Трудновыполнимое техническое задание: практика обжалования

Техническое задание: законодательные требования и сложившаяся практика

Как закупить то, что нужно именно вам, не нарушая антимонопольное законодательство? Залог успеха — грамотно составленное техническое задание. Читайте в статье, какие неявные нарушения совершают заказчики

Сложность составления технического задания состоит в том, что его положения должны обеспечить приобретение именно того товара, в котором нуждается заказчик, но при этом не должно быть нарушено антимонопольное законодательство. Требования должны быть четкими и подробными, но количество и набор характеристик не могут быть «подогнаны» под конкретную марку или определенного производителя. В противном случае такие действия по нормам Федерального закона «О защите конкуренции» могут быть расценены как нарушение антимонопольного законодательства в виде создания участнику торгов преимущественных условий.

Теоретически заказчик может и не предъявлять никаких требований к товарам, но тогда ему ожидаемо поставят самое худшее из возможных.

Типичные нарушения заказчика при составлении технического задания

Нарушение 1: неясные формулировки, значения

Из описания объекта закупки должно быть однозначно понятно, что заказчик собирается закупить. Требования к показателям характеристик (min, max или точные значения) следует указывать недвусмысленно, предельно понятно и доступно. Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 33 документация должна содержать требования, которые позволяют установить подходят ли предлагаемые товары, (работы или услуги) заказчику. Не следует использовать термины наподобие «не хуже», «не слабее» и тому подобные, это не объективное описание. Что для заказчика лучше, а что хуже, поставщик не обязан знать или угадывать.

Характеристики объекта закупки, например, могут выглядеть так:

«Требования к товару. Товар (далее — мебель) должен соответствовать ГОСТ 16371-2014 «Мебель. Общие технические условия» (введен в действие Приказом Росстандарта от 15.06.2015 № 683-ст), ГОСТ 26800.1-86 «Мебель для административных помещений. Функциональные размеры столов». Наименование товара — стол эргономичный. Размер, Ш x Г x В (ширина, глубина, высота): — минимальные значения — 100 x 100 x 71,5 см; — максимальные значения — 165 x 110 x 71,5 см. При этом высота не подлежит изменению. Цвет: коричневый. Требования к столешнице: Материал — высококачественная МДФ, толщина: минимальное значение — 12 мм, максимальное значение — 35 мм. Облицовка — ПВХ-пленка. Столешница должна быть эргономичной и иметь плавные края. В столешнице должно быть предусмотрено отверстие для проводов с заглушкой.»

Бывает, что заказчики ошибаются при указании требований диапазонными значениями. Например, «ширина более 360 мм и менее 214 мм». Иногда при описании объекта закупки не учитываются собственные инструкции по подготовке заявок: «В случае, если присутствует слово «диапазон», «в пределах», то поставщику необходимо предоставить диапазон значений ниже установленного заказчиком». Каким образом это понимать в случае температурного диапазона непонятно.

Достаточно часто заказчики переписывают с государственных стандартов все подряд характеристики, при этом товар не может обладать всеми требуемыми характеристиками одновременно. Например, что касается подвижности и жесткости бетона ГОСТ 7473-2010. Бетон может быть либо жестким (Ж), либо подвижным (П). Это взаимоисключающие характеристики. Однако, заказчики умудряются вписать в техзадание и то и другое: жесткость Ж1-Ж4; подвижность П1-П4. Материала с такими характеристиками не может быть. И это является нарушением ч. 2 ст. 33 44-ФЗ.

Должны быть обязательно указаны правильно единицы измерения показателей характеристик. В практике были случаи, когда заказчики указывали «м» вместо «мм».

Термины характеристик, их единицы измерения должны соответствовать техническим регламентам. В противном случае, заказчику придётся обосновать применение иных терминов и единиц измерения.

Установление излишне детализированных требований к материалам, из которых изготавливается товар также будет нарушением закона.

Нарушение 2: ссылка на ГОСТ без какого-либо описания

Ещё одно распространённое нарушение — это перечисление в техническом задании ГОСТ, без привязки к конкретным товарам. Позиция ФАС в этой ситуации такова, что подобное описание объекта закупки не позволяет идентифицировать каждый товар, и не позволяет потенциальному поставщику подготовить заявку должным образом.

Нарушение 3: отсутствие фразы «или эквивалент»

Распространённой ошибкой также является указание в описании объекта закупки требования к товарному знаку без ссылки на возможность применения эквивалента, что может привести к ограничению конкуренции. Узнайте подробнее об этом требовании закона в видео на сайте Школы электронных торгов «Правила составления технических заданий в рамках закона 44-ФЗ и требования к их содержанию»

В общем случае при составлении закупочного ТЗ заказчик должен следить за полной безликостью описываемого объекта, то есть в нем не должно быть никаких требований и даже намеков на конкретные товарные знаки, производителей или даже страну происхождения товара.

Ещё несколько рекомендаций при составлении техзадания по 44-ФЗ

На самом деле, грамотно подготовить описание объекта закупки, техническое задание по 44-ФЗ, без наличия специальных знаний в конкретной области довольно непросто. Некоторые заказчики даже создают закупку на оказание услуг по подготовке техзаданий. Но и самостоятельно это сделать вполне реально, если внимательно изучить требования к объектам закупки, сопоставить со своими потребностями и точно следовать правилам описания объекта закупки по 44-ФЗ.

Нужно иметь в виду, что в маркировке изделий зашифрованы некоторые характеристики. К примеру, техническим заданием предусмотрен материал «плитка тротуарная» с маркировкой «Классико 1КО.4», техзаданием никаких требований к толщине плитки не предъявлено. Согласно расшифровке маркировки, её толщина составляет 4 см. (последняя цифра маркировки указывает на толщину в смантиметрах). Однако, при исполнении контакта выяснилось, что требовалась плитка толщиной 6 см. От толщины плитки зависит нагрузка, которую она может выдержать. Неграмотно составленное техзадание привело к закупке материала, который не удовлетворяет необходимым требованиям. Поэтому нужно тщательно проверить маркировку всех материалов в техническом задании и указать все основные, важные требования к материалам.

Желательно не копировать описание товаров с различных сайтов. Информация в описании может не быть достоверной и окажется, что заявленным требованиям не соответствует ни один товар. Существует большая вероятность, что под данное описание подходит единственный товар. Это может расцениваться как ограничение конкуренции.

Все требования к характеристикам не должны иметь двусмысленное толкование. Иначе будет очень много запросов на разъяснение. Зачастую бывает так, что при множестве запросов, заказчик не может успеть в установленные сроки ответить на них по существу и времени на корректировку технического задания может не оказаться. На основании этого, иногда заказчик в разъяснении указывает, что достаточно подачи одного лишь согласия, без указания на материалы. В свою очередь, это снижает шансы закупить именно то, что необходимо, так из заявки не видно какие материалы будут использованы при исполнении работ.

Инструкцию по подготовке заявки лучше составлять уже после описания требований к техническим характеристикам. Инструкция должна не запутывать участника, а конкретизировать требования технического задания, во избежание множества запросов от участников. Несоответствие технического задания инструкции, создающее препятствие для подготовки заявки, может спровоцировать направление жалоб в УФАС потенциальными участниками закупки.

Какие ещё требования важно указать в техзадании:

  • К гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества. Заказчик в техническом задании должен установить гарантийный срок не менее, гарантийного срока производителя.
  • К гарантийному обслуживанию товара.
  • К расходам на эксплуатацию товара.
  • К обязательности осуществления монтажа и наладки товара.
  • К обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.

Главные правила

  1. При подготовке документации о закупке обратите внимание на коды Общероссийского классификатора продукции (ОКПД2), относящиеся к объекту закупки. Необходимо чтобы использованный код совпадал с конкретным объектом закупки.
  2. Помимо положений 44-ФЗ, разрабатывая техзадание следует иметь в виду также требования иных правовых актов, антимонопольных органов, технических норм и стандартов (ГОСТ, ТУ, СНиП и т.д.).
  3. Товары и материалы, запрашиваемые заказчиком в техническом задании, должны соответствовать объекту закупки и сметной документации (если такая имеется).
  4. При закупке на строительный подряд необходимо также приложить дефектную ведомость, смету, а в случае капитального строительства (реконструкции, капитального ремонта) также необходимо приложить и проектную документацию.
  5. Указывайте, что хотите закупить новые товары и материалы (т.е. они не использовались, не находились в ремонте, реставрации, не были восстановлены). Иначе, заказчик может получить б/у товары.

Распространенные вопросы

Вопрос: Можно ли прописывать на поставку запасных частей указание «оригинальных»?
Ответ: Можно, если речь идет о продукте, стоящем на гарантии, либо присутствует необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также в случае закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию.

Вопрос: Обязательно ли прописывать идентификационный код закупки в техническое задание?
Ответ: Идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В ТЗ его указывать не обязательно.

Вопрос: Нужно приобрести прибор для научных исследований к уже имеющейся системе из 3-х приборов одного производителя. Необходимо полное совмещение всего в работе. Эквивалент не желателен. Можно не писать эквивалент и указать производителя? Система тонко настраиваемая и дорогая.
Ответ: Если Ваш случай подходит под «…за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком…) – можно, в других случаях — нельзя.

Читайте также  Контрактный управляющий: обязанности и профстандарт

Вопрос: Можно ли в техзадании по капремонту указать узкие показатели, например, цвет стен с конкретным колером, приложить пример композиции из гипсокартона на потолке, конкретную коллекцию плитку без эквивалента, ссылаясь на эстетические предпочтения?
Ответ: При формировании технического задания заказчики должны руководствоваться требованиями статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Цвет стен — это выбор заказчика, это его потребность, не ограничивающая число поставщиков. Макет, эскиз композиции из гипсокартона на потолке — это также потребность заказчика, все исполнители смогут повторить приведённый в документации макет. Коллекция плитки без эквивалента — это нарушение пункта 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ: «Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент».

Как быть, если заказчик пытается «заточить» ТЗ под поставщика

Бывает, что на этапе изучения документации поставщик замечает: заказчик пытается «заточить» закупку под «своего» исполнителя. Также случается, что заявку отклоняют, хотя, с точки зрения самого участника, для этого нет никаких оснований. В этом случае справедливости приходится искать в ФАС. Расскажем, в каких случаях и как туда обращаться.

Заказчик выдвинул странные требования

Пытаясь отдать тендер «нужному» исполнителю, заказчики могут искусственно запутать документацию или установить в ней необоснованные или нестандартные требования. Если участник хорошо разбирается в своей сфере и не первый день в госзакупках, он сразу же обратит внимание на такие попытки. Примером может служить требование поставить товар с определенными характеристиками, которые не влияют на его функции. Например, туалетное мыло строго определенного цвета. Понятно, что цвет мыла никак не отражается на его способности отмыть руки, а значит, скорее всего, установка такого требования — один из механизмов ограничения конкуренции.

Что поставщику следует сделать в таком случае? Самое логичное — подать запрос на разъяснение. Конечно, в том случае, если процедура и сроки это позволяют. В запросе заказчика следует попросить обосновать, почему он выдвинул такие требования, тогда как удовлетворить его нужды могут товары со схожими характеристиками. Подать такой запрос нужно не позже чем за 3 дня до конца приема заявок.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Далее события могут развиваться по трем направлениям:

  1. Заказчик признает, что перегнул палку, и внесет изменения в документацию. Это оптимальный вариант для поставщика.
  2. Заказчик убедительно разъяснит, почему установил спорные требования.
  3. Заказчик ограничится отпиской и не даст ответ по существу.

В последнем случае есть основания для жалобы в ФАС. То же самое следует сделать, если в определенный законом срок заказчик не ответит.

Если речь идет об оспаривании положений закупочной документации, то подать жалобу нужно до того, как кончится срок подачи заявок. Причем обратиться в контролирующий орган может любое лицо, поскольку круг участников еще не определен (заявки еще принимаются).

Заказчик отклонил заявку

Участник уверен, что составил заявку правильно, однако заказчик ее отклонил. Мотив может быть, например, таким: отсутствует определенный документ, техническое предложение (форма № 2) не соответствует техзаданию и другие. Если это, по мнению поставщика, лишено оснований, то следует направить жалобу в ФАС.

В случае обращения в антимонопольный орган по поводу нарушения процедурной части закупки — неправомерное отклонение участника, нарушение при оценке заявок, иные действия или бездействие заказчика, оспаривание результатов процедуры — срок подачи жалобы составляет 10 дней с даты публикации в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

Важно знать, что жалобу подобного рода может направить только участник, подавший заявку на участие в процедуре.

Обращение в ФАС

Жалобу целесообразно подать в электронной форме через сайт ФАС, подписав ее электронной подписью. Посетив ресурс Антимонопольной службы, можно найти немало полезной информации по составлению жалобы.

В документ следует включить:

  • сведения о заказчике — наименование, адрес, контактные данные;
  • сведения о заявителе — наименование или ФИО, адрес, телефон, email;
  • данные о закупке, в отношении которой подается жалоба;
  • указание на действия или бездействие, подлежащие обжалованию;
  • подтверждающие доводы заявителя документы;
  • список бумаг, которые приложены к жалобе.

Рассмотрения жалобы ФАС состоится в течение 5 рабочих дней. День подачи не считается. Не позже чем через 2 рабочих дня заявитель, заказчик и оператор ЭТП (в случае жалобы на электронный аукцион) получат уведомление о том, где и как она будет рассмотрена.

Образец жалобы с официального сайта ФАС

Решение ФАС

Дальнейшая судьба закупки будет зависеть от того, какое решение вынесет ФАС. В наших примерах решения могут быть такими:

  • если будет признано, что заказчик указал неправомерные требования в ТЗ, его заставят изменить документацию;
  • если будет признано, что заявка отклонена без оснований, ФАС заставит заказчика ее принять;
  • закупка может быть приостановлена или вовсе отменена, если ФАС найдет для этого основания;
  • жалоба может быть признана необоснованной, то есть ФАС признает, что заказчик ничего не нарушал.

Согласно статистике, как минимум в 30% случаев жалобы по закупочной деятельности являются обоснованными. Это значит, что антимонопольный орган принимает сторону заявителей (полностью или частично), а заказчики получают предписания устранить нарушения.

Топ-5 ловушек заказчика в техзадании

Если найти уловки заказчика в техзадании на этапе анализа закупки, можно заполнить форму 2 так, чтобы ее не отклонили. В статье рассказали, на что обращать внимание в техническом задании, а в видео показали, как работают уловки.

Про ловушки в документации и что делать, если столкнулись с ними, мы рассказали в статье «Топ-5 ловушек заказчика в документации». Эти же приемы подойдут и для работы с ловушками в техзадании. Но сперва разберемся, чего ожидать от заказчиков.

Сложное техзадание или инструкция по заполнению

Некоторые заказчики так хотят получить конкретного поставщика, что прописывают характеристики товара до мелочей. В итоге документация разрастается до абсурдных размеров.

Так, в одной из закупок объем характеристик товара в документации занимал больше 200 страниц. Параметры изложили хаотично, без структуры и логики. Таким способом госзаказчики усложняют жизнь участникам. При подготовке первой части легко наделать формальных ошибок, за которые можно отклонить. А кто-то вовсе откажется от участия. Верховный суд признает такие действия неправомерными, т. к. хаос в документации делается умышленно.

Скачать Определение Верховного суда

Переменные требования к товару

Встречаются креативные заказчики, которые прописывают формулы в excel-файл с требованиями к товару. В определенный момент значение ячейки меняется. А все заявки, которые составлялись по старым данным, уже не соответствуют требованиям закупки.

Эта фишка от заказчиков стала своеобразным трендом 2020 года. Как они только не изощрялись. Суть заключается в том, что они прячут в вордовских или экселевских файлах формулы, которые делают так, чтобы данные менялись после определенного времени. Подменить могут не только производителя, но и единицы измерения, конкретные значения — все, что угодно. Даже ФАС не выдержала и назвала эту уловку «беспрецедентным по своей наглости нарушением».

Покажем на видео, как это работает, в конце статьи.

ПДФ-файлы с подвохом

Чем-то это похоже на уловку с формулами. Техзадание выкладывается в формате ПДФ с возможностью копирования текста. Но некоторые слова в нем, например частица «не», вставлены картинками. Если скопировать такой текст и вставить в заявку, то картинка пропадет. И смысл поменяется на противоположный. Такую деталь тоже легко не заметить, если не ждешь подвоха. Поэтому всегда внимательно перечитывайте все, что скопировано из документации к закупке.

Избыточные требования к товару

Некоторые заказчики прописывают в техзадании такие характеристики товаров, которые можно узнать, только если провести испытания. Чаще всего это делают по глупости, просто потому что скопировали характеристики из ГОСТа. Но иногда — специально, чтобы отсеять ненужных поставщиков.

Например, в одной закупке требовали указать время высыхания краски. Его можно узнать, только если что-нибудь покрасить и оставить сушиться.

Технологически не связанные товары

Иногда заказчик в один лот включает технологически и функционально не связанные между собой товары. За такие действия ему грозит штраф от 10 000 до 50 000 рублей.

Так, например, ФАС считает недопустимым обслуживание и уборку объектов, которые расположены в разных муниципальных образованиях. Суть в том, что большинство компаний в состоянии побороться за заказ на отдельном участке. Если же в одну закупку включаются удаленные друг от друга объекты, то многим компаниям не хватает мощности перебросить машины и людей в разные части региона. Либо это будет невыгодно. Поэтому такие заказы забирает нужная организация по максимальной цене.

В заключение скажем, что 34 статья 44-ФЗ разрешает объединить услуги по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. А в июне прошлого года Верховный суд признал правомерным закупки на поставку компьютера и программ к нему.

Читайте также  Запрос коммерческого предложения: образец

Скачать обзор Верховного суда от 28.06.2017

Видео: ловушки для поставщиков в техзадании

Обжалование отклонений заявок по первой части в ФАС

Особенности обжаловании отклонений заявок по первой части в ФАС (44-ФЗ и 223-ФЗ)

При отклонении заявки на тендерную процедуру, проводимую в соответствии как с законом 44-ФЗ, так и c законом 223-ФЗ) участник может смириться, а может использовать предусмотренную законодательством РФ возможность его обжалования. Тем более, что обжалование отклонений пока бесплатное, вне зависимости от обоснованности или необоснованности жалоб. Рассмотрим оба варианта действий участника подробнее.

Рассмотрим сначала случаи, когда отклонение заявки по первой части оспаривать бесполезно.

— если участник не представил в составе первой части заявки рекомендованную форму 2 (в любой форме), например, забыл загрузить на ЭТП или разместил в составе второй части заявки, либо представил форму 2 от другого тендера, либо не заполнил в форме 2 хоть один пункт.

— если участник заархивировал форму 2, а архив повредился при отправке, либо участник заархивировал и запаролировал (или просто запаролировал) по ошибке форму 2. Взламывать пароль заказчик, разумеется, не станет.

— если часть информации, представленной участником в рекомендованной форме 2, не читается, например, съехал вниз последний пункт таблицы.

— если заказчик отклонил заявку обоснованно: за нарушение требований технического задания, спецификации, формы 2, Инструкции по заполнению заявки, нормативных документов (ГОСТов, ОСТов, ТУ и др., если они заявлены в документации как применяемые),

— если участник не указал страну происхождения каждого товара в перечне, либо не указал что все товары происходят из одной и той же страны.

— если участник указал товарный знак хотя бы одного товара, отличный от товарного знака, указанного в документации заказчика, при этом товар под указанным товарным знаком не является эквивалентом товара, требующегося заказчику и заказчик предъявил в протоколе рассмотрения первых частей заявок убедительные доказательства этого факта. Можно не сомневаться, что он предъявит те же аргументы и на комиссии ФАС в случае обжалования отклонения.

В некоторых случаях жалобы (на отклонение по первым и вторым частям заявок) подавать нецелесообразно, даже если обоснованность обжалования не вызывает сомнений:

— если заказчик отклонил заявку необоснованно, но одна и та же претензия предъявлена к заявкам нескольких участников. Можно не сомневаться, что ФАС, рассмотрев все заявки, обнаружит это и заставит заказчика допустить их при повторном отклонении. Аукцион при этом начнется не с НМЦК, а с наименьшего предложения последнего участника.

Пример 1: Заказчик, не понимая разницы между товаром и материалом необоснованно отклонил 10 заявок на аукцион, объектом закупки которого являлась поставка гардинно-тюлевых изделий. При этом 4 допущенных участников обеспечили снижение на 50%. При повторном рассмотрении допущены были все 10 участников, которые и «доели» оставшуюся половину НМЦК. Снижение составило уже 75%. Жалобу подали 2 участника по одному и тому же основанию. По одной из жалоб было принято решение о повторном рассмотрении заявок и недопущении их отклонения по данному основанию. Ни один из жалобщиков победителем не стал, они просто невольно помогли победить другому участнику.

— — если заказчик отклонил заявку необоснованно, но к аукциону было допущено много участников, что привело к настолько значительному снижению, что участие в процедуре стало невыгодным. Ведь участнику, которого ФАС допустит по жалобе придется участвовать в повторном аукционе, что приведет к дальнейшему снижению цены контракта (договора).

Пример 2: Заказчик необоснованно отклонил заявку одного из 8-ми участников. Снижение на аукционе составило 68%. Участник рассчитывал в случае допуска снижаться максимум на 58%. Понимая бесперспективность борьбы, участник обжаловать отклонение не стал.

Все сказанное выше в полной мере относится к обжалованию отклонений первых частей заявок к процедурам, проводимым в соответствии с законом 223-ФЗ. Однако здесь у заказчика есть неограниченный ресурс для отклонения: любое несоответствие требованиям документации заказчика и Положения о закупке.

Заказчик отклонил котировочную заявку (запрос котировок проводился в соответствии с 223-ФЗ) за то, что анкета не была подписана собственноручной подписью участника и на ней не стояла печать его организации. Участник обжаловал отклонение, мотивируя его тем, что комплект документации был подписан ЭЦП, имеющей равную юридическую силу с собственноручной подписью заказчика. Наличие в организации печати он не отрицал. ФАС признал жалобу, необоснованной, поскольку и в Положении о закупках заказчика и в котировочной документации было указано требование о подписании анкеты собственноручной подписью и проставлении печати организации (при ее наличии).

Заказчик отклонил конкурсную заявку (конкурс проводился в соответствии с 223-ФЗ) за то, что анкета была представлена участником не на бланке организации. Поскольку такое требование было указано и в конкурсной документации и в Положении о закупках заказчика, участник не стал обжаловать отклонение ввиду его бесперспективности.

Заказчик отклонил конкурсную заявку (конкурс проводился в соответствии с 223-ФЗ) за то, что в имя файла технического предложения представляло собой название организации заказчика с указанием формы собственности «ООО Ромашка.docx». Поскольку и конкурсная документация, и Положение о закупках запрещали указание названия организации в первой части конкурсной заявки, ФАС по факту обжалования пришел к выводу что заказчик прав – отклонение обоснованно.

Иногда поводом для отклонения становится на первый взгляд парадоксальное основание: превышение хоты бы одной единичной расценки в предложении участника при предложении минимальной цены договора (контракта). Казалось бы, какая разница заказчику, какие единичные расценки укажет участник? Ведь ему главное приобрести перечень необходимых товаров по минимальной цене. На самом деле, согласно закону 223-ФЗ, критерием отбора может одно из двух: цена предложения или единичные расценки. Заказчик выбирает критерий отбора по своему усмотрению, ведь у него могут быть разве каналы финансирования закупок товаров с разными ОКПД2. И может случиться так, что на конкретную позицию выделенной суммы не хватит и он не сможет заключить рамочный договор с победителем именно из-за превышения тем хотя бы одной единичной расценки.

Рассмотрим теперь случаи, когда оспаривание заявки, отклоненной по первой части целесообразно (речь пойдет о процедурах, проводимых в соответствии как с законом 44-ФЗ, так и с законом 223-ФЗ).

— заказчик отклонил заявку необоснованно, хотя она соответствует всем законодательным требованиям, требованиям его документации и нормативным документам. Здесь почти стопроцентная вероятность признания отклонения необоснованным комиссией ФАС.

— заказчик отклонил заявку по тому основанию, по которому участник задал вопрос в запросе разъяснений, либо давал противоречивые ответы разным участникам на один и тот же вопрос в запросе разъяснений. Даже если участник не учел конкретного ответа на запрос разъяснений, он может подавать жалобу в ФАС. Ведь подача запроса разъяснений – это право, а не обязанность участника. Кроме того, закон не обязывает участника читать ответы на запросы разъяснений (как свои, так и чужие), которых может быть и целый десяток. В данной ситуации ФАС может обязать заказчика провести повторное размещение процедуры. Даже если саму жалобу он признает необоснованной. Это тоже неплохой результат, ведь у участника появится шанс снова побороться за победу.

— заказчик по запросу разъяснений изменил документацию, но устранил не все свои технические ошибки (по невнимательности или умышленно). Это тоже отличный повод для написания жалобы в ФАС. Пусть даже участника заказчик отклонил по другому основанию, но комиссия ФАС может заставить заказчика привести в порядок документацию и провести повторное размещение процедуры, что только и нужно жалобщику.

— заказчик отклонил заявку из-за несоответствия предложения нормативному документу, на который он не ссылался в документации. В этом случае, ФАС скорее всего будет на стороне участника, ведь тот не обязан использовать нормативные документы РФ, если об этом не заявил заказчик, а может поставить товар, изготовленный по индивидуальному заказу, либо поставить зарубежный товар, если это не запрещает документация заказчика, а тогда он будет соответствовать нормативным документам, но не российским, а страны-производителя.

— заказчик опубликовал документацию в небрежном виде, со многими числовыми (и грамматическими ошибками). Если это затрудняет подготовку формы 2 участник участнику целесообразно не тратить время на запросы разъяснений, а пожаловаться на документацию до истечения срока подачи заявок. Он может параллельно подать заявку и в случае её допуска отозвать жалобу до даты ее рассмотрения. Правда, у ФАС есть право произвести внеплановую проверку процедуры даже в случае отзыва жалобы. Тут уж он будет поступать по своему внутреннему убеждению.

В заключение, автору хотелось ба дать ряд рекомендаций по обжалованию отклонений заявок в целом, ведь от его результата будет зависеть в значительной степени судьба участия в процедуре. А едва ли не 95% отклонений заявок приходится именно на их первые части.

— в жалобе необходимо указать все необходимые реквизиты заказчика и реквизиты своей организации (адреса, телефоны, ФИО ответственного со стороны заказчика, полное названия организаций (своей и заказчика)), дату выхода извещения об обжалуемой закупке, а также номер процедуры в ЕАИС, идентификационный номер своей заявки. Для верности можно еще подтвердить его, приложив уведомление о принятии заявки с ЭТП.

Читайте также  Как платится транспортный налог на новый автомобиль

— жалобу необходимо четко обосновать, избегая многословия, чтобы убедить комиссию ФАС в том, что заказчик нарушил закон.

— В конце текста жалобы не забудьте четко сформулировать просьбу – это как правило:

— отмена протокола рассмотрения заявок, протокола проведения аукциона, повторное рассмотрение заявок участников,

— либо отмена процедуры, внесение изменений в документацию и повторное размещение извещения о закупке.

В обоих случаях при положительном решении комиссии ФАС вы сможете продолжить борьбу за победу в обжалуемой процедуре, правда, учтите, что в последнем случае заказчик, выполнив предписание ФАС, может отменить процедуру. Тут уж ничего не поделаешь.

Частые ошибки заказчика в техзадании и как их устранять

Типичные ошибки заказчиков в техническом задании:

  • указание на товарный знак;
  • нестандартные характеристики;
  • заточка под конкретного поставщика;
  • отсутствие технологической связи между товарами;
  • технические ошибки (опечатки);
  • требование конкретных показателей от подрядчиков.

Контрактное законодательство разъясняет, как правильно описать объект закупки (ст. 33 44-ФЗ). Несмотря на это, в техническом задании встречаются различного рода ошибки. Рассказываем о типичных ошибках заказчиков и как правильно составить ТЗ, чтобы избежать обжалования.

Указание на товарный знак

Контрактная система запрещает ссылаться на товарный знак в описании параметров товара (ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Исключение: наименование дополнено формулировкой «или эквивалент».

Требование о закупке конкретных товарных знаков допустимо, если это продиктовано необходимостью обеспечить совместимость товаров, которые подлежат поставке с теми, что используются заказчиком. Например, поставка запчастей для станка. Обязательное условие: это не приведет к сужению количества участников. В противном случае заказчика ждет жалоба в ФАС.

Пример из практики. ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника» запросила к поставке материалы для стерилизации со ссылкой на товарный знак. ФАС усмотрел в этом нарушение и встал на сторону участника закупки, который подал жалобу (дело №034/10/18.1-287/2020).

В законе о контрактной системе прописано, можно ли объявить закупку материалов конкретного издательства: да, если этим издательствам принадлежат исключительные права (п. 14 ст. 93 44-ФЗ). В этом случае способ размещения заказа — у ед. источника.

Также в законе сказано, можно ли писать в техническом задании, что поставщиком может быть только завод-изготовитель: да, если это обосновано необходимостью совместимости продукции (ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).

Нестандартные характеристики

При описании технических параметров товара, который подлежит поставке, используют общепринятые термины, значения и единицы измерения — вес, объем, штуки и т. п. (ч. 2 ст. 33 44-ФЗ).

Когда параметры, которые предусмотрены техническими регламентами, не совпадают с требованиями заказчика, понадобится обоснование. В противном случае поступит жалоба в ФАС на излишние требования технического задания и ограничение конкуренции.

Частая ошибка госзаказчиков — ссылки на недействующие или некорректные ГОСТы, ТУ и прочие регламенты. Вот пример из решения №054/06/33-770/2020:

Описание товара под конкретного поставщика

Участник обжалует закупку, если докажет, что техническое задание составлено под определенного поставщика (производителя). Указание в характеристиках товара значений без возможности незначительного отклонения, в том числе в сторону улучшения — нарушение прав, как и описание продукции, которую поставляет только один предприниматель.

Свежий пример из практики — решение по жалобе на ГУФСИН России по Кемеровской области. Причина: ограничение конкуренции путем включения в техническое задание параметров, которые подходят под определенного поставщика. ФАС признал заказчика нарушителем и выдал предписание (решение №054/06/33-770/2020).

Отсутствие технологической и другой связи

Объединение в один тендер разноплановой продукции — нарушение 44-ФЗ, которое сужает круг участников тендера и нарушает их права. Например:

  1. Лицензируемых и нелицензируемых видов деятельности (письмо ФАС от 09.02.2015 №АЦ/5147/15).
  2. Продукции, на поставщиков которой распространяются преференции, и той, что не входит в этот перечень.
  3. Товаров, на которые распространяется национальный режим, и тех, что не входят в список.
  4. Товаров, которые относятся к разным товарным группам и не связаны между собой. Например: запасные части для автомобилей и моющие средства.
  5. Услуг, которые подлежат исполнению на удаленных друг от друга объектах (уборка территории на разных концах города и т. п.).

Пример из практики. Отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и ЖКХ администрации города Алатыря Чувашской Республики объединил в один лот строительно-монтажные работы и оказание услуг по энергоэффективности использования энергетических ресурсов. Участник тендера счел это нарушением его прав и подал жалобу. ФАС признал ее обоснованной (дело №021/06/64-318/2020).

Технические ошибки

В тендерной документации часто встречаются случайные ошибки. Например:

  1. Опечатки в названиях товаров, наименовании услуг и их характеристиках.
  2. Ошибки в расчетах.
  3. Опечатки, которые приводят к неверным ссылкам на нормативы.

Пример. ГОБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» ошибочно указал в техническом задании конкретное значение параметра принтера вместо диапазона значений. Заказчик обратился в ФАС за предписанием об устранении нарушения. Также была подана жалоба от участника тендера. Ведомство провело проверку и подтвердило факт нарушения.

Рассказываем, что делать если в техзадании к аукциону прописаны несуществующие размеры: направьте запрос на разъяснения положений тендерной документации заказчику, чтобы он увидел, что допущена ошибка, и принял меры.

Требование о показателях, если товар используется

Когда заказчик требует у подрядчика конкретные показатели продукции, которая используется при выполнении работ, — это нарушение 44-ФЗ, так как в составе заявки достаточно согласия (письмо ФАС №ИА/53616/20 от 25.06.2020). Исключение: товар — основное средство и ставится на учет. Это значит, что запрашивать конкретные показатели обоев, которые подрядчик клеит при ремонте, излишне. Требовать характеристики оборудования, которое устанавливают при ремонте (система кондиционирования и т. п.) — правомерно.

Пример из практики: решение по жалобе на ФГБОУ ВО «НГАУ». Заказчик требовал в составе первой части заявки указать конкретные показатели товаров, страны происхождения товаров при том, что предмет закупки — капитальный ремонт кровли, и от участника требуется только согласие. ФАС встал на сторону участника, который подал жалобу (решение №054/06/33-941/2020).

Что делать, когда допущена ошибка

Способ устранения ошибки зависит от этапа закупки, на котором она обнаружена. Рассказываем, что делать с ошибкой и опечаткой в техническом задании по ФЗ 44 заказчику:

  1. Внесите изменения в документацию, если позволяет срок до окончания подачи заявок.
  2. При существенных изменениях, которые не внести корректировкой, проведите процедуру отмены тендера и объявляйте новую закупку. Когда срок, в течение которого проводят отмену тендера, прошел, решение об отмене закупки принимает ФАС. Исключение: возникновение форс-мажора (ч. 2 ст. 36 44-ФЗ).

Поставщику при обнаружении ошибки следует:

  1. Писать запрос на разъяснение положений тендерной документации. Это укажет заказчику на ошибку и послужит основой для внесения изменений или отмены тендера.
  2. Жаловаться в ФАС. Решение ведомства — основание для внесения изменений в тендерную документации, отмены тендера и его итогов, если у заказчика нет на это полномочий.

Казначейство назвало самые распространенные ошибки при госзакупках за II полугодие 2019 года

Казначейство выпустило обзор нарушений в финансово-бюджетной сфере за II полугодие 2019 года. В их числе ошибки, допущенные при госзакупках товаров, работ, услуг (далее — товар). Значительную часть заказчики допустили при расчете НМЦК и исполнении контракта. Остановимся на основных.

Нарушения при расчете НМЦК

Большинство ошибок связано с использованием неверной ценовой информации и с некорректным применением методов определения цены контракта.

При расчете НМЦК не нужно использовать:

  • информацию о ценах товаров, неидентичных или неоднородных планируемым к закупке (например, по количеству, описанию характеристик);
  • предложения поставщиков, которые не поставляют идентичные товары;
  • предложения поставщиков, чьи условия не сопоставимы с условиями планируемой закупки.

Кроме того, ведомство указало, какие недочеты допускали заказчики при выборе методов определения цены:

  • использовали метод некорректно. В частности, заказчик применил нормативный метод, но предельная цена на товары в требованиях к ним не была утверждена;
  • использовали иные методы, хотя была возможность применить основные.

Об авторе этой статьи

Элла Залужная Эксперт проекта Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС по специальности «Финансы и кредит».

В 2013 году — Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году прошла профессиональную переподготовку на базе образовательного центра «Гарант» и «Сбербанк-АСТ» по программе «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».

С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2017 года — консультирует заказчиков и поставщиков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: