Особенности реестра договоров аренды по Закону 223-ФЗ

Работаем с реестром договоров по 223-ФЗ по новым правилам с 22.02.2021

Реестр закупок по 223-ФЗ — это свод всех заказов компаний, которые заключают договоры на основании этого закона. С 22.02.2021 работу с ним серьезно изменят.

Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной

Скачать постановление правительства № 1132 от 31.10.2014 из КонсультантПлюс

Последние изменения

С 22.02.2021 вступает в силу приказ Минфина № 343н от 31.12.2020, который изменил приказ Минфина № 173н и уточнил порядок ведения реестра договоров по 223-ФЗ. С этой даты заказчикам придется отправлять информацию по сделкам с самозанятыми. Подробнее: «Как участвовать в закупках: подробная инструкция для самозанятых».

Еще положения этого приказа привели в соответствие с действующим законодательством: скорректировали правила указания информации о стране происхождения товара. Ее нужно отражать и если по договору на выполнение работ (оказание услуг) есть поставка товара. Тот же порядок применяйте и для информации о цене единицы товара.

При заполнении информации о результатах исполнения договора, в т. ч. оплаты, в числе прочих сведений придется указывать такие:

  • дата окончания исполнения договора (отдельного этапа исполнения договора), которая предусмотрена договором;
  • наименование и код страны происхождения поставляемого товара (в т. ч. и если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ);
  • наименование и код страны регистрации производителя поставляемого товара по ОКСМ (если есть данные об этом).

Информация о наименовании и коде страны происхождения товара по ОКСМ формируется по исполненному договору (отдельному этапу исполнения договора) на основе сведений из документа о приемке постановленного товара.

При заполнении информации об объеме финансового обеспечения договора за счет средств субсидии, которая предоставлялась для реализации национальных и федеральных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, придется указывать такие сведения:

  • код целевой статьи расходов бюджета бюджетной системы;
  • код вида расходов бюджета бюджетной системы;
  • объем финансового обеспечения договора по каждому товару, работе (услуге), по каждому коду целевой статьи расходов бюджета бюджетной системы.

Напомним, что с 01.01.2021 вступило в силу постановление правительства № 1799 от 07.11.2020, которое уточнило, когда отправляют сведения о выполнении обязательств по договору в рамках 223-ФЗ, — в течение 10 дней, в т. ч. со дня приемки или оплаты договора. С этой даты наряду с другой информацией в реестр вносят сведения о цене единицы товара, работы или услуги.

А для тендеров на строительные работы это постановление ввело правило о необходимости передавать данные о товарах, которые заказчик принимает к бухучету.

Напомним, что с 01.07.2020 вступили в силу изменения правил ведения свода договоров по 223-ФЗ (постановление № 523 от 16.04.2020), которые:

  • указали на права доступа к документам из закрытой части перечня Минпромторгу;
  • уточнили права доступа для Счетной палаты.

А еще с 30.10.2020 на сайте проектов нормативных актов рассматривается проект приказа Минфина, который изменяет приказ Минфина № 173н от 29.12.2014 и уточняет правила работы с реестром заключенных договоров по 223-ФЗ о закупках отдельными видами юридических лиц.

В частности, в этом проекте закреплены такие поправки:

  1. Придется отправлять сведения по сделкам с самозанятыми. Это прописано в пп. 2 п. 1 изменений.
  2. По-новому в реестре будут заполнять сведения о стране товара. Если в сделках на выполнение работ (оказание услуг) есть поставка продукции, то для нее придется отражать страну. Это указано в абз. 2 пп. 4 п. 2 изменений.
Скачать проект приказа Минфина об изменении порядка работы с реестром договоров по 223-ФЗ

Что такое реестр

Реестр по 223-ФЗ — это база данных всех контрактов, которые заключены госкомпаниями. Перечень контрактов 223-ФЗ ведут на основании правил, которые утверждены ПП от 31.10.2014 № 1132. В установленные сроки в него включаются информация и документы, которые подлежат размещению в ЕИС.

На картинке видно, что две базы (вторая — это перечень контрактов по 44-ФЗ) соседствуют, но не сливаются в единый блок. База по 223-ФЗ имеет свои задачи и особенности.

Информация из перечня носит открытый характер, за исключением:

  • сведений об изменении и расторжении контракта;
  • информации о результатах его исполнения;
  • просмотра копии самого документа.

Остались вопросы? В КонсультантПлюс есть статьи экспертов, которые подробно объясняют процесс работы с реестром сделок по 223-ФЗ.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ .

Какая информация вносится

Рассказываем, какие сведения и какие документы размещаются в реестре договоров по 223-ФЗ в обязательном порядке:

  1. Наименование заказчика.
  2. Данные о способе и форме закупки.
  3. Дата подведения итогов и реквизиты документа-основания.
  4. Дата заключения и номер.
  5. Цена, срок исполнения, предмет поставки с указанием страны происхождения (ПП № 1906 от 27.12.2019).
  6. Данные о поставщике.
  7. Информация об изменении условий, документы-подтверждения.
  8. Подтверждения результатов по исполнению и оплаты.
  9. Субподрядчики, подрядные соглашения.
  10. В случае расторжения — основания.
  11. Заверенная электронной подписью копия контракта.
  12. Номер извещения о закупке.
  13. Относится ли поставщик к малому или среднему предпринимательству.

В пункте 2 правил ведения перечня, которые утверждены постановлением № 1132 от 31.10.2014, сказано, надо ли размещать контракт по 223 в реестр контрактов в ЕИС: да, копия этого документа подлежит внесению в перечень.

Как внести сведения

Постановление № 1132 от 31.10.2014 разъясняет, какое ведомство ведет в ЕИС реестр договоров по 223-ФЗ: полномочиями по ведению такого перечня обладает Федеральное казначейство. Вносят информацию заказчики. Это подлежит делать по всем процедурам, которые осуществляются в рамках закона о закупках от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Информацию заказчик направляет в ведомство, которое в течение 3 рабочих дней проверяет данные и, если все в порядке, формирует запись, которая получает уникальный номер. Если обнаружатся ошибки, придется доработать документы по результатам замечаний.

Сроки

Информация о том, в течение какого срока со дня исполнения, изменения или расторжения договора заказчиками вносится в реестр договоров информация о результатах исполнения договора, содержится в ПП № 1132 от 31.10.2014. Заказчику необходимо направить сведения в Казначейство со дня:

  • заключения контракта — в течение 3 рабочих дней (без информации по субподряду);
  • расторжения или внесения изменений в реестр договоров по 223-ФЗ — в течение 10 дней;
  • подписания контракта на субподряд — в течение 3 рабочих дней;
  • вся информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение 10 дней;
  • исполнения многоэтапного контракта — в течение 10 дней после завершения каждого этапа;
  • сдачи контракта и сроки внесения в реестр договоров по 223-ФЗ оплаты по этапам — в течение 10 дней с момента исполнения последнего этапа.

Когда в законе не указано, какие дни — календарные или рабочие, отдавайте преимущество в пользу календарных во избежание риска привлечения к административной ответственности, поскольку уточнения по этому вопросу пока нет. На основании ст. 193 Гражданского кодекса, если последний день такого срока является нерабочим днем, сведения направляют в ближайший рабочий день.

Минфин и Минэкономразвития рекомендуют (в письмах от 21.07.2015 № 02-04-11/41911, от 12.02.2016 № ОГ-Д28-1574) включать в положение о закупке порядок и сроки направления сведений об исполнении этапов. Заказчик сам решает, вносить ли ему сведения после завершения каждого этапа или после исполнения в целом.

Какие сведения не вносятся

Не передают данные:

  • которые являются гостайной;
  • по решению правительства не подлежат размещению;
  • о закупках со стоимостью не более 100 000 руб. (500 000 руб. — для крупных заказчиков с оборотом свыше 5 млрд рублей) — по решению заказчика;
  • о закупках банковских услуг;
  • о сделках с недвижимостью (аренда, субаренда, покупка и т. п.).

Реестр договоров по 223‑ФЗ. Изменения с 2016 года

С 2016 года при размещении информации в реестре договоров, помимо уже привычных сведений о заключенном договоре, заказчики прикрепляют копию договора и подтверждающие документы. Что считать копией, как часто отражать в реестре сведения об исполнении договоров? Что считать фактом исполнения договора по 223-ФЗ?

Этапы проведения закупки по 223-ФЗ выглядят примерно так: формирование и публикация извещения — подача заявок — работа комиссии и определение победителя — завершение размещения закупки — направление сведений в реестр договоров.

Перечень информации и документов, которые нужно направлять в реестр, Правительство РФ установило в Постановлении от 31.10.2014 № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».

Заказчик, копируй и подтверждай

В 2015 году заказчики отражали в реестре договоров только сведения о факте заключения договора и об изменении, расторжении, исполнении договора. Сами документы в реестр договоров заказчики не прикладывали, ведь такой обязанности в 2015 году не было.

Читайте также  Решения ФАС по жалобам 44-ФЗ

С 2016 года при заполнении сведений в реестре договоров заказчики обязаны прикреплять к реестровой записи копии соответствующих документов. Это копии договора или копии документов об изменении, исполнении, расторжении договора.

Что считать копией договора

Комментирует Станислав Грузин, эксперт в области закупок по 223-ФЗ, 44-ФЗ, заместитель директора департамента обучения и правовой экспертизы OTC.RU, ведущий вебинара про изменения по 223-ФЗ:

«Сейчас это принято трактовать так: заказчик прикрепляет сканированную копию заключенного договора, в котором указаны все атрибуты: печать, подпись, дата и т. д. В рамках Постановления 1132 есть исключение: если договор заключен в электронной форме и подписан электронно-цифровой подписью, как это бывает при проведении закупки в электронной форме, то заказчику нет необходимости отдельно распечатывать и подписывать договор в бумажном виде. Такой заказчик вправе разместить в реестре договор, который заключен в электронном виде. Это относится и другим документам, например, подтверждающим исполнение договора. Если заказчик ведет отчетность в электронном виде, он может отражать в реестре документы, подписанные электронно-цифровой подписью».

Что считать фактом исполнения договора по 223-ФЗ

В этом вопросе поставлена точка, позиция подтверждена в письме Минэкономразвития России от 07.07.2015 № Д28и-1964. По общему правилу договор считается исполненным только после того, как стороны полностью исполнили принятые на себя обязательства:

  • поставщик поставил товар, выполнил работу или оказал услугу;
  • заказчик принял и оплатил товары, работы, услуги. И только после этого заказчик отражает в РД сведения об исполнении договора. У него есть 10 рабочих дней с момента исполнения части или этапа договора либо всего договора полностью.

Как часто отражать в РД сведения об исполнении договоров

У заказчика есть альтернатива. Позиция Министерства финансов РФ и Казначейства — заказчик может отражать в реестре договоров сведения об исполнении двумя способами:

  1. После каждого факта приемки товаров, работ, услуг. Например, по договору предполагается ежемесячная поставка товара. Каждый месяц после приемки товара заказчик может отразить в реестре сведения об исполнении договора в рамках конкретного месяца.
  2. После исполнения всех обязательств по договору.

Заказчику желательно закрепить в Положении о закупке порядок отражения сведений об исполнении договоров в реестре договоров (письмо Минфина от 24.04.15 № 02-02-08/23847). Но даже если это не сделано, все равно можно придерживаться любого из способов.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации, 72 часа

Особенности реестра договоров аренды по Закону 223-ФЗ

Ведение реестра договоров по Закону № 223-ФЗ

Рассмотрим процесс ведения реестра договоров по 223-ФЗ, а также какие документы и информацию необходимо размещать в реестре.

Всецело процесс ведения договоров по Закону № 223-ФЗ отражает действия не только самих заказчиков, но и Казначейства. Заказчик выполняет свои обязанности, внося в реестр детализированную информацию по заключенным договорам на основании законодательства. А именно все сведения, которые необходимо заказчикам вносить в реестр расписаны в Постановлении № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» (далее по тексту — Постановление).

На сегодняшний день уже почти все заказчики привыкли к подобному публичному размещению информации по заключенным договорам. Что же касается нововведения этого года по публикации документов по договорам в реестре, большинство заказчиков сталкиваются со сложностями в публикации. Опять же это увеличение объема работы, ведь документы должны направляться по строго утвержденному перечню, согласно законодательству. Конечно же, и для Казначейства работы прибавилось, теперь помимо рассмотрения информации по достоверности договоров, им приходится также проверять и документы по этим договорам. После тщательной проверки для каждого договора, в случае, если нет нарушений, формируется запись в реестр – запись эта так и называется — реестровая запись и затем каждому проверенному договору присваивается индивидуальный номер.

Вся суть формирования, а также обмена информацией и сведениями заказчика и Казначейства для публикации в реестре изложена в приказе Министерства финансов Российской Федерации № 173н (далее по тексту – порядок). Документы, которые должны включаться в реестр договоров, также должны быть в электронном виде, потому что вся информация, содержащаяся в реестре, представлена в электронном виде. Таким образом, документы формируют в виде электронного образа, то есть копия бумажного варианта только в электронном виде, создается такая копия посредством сканирования оригинала, это касается бумажного варианта договора. Если документ сформирован в электронном виде, то он так и остается в электронном виде.

В законодательстве четко прописаны документы, которые необходимо включать в реестр, все дополнения к договорам также относятся к обязательным документам, которые подлежат публикации, так как могут содержать существенные условия.

Всю информацию, подлежащую размещению в реестре договоров, можно разделить на 4 основных блока:

  • информация, характеризующая заказчика;
  • информация о поставщике;
  • предмет и основные моменты по договору;
  • условия и обстоятельства, предусмотренные по договору.

Документы, публикуемые в реестре, должны быть читаемы и общедоступны, то есть, если документ был отсканирован, то формат его должен быть доступным. Стоит отметить, что объем информации, а именно отсканированных документов не должен превышать 50 мегабайт, в случае превышения придется заархивировать данные файлы, либо разделить или по возможности сменить формат файлов, что также может повлиять на объем.

У большинства заказчиков в Положении регламентирован срок публикации сведений о договорах, в среднем 10, а иногда и 15 дней после опубликования протокола. Заказчикам необходимо действовать таким образом, чтобы не нарушить не сроков, которые указаны в собственном Положении, не сроков в Постановлении.

Чтобы избежать негативных последствий заказчик может подписать договор последним. Сроки внесения информации в реестр зависят от самих действий заказчика, другими словами, если данные по договору, которые подтверждают факт подписания этого договора, то такая информация должна быть размещена на протяжении 3 рабочих дней, от момента подписания. В случае если информация по изменению договора, то такая информация уже вносится на протяжении 10 дней с момента такого изменения.

В наше время из-за большого потока информации не исключены перегрузки системы, так и единая информационная система подвержена техническим сбоям, которые случаются в самый неподходящий момент. Например, при публикации информации в реестре договоров, система может не различить праздничные, выходные и рабочие дни, выдавая ошибку при отправке информации. В этом случае заказчикам самим необходимо с помощью календаря в соответствии с текущими днями рассчитать сроки публикации.

Заказчикам стоит взять на заметку, что в случае, если сделка не требует письменного ее оформления, то закупки, по которым оплата производится в виде наличных денежных средств разрешено не включать в реестр электронный образ таких договоров.

Осуществление закупок в рамках Закона № 223-ФЗ для аренды имущества

Автор: Чагин К. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Регламентированный ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ перечень отношений, на которые не распространяются требования этого закона, не включает арендные отношения.

Если при заключении договора аренды заказчик выступает как арендатор, удовлетворение потребностей в имуществе, предоставляемом в аренду, является закупкой, осуществляемой в соответствии с требованиями названного закона (см. Письмо ФАС России от 01.08.2014 № АД/30947/14 (п. 2)).

Если такой договор заключается без применения процедур, преду­смотренных Законом № 223-ФЗ, эта ситуация вполне обоснованно вызывает претензии ФАС (см., например, Решение Чеченского УФАС от 07.04.2017 по делу № 07-135/с-17).

Закупка в отношении аренды может быть как конкурентной, так и закупкой у единственного поставщика

Хотя аренда имущества не относится к сфере регулирования Закона № 223-ФЗ, заключение договоров аренды не имеет в указанном законе какой-то отдельной регламентации. Важной особенностью является лишь то, что закон позволяет заказчикам не размещать в ЕИС сведения о таких закупках в отношении недвижимого имущества (п. 3 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Отметим, что если на практике заказчик пользуется данным правом, ФАС это воспринимает спокойно (см., например, Постановление Тюменского УФАС от 31.10.2018 по делу № А18/440-7.32.3). Хотя и право на «тайну закупки» не освобождает заказчиков от проведения такой закупки в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом № 223-ФЗ и положением о закупке. В частности, если в положении о закупке аренда недвижимого имущества не отнесена к случаям закупки у единственного поставщика, заказчику необходимо проводить эту закупку конкурентным способом и, соответственно, размещать сведения о ней в ЕИС. Кроме того, общую сумму по заключенным договорам аренды недвижимого имущества необходимо отражать в размещаемой в ЕИС ежемесячной отчетности о заключенных заказчиком договорах (п. 1 ч. 19 ст. 4 и ч. 3 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ). Наконец, действующие правила планирования закупок по Закону № 223-ФЗ не содержат норм, позволяющих не включать сведения о таких закупках в план закупок, а он должен размещаться в ЕИС (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932).

Читайте также  Чем лучше подкрасить госномер автомобиля

В остальном же правила аренды имущества устанавливаются в положении о закупке конкретного заказчика. По этим правилам такая закупка может быть конкурентной или закупкой у единственного поставщика.

К сведению: в положении о закупке заказчика в отношении аренды того или иного имущества может быть предусмотрено использование как конкурентных способов закупки, так и закупки у единственного поставщика (письма Минэкономразвития России от 06.03.2017 № ОГ-Д28-2586, от 15.06.2016 № Д28и-1491).

Например, в положении о закупке МУП «Тепловые сети» Хабаровска к случаям закупки у единственного поставщика отнесено заключение договора аренды недвижимого имущества нежилого здания (или его конструктивного элемента), строения, сооружения, нежилого помещения, земельного участка, в том числе при необходимости аренды инвентаря, оборудования, находящегося в соответствующих здании, строении, сооружении, нежилом помещении (соответственно, аренда иного движимого имущества, например автотранспорта, должна осуществляться уже через конкурентную закупку).

Некоторые заказчики осуществляют у единственного поставщика аренду любого имущества, в том числе и движимого.

Обратите внимание: фактически закупка по аренде имущества может осуществляться у единственного поставщика не потому, что это именно аренда, а по другим основаниям – например, на основании того, что сумма закупки не превышает установленный в положении о закупке максимальный размер любой закупки у единственного поставщика в целом, или по другим основаниям – например, вследствие возникновения срочной потребности.

Практика конкурентных закупок в отношении аренды имущества

Существует широкая практика конкурентных закупок в отношении аренды имущества. Например, в марте – апреле 2019 года муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная городская клиническая больница № 23» (Екатеринбург) провело электронный аукцион для аренды комплекта медицинских операционных столов на три года с НМЦД 13,3 млн руб. При этом согласно нормам положения о закупке данного заказчика НМЦД была определена в соответствии с мониторингом цен на услугу и анализом коммерческих предложений от трех потенциальных арендодателей. Правда, отметим, что данный аукцион был признан несостоявшимся и договор был заключен по НМЦД с единственным участником.

Другой пример – в июне 2019 года ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д. И. Менделеева» провелоаукцион в электронной форме (участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства) для аренды контрольно-измерительного оборудования с НМЦД 179 тыс. руб., правда, и здесь пришлось заключать договор с единственным участником аукциона.

Однако при осуществлении конкурентных закупок аренды имущества может иметь место и реальная конкуренция поставщиков. Например, в апреле 2019 года муниципальное учреждение «Парковый комплекс городского округа Клин» провело запрос котировок в электронной форме для аренды и обслуживания 33 мобильных туалетных кабин с мая по декабрь 2019 года включительно с НМЦД 148,5 тыс. руб. Тут также НМЦД была определена путем сопоставления рыночных цен из коммерческих предложений трех потенциальных арендодателей. Но, в отличие от предыдущих примеров, здесь конкурентная закупка состоялась: заявки подали два участника, а договор с победителем был заключен по цене в меньшем размере, чем НМЦД, – 125,4 тыс. руб.

Есть практика конкурентных закупок и в отношении недвижимого имущества – например, в июне 2019 года АО «Усть-Среднеканская ГЭС им. А. Ф. Дьякова» проводило запрос предложений в электронной форме для аренды нежилых помещений в Магадане. В этот же период ГУП «Ставрополькрайводоканал» провело аукцион для аренды нежилого помещения в Пятигорске.

Но отметим, что такая практика встречается достаточно редко: обычно конкретная потребность заказчика в аренде нежилого недвижимого имущества (например, производственных помещений) может обеспечиваться только каким-то одним конкретным предложением, имеющимся на рынке. Примечательно, что и в Законе № 44-ФЗ аренда нежилых помещений отнесена именно к случаям закупки у единственного поставщика (п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). О каких-то общих рекомендациях здесь говорить сложно, но если рынок аренды необходимого имущества достаточно развит, использование конкурентного способа закупки позволит получить наиболее выгодное предложение на подходящих заказчику условиях. Очевидно, что если речь, например, идет об аренде конкретного земельного участка, необходимого заказчику для какой-то производственной или строительной деятельности, то смысла проводить конкурентную закупку нет.

К сведению: говоря о выборе какого-либо конкурентного способа закупки в отношении аренды имущества, важно учитывать, какие факторы могут влиять на выбор заказчиком арендодателя в том или ином случае.

Так, если заказчик намерен взять в аренду экскаватор с конкретно определенными техническими и эксплуатационными характеристиками (объем ковша, срок эксплуатации, потребление топлива и т. д.), то разумным выбором будет применение способа, при котором оцениваться будет только размер арендных платежей. А если речь идет об аренде жилой квартиры (например, в качестве служебного жилья), помимо ее собственных эксплуатационно-бытовых характеристик (площадь, наличие определенной бытовой техники и пр.) критерием оценки предложений потенциальных арендодателей может быть ее местоположение (например, расстояние до офиса заказчика), и в этом случае уже целесообразнее использовать способ конкурентной закупки, который позволит оценивать не только цену, но и дополнительные параметры (например, конкурс).

Несколько слов о предмете договора аренды

При аренде имущества предмет договора описывается с использованием различных формулировок, но чаще всего используется простая формулировка «аренда такого-то имущества» – например, «аренда нежилых помещений в городе Магадан». В ОКПД и ОКВЭД услуги по аренде различных видов имущества тоже имеют различную классификацию. Например, если речь идет об аренде бульдозера без оператора, то по ОКПД и ОКВЭД данный вид деятельности имеет один код 77.32 («Услуги по аренде и лизингу строительных машин и оборудования для гражданского строительства» и «Аренда и лизинг строительных машин и оборудования» соответственно). Что касается единиц измерения объема услуг аренды, здесь в случае аренды движимого имущества используются единицы, соответствующие специфике арендуемого имущества (как правило, штуки), а в случае аренды недвижимого имущества – единицы измерения площади (кв. м) и единицы измерения конкретных объектов (например, количество офисных кабинетов, гаражных боксов). Причем при конкурентной закупке может использоваться формат «не менее» – например, площадь гаражей не менее 200 кв. м.

Техзадание по аренде имущества

Техническое задание по аренде имущества может включать в себя:

1. Требования к местонахождению имущества (если речь идет о недвижимом имуществе).

2. Требования к техническим и иным характеристикам имущества. Например, если речь идет о недвижимом имуществе, может требоваться, чтобы предлагаемые в аренду помещения не располагались в подвальных помещениях, чтобы во всех помещениях были установлены светильники дневного освещения, обеспечивающие освещение рабочих мест не менее определенного уровня, и т. д.

3. Требования к арендодателю. Например, в случае с недвижимым имуществом на арендодателя могут возлагаться функции по уборке помещения, включая приобретение необходимых для уборки товаров, функции по охране помещения и т. д.

При осуществлении закупок в части аренды имущества следует помнить, что заключение договоров аренды в целом регулируется гражданским законодательством (гл. 34 ГК РФ), а заказчики в своей закупочной деятельности должны руководствоваться в числе прочего нормами этого законодательства (ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). В частности, в гражданском законодательстве регламентируются общие вопросы, связанные с арендой имущества; вопросы, касающиеся специфики такого вида аренды, как прокат, аренды транспортных средств (как с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, так и без них), аренды зданий и сооружений, финансовой аренды (лизинга). Например, эти многочисленные нормы устанавливают, что доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью (ст. 606 ГК РФ); договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (кроме случаев, если договор заключен на срок менее одного года) (ч. 2 ст. 609, ч. 2 ст. 651 ГК РФ); арендатор транспортного средства без экипажа в течение всего срока договора аренды обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая текущий и капитальный ремонт (ст. 644 ГК РФ); и т. д. Все эти моменты заказчик должен учитывать как при принятии решения об аренде того или иного имущества, так и при подготовке закупочной документации и (или) проекта договора.

Инструкция по составлению и заполнению реестра договоров по 223-ФЗ

Реестр закупок по 223-ФЗ — это перечень всех соглашений, заключенных организацией в порядке, предусмотренном этим законом. Перечень является общедоступным и публикуется в ЕИС. В 2021 году правила изменятся.

Читайте также  Важные изменения в закупках по 44-ФЗ с 2018 года
Скачать постановление правительства №1132 от 31.10.2014 из КонсультантПлюс

Нормативное регулирование и последние изменения

Обязанность вести и публиковать перечень соглашений установлена ст. 4.1 федерального закона №223-ФЗ. В развитие положений этой статьи правительством РФ издано постановление №1132 от 31.10.2014 и приказ Минфина №173н от 29.12.2014, которые утвердили правила ведения такого перечня, в том числе:

  • сроки внесения в реестр договоров по 223-ФЗ;
  • перечень необходимых к внесению данных;
  • порядок внесения.

С 22 февраля 2021 года заработает приказ Минфина №343н от 31.12.2020, который внес правки и уточнения в порядок ведения реестра сделок по 223-ФЗ в рамках приказа Минфина №173н от 29.12.2014. В частности, заказчики начнут указывать информацию по соглашениям с самозанятыми. Подробнее: «Как самозанятые участвуют в закупках: возможности, правила, преимущества».

Кроме этого, приказ №173н сделали соответствующим актуальному законодательству о закупках отдельными видами юрлиц (223-ФЗ): изменили правила заполнения сведений о стране происхождения товара. Теперь ее указывают и при внесении сведений о сделках на выполнение работ (оказание услуг), в которых поставляется товар. Этот же порядок применяется и для данных о цене единицы товара.

При внесении данных об итогах выполнения обязательств, в т. ч. оплаты, наряду с другими сведениями заказчики начнут указывать и такие данные:

  • дата завершения исполнения обязательств (отдельного этапа), которая указана в договоре;
  • название и код государства поставляемой продукции (в т. ч. если поставка товара указана в договоре на работы или услуги) в рамках Общероссийского классификатора стран мира (ОКСМ);
  • название и код государства (по ОКСМ), где зарегистрирован производитель продукции, которая поставляется (если имеются сведения об этом).

При внесении данных об объеме финобеспечения договора за счет средств субсидии, которая предоставлялась для выполнения нацпроектов, в т. ч. федеральных, и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, заказчики начнут указывать такие данные:

  • код целевой статьи расходов бюджета;
  • код вида расходов бюджета;
  • объем финобеспечения по каждому товару, работе (услуге), по каждому коду целевой статьи расходов бюджета.

С 1 января 2021 года вступило в силу постановление правительства №1799 от 07.11.2020, которое уточнило, когда отправляют сведения о выполнении обязательств, — в течение 10 дней, в т. ч. со дня приемки или оплаты договора. С этой даты наряду с другой информацией в реестр вносят сведения о цене единицы товара, работы или услуги.

С 1 июля 2020 года вступило в силу постановление правительства №523 от 16.04.2020, изменившее пункт 19 правил ведения перечня. По новым правилам Минпромторг получил доступ к закрытой части перечня, скорректированы права доступа Счетной палаты.

Что такое реестр договоров по 223 закону

Федеральный реестр заключенных договоров по 223-ФЗ — это информационная база, содержащая сведения о соглашениях, заключенных отдельными видами юридических лиц, чей правовой статус позволяет им работать по 223-ФЗ. Так, в него вносятся сведения о сделках:

  • госкорпораций;
  • бюджетных учреждений;
  • унитарных предприятий.

Не следует перечень договоров путать с реестром контрактов, который содержит информацию о соглашениях, заключенных заказчиками по 44-ФЗ:

Перечень публичен, сведения из него общедоступны, кроме:

  • информации об изменении условий соглашений, перечисленных в ч. 5 ст. 4 223-ФЗ;
  • сведений об исполнении соглашения или его расторжении;
  • электронных копий соглашений.

Эта информация составляет закрытую часть, и доступ к ней есть только у отдельных ведомств.

Какая информация вносится в реестр

Постановление №1132 от 31.10.2014 перечисляет, какие сведения следует предоставить и какие документы размещаются в реестр договоров по 223-ФЗ:

  • наименование организации заказчика;
  • способ закупки, отметка о проведении ее в электронном виде;
  • когда подвели итоги закупки и данные документа, на основании которого заключена сделка;
  • реквизиты самого соглашения;
  • предмет, цена, срок, страна происхождения товара;
  • сведения о контрагенте заказчика — наименование, местонахождение, ИНН, отметка о принадлежности к СМП или ССП; если контрагент — физическое лицо, указываются Ф. И. О., место жительства и ИНН;
  • данные об изменении условий, перечисленных в ч. 5 ст. 4 223-ФЗ, если таковые были, и документы, на основании которых они состоялись;
  • сведения и документы об исполнении соглашения;
  • сведения об указанной в соглашении обязанности контрагента заказчика привлекать к соисполнению ССП и СМП;
  • сведения о субподрядных соглашениях;
  • данные о расторжении соглашения с подтверждающими документами;
  • копия соглашения, подписанная усиленной ЭП; этот пункт отвечает на вопрос, надо ли размещать контракт по 223 в реестр контрактов в ЕИС, — да;
  • номер извещения о закупке;
  • информация о том, проводил ли заказчик закупку у СМП или ССП, в том числе закупку, участниками которой вправе выступать только указанные субъекты.

Постановлением установлены общие требования к размещаемым данным. Перечни договоров каждой организации имеют собственную специфику, зависящую от направления деятельности заказчика, например, реестр договоров по 223-ФЗ для лечебницы преимущественно содержит информацию о сделках на ТРУ, обеспечивающих деятельность медицинской организации.

Как внести сведения

Пунктом 10 постановления №1132 от 31.10.2014 урегулирован порядок ведения реестра и установлено, какое ведомство ведет в ЕИС реестр договоров по 223-ФЗ, — это Федеральное казначейство.

Заказчик в течение трех рабочих дней с момента заключения сделки по 223-ФЗ направляет в Казначейство информацию о себе. Казначейство, в свою очередь, проверяет полученные сведения и формирует новую запись в перечне, которая получает уникальный номер.

Если в ходе исполнения стороны скорректировали текст, об этом тоже следует сообщить в Казначейство: внесение изменений в реестре договоров по 223-ФЗ по факту редактуры текста предусмотрено законом и постановлением №1132.

Остались вопросы? Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы внести данные в реестр договоров без ошибок.

Сроки внесения информации в реестр

Постановлением №1132 предусмотрены следующие правила, касающиеся сроков включения информации в перечень:

  • в течение трех рабочих дней направляется информация о заключении сделки; на направление информации о факте заключения субподрядного соглашения отводится три рабочих дня, это предусмотрено пп. «а» и «б» п. 10;
  • правило о том, в течение какого срока со дня исполнения, изменения или расторжения договора заказчиками вносится в реестр договоров информация о результатах исполнения договора, содержится в пп. «в» п. 10 — в течение 10 дней.

У Казначейства во всех случаях есть три рабочих дня на рассмотрение информации и принятие решения о внесении в перечень. Если после рассмотрения документов они отклонены, в течение этого срока Казначейство обязано направить заказчику протокол с указанием выявленных несоответствий.

В тексте п. 10 постановления №1132 содержится небольшое несоответствие: говоря о сроке направления информации о заключении сделки, законодатель указывает на их исчисление в рабочих днях. Однако, говоря о том, что информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение 10 дней, законодатель не уточняет, какие дни имеются в виду. Четкие разъяснения по этому вопросу отсутствуют, поэтому рекомендуется исходить из исчисления в календарных днях — это поможет избежать случайных нарушений порядка и административной ответственности.

Какие сведения не вносятся

Включению не подлежат сведения, которые:

  • составляют гостайну;
  • не размещаются по специальному решению правительства;
  • относятся к закупкам со стоимостью не более 100 000 руб. (500 000 руб. — для крупных заказчиков с оборотом свыше 5 млрд рублей);
  • относятся к закупкам банковских услуг;
  • относятся к сделкам с недвижимостью.

Разъяснения по теме

О размещении в реестре договоров информации и документов о результатах исполнения договора в сфере закупок, в т. ч. его оплате, и наименовании страны происхождения товара.

Письмо Минфина №24-03-07/58713 от 07.07.2020

Об авторе этой статьи

Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: