Порядок проведения совместных торгов в форме аукциона

44‑ФЗ простым языком. Часть 2

В этот раз переписываем третью главу закона. Расскажем о способах закупок и как проводят совместные и централизованные закупки. Какие требования, ограничения и преимущества заказчик устанавливает для участников.

Способы закупок

Заказчик проводит закупки у единственного поставщика или конкурентными способами: открытыми или закрытыми. Извещения об открытых закупках заказчик публикует в ЕИС, участвовать в них могут любые поставщики. Закрытые закупки заказчик согласовывает с ФАС и после этого отправляет приглашения ограниченному числу участников, которые способны выполнить контракт.

В ст. 24 44-ФЗ эти способы просто перечислены, мы расскажем о каждом чуть подробнее:

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. руб (для учреждений культуры или спортивных организаций не дороже 400 тыс. руб.). С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка».

На первом этапе поставщики присылают заявки, не называя цену, за которую готовы оказать услуги. На втором этапе заказчик сравнивает предложенные цены поставщиков, прошедших отбор на первом этапе. Двухэтапный конкурс часто проводят на закупку строительных услуг, проектировочных работ и научных исследований, высокотехнологичной и инновационной продукции.

Принять участие в закрытой закупке может ограниченный круг поставщиков, которые соотвествуют требованиям и которых заказчик приглашает сам. Если закупка не составляет гостайну, извещение публикуют в ЕИС. В этом случае заинтересованные поставщики подтверждают документами, что соответствуют требованиям, и подают заказчику запрос на предоставление конкурсной документации.

Самый популярный вид закупок по 44-ФЗ (62% всех закупок в 2017). Проходит в электронной форме на одной из 8 ЭТП. Для участия нужна электронная подпись и аккредитация на ЭТП (с 1 января 2019 регистрация в ЕИС). Заявка состоит из двух частей, которые нужно подать одновременно. До аукциона заказчик рассматривает первую, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения. Участники снижают НМЦ «на шаг» от 0,5 до 5% НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

С 2019 года на бумаге осталась только часть закупок у единственного поставщика, некоторые закрытые закупки и закупки за границей.

В бумажных конкурсах заказчик может выделять товары и услуги в отдельные лоты. Для каждого лота заказчик обосновывает и устанавливает НМЦ, а поставщики подают заявки на участие в определенном лоте. На каждый лот заключается отдельный контракт.

Выбирая способ, которым провести закупку, заказчик учитывает:

  • ограничения в его применении,
  • сроки проведения и другие параметры,
  • НМЦ и отрасль закупки.

Если заказчик неправильно выберет способ закупки, он получит штраф.

Особенности проведения электронных закупок

Все электронные закупки, обмен документами и заключение контракта проходят на ЭТП, закрытые электронные закупки — на специализированных ЭТП. Правительство установило единые требования к открытым и закрытым ЭТП, в том числе к технической стороне работы, взаимодействию с ЕИС, хранению информации и т.д. ЭТП обязаны работать непрерывно и надежно, давать равный доступ участникам к закупкам, обеспечить неизменность подписанных документов.

В течение часа после размещения любой новой информации о закупке на ЭТП она дублируется в ЕИС. Доступ к информации о закупке бесплатный. С 1 июля 2018 у ЭТП появилось право брать плату с победителя закупки.

Правительство оставило за собой возможность разработать типовую форму документации о закупке, заявки и других документов. Если такие формы утвердят, участники закупок обязаны их использовать.

ЭТП предоставляют заказчикам следующую информацию об участниках закупки:

  • копии учредительных документов (или их заверенный перевод),
  • ФИО и должность лица, имеющего право действовать без доверенности, его паспортные данные такого лица или данные и ИНН,
  • решение об одобрении крупной сделки,
  • для физического лица — только копию паспорта,
  • копии документов о госрегистрации юрлица или ИП (или заверенный перевод),
  • выписку из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП,

Совместные конкурсы и аукционы

Несколько заказчиков могут проводить совместные закупки одних и тех же товаров, работ и услуг. Организатором совместного конкурса или аукциона выступает государственный уполномоченный орган. Заказчики заключают с ним соглашение, в котором прописывают:

  • юридическую информацию о сторонах,
  • сведения о закупках (идентификационные коды, НМЦ, сроки и т.д.)
  • порядок проведения закупок,
  • перечень полномочий организатора,
  • другую необходимую информацию.

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных закупок пропорционально доле НМЦ. Контракт с победителем каждый заказчик заключает по отдельности.

Централизация закупок

Закон предусматривает возможность централизовать любые закупки госзаказчиков на федеральном или муниципальном уровне. В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар. При этом он не сможет обосновывать закупки, определять условия контракта, в том числе НМЦ, и подписывать контракт. Контракты подписывают заказчики, для которых выбраны поставщики.

Ограничения и преимущества поставщиков

Ограничивать участие в закупке можно только в случаях, предусмотренных законом. Все ограничения заказчик перечисляет в документах закупки. Если он выставил ограничение, не предусмотренное 44-ФЗ или постановлением правительства, он должен обосновать это.

Участвовать в закупках поставщики могут самостоятельно или через представителей. Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, выданной в соответствии с Гражданским кодексом.

Преимущества участникам

Организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы

Предприятие УИС или организация инвалидов участвуют в закупке наравне со всеми, но если побеждают, то могут повысить свою цену на 15%, (не выше НМЦ). Преимущество дается при закупке определенных товаров, включенных в перечень правительством. Заказчик указывает в извещении о закупке о том, что для организации инвалидов и предприятия УИС получат приемущества.

Также такие организации платят меньше обеспечение в крупных заявки. В закупках > 20 млн руб. — всего от 0,5 до 2% от НМЦ (для остальных категорий этот параметр — от 0,5 до 5% от НМЦ).

Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям

Госзаказчики должны провести у СМП и СОНКО не меньше 15% от годового объема закупок. НМЦ каждой такой закупки не выше 20 млн рублей. Давать преимущества этим организациям можно в открытых конкурсах, конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, электронных аукционах, запросах котировок и запросах предложений.

Заказчик может установить преимущество так:

  • объявить закупку только среди СМП,
  • потребовать, чтобы победитель закупки взял на субподряд организации из числа СМП и СОНКО.

В первом случае участник закупки из числа СМП или СОНКО должен задекларировать, что он принадлежит к этой категории бизнеса. Во втором случае несет гражданско-правовую ответственность, если не выполнит это требование.

Если закупка, объявленная только среди СМП, не состоялась, заказчик может провести ее на общих основаниях. Контракт, заключенный с СМП, заказчик оплачивает в течение 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки.

По итогам года заказчик публикует в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО, куда включает информацию о состоявшихся и несостоявшихся закупках с ними.

Требования к участникам

Единые требования

Поставщик может участвовать в закупке, если:

  • организация не ликвидируется, не является банкротом, не приостановила деятельность,
  • не имеет задолженностей по налогам,
  • у руководителя и главбуха нет судимости в сфере экономики,
  • за последние 2 года не привлекался к административной ответственности,
  • нет аффилированности с заказчиком,
  • обладает исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям (это подтверждается при аккредитации на ЭТП, выпиской из ЕГРЮЛ в заявке для конкурса, для запроса котировок выписку предоставляют при подписании контракта),
  • нет ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации,
  • не состоит в РНП, если заказчик установил в закупке требование об отсутствии в реестре.

Закон не обязывает документально подтверждать соответствие единым требованиям. Участник декларирует это, ставя галочку на ЭТП. Но комиссия по закупкам может проверить данные. Если поставщик им не соответствует или предоставил недостоверную информацию, заказчик отклонит его заявку.

Дополнительные требования

Устанавливать дополнительные требования заказчик может только на отдельные виды товаров в конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, закрытых конкурсах с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсах или аукционах. Дополнительные требования прописаны в постановлении от 04.02.2015 г. № 99:

  • финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  • право собственности на недвижимость и технику,
  • опыт аналогичных работ,
  • нужное количество квалифицированных специалистов.

Эти требования поставщики должны подтверждать документально. Например, прикладывать к заявке копии актов приемки выполненных работ по аналогичным контрактам, трудовые договоры с квалифицированными специалистами, бухгалтерскую отчетность.

Все требования заказчики прописывают в документах закупки и не имеют права выходить за рамки 44-ФЗ. Если заказчик необоснованно отклонил заявку, это можно обжаловать в ФАС.

Отдельно прописаны требования к поставщикам жизненно важных лекарств. Заказчик имеет право в любой момент отказаться заключать контракт, если обнаружит, что:

  • предельная цена этих лекарств не зарегистрирована,
  • цена превышает предельную цену отпускных цен производителя, а поставщик отказывается ее снижать.

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:

Совместные закупки по законодательству о контрактной системе

Законодательство о контрактной системе предусматривает возможность проведения совместных закупок, а именно – совместных конкурсов и аукционов. Данные закупки могут проводиться в случае, если два и более заказчика закупают одни и те же товары, работы или услуги (ТРУ). Считается, что увеличение объема закупки позволяет снизить стоимость приобретения ТРУ (так сказать, закупаться «по оптовым ценам»). Правила и практика проведения совместных закупок будут рассмотрены в статье.

В Законе о контрактной системе [1] совместные закупки регулируются ст. 25, а Правительством РФ утвержден порядок осуществления таких закупок [2] .

Обратим внимание, что в Законе о контрактной системе совместные закупки предусмотрены только в виде конкурса или аукциона, то есть тех способов закупки, которые не имеют ограничений по сумме. А вот, скажем, проводить совместные запросы котировок, где сумма закупки ограничена размером в 500 тыс. руб. [3] , Закон о контрактной системе уже не допускает.

Совместные закупки возможны только в виде конкурса или аукциона – способов, не имеющих ограничений по сумме.

При этом согласно букве закона в роли организатора совместного конкурса или аукциона может выступать либо уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) и тогда закупка фактически будет иметь все признаки централизованной закупки [4] , либо один из заказчиков. И когда один из заказчиков одновременно является и организатором закупки, ее можно действительно назвать совместной.

Читайте также  Документация для тендера: какие документы подготовить участнику

Правила проведения совместных конкурсов и аукционов.

Прежде всего, заказчики должны заключить соглашение с организатором совместного конкурса или аукциона (одним из заказчиков). Именно на основании данного документа организатору передается часть полномочий других заказчиков на организацию и проведение закупки. Соглашение должно содержать следующие сведения [5] :

1) информацию о сторонах соглашения;

2) идентификационный код закупки;

3) информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводятся совместные конкурсы или аукционы, место, условия и сроки (периоды) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в отношении каждого заказчика;

4) начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК) каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующими заказчиками;

5) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;

6) информацию об организаторе совместной закупки, в том числе перечень полномочий, переданных организатору;

7) порядок и срок формирования закупочной комиссии, регламент ее работы;

8) порядок и сроки разработки извещения о закупке, приглашения принять участие в совместных закрытом конкурсе или закрытом аукционе, документации о закупке, а также порядок и сроки утверждения документации;

9) примерные сроки проведения совместной закупки;

10) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместной закупки;

11) срок действия соглашения;

12) порядок рассмотрения споров;

13) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон при проведении совместной закупки.

Подписание данного соглашения является основанием для того, чтобы каждый из заказчиков (в том числе организатор) внесли в свои планы-графики сведения о наименовании организатора конкурса или аукциона в отношении конкретной закупки. Напомним, что форма плана-графика предусматривает внесение такой информации (колонка 33) [6] .

Права организатора и участников.

Как установлено в требованиях к содержанию соглашения, НМЦК определяется и обосновывается каждым заказчиком самостоятельно. Кроме того, по результатам совместного конкурса или аукциона контракт с победителем заключается каждым заказчиком отдельно. Таким образом, указанные полномочия не могут быть переданы организатору совместного конкурса или аукциона.

В свою очередь за организатором «по умолчанию» закрепляется право утверждать состав закупочной комиссии, в которую включаются представители других заказчиков пропорционально объему закупок каждой стороны, если иное не предусмотрено соглашением. Кроме того, согласно установленным правилам организатор конкурса или аукциона в обязательном порядке выполняет следующие действия:

1. Разрабатывает и размещает в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) извещение о закупке, разрабатывает и направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, а также разрабатывает и утверждает конкурсную или аукционную документацию. При этом НМЦК, указываемая в извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма НМЦК каждого заказчика, а обоснование данной цены содержит обоснование НМЦК каждого заказчика.

2. Предоставляет документацию заинтересованным лицам.

3. Предоставляет разъяснения положений документации.

4. При необходимости вносит изменения в извещение о закупке и (или) документацию.

5. Публикует в ЕИС информацию и документы, размещение которых предусмотрено Законом о контрактной системе при определении поставщика, (подрядчика, исполнителя), – здесь имеются в виду соответствующие протоколы и т. д.

6. Направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместной закупки, каждой стороне соглашения (не позднее дня, следующего за днем подписания протоколов), а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленных случаях.

7. Осуществляет иные полномочия, переданные ему соглашением.

Также действует норма, в силу которой стороны соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле НМЦК каждого заказчика в общей сумме НМЦК. Например, ничто не запрещает организатору конкурса или аукциона привлечь к их проведению специализированную компанию [7] , но в этом случае расходы на оплату ее услуг должны указанным образом нести все заказчики. Отметим, что данная норма имеет отношение и к ситуации, когда победитель совместного конкурса или аукциона может быть признан уклонившимся от заключения контракта и заказчикам нужно будет как-то «делить между собой» обеспечение заявки. Согласно позиции Минэкономразвития, при проведении совместных аукционов, если победитель признан уклонившимся от заключения контракта, его денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, перечисляются на счета, которые указаны заказчиками, пропорционально доле НМЦК каждого из них в общей сумме НМЦК [8] .

Наконец, при признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся в случаях, установленных Законом о контрактной системе, заказчик самостоятельно принимает решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и его согласовывает [9] .

Практика проведения совместных конкурсов и аукционов.

Для наглядности рассмотрим несколько случаев проведения совместных закупок по Закону о контрактной системе из практики (на материале, доступном для ознакомления в ЕИС).

Закупка на крупную сумму.

В январе 2017 года ГБУ здравоохранения «Городская больница № 1 города Октябрьский» (Республика Башкортостан) провело совместный электронный аукцион для закупки лекарственного средства [10] . Помимо данного организатора аукциона заказчиками являлись еще три центральных районных больницы из различных областей республики. Каждый из четырех заказчиков закупал от 6 до 18 флаконов упомянутого лекарственного средства, НМЦК отдельных заказчиков составляла от 165 тыс. до 495 тыс. руб., а общая НМЦК – 1,32 млн руб. Условия закупки были едиными в отношении всех заказчиков, за исключением сроков поставки. На участие в аукционе подали заявки три поставщика, два из которых были допущены к участию. В результате победителем стал участник, предложивший наименьшую цену контракта (1,141 млн руб.), именно с ним каждый из заказчиков заключил отдельный контракт на поставку необходимого ему объема лекарственного средства.

Закупка на небольшую сумму.

Совместные закупки могут осуществляться и на гораздо меньшие суммы. Например, в декабре 2016 года ГБУ «Центр медицинской реабилитации № 1» (г. Таганрог, Ростовская область) в качестве организатора закупки и одного из заказчиков провело совместный электронный аукцион для приобретения услуг по индивидуальному дозиметрическому контролю персонала [11] . Остальные заказчики – еще два областных государственных учреждения здравоохранения. НМЦК отдельных заказчиков составляла от 20 тыс. до 56 тыс. руб., а общая НМЦК – 129 тыс. руб. Условия закупки были едиными в отношении всех заказчиков (естественно, за исключением объема закупаемой услуги). Примечательно, что в аукционной документации организатор торгов не стал относить себя к заказчикам (речь в документации идет только о заказчиках 1 и 2), однако отдельную НМЦК в отношении себя он указал, что говорит о том, что ему следовало бы и себя тоже официально называть заказчиком. На участие в аукционе была подана заявка только от одного участника, с ним и было заключено три контракта по ценам, равным установленным НМЦК.

Отмечаются и совсем мелкие совместные закупки – так, в октябре 2016 года МБУ здравоохранения «Городская поликлиника № 5 г. Шахты Ростовской области» для своих нужд и для нужд еще двух заказчиков (городские учреждения здравоохранения) провело совместный электронный аукцион по закупке медицинской ваты с общей НМЦК в размере всего 62 тыс. руб., причем самая малая НМЦК одного из заказчиков была всего 13 тыс. руб. [12] Правда, нельзя не отметить, что проведение аукциона в данном случае привело к заметной сравнительной экономии: контракты с его победителем были заключены заказчиками на общую сумму, в два раза меньшую, чем общая НМЦК, – на 30 тыс. руб.

Большое количество заказчиков.

Заказчиков при совместных закупках может быть и много. Например, при проведении совместного электронного аукциона для закупки дезинфицирующих средств в декабре 2016 года – январе 2017 года объединились девять государственных учреждений здравоохранения Московской области, включая и организатора аукциона – Чеховскую районную больницу № 2 [13] . Разлет НМЦК отдельных заказчиков здесь тоже был весьма велик – от 64 тыс. до 1,6 млн руб., общая же НМЦК составляла почти 4,5 млн руб.

Вообще практика проведения совместных закупок чаще всего встречается именно в отрасли здравоохранения. Хотя есть она и в других отраслях. Например, в декабре 2016 года в г. Санкт-Петербурге совместный электронный аукцион для закупки сервисного обслуживания оборудования очистки воды проводился одним из городских лицеев, а его «партнерами» были другой лицей и детский сад [14] . Причем отметим, что эта закупка предусматривала участие только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Обратим внимание, что при проведении совместного аукциона обеспечение заявки вносится участником аукциона одной суммой на счет оператора электронной площадки, исходя из общей НМЦК.

А вот что касается обеспечения контракта, здесь уже победитель аукциона предоставляет такое обеспечение каждому заказчику отдельно – либо посредством банковской гарантии, либо путем внесения денежных средств на счета заказчиков, указанные в аукционной документации. И расчет суммы обеспечения тут уже идет от НМЦК каждого отдельного заказчика.

Автору статьи не удалось обнаружить в ЕИС примеров проведения совместных конкурсов. По всей видимости, те заказчики, которые практикуют совместные закупки, не склонны объединяться друг с другом, чтобы осуществлять закупки, где критериями оценки заявок являются не только ценовые (как при аукционе), но и качественные характеристики ТРУ. Такие характеристики могут быть индивидуальны для каждого отдельного заказчика.

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Статья 25 Закона о контрактной системе, Правила проведения совместных конкурсов и аукционов, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088.

[3] Часть 2 ст. 72 Закона о контрактной системе.

[4] ЗПодробнее – в статье К. Г. Чагина «Централизованные закупки по контрактной системе, № 4, 2017.

[5] Правила проведения совместных конкурсов и аукционов.

[6] Правила формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553, Требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554.

[7] В соответствии со ст. 40 Закона о контрактной системе.

[8] См. письма Минэкономразвития РФ от 25.02.2015 № Д28и-443, от 30.10.2015 № Д28и-3146.

Читайте также  Полис Зеленая карта для юридического лица

[9] Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189.

[10] zakupki.gov.ru, закупка № 0301300280716001197.

[11] zakupki.gov.ru, закупка № 0358200019316000192.

[12] zakupki.gov.ru, закупка № 0358300397716000026.

[13] zakupki.gov.ru, закупка № 0348300364716000105.

[14] zakupki.gov.ru, закупка № 0372200042216000038.

К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города (Москва),

Совместные закупки — что это такое и по каким правилам они проводятся?

При закупке двумя или несколькими заказчиками одной и той же продукции, они вправе проводить совместные электронные аукционы или конкурсы. В статье расскажем об особенностях такой закупки

При закупке двумя либо несколькими заказчиками одной и той же продукции они имеют право на проведение совместных электронных аукционов или конкурсов. Почему заказчики объединяются? Это экономически выгодно, поскольку крупная закупка будет более интересна потенциальным поставщикам, нежели контракт на незначительную сумму. Если же в процедуре будет участвовать значительное число участников, то они могут существенно снизить цену. В статье расскажем, как поставщикам принять в них участие и с какими особенностями придется столкнуться.

В соответствии со ст. 25 Закона № 44, разрешено проводить совместные электронные аукционы и конкурсы. Правительственным постановлением № 1088 от 28 ноября 2013 г. были утверждены Правила, которые четко регламентируют проведение совместных аукционов и конкурсов (далее – Правила).

Какие товары являются «одними и теми же» для совместных покупок?

После проведения анализа «Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в области закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения муниципальных и государственных нужд», утвержденного Президиумом ВС России 28 июня 2017 года, можно сказать следующее.

В целях проведения двумя или более государственными заказчиками совместных торгов одними и теми же товарами называют товары, имеющие единые родовые признаки либо составляющие комплект подобных товаров.

В соответствии с Законом о контрактной системе (статья 25, часть 1), заказчиками был проведен совместный конкурс на закупку компьютерного и интерактивного оборудования: короткофокусных мультимедийных проекторов, интерактивных досок, документ-камер, настенных креплений для короткофокусных проекторов, многофункциональных устройств, интерактивных столов (учебных центров), ноутбуков, рабочих станций и систем голосования.

Антимонопольная служба признала действия заказчиков не соответствующими закону и противоречащими требованиям, содержащимся в Законе о контрактной системе (статье 25, части 1), так как закупаемые товары не включены в категорию «одни и те же товары».

При оспаривании решения антимонопольной службы заказчиками было указано, что указанные товары объединены в один лот, поскольку они имеют общее назначение и взаимосвязаны между собой технологически. Кроме того, в силу своих потребительских свойств и функциональных характеристик эти товары предназначаются для достижения общей цели – формирования заказчиками комплекса компьютерного и интерактивного оборудования, которое используется в учебном процессе.

Судом первой инстанции и апелляционным судом было отказано в удовлетворении требования.

В соответствии с Законом о контрактной системе (часть 1, статья 25), при осуществлении закупки двумя или более заказчиками одних и тех же товаров (услуг, работ) такие заказчики имеют право проводить аукционы либо совместные конкурсы. Государственный контракт с победителем или победителями совместного конкурса (аукциона) заключает каждый заказчик.

Судами было отмечено, что при проведении аукционов и конкурсов эта норма позволяет обеспечить баланс между рациональным и эффективным использованием денежных средств, в том числе, дает возможность сократить издержки на проведение торгов, а также воспрепятствовать необоснованному ограничению количества участников закупок.

В контексте этой нормы, «одними и теми же товарами» надо считать товары, которые имеют единые родовые признаки (к примеру, классные доски, включая маркерные, меловые) либо составляющие комплект товаров (к примеру, «ученический стул-парта»). Между тем, товары, которые были заявлены в конкурсной документации заказчиками (ноутбуки, проекторы, интерактивные доски) не имеют единых родовых признаков.

Таким образом, если у заказчиков есть единая цель по оборудованию классов комплексами компьютерного и интерактивного оборудования, то это еще недостаточное основание для того, чтобы проводить совместный конкурс, предусмотренный Законом о контрактной системе (статья 25, часть 1).

Включение в состав единого лота объекта закупки товаров (услуг, работ) которые функционально и технологически не связаны между собой, является административным правонарушением, за совершение которого предусматривается ответственность в соответствии с КоАП Российской Федерации (часть 4.1, статья 7.30). То есть, к нарушителю могут быть применены штрафные санкции в размере 1 (одного) процента от НМЦК, но не меньше 10 тыс. руб. и не больше 50 тыс. руб.

Также необходимо отметить мнение Курганского УФАС, которое считает, что реализация права на проведение государственными заказчиками совместных закупок не может быть ограничена их территориальной принадлежностью при условии, что правила проведения закупки «одних и тех же товаров» были соблюдены. То есть, совместные закупки на поставку товаров (услуг, работ) заказчиками, которые расположены в районах, не имеющих общих границ, не является нарушением требований Закона о контрактной системе в области закупок товаров (услуг, работ) для обеспечения муниципальных и государственных нужд.

Основания для проведения совместной закупки

Заказчики проводят совместные закупки после того как заключили между собой специальное соглашение, в котором определяется порядок проведения аукциона либо конкурса и взаимные права и обязательства заказчиков.Соглашение заключается до того, как будет утверждена документация о закупке. Сторонами соглашения определяются их права, обязанности, ответственность. Кроме этого, ими определяются полномочия, переданные организатору аукциона либо совместного конкурса.

Кто организатор проведения совместной закупки, и каковы его обязанности

После подписания заказчиками соглашения они должны обеспечить внесение в план-график информации о наименовании организатора закупки. Организатором совместного аукциона (конкурса) являются уполномоченные учреждения или органы, если они наделены полномочиями в соответствии с Законом № 44 (статья 26). Эти обязанности также может выполнять один из заказчиков. Основное условие заключается в том, что заказчики передают им часть своих полномочий, которые касаются организации и проведения совместного аукциона (конкурса) (письмо МЭР № Д28и-2496 от 9 ноября 2016 г.). При этом уполномоченное учреждение либо орган, на который возложены полномочия лишь по определению поставщиков, могут быть стороной соглашения только как организатор проведения совместной закупки.

Если организатором проведения совместной закупки выступает уполномоченный орган, то распределение полномочий в соответствии с частью 10 статьи 26 Закона № 44 и заключенным соглашением не должно противоречить части 1 статьи 26 Закона № 44. Так, организатору нельзя предоставлять полномочия по обоснованию проведения госзакупок, определению условий государственного контракта и расчёту НМЦК. У организатора есть право привлекать на контрактной основе специализированные организации для выполнения функций по определению поставщика при проведении совместной закупки.

Комиссия по проведению совместных закупок

Организатором проведения совместной закупки утверждается состав комиссии, куда включаются представители заказчиков. С этой целью заказчики в адрес организатора направляют список кандидатур для включения в комиссию. Число представителей от каждого из заказчиков определяется объемом закупок организации в объеме совместной процедуры. Отметим, что заказчики имеют право предусмотреть в соглашении свой порядок, в соответствии с которым будет формироваться комиссия (Закон № 44, статья 25, часть 3).

Как проводится расчет НМЦК совместной закупки?

При проведении совместных закупок расчет и обоснование цены контракта каждый из заказчиков проводит самостоятельно. Получившиеся обоснование и расчет направляются организатору закупки. Затем им суммируются НМЦК всех заказчиков. Итоговая цена указывается в документации и извещении. При этом организатором включаются обоснования НМЦК каждого из заказчиков.

В соответствии с Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А56-22062/2017 от 15 февраля 2018 года, государственные заказчики не могут проводить совместные закупки у субъектов малого бизнеса в случае, если НМЦК более 20,0 млн. рублей.

Для каждого из тех государственных заказчиков, кто принимал участие в проведении совместной закупки, НМЦК была в пределах лимита, однако общая сумма составила больше 20,0 млн. рублей.

Арбитражный суд Северо-Западного округа принял следующее решение: поскольку победитель заключает государственные контракты со всеми госзаказчиками на общую сумму закупки, то в данном случае ее запрещено проводить у субъектов малого предпринимательства. При осуществлении совместной закупки под НМЦК следует понимать сумму НМЦК всех заказчиков. Раньше аналогичной позиции придерживались в Министерстве экономического развития РФ.

Если невозможно соблюсти требование, касающееся минимального объема закупок у субъектов малого бизнеса, в такой ситуации необходимо будет проводить несколько совместных закупок либо исключить одну или сразу несколько организаций из числа государственных заказчиков.

Как рассчитывается цена контракта, заключаемого с поставщиком?

По результатам проведения совместного аукциона или конкурса заказчик заключает контракт с победителем торгов по цене, которая пропорциональна доле НМЦК каждого из заказчиков в общей сумме максимальных (начальных) цен контрактов, для заключения которых была проведена совместная закупка.

Порядок обеспечения заявок при совместных закупках

При совместных закупках сумму обеспечения заявки участники должны перечислить на счет заказчиков, а не организатора (письмо МЭР Д28и-443 от 25 февраля 2015 г.).

В своем извещении организатор указывает размер обеспечения заявки и счет, на который участник должен перечислить денежные средства. Если с победителем не будет заключен контракт либо он не предоставит обеспечение, то обеспечение заявки останется у заказчиков пропорционально доле каждого из них. Поэтому извещение о совместной закупке (в части ее обеспечения) должно содержать реквизиты счетов каждого из заказчиков, но не организатора закупки (Закон № 44, статья 44, часть 13).

При проведении совместного конкурса у участника имеется возможность представить банковскую гарантию как обеспечение заявки. На данный момент законодательно не урегулирован порядок ее предоставления в этом случае. На практике в тексте банковской гарантии указываются в качестве Бенефициаров все заказчики, а также прописываются максимальный размер суммы обеспечения для каждого из них.

Как происходит заключение, изменение и расторжение контракта с победителем проведенной совместной закупки?

Каждый заказчик самостоятельно заключает контракт с победителем (победителями) совместного электронного аукциона или конкурса.

В случае признания совместной закупки несостоявшейся каждый из заказчиков сам принимает решение о возможности заключения госконтракта с единственным поставщиком в соответствии с Законом № 44. Такая же автономность должна быть на всех этапах выполнения контракта. Изменение, расторжение контракта, а также подготовку и опубликование отчетов о выполнении контракта заказчики должны осуществлять самостоятельно. Это также касается контроля по Закону № 44 (статья 101).

Читайте также  ДСАГО без учета износа автомобиля

Таким образом, можно сделать вывод о том, что участие поставщиков в совместных закупках почти не отличается от участия в обычных конкурсах или аукционах по Закону № 44, так как основные изменения процедуры касаются по большей степени заказчиков.

Количество просмотров: 8422

Что такое совместные закупки в рамках госзаказа?

Под совместными закупками в контексте государственных нужд понимается объединение двух или более заказчиков для проведения конкурса или аукциона в целях приобретения одинаковых товаров. В этом материале пойдет речь об особенностях такой процедуры по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Зачем проводить совместные закупки

Идея, конечно же, в том, чтобы сэкономить. Закупая существенный объем товара, можно получить хорошие скидки или оптовую цену. Кроме того, сэкономить можно и на затратах на организацию закупки, разделив их с другими заказчиками.

Тем не менее торги, проводимые в интересах нескольких заказчиков, нельзя назвать популярными ни в рамках 44-ФЗ, ни в рамках 223-ФЗ. Но иногда они все-таки проводятся, поэтому заслуживают внимания.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Коллективные закупки по закону 44-ФЗ

Проведение совместных закупок регулируется частью 25 закона 44-ФЗ. В этой норме описаны общие принципы, а конкретные правила установлены в постановлении Правительства № 1088 от 23 ноября 2013 года.

Итак, совместные торги проводятся по следующим правилам:

  • в качестве способа определения поставщика можно использовать только конкурс либо аукцион;
  • победитель заключает с каждым из заказчиков отдельный контракт;
  • между заказчиками, проводящими совместную закупку, заключается соглашение (более подробно о нем расскажем чуть позже).

Кто проводит

Организовать совместную закупку может уполномоченный орган или один из заказчиков.

Уполномоченный орган — это орган власти, на который возлагаются функции организации закупок. Такие органы могут либо быть созданы специально для осуществления указанных функций, либо получить эти полномочия в дополнение к своей основной деятельности.

Если такой орган отсутствует, определяется один из заказчиков совместной закупки, кто соглашается исполнять эти функции.

В рамках проведения совместной закупки ее организатор выполняет такие обязанности:

  • разрабатывает закупочную документацию и размещает в ЕИС (документация предварительно согласовывается со всеми заказчиками);
  • публикует в системе информацию о том, как проходят торги, какие изменения вносятся в документы и так далее;
  • дает разъяснения по запросам участников;
  • публикует в ЕИС протоколы торгов;
  • размещает проект государственного контракта.

Соглашение заказчиков

Соглашение между участниками коллективной закупки является основополагающим документом для ее проведения. В нем прописывается следующая информация:

  • о заказчиках и организаторе совместной закупки;
  • об объекте, который закупается;
  • о том, какая часть полномочий заказчиков передается организатору торгов;
  • об условиях поставки объекта закупки каждому из заказчиков, включая сведения о месте, времени, объеме товара и так далее;
  • о размерах НМЦК, рассчитанных каждым из заказчиков, и ее обосновании;
  • о закупочной документации;
  • о создании и действии комиссии по закупке;
  • о сроках, включая срок разработки документации;
  • о том, как будут оплачиваться общие расходы;
  • о том, каковы объемы прав, обязанностей и ответственности каждого из заказчиков;
  • о сроке действия соглашения и порядке разрешения возникающих в связи с ним споров.

Когда соглашение подписано, заказчики должны изменить свои плановые документы. В них необходимо отразить, что закупка носит коллективный характер.

На следующем этапе организатор торгов формирует закупочную комиссию. В нее должны войти представители каждого заказчика. Количество членов комиссии от каждого из них должно быть пропорционально доле этого заказчика в общей цене контракта. По тому же принципу происходит и распределение общих расходов, которые участники совместной закупки несут в связи с ее проведением.

В остальном процедура проводится также, как обычный конкурс или аукцион по 44-ФЗ.

Совместная закупка по закону 223-ФЗ

Чаще всего субъекты, которые обязаны вести закупки по 223-ФЗ, прибегают к совместным закупкам по инициативе головной компании. То есть часто такой вид торгов проводится корпорациями для своих зависимых обществ. Суть в том же, что и при проведении совместной закупки по 44-ФЗ — сэкономить за счет получения предмета закупки по оптовой цене. Нередко корпорации, холдинги и прочие заказчики, которые проводят для своих зависимых обществ совместные закупки по 223-ФЗ, руководствуются правилами, установленными законом 44-ФЗ.

Несвязанные между собой заказчики редко прибегают к такой форме торгов, но все-таки иногда это происходит. В таком случае организовывать всю процедуру берется основной заказчик, который испытывает наибольшую потребность в закупаемом товаре. А все прочие, чьи потребности скромнее, присоединяются к нему.

Закон 223-ФЗ не регламентирует проведение совместной закупки, поэтому практически все правила устанавливаются заказчиком самостоятельно.

Плюсы и минусы

Преимущества совместных закупок очевидны для всех звеньев процедуры:

  1. Участники получают выгодные цены.
  2. Поставщики получают возможность реализовать больший объем своих товаров.
  3. Организаторы — уполномоченные органы — могут снизить трудозатраты на проведение закупки.

Минусы связаны со сложностью организации коллективных торгов. Если нет уполномоченного органа, то его роль приходится исполнять кому-то из заказчиков. Но далеко не каждый захочет принять на себя дополнительные функции и ответственность.

Сложности, которые могут возникнуть

Поставщик, выигравший совместную закупку, уклоняется от контракта с одним из заказчиков. Заключаются ли при этом остальные контракты?

В этом случае остальные подписанные контракты будут считаться действующими. Поставщик получит обратно обеспечение своей заявки не полностью: часть суммы будет переведена заказчику, с которым он не заключил контракт. Также при этом поставщик может быть включен по решению ФАС в РНП.

Кто из заказчиков должен обосновывать НМЦК при совместной закупке по 44-ФЗ?

При проведении совместного конкурса или аукциона обосновывать НМЦК должен каждый из заказчиков. Цена и ее обоснование включаются в соглашение, которое заключают заказчики.

Если проводится электронный аукцион для СМП, может ли цена лота превышать 20 млн рублей? Цена каждого контракта при этом меньше указанной суммы.

Правоприменительной практики по этому вопросу пока не сложилось, поэтому специалисты рекомендуют избегать совместных закупок для СМП. Но если все-таки такая процедура будет проводиться, безопаснее не устанавливает цену лота более 20 млн рублей.

Допустим, совместная закупка по 44-ФЗ не состоялась. Могут ли заказчики заключить контракт с единственным поставщиком?

Пункт 9 Правил, утвержденных упомянутым выше постановлением № 1088, гласит, что каждый заказчик должен решать этот вопрос сам, руководствуясь нормами закона 44-ФЗ.

Инструкция по проведению совместного конкурса или аукциона по 44-ФЗ

Как проводить совместные конкурсы и аукционы по 44-ФЗ:

  • заключить соглашение о проведении;
  • выбрать организатора;
  • провести закупку;
  • подвести итоги;
  • заключить контракт с победителем.
Скачать бланк документа о проведении групповых госзакупок из КонсультантПлюс
Скачать образец соглашения о проведении совместных торгов 44-ФЗ на оказание услуг

Чем регулируется

В ст. 25 44-ФЗ указано, что совместный аукцион — это конкурентная процедура по отбору поставщика (подрядчика, исполнителя) двумя и более заказчиками для поставки одних и тех же товаров, работ, услуг. Когда проводят такие госзакупки, опираются вместе со ст. 25 44-ФЗ на правила проведения совместного аукциона (конкурса) — устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1088.

Заключаем соглашение

Этот документ заключают в рамках гражданского и контрактного законодательства. Соглашение о проведении совместного конкурса должно содержать такие сведения:

  • реквизиты участников;
  • ИКЗ;
  • сведения о предмете и о предполагаемом объеме закупки, место, условия и сроки (периоды) исполнения контракта для каждого заказчика;
  • Н(М)ЦК и обоснование этих цен;
  • права, обязательства и ответственность сторон;
  • данные организатора, в т. ч. список полномочий, которые ему переданы;
  • как и в какие сроки создают закупочную комиссию, алгоритм ее работы;
  • как и в какие сроки готовят извещение, приглашение, закупочной документации и порядок и сроки утверждения этих документов;
  • ориентировочные сроки для закупки;
  • как оплачиваются издержки, которые связаны с организацией и проведением;
  • срок действия;
  • как рассматривают споры и разногласия;
  • другую информацию, которая регулирует взаимодействие сторон.

Выбираем организатора

После подписания участники соглашения вносят в план-график реквизиты участника-организатора. В ч. 2 ст. 25 закона о контрактной системе указано, что организатором совместных конкурса или аукциона выступает:

  • орган или учреждение, которое уполномочено и при условии, что наделено полномочиями в рамках ст. 26 44-ФЗ;
  • один из госзаказчиков.

Проводим закупку

Чтобы провести закупку двух или более заказчиков, организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав закупочной комиссии. Вместе с этим он делает следующее:

  • формирует пакет документов для госзакупки и публикует ее в ЕИС (в подготовку документации совместной закупки входит предварительное согласование ее со всеми госзаказчиками);
  • предоставляет документацию заинтересованным лицам;
  • разъясняет положения документации;
  • изменяет пакет документов (если это требуется);
  • размещает в ЕИС сведения и протоколы;
  • отправляет копии протоколов, которые составлены в процессе, каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за датой подписания;
  • исполняет другие полномочия, которые переданы ему соглашением.

Обратите внимание на особенности алгоритма проведения совместных торгов по 44-ФЗ в 2020 году:

  • стороны оплачивают издержки пропорционально доле Н(М)ЦК каждого заказчика в общей сумме Н(М)ЦК;
  • в комиссию по закупкам включатся представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, которые проводятся каждым заказчиком, в суммарном объеме закупок (если иное не прописано в соглашении);
  • величина обеспечение заявки рассчитывается от Н(М)ЦК, которая указана в извещении;
  • величина обеспечения выполнения обязательства госконтракта рассчитывается от Н(М)ЦК каждого заказчика;
  • госконтракт с победителем совместного конкурса заключается каждым госзаказчиком индивидуально;
  • если признают, что закупка не состоялась, заказчики самостоятельно решают вопрос о заключении контракта с единственным поставщиком и согласовывают это решение, при необходимости.

Разъяснения по теме

О возможности закупить различные товары

Письмо Минфина №24-01-06/15578 от 03.03.2020

Чтобы орган или учреждение, которое уполномочено, закупили ТРУ для себя, Минфин рекомендует, например, в решении об организации такого органа прописать, что его госзакупки «централизуются».

Письмо Минфина №24-06-08/55289 от 26.06.2020

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: