.

Как контролируют заказчиков Казначейство, региональные финансовые органы

Компетенция ФАС России — контроль за соблюдением правил 44-ФЗ, Антимонопольная служба не касается вопросов финансирования контрактов, финансовый контроль госзакупок — задача Казначейства и региональных финансовых органов.

В финансовом контроле выделяются два направления:

  • проверка информации, размещаемой в ЕИС;
  • внутренний государственный финансовый контроль.

Суть контроля информации, размещаемой в ЕИС, — в сопоставлении объема бюджетных средств, которые предоставлены заказчику, и объема закупок, которые этот заказчик намерен проводить. В норме заказчик не вправе выходить за пределы предоставленных ему средств.

Читайте также  Мокрый лизинг транспортных средств

Чтобы проверить, насколько заказчик следует этому правилу, контролирующие органы проверяют публикуемые в ЕИС планы-графики, извещения о закупках, проверяют распределение финансирования на все этапы закупки.

Такой контроль происходит с помощью функционала системы: информация автоматически передается контролеру и если она прошла проверку, автоматически публикуется. Если не прошла — заказчик получает от контролера протокол с описанием выявленных нарушений.

В рамках внутреннего финансового контроля проверяется:

  • правильность подготовки закупки, в том числе соблюдение правил нормирования и обоснования НМЦК;
  • исполнение контрактов — на сколько реальное исполнение соглашения соответствует его положениям и изначальным целям закупки.

Такие проверки бывают плановыми и внеплановыми, а в результате контролер принимает решение:

  • об отсутствии нарушений со стороны заказчика;
  • о выдаче предписания об устранении нарушений;
  • о возбуждении административного производства;
  • о передаче материалов правоохранителям для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
  • о подаче иска в суд для признания того или иного контракта недействительным и возмещения ущерба, причиненного бюджету соответствующего уровня.

Что делать заказчику в ходе контрольных мероприятий

Если в отношении вас органы контроля в сфере закупок по 44-ФЗ или органы финансового контроля проводят плановую или внеплановую проверку, важно оказывать им необходимое содействие:

  • предоставлять требуемые документы;
  • предоставлять помещения для работы, если проводится выездная проверка;
  • определить должностное лицо, которое обязано взаимодействовать с проверяющими.

При этом все взаимодействие с контролерами следует максимально формализовать: все требования с их стороны и ваши ответы оформляются письменно и передаются друг другу официально.

Не следует препятствовать проверке — это приведет к дополнительной административной ответственности.

Любые результаты проверки, если они вас не устроят, обжалуются в вышестоящий орган или в суд.

Об авторе этой статьи

Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.

БК РФ и Закон № 44-ФЗ. Есть несоответствия

Необходимым инструментом реализации бюджетной политики является финансовый контроль, объектом которого выступают процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. В этой связи финансовый контроль следует рассматривать не как один из этапов бюджетного процесса, а как комплексную деятельность на всех его этапах, без развития которой невозможно совершенствование системы управления государственными (муниципальными) финансами. В данной статье мы хотим рассказать об отдельных проблемах осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Ирина Николаевна МУЧКАЕВА,
заместитель министра финансов Пензенской области

Контроль за расходами на закупки товаров, работ, услуг

В первую очередь хотелось бы остановиться на реализации полномочий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее — ОВГ(М)ФК) в сфере закупок, предусмотренных Бюджетным кодексом и Федеральным законом № 44‑ФЗ.

Неразрывная связь норм данных юридических актов прослеживается начиная со статьи 2 Закона № 44‑ФЗ, в которой прямо указывается, что законодательство о контрактной системе основано на БК РФ. В Бюджетном кодексе суть размещения заказов отражена в статье 219 БК РФ и заключается в том, что получатель бюджетных средств принимает обязательства в пределах доведенных до него лимитов путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Соответственно, размещение заказа для государственных (муниципальных) нужд является одним из способов исполнения бюджетных расходов, а общие положения БК РФ применяются к государственным (муниципальным) закупкам как к одной из форм таких расходов.

Взаимосвязь двух отраслей законодательства должна повлечь за собой преемственность основных идей и принципов. Законодательство о контрактной системе, по нашему мнению, должно способствовать исполнению бюджетного законодательства, которое регламентирует формирование и исполнение бюджетных расходов, включая контрактуемые расходы. Однако изучение норм законодательства выявляет несоответствие между ними. В качестве примера можно привести разночтения в толковании полномочий ОВГ(М)ФК в сфере закупок.

Полномочия ОВГ(М)ФК установлены статьей 269.2 БК РФ и включают в себя контроль:

за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе по формированию и исполнению расходных обязательств, включая контрактуемые обязательства;

за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

В статье 99 Закона 44‑ФЗ установлен перечень органов контроля, которые осуществляют контроль в сфере закупок, среди которых ОВГ(М)ФК, определенные БК РФ. Полномочия ОВГ(М)ФК в сфере закупок определены частью 8 этой же статьи.

Казалось бы, для финансовых контролеров это не новые полномочия. Анализ обоснования закупок товаров, работ и услуг, цен на них, их использования, отражение в бухгалтерском учете, а также проверка правильности начисления пеней, штрафов при ненадлежащем исполнении договорных обязательств осуществлялись финансовыми контролерами в соответствии с бюджетным законодательством и до принятия Закона № 44‑ФЗ.

Тем не менее после его вступления в силу появились и значительные изменения в осуществлении контрольных функций (рисунок):

обязательность контроля в отношении закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

расширение перечня контрольных функций за счет контроля за соблюдением правил нормирования, достижением целей закупки, выполнением условий контракта;

увеличение объема средств, подлежащих контролю.

При проведении контроля закупок в рамках бюджетного законодательства его предметом являются средства соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, в нашем случае средства бюджета Пензенской области — 46,5 миллиарда рублей, из них контрактуемые расходы составляют около 7 миллиардов рублей.

Наряду с этим законодательство о контрактной системе к предмету контроля относит все закупки, осуществляемые в рамках Закона № 44‑ФЗ, включая закупки бюджетных учреждений за счет средств от приносящей доход деятельности и средств обязательного медицинского страхования, закупки органа управления ТФОМС. То есть ОВГФК, в нашем случае — Министерство финансов Пензенской области, обязан проверять еще закупки, кроме осуществляемых за счет бюджетных средств, на общую сумму 5 миллиардов рублей, в том числе за счет средств от приносящей доход деятельности — 2 миллиарда рублей, ОМС — 3 миллиарда рублей. Численность управления финансового контроля, непосредственно занятого контрольной деятельностью, — 19 человек. Увеличить штат мы не можем, учитывая принятые регионом обязательства по соглашению с Минфином России о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ из федерального бюджета.

1Право бюджетных учреждений на самостоятельное распоряжение средствами от приносящей доходы деятельности устанавливается:

Гражданским кодексом, согласно которому «бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения»;

Законом от 12 января 1996 года № 7-Ф3 «О некоммерческих организациях», которым практически дублируются положения гражданского законодательства.

Вышеуказанные законы, а также утвержденные в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов РФ (к примеру, в нашем регионе это постановление Правительства Пензенской области [1] ) возлагают полномочия по контролю за деятельностью бюджетного учреждения, включая расходование средств от приносящей доход деятельности в рамках плана финансово-хозяйственной деятельности, на его учредителя. Одновременно с этим статьей 100 Закона № 44‑ФЗ предусмотрен ведомственный контроль в сфере закупок, который осуществляется государственными (муниципальными) органами в отношении подведомственных им заказчиков. Поэтому считаем, что контроль закупок, предусмотренный частью 8 статьи 99 Закона 44‑ФЗ, в отношении бюджетных учреждений является компетенцией учредителя.

Читайте также  Предоставление новой банковской гарантии

2Что касается контроля за использованием средств ОМС, то полномочия по его осуществлению возложены на органы управления ТФОМС [2] . В ходе такого контроля проверяются:

обоснованность цен закупок медицинских организаций за счет средств ОМС;

соблюдение сроков поставки и оплаты;

соответствие сумм, указанных в договорах фактически произведенным расходам, своевременность, полнота и правильность оприходования лекарственных средств, продуктов питания и прочих материальных запасов.

Все это по существу является элементами контроля, предусмотренного частью 8 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ. Из вышесказанного следует, что не наделенные Законом № 44‑ФЗ полномочиями по контролю в сфере закупок органы управления ТФОМС фактически выполняют аналогичные функции в рамках «своего» законодательства, что подтверждает необходимость расширения перечня контролирующих органов в сфере закупок за счет включения органов управления ТФОМС.

3Различие в толковании полномочий ОВГ(М)ФК в сфере закупок двумя отраслями законодательства выражается в разном определении не только объема средств, подлежащих контролю, но и объекта контроля. Так, согласно БК РФ объектом контроля являются исполнители по государственным (муниципальным) контрактам, в то же время в Законе № 44‑ФЗ — заказчики.

Важно

На наш взгляд, неурегулированность некоторых вопросов в законодательстве и отсутствие единых подходов в сфере контрольной деятельности ведут к увеличению объема этой деятельности (увеличивается как количество проверок, так и объем охваченных проверкой средств) и, соответственно, отрицательно сказываются на эффективности работы.

При этом статьей 101 Закона № 44‑ФЗ предусмотрено, что обязанность по осуществлению контроля за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта возложена на заказчика. Вменение в обязанность ОВГ(М)ФК контроля за исполнением государственных (муниципальных) контрактов приводит к дублированию обязанностей заказчика и не исключает риски неисполнения им обязательств по контролю за исполнением поставщиком (подрядчиком) условий контракта.

Акцент на предварительный контроль

Сегодня акцент ставится на предварительный контроль, то есть необходимо «не бить по хвостам», а предотвратить нарушение, устранить причины, способствующие его допущению.

На страницах журналов «Бюджет» и «Финконтроль» мы неоднократно рассказывали о том, что в нашем регионе уже с декабря 2010 года на стадии формирования государственными заказчиками проектов конкурсной документации на размещение государственных заказов на приобретение товаров, работ и услуг для государственных нужд (заявок) осуществляется мониторинг в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, введенный постановлением Правительства Пензенской области [3] . Целесообразность его проведения подтверждается экономией бюджетных средств, полученной в результате снижения цен на этапе согласования заявок.

Цель и мониторинга, и внутреннего государственного финансового контроля, преду­смотренного частью 8 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ в отношении Н(М)ЦК (далее — контроль), — не допустить завышение Н(М)ЦК. Методы достижения данной цели — сбор, анализ и оценка (обследование) информации для определения и обоснования цены — одни и те же как при мониторинге, так и при контроле. Полагаем, что мониторинг по своему смысловому содержанию аналогичен контролю.

Вместе с тем Закон № 44‑ФЗ не разделяет контроль на предварительный и последующий. Традиционно контроль осуществляется путем проведения мероприятий последующего характера. Сроки проведения и оформления результатов контрольных действий жестко регламентированы и требуют проведения ряда организационных процедур: оформление приказом решения о проведении проверки, направление субъекту контроля извещения о проведении проверки в трехдневный срок, составление акта проверки и его подписание в двухстороннем порядке, направление субъекту контроля предписания для устранения нарушений, размещение в установленные сроки в ЕИС плана проверок, приказа о назначении проверки, акта проверки и предписания.

В свою очередь, в Пензенской области мониторинг носит предварительный (упреждающий) характер и не тормозит закупочный процесс. С целью регламентации действий проверяющих разработаны методические указания по осуществлению Минфином области мониторинга цен в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд Пензенской области для достижения максимальной экономической эффективности использования бюджетных средств, в которых минимизированы требования к документированию. На практике все установленные недочеты в заявках, если они не требуют тщательной доработки, исправляются государственными заказчиками оперативно в течение дня. В случае серьезных ошибок заявки возвращаются для их устранения. Любое движение по заявке (дата поступления, дата возврата заказчику, недочеты, ошибки) фиксируется финансовым контролером в журнале.

Введение длительных процедур по оформлению действий в рамках мониторинга, по аналогии с контролем, будет способствовать увеличению продолжительности проведения закупочных процедур.

Учитывая изложенное, считаем необходимым предусмотреть в Законе № 44‑ФЗ полномочия органа внутреннего государственного финансового контроля по проведению предварительного контроля в форме мониторинга в части обоснования Н(М)ЦК с упрощенной процедурой оформления.

Рисунок. Полномочия ОВГ(М)ФК по контролю за расходами на закупки товаров, работ, услуг

[1] Постановление Правительства Пензенской области от 30 марта 2011 года № 196‑пП «Об утверждении порядка осуществления контроля за деятельностью государственных учреждений Пензенской области».

[2] В соответствии со статьей 34 Закона от 29 ноября 2010 года № 326‑ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» и Положением о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Федерального фонда ОМС от 16 апреля 2012 года № 73.

[3] Постановление Правительства Пензенской области от 2 июля 2010 года № 385‑пП «О внесении изменений в постановление Правительства Пензенской области от 27.10.2008 № „Об утверждении Положения о Министерстве финансов Пензенской области“».

Как контролируют заказчиков ФАС России, региональные и муниципальные органы

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс. Если нужного документа в комплекте нет — закажите его. Это бесплатно! (сервис доступен для клиентов АПИ и компаний Нижегородской области)

Полномочия распределены между контрольными органами следующим образом.

Если вы осуществляете закупки для федеральных нужд, то плановые и внеплановые проверки в отношении вас может проводить только ФАС России, в том числе ее территориальные управления (п. 1 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Если вы заказчик субъекта РФ, то плановые проверки в отношении вас проводит уполномоченный на контроль в сфере закупок орган соответствующего субъекта. Внеплановые проверки могут проводиться как контрольным органом субъекта РФ, так и ФАС России, в том числе ее территориальными органами (п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Если вы закупаете продукцию для муниципальных нужд, то плановые проверки в отношении вас проводит муниципальный контрольный орган или орган субъекта РФ, если ему переданы такие полномочия (ч. 3.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). С внеплановой проверкой к вам может прийти контрольный орган любого уровня — от ФАС России до муниципального (п. 3 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Обратите внимание: порядок осуществления контроля этими органами, в частности предмет, форму, сроки и периодичность проведения проверок, определяют Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее — Правила N 1576).

В ходе контроля могут проверить все ваши действия в процессе закупочной деятельности за определенный период или конкретной процедуры определения поставщика. При этом не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с качественным и квалификационным критериями (ч. 12 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Что конкретно будет оценивать контрольный орган, зависит от вида проверки.

В ходе плановой проверки контрольный орган, как правило, оценивает всю закупочную деятельность за последние три года до даты начала проведения проверки (п. 45 Правил N 1576). Ее можно проводить не чаще, чем один раз в шесть месяцев в отношении каждого из субъектов — заказчика, его контрактной службы (управляющего), постоянной закупочной комиссии и ее членов, уполномоченного органа (учреждения), оператора ЭП. В отношении специализированной организации и созданной для конкретной закупки комиссии можно провести только одну плановую проверку в отношении конкретной закупки (ч. 13, 14 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 7 Правил N 1576). Сводный план разрабатывается на один год, размещается в реестре жалоб и проверок и (или) в ЕИС (п. 48 Правил N 1576).

Читайте также  ОКДП на медицинские услуги: нюансы

Порядок проведения ФАС России и ее территориальными органами плановых проверок в рамках Закона N 44-ФЗ также определен Правилами N 1576.

В соответствии с п. п. 51, 52 Правил N 1576, если в отношении вас пришло время провести плановую проверку, контрольный орган должен уведомить вас об этом не позднее чем за пять рабочих дней до ее проведения. В уведомлении будет указан предмет проверки и проверяемый период, сроки ее проведения, основания, а также перечень документов и сведений, которые вам понадобится представить. Если контрольный орган планирует провести выездную проверку, он может также попросить вас предоставить помещение для работы контролеров и необходимое для этого оборудование.

Учтите, что плановые проверки в рамках Закона N 275-ФЗ проводят ФАС России и ее территориальные органы на основании Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 15.03.2016 N 240/16.

Внеплановые проверки контрольный орган может инициировать по разным основаниям (ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 19 Правил N 1576).

Внеплановая проверка по жалобе участника закупки — самый распространенный и оперативный вид контроля. Жалобу контрольный орган рассматривает в течение пяти рабочих дней со дня поступления (ч. 3 ст. 106 Закона N 44-ФЗ). Контрольный орган может приостановить спорную закупку до рассмотрения жалобы по существу. Это значит, что вы не сможете заключить контракт до тех пор, пока ваши действия не будут признаны правомерными или пока вы не устраните нарушения.

Рассматривает жалобу специально созданная комиссия, на заседание которой вы будете приглашены. Если вы получили уведомление о внеплановой проверке, подготовьтесь к заседанию комиссии — соберите все запрашиваемые документы и подготовьте отзыв на жалобу с обоснованием своей позиции. Также ознакомьтесь с порядком рассмотрения жалоб, поскольку его нарушение может быть основанием для обжалования решения контрольного органа. Например, для ФАС России такой порядок утвержден Приказом от 19.11.2014 N 727/14.

Учтите: чтобы очно принять участие в заседании комиссии, нужно подать заявление для оформления пропуска. Оно подается на сайте ведомства по адресу https://fas.gov.ru/spheres/5 не позднее 16:00 (по местному времени для ФАС России, ее территориального органа) рабочего дня, предшествующего дню заседания (Письмо ФАС России от 29.05.2020 N МЕ/45732/20).

Принять участие в заседаниях ФАС России, ее территориального органа можно и дистанционно. Такой способ является приоритетным. Участие обеспечивается посредством интернет-видеоконференции на веб-странице портала видеоконференций либо с помощью приложения для мобильных телефонов. Инструкция для дистанционного участия размещена на сайте ФАС России https://fas.gov.ru/spheres/5 (Письмо от 03.04.2020 N ИА/27895/20).

Обратите внимание: если жалоба в отношении конкретной закупки поступила от физического лица, не соответствующего требованиям к ее участникам (например, у него отсутствует нужная лицензия), контрольный орган рассмотрит ее в порядке, установленном для обращений граждан. В таком случае процедура закупки не будет приостановлена (ч. 15.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Внеплановую проверку сведений о нарушениях контрольный орган проводит:

  • при получении заявления физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц;
  • обнаружении самой ФАС признаков нарушения;
  • сообщении СМИ.

Эта проверка может длиться дольше, чем рассмотрение жалобы, но не влечет приостановления процедуры закупки. Поэтому на сроках проведения закупки она, скорее всего, не скажется.

Контрольный орган может провести такую проверку и в том случае, если жалоба в отношении закупки, впоследствии отозванная заявителем, содержала информацию о нарушениях законодательства о контрактной системе в сфере закупок (Письмо ФАС России от 19.10.2018 N ИА/84476/18).

Еще одним основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения ранее выданного предписания. Помните, что неисполнение предписания также может повлечь наложение административного штрафа (ч. 25 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ).

Результатом проверки (как плановой, так и внеплановой), в ходе которой выявлено нарушение, может стать (ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 12 Правил N 1576):

  • рассмотрение дела об административном правонарушении и наложение штрафа;
  • предписание об устранении нарушений (в том числе об аннулировании закупки). Учтите, что независимо от вида проверки, если контракт по результатам проведенной с нарушением закона закупки еще не заключен, вы не сможете заключить его, пока не исполните предписание (ч. 23 ст. 99 Закона N 44-ФЗ);
  • обращение контрольного органа в суд с заявлением о признании закупки и заключенного по ее результатам контракта недействительными.

Виды муниципального финансового контроля

Содержание и виды госконтроля

Государственный или муниципальный финансовый контроль осуществляют специально созданные контрольные органы представительской и исполнительной власти всех уровней (федерального, регионального, местного). Например, Счетная палата РФ, ФНС, Минфин РФ.

Основная цель данного понятия — это обеспечение эффективной и экономически обоснованной финансово-экономической деятельности государства (мунобразования) на этапах формирования, распределения и исполнения бюджетных и средств внебюджетных организаций и фондов.

Классификация госконтроля по видам подразумевает разделение на предварительный и последующий финконтроль. При предварительном контрольные мероприятия направлены на предупреждение и максимальное пресечение нарушений в сфере бюджетных правоотношений. При последующих ревизионных мероприятиях проверяется законность и правомерность операций по исполнению бюджетов БС РФ и по их учету и отражению в отчетности.

Также государственный (муниципальный) финконтроль подразделяют на внутренний и внешний. Рассмотрим характерные особенности данных понятий более подробно.

Особенности внешнего госконтроля

Внешний госфинконтроль осуществляют представители Счетной палаты РФ и сотрудники региональных и муниципальных контрольно-счетных управлений и органов. Нормативно правовое регулирование контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты закреплены в Федеральном законе от 07.02.2011 № 6 (с изм. и доп.), Федеральном законе от 05.04.2013 № 41.

Для проведения разработаны стандарты внешнего муниципального финансового контроля, они утверждены Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 17.10.2014 № 47К (993)).

К полномочиям органов внешнего финконтроля, в соответствии со статьей 268.1 БК РФ, относят:

  • организацию и проведение надзора за исполнением бюджетного законодательства и иных НПА в ходе исполнения бюджетов всех уровней;
  • проверку достоверности, полноты и правильности составления бюджетной отчетности главными администраторами доходов и расходов бюджетных средств;
  • иную контрольно-счетную деятельность, закрепленную в российском законодательстве.

Внутренний контроль

Внутренний муниципальный финансовый надзор осуществляется управлениями Федерального казначейства РФ и органами исполнительной власти регионов и муниципалитетов (финансовые отделы, территориальные налоговые инспекции, контрольно-ревизионные группы и отделы при администрациях муниципальных образований и т. д.).

Правовое регулирование вопроса закреплено в Конституции РФ, БК РФ, отдельных Федеральных законах и Указах президента, прочих нормативно-правовых актах. Например, постановления субъекта или МО, устав поселения, финансовый муниципальный контроль, его порядок и правила организации закрепляют в нормативных актах организации.

Ранее мы рассказывали об особенностях организации внутреннего государственного финконтроля.

Контроль в сфере закупок

Вправе осуществлять муниципальный финансовый контроль в сфере закупок органы внутреннего и внешнего финансового контроля. Суть проверок заключается в выявлении нарушений Федерального закона № 44.

Объектами проверок являются:

  • правомерность и правильность выбранного способа закупки;
  • соблюдение правил определения начальной цены контракта;
  • выполнение правил нормирования и планирования закупок, их законности и обоснованности;
  • выявление целевого назначения и целесообразности проводимых закупок;
  • соблюдение установленных процедур закупок, правил оценки заявок и окончательных предложений участников;
  • исполнение установленных сроков, отведенных на заключение контракта;
  • прочие вопросы, касающиеся поддержки здоровой конкуренции в сфере закупок.

Финансовый контроль в сфере закупок является приоритетным направлением государственного надзора. За нарушение действующего законодательства (44-ФЗ) органы госфинконтроля привлекут ответственных к административной, уголовной и бюджетной ответственности.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: