Спецсчет по гособоронзаказу: открытие, операции, ведение

Открытие и ведение спецсчетов с 1 октября 2018 года

Статус интеграции АО «ЕЭТП» с Банками по состоянию на 23 июля 2019 г.

  • «Банк ВТБ»
  • «Сбербанк России»
  • «Газпромбанк»
  • «Российский Сельскохозяйственный банк»
  • «Альфа-Банк»
  • «Московский Кредитный банк»
  • «Финансовая Корпорация Открытие»
  • «Райффайзенбанк»
  • «Росбанк»
  • «Всероссийский банк развития регионов»
  • «Промсвязьбанк»
  • «Акционерный Банк «Россия»»
  • «Банк «Санкт-Петербург»
  • «Совкомбанк»
  • «Российский национальный коммерческий банк»
  • «ОТП Банк»
  • «ЮниКредит Банк»
  • Банк «Возрождение» (ПАО)
  • АО «СМП Банк»
  • ПАО «АК БАРС»
  • Тинькофф Банк

Что произошло?

С 1 октября 2018 года для обеспечения заявок поставщики, по решению Правительства РФ, должны использовать спецсчета. Т.е., для процедур, объявленных после 1.10.2018 необходим спецсчет. Эти поправки закреплены в нормативных документах:

  1. Само требование о необходимости обеспечения заявок через спецсчета изложено в ст.44 Федерального закона № 44-ФЗ.
  2. Перечень банков, где можно открыть спецсчет, утвержден распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 1451-р. В него вошло 18 банков.
  3. Порядок открытия и ведения спецсчета банком закреплен постановлением Правительства РФ от 30 мая 2018 г. № 626.
  4. В постановлении Правительства РФ от 10.05.2018 № 564 закреплен порядок взимания платы с победителя закупочной процедуры, в том числе и путем использования спецсчета.

Однако участников закупок волнует огромное количество вопросов, которые они задают нам в ходе семинаров или через службу поддержки АО «ЕЭТП», поэтому в этой статье мы собрали ответы на самые распространённые из них.

Для чего нужен спецсчет?

Спецсчет упрощает взаимодействие поставщиков с банками и электронными площадками (ЭП). Поставщикам больше не нужно хранить деньги на нескольких электронных площадках, достаточно завести один спецсчет.

Для каких закупок спецсчет обязателен?

Для электронных процедур по 44-ФЗ:

  • Отрытый конкурс в электронной форме
  • Конкурс с ограниченным участием в электронной форме
  • Двухэтапный конкурс в электронной форме
  • Электронный аукцион

С 1 октября 2018 года закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ проводятся на тех же электронных площадках, что и закупки по 44-ФЗ.

  • Конкурсы в электронной форме
  • Аукционы в электронной форме
  • Запросы предложений в электронной форме
  • Запросы котировок в электронной форме

С 1 октября 2018 года должны начать функционировать 9 электронных площадок, отобранные Правительством РФ, которые уже заключили соглашения с банками об использовании спецсчетов.

  • электронные площадки, прошедшие отбор в рамках 44-ФЗ
  • специальная площадка для нужд гособоронзаказа (АСТ ГОЗ)

Полный список площадок:

  • АО «ЕЭТП»
  • АГЗРТ
  • Сбербанк-АСТ
  • РТС-Тендер
  • Национальная электронная площадка
  • Российский аукционный дом
  • ЭТП ГПБ
  • ТЭК-Торг
  • АСТ ГОЗ

Нужно ли платить за открытие и ведение спецсчета?

Банки могут самостоятельно устанавливать плату за открытие и ведение спецсчета. Бесплатное обслуживание спецсчета предусмотрено в ВТБ.

Кому спецсчет не нужен?

  1. Участникам «бумажных» закупочных процедур
  2. Участникам, которые не планируют работать по 44-ФЗ
  3. Поставщики, которые планируют участвовать в электронных запросах котировок и запросах предложений

Как открыть спецсчет?

Спецсчет для закупок открывается как обычный расчетный счет в одном из банков, утвержденных Правительством РФ. Заявку можно подать дистанционно.

Полный список банков:

  • «Банк ВТБ»
  • «Сбербанк России»
  • «Газпромбанк»
  • «Российский Сельскохозяйственный банк»
  • «Альфа-Банк»
  • «Московский Кредитный банк»
  • «Финансовая Корпорация Открытие»
  • «Райффайзенбанк»
  • «Росбанк»
  • «Всероссийский банк развития регионов»
  • «Промсвязьбанк»
  • «Акционерный Банк «Россия»»
  • «Банк «Санкт-Петербург»
  • «Совкомбанк»
  • «Российский национальный коммерческий банк»
  • «ОТП Банк»
  • «ЮниКредит Банк»
  • Банк «Возрождение» (ПАО)
  • АО «СМП Банк»
  • ПАО «АК БАРС»
  • Тинькофф Банк

Как происходит открытие спецсчета с 1 октября 2018 года по 1 января 2019 года?

Действия поставщика

Поставщик должен аккредитоваться на электронной площадке (ЭП), если не был аккредитован ранее. Без аккредитации нельзя открыть спецсчет.
После этого можно обращаться в банк из перечня Правительства РФ.
Напоминание: Счет нужно пополнять заранее – до момента окончания приема заявок.

Действия банка

  1. При открытии спецсчета в «своем» банке (где вы обслуживаетесь), банк может предложить либо заключить дополнительное соглашение к текущему счету, либо открыть спецсчет заново.
  2. Банк проверит, аккредитованы ли вы на ЭП, после этого открывает спецсчет и уведомляет об этом ЭП.
  3. Порядок открытия спецсчета не отличается от открытия обычного расчетного счета.

Банк обязан:

  • Блокировать средства для каждой процедуры
  • Своевременно разблокировать средства после завершения процедуры

Действия ЭП

  1. В течение 1 часа после окончания приема заявок ЭП направляет уведомление в банк, в котором ведётся спецсчет участника, с запросом о блокировании средств.
  2. Своевременно информирует банк о необходимости разблокировать средства.

Как происходит открытие спецсчета после 1 января 2019 года?

Действия поставщика

Отметим, что после 31.12.2018 поставщики, не прошедшие регистрацию в ЕИС не смогут открыть спецсчет. Обязательно зарегистрируйтесь в системе.

После регистрации в ЕИС, поставщик будет в течение 1 рабочего дня аккредитован на всех отобранных электронных площадках.

Действия банка

Банк проверит, зарегистрированы ли вы в ЕИС, после этого открывает спецсчет и уведомляет об этом ЭП.

Могу ли я использовать расчетный счет компании, если он открыт в одном из 18 отобранных банков?

Да, но нужно заключить дополнительное соглашение с банком к существующему расчетному счету, чтобы он получил статус специального. Некоторые банки рекомендуют открыть отдельный счет, чтобы не смешивать обычные финансовые операции с операциями по спецсчету. Эти вопросы необходимо прояснять отдельно в каждом банке.

Можно ли использовать 1 спецсчет для всех площадок?

Да, можно. Гораздо удобнее открыть и контролировать 1 спецсчет для всех ЭТП.

Будут ли списываться средства со спецсчета?

С участника, победившего в процедуре, будет списываться комиссия – 1% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но при этом не более:

  • 2000 рублей, если закупка проходит с ограничениями для малого бизнеса и СОНКО (социально-ориентированные некоммерческие организации)
  • 5000 рублей без учета НДС для участников всех остальных видов закупок

Если участник не открыл спецсчет (или счет по каким-либо причинам заблокирован), процедура проходила без обеспечения заявки, и средств на счете не было, то электронная площадка, на которой проводились торги, направит требование об уплате средств персонально участнику.

Также средства обеспечения со спецсчета могут быть списаны в пользу заказчика, если победитель (в процедуре) был признан уклонившимся от подписания контракта, как это происходит сейчас в рамках электронных аукционов.

Что происходит со средствами на спецсчете?

Пока идет прием заявок на участие в закупках, участники могут переводить средства на спецсчет. До окончания приема нужно успеть перевести полную сумму, эти средства заблокируют в течение 1 часа после окончания приема всех заявок, и они будут доступны вновь по завершению электронной процедуры.

Резюме:

  • Не затягивайте с открытием спецсчета, иначе не сможете участвовать в закупках
  • Выбирайте банк из перечня Правительства РФ
  • Если переводите средства с расчетного счета компании на спецсчет, открытый в другом банке, то помните, что на зачисление средств может уйти несколько дней (в каждом банке разные условия, если торопитесь, то лучше уточните у них информацию)
  • Разобраться в нововведениях вам поможет бесплатный вебинар: «Рынок закупок: Что изменится для поставщиков с 1 октября?»

10 важных нюансов работы со спецсчетами

Cпециальный счет в банке — это реквизиты, которые используют электронные площадки, чтобы заблокировать деньги в качестве обеспечения заявки и списать плату за победу в госзакупках по 44-ФЗ.

Что такое спецсчет в банке для юридических лиц

Это нововведение пришло с изменениями, которые вступили в силу 01.07.2018. Это обычный расчетный счет, на котором банк блокирует или снимает деньги по обращению любой из восьми ЭТП для торгов по 44-ФЗ. Его используют участники госзакупок со стороны поставщика. А придумали его, чтобы упростить процесс обеспечения заявок во время конкурентных торгов, в электронных конкурсах и аукционах.

О том, как открыть спец счета для учета госзаказов, что это и как с ним работать, рассказали в видео.

Видеоинструкция: «Как открыть спецсчет»

Обязательно ли открывать

В ст. 44-ФЗ указано, что спецсчет для участия в торгах — это инструмент, который помогает обеспечить заявку. Поэтому если участвуете исключительно в тендерах без обеспечения, можете не открывать его. Напомним, с 01.07.2018 заказчик вправе, но не обязан требовать обеспечить заявку, если НМЦК не превышает 1 млн руб.

Если участвуете в конкурсах и предоставляете банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки, то с 01.07.2019 это снова стало возможно.

Если участвуете в госзакупках со стартовой ценой до миллиона и собираетесь перечислять плату за победу на банковские реквизиты площадки, то обойдетесь без спецсчета.

Когда начали открывать

Новая система уже работает.

Официально открывают спецсчет для обеспечения госконтрактов с 31.08.2018. И мейте в виду, что не все банки оказались к этому готовы. 31 августа мы попытались открыть специальные счета в двух крупнейших банках. Сбербанк предложил открыть обычный расчетный, а впоследствии подписать дополнительное соглашение, которое позволит использовать его для участия в торгах. А вот ВТБ открывает полноценный специальный счет. В конце статьи с качайте необходимые документы. Мы прилагаем их в качестве примера того, как документально организована процедура.

В какой банк обращаться

Распоряжением правительства № 1451-р от 13.07.2018 утвердили закрытый перечень банков, в которых разрешили открыть спецсчет:

  1. Сбербанк России.
  2. ВТБ.
  3. Газпромбанк.
  4. Российский сельскохозяйственный банк.
  5. АЛЬФА-БАНК.
  6. Московский кредитный банк.
  7. Финансовая Корпорация Открытие.
  8. Райффайзенбанк.
  9. Росбанк.
  10. Всероссийский банк развития регионов.
  11. Промсвязьбанк.
  12. Акционерный Банк «РОССИЯ».
  13. Санкт-Петербург.
  14. Совкомбанк.
  15. Российский нацкомбанк.
  16. ОТП.
  17. ЮниКредит.
  18. Возрождение.
  19. Тинькофф.
  20. АК БАРС.
  21. Северный морской путь.
  22. НОВИКОМБАНК.
  23. Хоум Кредит энд Финанс Банк.
  24. Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства.
  25. ДОМ.РФ.
  26. ПЕРЕСВЕТ.
  27. Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк.
Читайте также  Конкретные показатели товара по 44-ФЗ

У меня уже есть счет в одном из банков перечня. Открывать отдельный?

В этом случае открывать отдельный не нужно. Используйте имеющийся расчетный. Для этого подпишите допсоглашение с банком (постановление правительства № 626 от 30.05.2018).

Сколько открывать

Достаточно одного спецсчета для участия в госзакупках. Электронные площадки подписали соглашения о взаимодействии с каждым из банков из распоряжения 1451-р. В этом один из плюсов нововведения: теперь не держат деньги на нескольких электронных площадках. Один счет используют для всех торгов.

Не запрещено иметь их в нескольких банках. Это подтверждает позиция Минфина.

Когда заблокируют деньги?

В ч. 20 ст. 44 44-ФЗ указано, когда блокируются деньги на спецсчете 44 ФЗ, — это произойдет в течение часа после окончания приема заявок. Точное время устанавливает заказчик.

Из этого вытекает важный нюанс работы — не обязательно иметь всю сумму обеспечения заявки в момент ее подачи. Следите, чтобы ко времени окончания приема заявок денег было достаточно. Иначе заявку автоматически отклонят, и переподать ее не получится.

Когда разблокируют деньги?

В течение одного рабочего дня после того, как:

  • заявку отклонили;
  • участник не подал ни одного предложения в ходе торгов;
  • участник не прошел предквалификационный отбор;
  • участника отстранили от участия;
  • был подписан контракт, за вычетом платы за победу.

Инструкция, как вывести деньги со спецсчета обратно на расчетный счет, в разных банках отличается. Вот, например, инструкция банка Тинькофф, как вернуть деньги со спецсчета на расчетный:

  1. Зайдите в личный кабинет.
  2. Убедитесь, что деньги разблокированы.
  3. Выберите операцию «Перевод между счетами».
  4. Укажите номер своего расчетного.
  5. Переведите деньги со специального на расчетный.

Банки начисляют процент?

Есть банки, которые начисляют процент на сумму, которая находится на специальном счете для обеспечения заявок в электронных процедурах. Сумма процентов зависит от банка, она прописывается в договоре или допсоглашении.

С отдельного счета списывают плату за победу?

Работа со спецсчетами по госзаказам заключается еще в оплате победы. Если у победителя есть специальный счет, то деньги за победу снимут с него. Если нет, электронная площадка потребует перечислить нужную сумму на банковский.

Такое нововведение пришло с июльскими изменениями. С этой даты ЭТП формально обязаны брать с победителя закупки 1% от начальной цены контракта. У становили верхние границы. А электронные площадки утвердили тарифы на основе этих ограничений. Плата не превышает:

  • 2000 рублей, если закупка проходит с ограничениями для малого бизнеса и СОНКО;
  • 6000 рублей для всех остальных госзакупок. (5000 + НДС 20%).

Платить придется только победителю госзакупки. Для остальных поставщиков участие бесплатно.

Понадобится ли для торгов по 223-ФЗ?

В ч. 13 ст. 3.4 223-ФЗ указано, нужен ли спецсчет для 223 ФЗ, — да, если относитесь к малому и среднему предпринимательству и планируете участвовать в закупках по 223-ФЗ для этих организаций. Только в этом случае действует требование обеспечивать заявки через спецсчет. Проходить они будут на тех же ЭТП, что и госзакупки по 44-ФЗ.

Во всех остальных случаях для участия в торгах по 223-ФЗ специальный счет не нужен.

Специальный счет: инструкция для бухгалтера

В статье рассмотрим ситуации, с которыми сталкиваются налогоплательщики, которые работают в рамках гособорозаказа, руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее Закон № 275-ФЗ) и применяют при этом специальный счет.

Ситуация 1. В каком банке открывать?

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

Учитывая вышеизложенные нормы Закона № 275-ФЗ Организация-субподрядчик, которая включена в кооперацию головного исполнителя по выполнению гособорнзаказа обязана заключить договор о банковском сопровождении и открытии спецсчета в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Поэтому она, не вправе открыть спецсчет в ином банке, кроме того, который указан в контракте с исполнителем и его уведомлении.

Ситуация 2. Правомочен ли банк отказать организации в открытии счета?

Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. При этом Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 846 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ Исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 275). Кроме того, Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп. 3 п. 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).

В свою очередь уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета (пп. 1 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ). При этом отдельный счет — это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (п. 10 ст. 3 ФЗ Закона № 275-ФЗ). Поэтому на Организацию- исполнителя возложена обязанность по открытию специального счета в уполномоченном банке Законом № 275-ФЗ.

Cогласно абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом.

Однако при этом следует учитывать, что кредитная организация (банк) вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия у нее подозрений о том, что целью заключения такого договора, во исполнение которого открывается счет, является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее Закон № 115-ФЗ).

Согласно п. 6.2 гл. 6 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П), (далее- Положение № 375-П), факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией такого решения могут являться следующие обстоятельства:

— юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом ((пп. «а» п. 6.2 Положения № 375-П.

— с даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев (пп. «б», п. 6.2 Положения № 375-П);

— согласно данных налоговой службы в качестве юридического адреса юридического указан адрес массовой регистрации (пп. «в», п. 6.2 Положения № 375-П).

— отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица («г» п. 6.2 Положения № 375-П);

— одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и) осуществляет ведение бухгалтерского учета (пп. «д», п. 6.2 Положения № 375-П);

— имеется информация Банка России о том, что в отношении Организации выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым Организацией были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк ( пп. «е»,» п. 6.2 Положения № 375-П);

— в отношении юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп. «и» п. 6.2 Положения № 375-П);

— иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией (пп. «к» п. 6.2 Положения № 375-П.

Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что открытие специального счета Исполнителем в рамках исполнения им гособоронзаказа, предусмотрено законодательно, кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, при наличии оснований полагать, что Организация совершает операции, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Однако при получении отказа Организация-Исполнитель вправе обратиться в суд, и не исключено, что судебные органы, в случае недоказанности наличия оснований для открытия банковского счета, предусмотренных в п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, встанут на сторону Организации и признают действия банка неправомерными (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 № Ф01-878/2017 по делу № А43-15183/2016).

Так Верховный Суд РФ, рассматривая аналогичную ситуацию в своем Определении от 25.08.2017 № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016 отметил, что несмотря на то, что для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, при рассмотрении в суде дела об оспаривании отказа в открытии счета, банк должен подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Кроме того, суд обратил внимание на то, что денежные средства из федерального бюджета, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, не могут по своей правовой природе являться доходом, полученным преступным путем.

Таким образом учитывая вышеизложенное для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем. Однако, если Организация обратиться в суд, то банк должен будет подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета.

Ситуация 3. Вправе ли Организация-исполнитель перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет?

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Законf № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

В соответствии с пп. «з» п. 2 ч.1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях в частности оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.

Читайте также  Аккредитация на электронных площадках в рамках 223-ФЗ

Поскольку с отдельного счета исполнителя возможно списание денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц, а в рассматриваемом вопросе речь идет о сумме в 400 000 руб., Организация-исполнитель, осуществляющая деятельность в рамках ГОЗ, вправе перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет.

Ситуация 4. Перечисляем аванс сотрудникам со спецсчета

В соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает совершение разрешенных операций в соответствии с п. 2, 3, 9 и 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ.

При этом согласно пп. «а» п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ по отдельному счету не допускается, в частности, совершение операций в виде перечисления (выдачи) денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ уполномоченный банк в частности вправе: запрашивать у головного исполнителя, исполнителя документы и сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пп.1 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ); осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ (пп.4 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ).

При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует: в частности, соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных владельцем отдельного счета и являющихся основанием для составления распоряжения (пп. 3 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ), а также соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Законом № 275-ФЗ (пп. 4 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).

При этом, при перечислении ЗП, в том числе и за первую половину месяца (аванса) Организация-Исполнитель должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств (Письмо Банка России от 02.12.2015 N 12-1-5/2822, от 14.12.2016 № 12-1-5/2793).

При этом следует добавить, что п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ регулирует порядок перечисления (выдачи) денежных средств с отдельного счета физическим лицам и не может регулировать порядок перечисления, в частности, налога на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, в данном случае относительно выплаты ЗП- на последний день месяца (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Поэтому, учитывая вышеизложенное, налоговый агент в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, производит исчисление НДФЛ и не как не может этого сделать ранее.

В этой связи до истечения месяца невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет, при выплате заработной платы за первую половину месяца (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Таким образом, Организация Исполнитель при выплате ЗП за первую половину месяца должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств.

Однако, при этом одновременно с распоряжением на аванс Организация не должна предоставлять распоряжения на уплату НДФЛ в качестве налогового агента, поскольку до истечения месяца, невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет.

Инструкция по работе с отдельным счетом для гособоронзаказа по 275-ФЗ

Отдельный банковский счет исполнителя ГОЗ — это финансовый инструмент, который открывается в уполномоченном кредитном учреждении для проведения взаиморасчетов между заказчиком и поставщиком государственного оборонного заказа.

Кто обязан открывать отдельный счет

Для расчетов между участниками государственного оборонного заказа используется спецсчет: это закреплено в 275-ФЗ от 29.12.2012. Каждый поставщик по ГОЗ обязан использовать отдельные номинальные счета по ГОЗ.

Регулируется открытие счета по 275-ФЗ в ст. 8 Федерального закона (п. 7 ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 8): их открывают головные исполнители и поставщики по гособоронзаказу для проведения расчетов с другими исполнителями.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, обязан ли субподрядчик открывать спецсчет. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как открыть

Открытие возможно, только если у исполнителя заключен контракт на банковское сопровождение ГОЗ с уполномоченным банком. Банковское учреждение выбирает сам поставщик. Главное условие, без которого нельзя открыть отдельный счет, — наличие особого подтверждения от Центробанка.

ЦБ РФ проверяет, соответствует ли банк установленным критериям для ведения этого специального инструмента по ГОЗ, и выдает ему разрешение на такую деятельность. К примеру, зарезервировать счет в Новикомбанке по гособоронзаказу допускается, только если у этого кредитного учреждения есть специальное разрешение Центробанка. У АО АКБ «Новикомбанк» такое разрешение присутствует, поэтому поставщики и соисполнители вправе подать заявку на резервирование.

Все банки, уполномоченные открывать специальные счета по гособоронзаказу, получают разрешение от Центрального банка РФ. Актуальный перечень уполномоченных банков доступен на официальном сайте Банка России. Для дополнительного подтверждения запрашивайте у специалиста банковского учреждения документальный допуск от ЦБ РФ.

Отдельный счет предназначен для расчетов между государственными заказчиками и исполнителями гособоронзаказа. Средства, выделенные на ГОЗ, носят целевой характер. Эти деньги используются только для расходов на государственный оборонный заказ, любое отклонение повлечет существенный штраф. Номинальный счет открывается для контроля движения денежных средств по контрактам, связанным с ГОЗ.

В Законе №275 определен режим использования отдельного счета (ст. 8.3 275-ФЗ). Открывается спецсчет по правилам, установленным конкретным уполномоченным банком. Вот что надлежит сделать поставщику:

  1. Подать заявление исполнителя поставок продукции государственного оборонного заказа.
  2. Собрать и направить в уполномоченный банк требуемые документы (учредительные документы, протоколы или приказы о назначении руководителя на должность).
  3. Заполнить все формы, предложенные сотрудником банковского учреждения.
  4. Сформировать карточку образцов подписей.
  5. Направить государственному заказчику уведомление с новыми реквизитами.

Как только стороны завершат исполнение контракта по гособоронзаказу, подрядчик обязан уведомить об этом уполномоченный банк и закрыть спецсчет.

Как пользоваться

В 275-ФЗ четко указано, должен ли исполнитель гособоронзаказа открывать счет — да, все головные исполнители, исполнители и соисполнители открывают спецсчет в уполномоченных банках. Банковские учреждения заключают специальные договоры на обслуживание спецсчетов по государственному оборонному заказу. Операции проводятся, только если в распоряжении на перечисление денежных средств указывают идентификатор государственного контракта. Когда открытие одобрено уполномоченным банком, поставщик оповещает заказчика и направляет ему реквизиты. С этого момента государственный заказчик обязан перечислять деньги на спецсчет, указывая в каждом платежном документе идентификатор контракта.

Если из распорядительного органа (ТОФК — территориальное отделение Федерального казначейства) поступит уведомление о временной приостановке операций по спецсчету, уполномоченное учреждение обязано на время заблокировать движение средств (Указание ЦБ РФ №3729-У от 15.07.2015).

Читайте также  Как подтвердить принадлежность к МСП

Какие операции допускаются

Не все движения денежных средств строго контролируются банками и Казначейством. Вот перечень допустимых операций, по которым допускается использование средств по гособоронзаказу (п. 2 ч. 1 ст. 8.3 275-ФЗ):

  • оплата страховых и налоговых платежей;
  • затраты на товары, работы и услуги, приобретаемые по ценам, подлежащим государственному регулированию (в этот перечень входит и электрическая энергия);
  • перечисление прибыли, определенной сторонами при заключении госконтракта по гособоронзаказу;
  • частичный расчет с поставщиком по принятым госзаказчиком товарам, работам и услугам по ГОЗ (если такое условие предусмотрено соглашением);
  • оплата услуг иностранных исполнителей, задействованных в ГОЗ;
  • расчеты по расходам головного исполнителя на сумму в 5 млн рублей — для головного исполнителя, и 3 млн рублей — для исполнителя;
  • иные операции, разрешенные в п. 2, 3, 9, 10 ст. 8.4 275-ФЗ.

Допускаются и расходы на оплату труда персоналу со спецсчета, если соблюдается условие об одновременной выплате вознаграждения и компенсаций работникам ГОЗ по действующему трудовому законодательству. Исполнители вправе использовать спецсчет для перечисления НДФЛ с доходности, полученной в качестве заработной платы (Письмо Минфина России №03-04-06/15565 от 21.03.2016).

Приказ Минобороны №605 от 21.10.2019 закрепляет порядок взаиморасчетов с физическими лицами, которые предоставили в ограниченное пользование земельные участки в рамках сопровождаемой сделки по ГОЗ. Головной исполнитель обязан подать в уполномоченный банк перечень таких лиц, закрепив список тех, кому надлежит перечислить целевые средства гособоронзаказа. В реестр включаются сведения о гражданине (Ф.И.О., паспортные данные, адрес регистрации), о его земельном участке (кадастровый номер) и о связанном государственном контракте (идентификатор).

Какие операции проводить нельзя

Ряд операций не получится провести через спецсчет. Поставщику ГОЗ не разрешат предоставить или вернуть кредит, ссуду или заем, рассчитаться с физическими лицами (исключение — оплата труда), купить ценные бумаги или иностранную валюту, вложиться в уставный капитал, разместить деньги на депозитах, обеспечить исполнение обязательств за счет целевых средств по гособоронзаказу. Полный список представлен в ст. 8.4 275-ФЗ.

ТОФК вправе приостановить спецсчет для гособоронзаказа при казначейском сопровождении контрактов по ГОЗ. Такое правило установили в Приказе №43н от 22.12.2020.

Порядок вступил в силу 12 марта 2021 года. Если клиент предоставил неверные реквизиты, находится в процессе ликвидации или банкротства, связан (аффилирован) с государственным заказчиком, специалисты Федерального казначейства приостанавливают открытие лицевого счета. В приложении к Приказу №43н перечислены все критерии приостановления процедуры открытия счетов.

Разъяснения по теме

Письмо Минфина №03-07-08/16743 от 14.03.2019

ФАС в СМИ: «Обязанности и запреты в сфере ГОЗ в зависимости от использования отдельного счета». Статья Игоря Башлакова-Николаева

О правовом значении системы отдельных счетов в сфере ГОЗ

Главой 3.1 Федерального закона №275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон об оборонном заказе, Закон о гособоронзаказе) установлен порядок оплаты работ, услуг, продукции в сфере ГОЗ с использованием отдельного счета.

Режим отдельного счета на основании пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона о гособоронзаказе по общему правилу предусматривает списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта и только на отдельный счет, а также запрет совершения операций, предусмотренных ст. 8.4 Закона о гособоронзаказе.

Вместе с тем в соответствии с пп. а–з п. 2 ч. 1 с. 8.3 Закона о гособоронзаказе установлены исключения из режима отдельного счета, которые делают возможной оплату исполненного контракта не на отдельный счет.

Исключения из режима отдельного счета, несмотря на отсутствие указания в Законе о гособоронзаказе, делают необязательным выполнение обязанностей головного исполнителя, указанных в пп. 3, 5, 6, 9, 10 ч. 1 ст. 8 Закона о гособоронзаказе для тех случаев, когда этот закон допускает перечисление денежных средств на текущий счет. Такие случаи установлены в виде исключений из режима отдельного счета в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона о гособоронзаказе, а также при оплате исполнителю с текущего счета головного исполнителя или исполнителя.

Кроме того, для случаев, когда Закон о гособоронзаказе допускает использование исполнителем текущего счета, а не отдельного счета, исполнение обязанностей исполнителя, указанных в пп. 2, 3, 5, 6, 10 ч. 2 ст. 8 Закона о гособоронзаказе может быть невозможно, если исполнитель не открывает отдельный счет.

При этом нормы п. 7 ч. 1 и п. 7 ч. 2 ст. 8 Закона о гособоронзаказе устанавливают обязанность соответственно головного исполнителя и исполнителя использовать для расчетов с контрагентами отдельные счета, только если такие отдельные счета в уполномоченных банках контрагентами открыты.

Однако тот факт, что выполнение государственного оборонного заказа оплачивается не на отдельный счет, а на текущий счет, не делает необязательным выполнение для головного исполнителя обязанности, предусмотренной п. 11 ч. 1 ст. 8, а для исполнителя – п. 12 ч. 2 ст. 8 Закона о гособоронзаказе об информировании исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа.

Никаких других особенностей деятельности исполнителей, осуществляющих расчеты по отдельному счету или без использования такового, Законом о гособоронзаказе не предусмотрено.

Вместе с тем режим отдельного счета в соответствии с нормами п. 11 ст. 3, ст. 8.5 Закона о гособоронзаказе является средством мониторинга расчетов, в том числе контроля распоряжений о переводах денежных средств, осуществляемых в порядке, установленном Законом о гособоронзаказе (и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными актами Центрального банка Российской Федерации), в целях исполнения сопровождаемой сделки с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке (п. а), а также источником информации, касающейся операций по отдельному счету (п. в).

Кроме того, режим отдельного счета является средством:

– обеспечения приостановления (блокировки) расчетов (п. 3 ч. 1 ст. 8.2 Закона о гособоронзаказе);

– предотвращения перечисления денежных средств на цели, запрещенные Законом о гособоронзаказе (ст. 8.4 «Операции, совершение которых по отдельному счету не допускается»);

– санкционирования оплаты продукции в сфере ГОЗ.

При этом в части влияния на изменение правового статуса исполнителя в сфере ГОЗ следует отметить, что обязанности и запреты в сфере ГОЗ не изменяются в зависимости от того, как осуществляются расчеты по государственному оборонному заказу: с использованием отдельных счетов или с использованием текущих счетов.

О распространении обязанностей и запретов, установленных в сфере ГОЗ, на лиц, участвующих в поставке продукции в интересах выполнения ГОЗ

В сфере ГОЗ встречаются случаи отказа от заключения контрактов на поставку продукции по государственному оборонному заказу, в том числе и по причине нежелания открывать отдельные счета и осуществлять расчеты через них. Обязанность по открытию и использованию отдельных счетов для расчетов по контрактам установлена в п. 7 ч. 2 ст. 8 Закона о гособоронзаказе.

В связи с такими отказами возникают справедливые вопросы о распространении на исполнителей государственного оборонного заказа запретов и обязанностей, установленных в сфере ГОЗ, в зависимости от открытия ими отдельного счета для осуществления расчетов с головными исполнителями и исполнителями.

Согласно п. 4 ст. 3 Закона об оборонном заказе, исполнителем государственного оборонного заказа, участвующим в поставках продукции (товары, работы, услуги) по государственному оборонному заказу, является лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.

Под кооперацией головного исполнителя (далее – кооперация) в соответствии с п. 4.1 ст. 3 Закона об оборонном заказе понимается совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок.

Сопровождаемой сделкой согласно п. 4.1 ст. 3 Закона об оборонном заказе является государственный контракт и все контракты, заключенные в целях его исполнения между лицами, входящими в кооперацию.

При этом п. 7 ст. 3 Закона об оборонном заказе установлено, что контракт – это договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа.

Закон о государственном оборонном заказе не связывает обязанности и запреты, установленные в сфере государственного оборонного заказа, с фактом открытия отдельного счета.

В плане отказа от заключения контракта нет разницы, отказывается контрагент от заключения контракта по причине нежелания открывать отдельный счет или по какой-либо иной причине.

Исходя из системного понимания норм ст. 3 Закона об оборонном заказе любой поставщик (подрядчик, исполнитель), заключивший договор на поставку продукции (товары, работы, услуги) в целях выполнения ГОЗ, является исполнителем государственного оборонного заказа и должен соблюдать обязанности и запреты, установленные Законом об оборонном заказе.

Таким образом, вне зависимости от того, открывался или нет исполнителем отдельный счет, нарушивший запреты в сфере ГОЗ или не выполнивший установленные обязанности исполнитель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.

Игорь Васильевич БАШЛАКОВ-НИКОЛАЕВ, начальник Юридического управления ФАС России, к.э.н., магистр права

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: