СОНКО по 44-ФЗ: расшифровка

Социально ориентированные некоммерческие организации

Определение понятия социально ориентированной некоммерческой организации

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон ) социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Виды деятельности социально ориентированных НКО

Виды деятельности СО НКО определены Федеральным законом, в соответствии с п.1 ст. 31.1 Федерального закона к ним относятся:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологичеaского состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

Перечень видов деятельности СО НКО в соответствии с п.2 ст. 31.1 Федерального закона может быть расширен другими видами деятельности, направленными на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации путем принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Так, в Саратовской области в соответствии со ст. Закона Саратовской области от 26.04.2011 № 45-ЗСО «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области» установлены дополнительные виды деятельности СО НКО, наряду с видами деятельности, предусмотренными пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона:

1) развитие и поддержка детского и молодежного общественного движения;

2) укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, содействие профилактике экстремизма и ксенофобии;

3) проведение социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества.

Условия признания некоммерческих организаций социально ориентированными

Таких условий в соответствии с Федеральным законом два:

1. НКО должны быть создана в форме, предусмотренной Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (а с 01.09.2014, с момента вступления изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом для некоммерческих организаций, в том числе: общественные организации, общественные движения, религиозные организации казачьи общества, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями).

2. НКО должна осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» и региональным законодательством для СО НКО.

В соответствии со статьей 31.2 Федерального закона предусмотрено ведение Реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки со стороны государства.

Реестры формируют и ведут те уполномоченные органы, которые непосредственно оказывают поддержку социально ориентированным НКО, в том числе:

— федеральные органы исполнительной власти (федеральные реестры);

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственные реестры субъектов РФ),

— местные администрации (муниципальные реестры),

В соответствии с п. 3 ст.31.2. Федерального закона порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки и хранения представленных ими документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Минэкономразвития России.

Условия вхождения в реестры СО НКО – получение поддержки от федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации.

Порядок ведения реестров определен Приказом Минэкономразвития РФ от 17.05.2011 № 223 «О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами». Реестры ведутся по рекомендованному Минэкономразвития образцу. Реестровая запись, содержащая сведения о получателе поддержки, исключается из реестра органом по истечении 3 лет с даты окончания срока оказания поддержки на основании решения органа.

Поддержка СО НКО.

В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона государством может оказываться поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами видов деятельности СО НКО, определенных законом.

В соответствии с п.3 ст. 31.2 Федерального закона оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Наряду с указанными формами поддержки в Федеральном законе на региональном и местном уровне субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями могут быть предусмотрены иные формы за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Финансовая поддержка СО НКО может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.

Имущественная поддержка СО НКО — путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

Информационная поддержка СО НКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 449-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (вступает в силу с 01.01.2017) оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям возможно также путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев СО НКО (вступает в силу с 01.01.2017) может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций по запросам указанных некоммерческих организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию социального партнерства, институтов гражданского общества, благотворительности и добровольчества включено в состав задач деятельности Министерства экономического развития России.

СОНКО по 44-ФЗ: расшифровка

Что такое СМП и СОНКО в закупках?

Начиная свой путь в нашей сфере, любой участник Госзакупок (как по №44-ФЗ, так и по №223-ФЗ) очень быстро столкнётся с данными сокращениями и задастся закономерным вопросом: «Что такое СМП и СОНКО в закупках?». Расшифровываем и поясняем.

СМП – это субъекты малого предпринимательства.

Отнесение организаций к данной категории регламентировано Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Юридическое лицо признаётся субъектом малого предпринимательства, если:

  • Среднесписочная численность составляет до 100 человек;
  • Доход не превышает 800 млн. рублей;
  • Имеет не более 25 % государственного участия.
Читайте также  Как подтвердить качество товара

СОНКО – это социально ориентированные некоммерческие организации.

Суть этого понятия подробно раскрывает Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». СОНКО создаются в форме общественной или религиозной организаций, общины малочисленных народов, казачьего общества, некоммерческого партнерства, социального или благотворительного фонда, ассоциации и союза и прочих. Такие предприятия не имеют основной цели извлечения прибыли от своей основной деятельности и работают для решения социальных проблем и развития гражданского общества.

В закупках появление аббревиатур СМП и СОНКО имеет смысловую нагрузку законно обоснованного ограничения участия в процедуре.

В целях развития малого и среднего бизнеса в нашей стране №44-ФЗ обязывает каждого заказчика осуществить не менее 15 % своего годового объема закупок у СМП и СОНКО. №223-ФЗ требует закупить не менее 20 % годового объема у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В условиях общих правил для всех участников закупок такая задача для заказчика могла бы стать невыполнимой, поскольку предприятия-гиганты с большой вероятностью предлагали бы лучшие условия исполнения контрактов, чем микропредприятия. Таким образом, рынок Госзакупок был бы полностью поделён между крупными предприятиями, а малому и среднему бизнесу путь туда был фактически закрыт.

По этой причине №44-ФЗ позволяет установить ограничения и проводить процедуры, участниками которых могут быть только СМП и СОНКО, а №223-ФЗ, соответственно, разрешает осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Крупные компании просто не смогут принять участие в таких закупках, представители малого бизнеса будут конкурировать между собой в сравнимых условиях.

Закупки для СМП и СОНКО по №44-ФЗ.

Такие закупки проводятся во всех возможных формах, предусмотренных законом. Начальная максимальная цена закупки с ограничением для СМП и СОНКО не может превышать 20 млн. руб.

Если мы имеем дело с заказчиком, у которого все закупки в течение года превышают установленную сумму, законом предусмотрена возможность выполнить требование о 15 % объёма. В этом случае заказчик объявляет процедуры на общих основаниях, без ограничений, но с условием, что победитель привлечёт соисполнителей из числа СМП и СОНКО.

Доля исполнения контракта такими субподрядчиками заранее устанавливается в документации о закупке и впоследствии учитывается как объём, закупленный у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по №223-ФЗ.

Такие закупки заказчики вправе осуществлять исключительно в виде конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме. Для данных процедур законом установлены чёткие сроки подачи заявок, а также ряд других жёстких требований (к порядку проведения квалификационных отборов, обеспечению заявок, форме заявок, порядку их рассмотрения, порядку заключения договора).

Обычные конкурентные закупки (без ограничений для малого и среднего бизнеса) №223-ФЗ всё ещё позволяет проводить в бумажной форме. «Потолок» для начальной максимальной цены договора закупки, участниками которой могут быть только СМиСП законом не установлен.

Участие СОНКО в закупках по 44-ФЗ + образец декларации

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о социально ориентированных некоммерческих организациях. Мы с вами подробно поговорим о том, какие организации относятся к СОНКО, каким образом они поддерживаются государством, а также рассмотрим особенности участия таких организаций в закупках в рамках 44-ФЗ. Статья будет полезна в первую очередь участникам закупок, которые относятся к данным организациям.

Содержание:

1. СОНКО расшифровка

СОНКО расшифровывается как социально ориентированная некоммерческая организация.

Согласно ч.ч. 2.1-3 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в формах, пре­дусмотренных законом «О некоммер­ческих организациях», а именно: общественные или религиозные организации (объединения), общи­ны коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества, фонды, неком­мерческие партнерства, учрежде­ния, автономные некоммерческие организации, объединения юриди­ческих лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных ком­паний, общественных объединений, являющихся политическими партиями.

Социально ориентированные некоммерческие организации осуществляют деятель­ность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Россий­ской федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. закона «О некоммерческих организациях»:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

2. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций

Согласно ч.3 ст. 31.1 7-ФЗ оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Субъекты РФ и муниципальные образования наряду с установленными выше формами поддержки вправе оказывать поддержку СОНКО в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Оказание финансовой поддержки СОНКО может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку СОНКО (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций — получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов РФ, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Также оказание имущественной поддержки СОНКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

3. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций

Согласно ст. 31.2 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местные администрации, оказывающие поддержку СОНКО, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки.

В реестр СОНКО — получателей поддержки включаются следующие сведения о некоммерческой организации:

1) полное и (если имеется) сокращенное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации некоммерческой организации (основной государственный регистрационный номер);

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) форма и размер предоставленной поддержки;

4) срок оказания поддержки;

5) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших поддержку;

6) дата принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки;

7) информация о видах деятельности, осуществляемых СОНКО, получившей поддержку;

8) информация (если имеется) о нарушениях, допущенных СОНКО, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использовании предоставленных средств и имущества.

Порядок ведения реестров и хранения, представленных СОНКО документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Читайте также  Определение класса водительского удостоверения

Информация, содержащаяся в реестрах СОНКО, является открытой для всеобщего ознакомления.

Так, например, с реестром СОНКО Москвы вы можете ознакомиться здесь, а с реестром г. Санкт-Петербурга — здесь.

4. Участие СОНКО в госзакупках

Согласно ч.1 ст.30 44-ФЗ Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей.

Стоит отметить, что действие ст.30 44-ФЗ распространяется на СОНКО (за исключением СОНКО, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п.1 ст.31.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.

Закупки у СОНКО могут осуществляться путем проведения:

  • открытых конкурсов;
  • конкурсов с ограниченным участием;
  • двухэтапных конкурсов;
  • электронных аукционов;
  • запросов котировок;
  • запросов предложений.

В случае осуществления закупки у СМП или СОНКО в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

В этом случае участники закупок ОБЯЗАНЫ декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНКО.

Образец декларации отношения участника закупки к СОНКО (скачать образец) (docx, 13 Кб).

Согласно ч.5 ст. 30 44-ФЗ Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ВПРАВЕ установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

Помимо этого существуют определенные преференции в части размера обеспечения заявки. Так, согласно ч.15 ст.44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах при размещении заказа у социально ориентированных некоммерческих организаций не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта.

А также в случае если контракт заключается с социально ориентированной некоммерческой организацией, то в такой контракт включается обязательное условие об оплате Заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч.8 ст.30 44-ФЗ).

Все эти меры в совокупности создают для СОНКО достаточно комфортные условия для участия в закупках в рамках 44-ФЗ.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что данная информация была для вас нужной и полезной. До встречи в следующих выпусках.

Закупки у СМП и СОНКО по 44-ФЗ

Какие льготы установлены для СМП и СОНО при госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ? По каким правилам заказчик должен осуществлять закупки у СМП (СОНО)? Есть ли какие-то нюансы? Отвечаем в нашей статье.

Кого относят к субъектам малого предпринимательства

К малому бизнесу в Российской Федерации могут быть отнесены следующие субъекты, при условии, что они соответствуют критериям, прописанным в ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ:

  • потребительские кооперативы и коммерческие организации (государственные и муниципальные унитарные предприятия — исключение);
  • ИП и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Определяется малое предпринимательство по следующим критериям:

  • среднесписочная численность работников;
  • объём дохода за период в один календарный год;
  • доля юрлиц в уставном капитале.

Например, субъектом малого бизнеса будет считаться компания, у которой годовой доход не превышает 800 млн рублей, а численность наёмных работников составляет не более 100 человек.

Более подробно об основных и дополнительных критериях, определяющих субъекты малого предпринимательства, мы писали в статье «Критерии бизнеса в 2021 году».

Кто относится к СОНО

СОНО (СОНКО) расшифровывается как социально-ориентированные некоммерческие организации. Такая же расшифровка даётся в Федеральном законе № 44-ФЗ.

К примерам деятельности, которой занимаются такие структуры, относятся:

  • соцобслуживание, а также соцподдержка и защита граждан;
  • помощь в преодолении последствий стихийных бедствий;
  • мероприятия по профилактике социально опасного поведения;
  • охрана окружающей среды;
  • защита животных и др.

Если учредителями организации, занимающейся подобной деятельностью, являются государство, его субъекты либо муниципальные образования, то такая организация не будет относиться к СОНО.

Преимущества СМП и СОНО при участии в закупках по 44-ФЗ

Участие субъектов малого предпринимательства и СОНО регламентируется одними и теми же правилами. В целях поддержки малого бизнеса Федеральным законом № 44-ФЗ для таких участников предусмотрены специальные льготы. Согласно ст. 30 Федерального закона 44-ФЗ госзаказчики должны в обязательном порядке заключать контракты с СМП и СОНО. Заключить контракт можно следующими способами:

    Через проведение торгов, участниками которых могут быть только субъекты малого бизнеса или социально-ориентированные некоммерческие организации. Возможные виды конкурсов:

  • открытые,
  • с ограниченным участием,
  • двухэтапные,
  • электронные аукционы,
  • запросы котировок и предложений.
  • Установить привлечение СМП (СОНО) в качестве субподрядчика как одно из требований к победителю тендера.
  • Для участия в торгах и заключения контракта потребуется квалифицированная электронная подпись. Выберите подходящий тариф самостоятельно или с помощью нашего специалиста. Подключение займёт не более одного дня.

    Есть особенности и по части оплаты. Если установлены ограничения и преимущества для СМП и СОНО, то они получают деньги максимум через 15 рабочих дней после подписания с организатором торгов актов о приёмке.

    Для участия потребуется предоставить декларацию. Она подтверждает, что юрлицо принадлежит к СОНО. При этом ответственность за достоверность информации несёт поставщик.

    Специфика закупок у СМП и СОНО

    В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ, проводить закупки у СМП (СОНО) могут любые заказчики. Автономные учреждения и другие юрлица, не являющиеся заказчиками, заключают с СМП (СОНО) контакты о закупке только в случае, установленном ч. 6 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ.

    Обязательный минимум по объёму закупок у СМП и СОНКО — 15 процентов от объёма совокупного годового дохода. Максимальный объём не установлен.

    Какое-либо обязательное соотношение закупок у СМП и СОНО в общем объёме законом не установлено, поэтому закупаться можно только у малого бизнеса, либо только у СОНО.

    Чтобы найти выгодное предложение, воспользуйтесь услугой Астрал.Поставщик. Гибкие настройки, шаблоны для поиска, мониторинг торгов — всё в одном месте.

    Процент объёма закупок у СМП (СОНО) может быть нулевым. Например, если заказчик в течение года осуществлял все закупки только у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

    Особенности проведения закупок у СМП и СОНО:

    1. Можно осуществлять закупки любых товаров (работ, услуг).
    2. Начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн рублей.
    3. Конкурентная закупка возможна любыми способами, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – только по п. 25 ч.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ.
    4. Ограничения указываются в извещении об осуществлении закупки.
    5. Принадлежность к СМП (СОНО) подтверждается информацией об участнике закупок из единого реестра СМСП. Потребовать какие-либо дополнительные документы для подтверждения заказчик не может.
    6. Установлен сокращённый срок оплаты. Он не должен превышать 15 рабочих дней с даты подписания документа о приёмке.
    7. Залог в качестве обеспечения исполнения контракта:
      • устанавливается в зависимости от цены контракта, его размер должен превышать размер аванса;
      • устанавливается заказчиком в зависимости от цены контракта, уменьшенной на размер аванса, если аванс рассчитывается Федеральным казначейством;
      • должен быть возвращён не позднее, чем спустя 15 дней после даты исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту.
    8. Обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств не требуется предоставлять, если СМП (СОНО) подтвердили добросовестность.
    9. Антидемпинговые меры не применяются, если субъект СМП (СОНО) подтвердил добросовестность.

    Подготовиться к проведению закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ поможет сервис Астрал.Тендер. Мы сопроводим вас по всем этапам: подготовка документов и участие в торгах, заключение и исполнение контракта. Гибкая линейка тарифов позволит выбрать наиболее подходящий комплекс услуг.

    Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства

    Ранее при закупках по 44-ФЗ предприятиям и ИП, выступавшим в роли поставщиков, нужно было заполнить декларацию о принадлежности к СМП. Это один из документов, дающий право на участие в различных торгах (тендерах).

    С конца 2020 года эта декларация не является обязательной. В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352, для подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства теперь достаточно информации об участнике закупок из единого реестра СМСП. Заказчики более не могут требовать от исполнителя (субподрядчика) заказа дополнительной информации или документов в качестве подтверждения их принадлежности к субъектам МСП.

    Однако может получиться так, что данные о предпринимателе в реестре искажены или ещё не внесены в реестр. В подобной ситуации единственным вариантом подтверждения будет декларация СМП. Образец заполнения:

    Приведённая в примере форма заполнения не является обязательной, поскольку строгих требований к форме законодательством не установлено.

    Бланк декларации СМП: скачать.

    Отчётность по закупкам у СМП (СОНО)

    Каждая организация-заказчик должна ежегодно размещать в ЕИС отчёт по закупкам у СМП и СОНО. Если в течение года заказчик не закупал товары (работы, услуги) у СМП и СОНО, в ЕИС необходимо сформировать нулевую отчётность.

    Для размещения отчёта в ЕИС установлен срок — до 1 апреля следующего года (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ). Если крайний день установленного срока выпадает на выходной, отчёт необходимо разместить заранее, в последний рабочий день перед этой датой. Размещение отчёта позднее 1 апреля является нарушением.

    Читайте также  Должностная инструкция специалиста по закупкам: образец 2019 года

    Нарушение установленных требований при размещении отчёта ведёт к ответственности в виде штрафа:

    • для ответственного лица (контрактного управляющего или иного уполномоченного работника) — 15 тысяч рублей;
    • для организации-заказчика — 50 тысяч рублей.

    В случае представления отчётности с нарушением установленного срока или непредставления отчётности налагается штраф (ч. 3 ст. 7.30 КоАП):

    • для должностного лица — 50 тысяч рублей;
    • для юрлица — 500 тысяч рублей.

    Если объём закупок у субъектов малого предпринимательства и СОНО составляет менее 15 процентов от объёма годового дохода, на ответственное лицо налагается штраф в размере до 50 тысяч рублей.

    СОНКО по 44-ФЗ: расшифровка

    Текущая деятельность

    • Принят Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», в рамках которого предусмотрено совершенствование правовых условий для формирования и использования целевого капитала НКО.
    • Утвержден Комплекс мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных поставщиков, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021-2024 годы от 11 декабря 2020 г. № 11826п-П44.
    • Принят Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 476-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 федерального закона «Об аудиторской деятельности», предусматривающий отмену аудита для фондов – СОНКО с годовым доходом менее 3 млн рублей.
    • Принят Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым НКО предоставлено право заключать с работниками срочные трудовые договоры, если численность ее работников не превышает 35 человек, также НКО вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, которые содержат нормы трудового права. При этом трудовые договоры работников НКО должны включать в себя правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, премировании, график сменности и др.
    • Подготовлен доклад о деятельности и развитии СОНКО в 2019-2020 годах.
    • Подготовлен доклад о развитии добровольчества в Российской Федерации в 2019 году.
    • Составлен рейтинг субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки СОНКО и социального предпринимательства за 2019 год.
    • Составлен отчет о реализации субъектами Российской Федерации мер по обеспечению доступа СОНКО к предоставлению услуг в социальной сфере и механизмов поддержки СОНКО за 2019 год.
    • Сформирован Координационный совет по вопросам развития благотворительной деятельности под председательством Министра экономического развития Российской Федерации М.Г. Решетникова.
    • Организованы мероприятия на территории Правительственного комплекса по вовлечению сотрудников федеральных министерств в благотворительную деятельность в рамках Всемирного дня благотворительности #ЩедрыйВторник. В рамках акции в Правительственном комплексе было собрано более 250 подарков для детей, проходящих длительное лечение, более 100 килограммов вещей передано в фонд «Второе дыхание», более 300 наборов подарков собрано для одиноких пожилых людей. Более 25 литров крови сдали сотрудники – добровольные доноры крови в рамках совместной акции совместно с Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА России) и ФГБУЗ Центр крови ФМБА России.

    Меры поддержки, принятые в период распространения новой коронавирусной инфекции

    • Принят Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которым предусмотрено, что до 1 января 2021 года Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности взыскания неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами (в том числе СОНКО) обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении.
    • Составлено совместное письмо Минфина России № 24-06-05/26578, МЧС России № 219-АГ-70, ФАС России № МЕ/28039/20 от 3 апреля 2020 г.
    • «О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», пунктом 3 которого указано, что поставщик (подрядчик, исполнитель), в том числе СОНКО, при выполнении государственных контрактов вправе ссылаться на распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в том числе на меры, принятые в Российской Федерации и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения, как на обстоятельства непреодолимой силы, освобождающие его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком требованию об уплате таких неустоек.
    • Принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора) и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которому в 2020 году были отменены проверки (за исключением выездных проверок, основания по которым указаны в пункте 1 настоящего Постановления), в том числе для НКО, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек (за исключением политических партий и НКО, выполняющих функции иностранного агента).
    • Принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества», устанавливающее требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества (недвижимое имущество, находящееся в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений), которые распространяются в том числе на СОНКО из наиболее пострадавших отраслей, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». В соответствии с указанным постановлением штрафы, проценты или иные меры ответственности в связи с несоблюдением арендаторами порядка и сроков внесения арендной платы не применяются.
    • Принято постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № 685 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 409», в соответствии с которым на НКО, вошедшие в реестры, распространялись меры поддержки по продлению сроков уплаты налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов.
    • Принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. № 1296-р «О внесении изменений в Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 670-р», в соответствии с которым организациям, состоящим в реестрах, предусмотрена отсрочка по аренде государственного, муниципального или коммерческого имущества сроком на 6 месяцев (с 1 апреля по 1 октября 2020 г.), а также освобождение от уплаты арендных платежей с 1 апреля по 1 июля 2020 года.
    • Принято постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности», которым установлено право получения льготного кредита НКО, вошедшим в реестры.
    • Приняты приказы Минюста России от 26 мая 2020 г. № 122 и от 26 мая 2020 г. № 123, в соответствии с которыми были перенесены сроки предоставления отчетности для НКО на 1 июля 2020 г.
    • Принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2020 г. № 797 «Об утверждении Правил осуществления специальных выплат гражданам, принявшим на сопровождаемое или временное проживание (под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому сотрудники государственных и негосударственных организаций, добровольцы и граждане России, которые в период эпидемии приняли на временное проживание, в том числе под временную опеку, инвалидов, граждан старшего возраста, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, получили право на выплаты от государства.
    • Принят федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции», отменяющий обязательный аудит фондов – СОНКО за 2019 год.
    • Принят федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому предусмотрены налоговые преференции юридическим лицам, предоставившим благотворительные пожертвования НКО.
    • Принято постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г. № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: