Включение в реестр недобросовестных поставщиков: действия заказчика

Когда заказчик направляет информацию в РНП

Заказчики, которые осуществляют закупки по законам № 44-ФЗ и/или № 223-ФЗ, столкнувшись с недобросовестным поставщиком, обязаны направить сведения о нем в ФАС. Антимонопольный орган на основе представленных данных принимает решение о включении такого лица в Реестр недобросовестных поставщиков. О том, в каких случаях и в какие сроки у заказчиков возникает обязанность обратиться в ФАС, расскажем в этой статье.

Какой поставщик является недобросовестным

Согласно статье 5 закона № 223-ФЗ, недобросовестным считается поставщик, который уклонился от заключения договора, а также тот, договор с которыми был расторгнут судом. В рамках контрактной системы существует еще один случай расторжения контракта – в одностороннем порядке заказчиком в связи с тем, что исполнитель существенно нарушил его условия (статья 104 закона № 44-ФЗ). Сведения о таких поставщиках подлежат передаче в антимонопольный орган.

Подача информации и решение ФАС

Столкнувшись с недобросовестным поставщиком, заказчик должен обратиться в центральный аппарат ФАС или в территориальное подразделение по месту своего нахождения. Ему следует подать обращение о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков в письменном виде либо в виде электронного документа, который необходимо заверить электронной подписью.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Если сведения в ФАС подаются на основе судебного решения, то включение поставщиков в реестр происходит достаточно быстро. Антимонопольная служба не рассматривает причины расторжения контракта (договора) и не проверяет выводы судов. В этом случае достаточно самого судебного решения и приказа ФАС, и уже максимум через 10 рабочих дней исполнитель окажется в реестре недобросовестных поставщиков.

Если заказчик обращается в ФАС на основании того, что поставщик уклонился от заключения контракта либо существенно нарушил его условия (при закупках по № 44-ФЗ), антимонопольная служба обязана провести проверку. Если указанные заказчиком сведения подтверждаются, то в течение трех дней ФАС должна сделать соответствующую запись в реестре.

В какие сроки следует обратиться в ФАС

Срок подачи сведений о недобросовестном участнике в антимонопольную службу зависит от того, в рамках какого закона проводилась закупка. В отличие от закона № 223-ФЗ, закон о контрактной системе устанавливает гораздо более жесткие сроки.

Для закупок по № 44-ФЗ

В соответствии с законом № 44-ФЗ, для обращения в ФАС у заказчика есть 3 дня, а в отдельных случаях – 5 дней. Зависит это от причины обращения. Так, если контракт расторгнут по решению суда либо заказчика, то подать сведения о недобросовестном поставщике необходимо в течение 3 рабочих дней. Такой же срок установлен для случая, когда победитель процедуры определения поставщика уклонился от заключения контракта, и заказчик заключил его со следующим участником. В этом случае три рабочих дня отсчитываются с даты заключения контракта со вторым поставщиком. Если же в закупке участвовал всего один поставщик, то у заказчика есть 5 рабочих дней. Исчисление начинается со дня, когда закончился срок подписания контракта с единственным участником. Это справедливо и для закупок по статье 93 закона № 44-ФЗ, а также в случаях, когда заявку на участие в закупке подал всего один поставщик либо остальные конкуренты отсеялись на одном из этапов закупки.

Для закупок по № 223-ФЗ

В рамках закона № 223-ФЗ заказчик располагает более продолжительными сроками для обращения в ФАС. Для тех случаев, когда это делается на основании решения суда о расторжении договора, предусмотрен срок 10 рабочих дней. В случае уклонения поставщика от заключения договора, для обращения в антимонопольный орган у заказчика есть 30 календарных дней. Дата отсчета определяется также, как указано выше для закона № 44-ФЗ: если договор заключается со вторым поставщиком – с даты его заключения, а если второй поставщик отсутствует по той или иной причине – с даты истечения срока подписания договора с единственным заказчиком.

Некоторые нюансы

Важно помнить, что действующая редакция Гражданского кодекса обязывает заказчика до обращения в суд предпринять попытку урегулировать разногласия с исполнителем в досудебном порядке. И только при невозможности такого урегулирования заказчик может обращаться в суд. Обратите внимание, что если суд расторгает договор, то срок для обращения в ФАС отсчитывается с наступления даты такого расторжения.

Также стоит не упустить из виду тот факт, что в рамках закона № 44-ФЗ сроки для обращения в ФАС по поводу недобросовестности поставщика установлены в рабочих днях. А вот в рамках закона № 223-ФЗ в случае с судебным решением также фигурируют рабочие дни, тогда как при уклонении поставщика от заключения договора срок обращения в ФАС исчисляется в календарных днях.

Что делать, если заказчик включает вас в РНП?

Вы намерены заключить контракт и исполнить его, но из-за формальных нарушений заказчик передает сведения о вас в ФАС. Посмотрим, как избежать таких ситуаций и как действовать, если это все-таки произошло.

Вы неожиданно победили в закупке

Это может произойти в двух случаях:

    В электронном аукционе несколько участников подали заявку, но никто не пришел в аукционный зал. Тогда заказчик проверяет 2-ые части заявок всех участников и заключает контракт с тем, кто соответствует условиям и прислал заявку раньше других.

Чтобы не оказаться в этой ситуации, не забывайте отзывать заявки, если передумали участвовать. Следите за результатами аукциона, даже если потеряли к нему интерес, а заявку не отозвали. Звоночком станет то, что ЭТП не разблокировала обеспечение заявки.

  • Вы оказались единственным участником, который подал заявку. Даже если вы не снизили цену, вас признают победителем и пришлют на подписание контракт как с единственным поставщиком. Если откажетесь, потеряете обеспечение заявки и попадете в РНП.
  • В ситуации, когда вы стали вторым номером в аукционе или конкурсе, а победитель отказался заключать контракт, вы сами решаете, соглашаться подписывать контракт или нет. За отказ не накажут. А в котировках нельзя уклоняться участникам, которые заняли первое и второе место.

    Как может развиваться ситуация:

    1. Вы поздно обнаружили, что победили в закупке, время подписания истекает через 1-2 дня и не успеваете подготовить обеспечение контракта. Если это электронный аукцион, попробуйте написать протокол разногласий. Сообщите заказчику, по какой причине вам необходима отсрочка, и постарайтесь уложиться в новый срок.
    2. Заказчик отправил вам проект контракта, но не дождался от вас подписанного варианта и сам сообщил об этом. В этой ситуации еще есть шанс подписать контракт. Алгоритм смотрите ниже в части о сроках подписания.
    3. Заказчик не дождался от вас подписанного контракта и просто передал сведения в РНП. Это возможно, если вы не отследили, что обеспечение заявки не вернулось, а документ попал в спам в почте. В этом случае есть шанс отстоять свою правоту в ФАС, а если не получится, то в арбитраже.

    Пропустили срок подписания

    Причины, по которым победитель закупки без злого умысла пропускает срок подписания контракта, могут быть самые разные. Например, заболел специалист тендерного отдела, который вел закупку, или забыли продлить срок действия сертификата электронной подписи.

    Если вы уже пропустили срок, когда можно подписать протокол разногласий, то действуйте по этому алгоритму:

    Свяжитесь с заказчиком, напишите письмо о согласии подписать контракт.

    Попросите его заново открыть контракт для подписания. Он может перевесить контракт на ЭТП, сославшись на изменение в адресном блоке или из-за другой мелкой ошибки или уточнения.

    Если заказчик готов заключать с вами контракт, то может сделать от своего имени протокол разногласий и заново вывесить проект контракта.

    После этого у вас появится возможность подписать контракт.

    Неправильно предоставили обеспечение

    Важно очень внимательно соблюдать требования к условиям банковской гарантии и перечислению денег на счет заказчика. Несоответствие этим требованиям — формальный повод включить вас в «черный список». Ситуации могут быть разные:

    Вы снизили НМЦ на 25%, не предоставили документ о добросовестности и перечислили обычное обеспечение (а нужно больше в полтора раза в рамках антидемпинговых мер).

    Вы сами ошиблись или банк допустил неточность в гарантии: срок меньше положенного, ошибка в сумме (сумма гарантии может быть больше назначенной, но меньше — нет) и т.д.

    Наконец, просто не успели вовремя оформить.

    Чтобы не оказаться в этой ситуации:

    • заранее рассчитывайте в банке лимит гарантии,
    • согласовывайте с заказчиков проект гарантии,
    • не забывайте про 1,5 обеспечение в закупках, где это требуется.

    Если не хватает нескольких дней, попробуйте продлить срок подписания протоколом разногласия или попросите заказчика заново вывесить контракт на ЭТП.

    Если совсем не успеваете, есть шанс избежать попадания в РНП, если докажете, что предпринимали попытки получить гарантию. Для этого подойдет переписка с банками или брокерами.

    Поставщик не выполняет условия контракта

    Если вы нарушаете условия контракта, заказчик может расторгнуть контракт в одностороннем порядке или по суду (например, из-за нарушения сроков работ). Если включение в РНП происходит на основе судебного решения, ФАС не рассматривает причины расторжения контракта и не проверяет выводы судей. Максимум через десять рабочих дней поставщик окажется в РНП.

    Если вы не согласны, что просрочка или другое нарушение произошли из-за вас, защищайте свои права в следующей инстанции. Сохраняйте и используйте все письма и документы, которые доказывают, что вы нарушали условия не по своей вине.

    Также есть неочевидная ситуация, когда появляется риск попасть в РНП. Заказчик предлагает вам расторгнуть контракт не по обоюдному согласию, а по инициативе с его стороны. Не соглашайтесь на это, так как формально в этом случае заказчик даже без решения суда отправит сведения о вас ФАС.

    Читайте также  Акция по КАСКО

    По какому алгоритму попадают в РНП?

    1. Заказчик передает сведения в ФАС

    Направить информацию о недобросовестности — обязанность заказчика, а не его право. Если он этого не сделает в течение трех рабочих дней, ему грозит административная ответственность.

    2. ФАС рассматривает дело и выносит решение

    Получив жалобу от заказчика, контролеры из ФАС за 10 дней проверяют добросовестность поставщика. Вы можете участвовать в рассмотрении дела и отстаивать свою добросовестность. Как готовиться к рассмотрению:

    • Заранее оформите возражение на жалобу заказчика, где перечислите факты, которые доказывают, что вы не успели подписать ненамеренно. Если у вас есть желание исполнять контракт, вам нужно показать комиссии ФАС, которая рассматривает дело, что вы сделали все возможное, чтобы своевременно его подписать.
    • Подготовьте документы, подтверждающие намерение исполнить обязательства. Например, банковскую гарантию или платежку о переводе банку обеспечения контракта, обращение к ЭТП с указанием технических неисправностей, скрины и документы, свидетельствующие о сбоях в работе компьютеров или сетей.

    Комиссия будет решать, уважительная у вас причина или нет. Правда, сложилась неоднозначная правоприменительная практика по вопросу, какие причины «уклонения» считать уважительными. Все зависит от мнения членов комиссии и сложившейся в регионе практики. Доходит до того, что в результате двух заседаний ФАС выносит разные решения по идентичным контрактам в совместной закупке.

    Вот причины, из-за которых победитель не смог заключить контракт и которые в разных регионах признавали уважительными или нет:

    Уважительная причина

    Неуважительная причина

    Уведомление о получении контракта попало в спам

    Сломался компьютер, с помощью которого планировали подписать контракт.

    Технический сбой в работе ЭТП

    Если вас заблаговременно не известили о месте и времени рассмотрения дела, рассматривать дело не имеют права, заседание должны перенести. Если вас известили, но вы не пришли, дело рассмотрят без вас.

    Если ФАС решит, что нет оснований включать в РНП, вы сможете заключить контракт. А если нет, то в течение трех рабочих дней передаст сведения в реестр. Это решение можно оспорить в арбитражном суде.

    3. Обжалование решения

    Если для включения в РНП применили формальные основания (например, не смогли вовремя перечислить обеспечение, так как банк не работал четыре дня подряд из-за праздников), у поставщика есть хороший шанс добиться в суде исключения из РНП. Судебная практика в этом вопросе на стороне поставщиков.

    Если поставщик все-таки попал в РНП и не смог обжаловать это в суде, придется ждать два года до исключения из реестра. Обратите внимание, что в РНП передают наименование, адрес, ИНН организации, а также ИНН и ФИО директора и всех учредителей. Поэтому создать новую компания для участия в госзакупках можно только с новым учредителем.

    Выводы

    • Заказчик обязан передать сведения в ФАС, если участник нарушил 44-ФЗ. Но большинство из них заинтересованы заключить контракт, а не проводить закупку заново.
    • Чтобы избежать таких ситуаций, заранее просчитывайте риски. Запросите лимит банковской гарантии, не откладывайте подписание контракта на последние несколько часов.
    • Если хотите заключить контракт, а что-то этому мешает, собирайте доказательства этого.
    • Не замалчивайте проблемы, сообщайте о них заказчику, уточняя, что вы намерены заключить контракт. У заказчиков есть инструменты для того, чтобы продлить срок подписания контракта.
    • Дела о включении в РНП рассматривают ФАС. Если докажете, что намеревались заключить контракт, вы не попадете в РНП.

    Ответим на вопросы

    Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

    Как работать с реестром недобросовестных поставщиков с 01.07.2021

    Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ — это своеобразный «черный список». Если компания попадает в него, то участие в закупках в течение последующих двух лет для нее становится практически невозможным, так как большинство заказчиков включают в закупочную документацию требование, чтобы участника не было в РНП. С июля 2021 года вступили в силу серьезные изменения.

    Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

    Скачать постановление Правительства № 1078 от 30.06.2021 из КонсультантПлюс

    Что такое реестр недобросовестных поставщиков

    В законодательстве отсутствует определение, что такое реестр недобросовестных поставщиков в госзакупках. В широком понимании РНП — это систематизированные сведения об исполнителях, которых признали недобросовестными. Реестр ведет Федеральная антимонопольная служба, руководствуясь порядком ведения реестра.

    Официальный сайт реестра недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ находится в Единой информационной системе (ЕИС) в разделе «Контроль и аудит». Доступ к ресурсу не ограничен.

    Список недобросовестных поставщиков позволяет предупредить других участников о неблагонадежности контрагентов. Если в нем нет информации о компании или индивидуальном предпринимателе, это говорит либо об их добропорядочности, либо о том, что они не участвовали в закупках или не выигрывали их. Если информация об ИП, компании, ее руководителе, данные об аффилированных лицах, членах правления или иного коллегиального органа юрлица есть в списке, это ограничивает их возможности участвовать в других закупках.

    Направление информации в ФАС для включения в реестр недобросовестных поставщиков является обязанностью заказчика, а не его правом. Если он этого не сделает, ему грозит административная ответственность.

    Эксперты КонсультантПлюс разобрали судебную практику при работе с РНП. Используйте эти инструкции бесплатно.

    Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

    Основания для внесения в РНП

    Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию об участниках, которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.

    На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются:

    • уклонение победителя процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
    • уклонение единственного участника закупки, с которым заключается контракт, в предусмотренных 44-ФЗ случаях.

    Победителя включат в список, если он:

    • не подписал к установленному сроку проект контракта;
    • не предоставил все экземпляры контракта заказчику;
    • не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

    Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков уже на стадии исполнения контракта:

    • заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
    • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных госконтрактом).

    Какая информация включается в РНП

    Информация, которая находится в реестре неблагонадежных поставщиков, перечислена в ч. 3 ст. 104 44-ФЗ. В ней указано, что в него попадают:

    • название, в т. ч. фирменное (если есть), место нахождения (для юрлица), ФИО (если есть), ИНН или аналог этого номера для иностранного лица в рамках зарубежного законодательства, сведения о членах правления, учредителях унитарного предприятия. Исключение — публично-правовые образования;
    • данные об аффилированных лицах;
    • дата проведения электронного аукциона, подведения результатов конкурсных торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель уклонился от заключения контракта;
    • дата, когда госзакупку признали несостоявшейся, в которой единственный пришедший участник уклонился либо отказал заказчику в подписании контракта;
    • дата заключения соглашения, которое не исполнили или исполнили ненадлежащим образом;
    • предмет госконтракта, цена и срок его выполнения;
    • ИКЗ;
    • повод и дата расторжения, если его расторгли по решению суда или в связи с отказом в одностороннем порядке;
    • дата, когда внесли эту информации в реестр недобросовестных поставщиков.

    С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон № 539-ФЗ от 30.12.2020, который дополнил 44-ФЗ правилами, по которым:

    1. Изменён список сведений, которые включаются в реестр. Так, данные об участниках (членах) корпоративного юрлица, которые способны влиять на его деятельность, включат в РНП в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25 % акций (долей, паев) такого юрлица.
    2. Контрольный орган проводит внеплановую проверку, если к нему обратились за включением сведений об участнике закупки или о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

    Еще установили такие положения:

    • если полномочия членов правления передадут другому лицу, информация о таком лице попадает в РНП;
    • состав, форму и содержание обращения заказчика в ФАС о включении сведений в реестр утверждает правительство;
    • сведения из РНП исключаются досрочно, если контрольный орган получил решение суда о признании недействительным решения контрольного органа о включении в РНП или о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным.

    Порядок передачи сведений в ФАС

    С 01.07.2021 меняется механизм направления данных в ФАС для включения информации в РНП в связи с выходом постановления Правительства № 1078 от 30.06.2021. Основные положения, которые содержит документ, касаются регламента документооборота:

    1. Обращение направляют в ФАС, исходя из адреса заказчика. Срок — 3 рабочих дня со дня уклонения.
    2. Форма утверждена правилами. ФАС рассмотрит документы в срок — 5 рабочих дней. При наличии замечаний ФАС даст на исправление ошибок 2 рабочих дня.
    3. При исчислении сроков учитывают часовой пояс, в котором расположено ведомство.
    4. Предусмотрена возможность исправления технических ошибок.
    5. Срок нахождения сведений в РНП — 2 года с даты принятия такого решения.
    6. Обозначены основания для досрочного исключения сведений из РНП. Например, если действия заказчика признают незаконными.
    7. Управление антимонопольной службы работает только с обращениями по закупкам с НМЦК свыше 1 млрд руб.

    Реестр недобросовестных участников закупок по 223-ФЗ

    Его ведут органы Федеральной антимонопольной службы. Перечень сведений и документов, которые включаются в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ, и порядок их направления заказчиками в ФАС РФ установлены постановлением Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012.

    В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить к участникам процедуры требование об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ.

    Основания для внесения в РНП по 223-ФЗ

    В РНП включаются сведения:

    • об участниках, которые уклонились от заключения договора (только если заключение договора по итогам процедуры являлось обязательным);
    • об исполнителях, с которыми договоры расторгнуты по решению суда.
    Читайте также  ИКЗ: из чего состоит код закупки и где его взять

    При решении вопроса о включении участника в реестр, необходимо проанализировать положение о закупках и закупочную документацию. К случаям обязательного заключения договора относятся конкурентные процедуры (конкурс, аукцион и т.п.) и не относятся остальные способы закупок (запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т.п.).

    Расторжение договора во внесудебном порядке освобождает заказчика от обязанности направлять сведения в РНП.

    Какая информация включается в реестр по 223-ФЗ

    Список сведений утвержден постановлением Правительства № 1211 от 22.11.2012. В реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ попадают такие сведения:

    1. Запись из реестра и дата, когда уполномоченный орган включил в него сведения о недобросовестном поставщике.
    2. Название органа, который включил сведения о неблагонадежности подрядчика в реестр.
    3. Название ООО или другой организационно-правовой формы юрлица, ФИО физлица, которые уклонились от заключения договоров или с которыми соглашения по решению суда расторгнуты за существенные нарушения.
    4. Сведения о том, где находится юрлицо или живет физлицо: для компании — страна, индекс, название единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома, корпуса и офиса; для физического лица — страна, почтовый индекс, название единицы административно-территориального деления Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома, корпуса и квартиры, где физлицо зарегистрировано по месту жительства.
    5. ИНН, который присваивается налоговыми органами, или аналог этого номера в рамках законодательства зарубежных стран.
    6. Дата, когда комиссия подвела итоги закупки (если победитель уклонился от подписания договора), либо дата, когда признали закупку несостоявшейся, в которой единственный участник закупки уклонился от заключения договора (если участник по документации обязан это сделать), дата заключения договора, который не исполнили или выполнили, но ненадлежащим образом, реквизиты документа, которые подтверждают это.
    7. Сведения о договоре: наименование товаров, работ, услуг; код ОКПД 2 (нужно обязательно заполнить разделы, классы и подклассы, группы и подгруппы видов продукции и категорий и подкатегорий продукции), валюта, цена, срок исполнения, код валюты договора.
    8. День, когда расторгли договор. Укажите основания (существенное нарушение поставщиком условий соглашения) и документ, на котором основано расторжение (например, решение суда).

    Алгоритм проверки поставщика в РНП

    Вот пошаговая инструкция, как проверить организацию в реестре недобросовестных поставщиков ФАС:

    Шаг 1. На главной странице сайта ЕИС нажмите кнопку «Все разделы». На вкладке выберите раздел «Контроль и аудит».

    Шаг 2. Кликните на вкладку «Реестр недобросовестных поставщиков».

    Шаг 3. Настройте фильтры поиска. В этом разделе размещены и список РНП по 44-ФЗ, 223-ФЗ, и реестр недобросовестных подрядных организаций по ПП № 615. По умолчанию выбраны три варианта. Но ищут только по одному из них, убрав лишнюю галочку.

    Шаг 4. Чтобы проверить РНП по ИНН, достаточно ввести данные в строке поиска и нажать на лупу. ИНН — обязательный параметр в ЕИС, без него юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не сможет зарегистрироваться. Быстрый поиск делайте и по наименованию контрагента.

    Шаг 5. Если есть дополнительные данные, воспользуйтесь опцией «Все параметры».

    Шаг 6. Выберите, по какому закону хотите искать, введите известную информацию о поставщике и нажмите на кнопку «Применить».

    Как автоматически проверить сведения из РНП

    Сайт ЕИС автоматически проверяет информацию об участниках закупок в базе недобросовестных поставщиков (РНП). Проверка проводится, когда в системе формируют итоговые протоколы, в которых определяется поставщик, в том числе протоколы рассмотрения одной заявки на участие в конкурсе или по итогам конкурентных процедур, которые проводятся в неэлектронной форме. Проверяется информация из РНП о победителе и об участнике, заявке которого присвоен второй порядковый номер (если такой участник есть).

    Когда сохраняете протокол, система проверит сведения из реестра недобросовестных поставщиков об участниках закупки. Если окажется, что участники в нем есть, система предупредит об этом.

    Реестр недобросовестных поставщиков: как в него не попасть и как добиться исключения

    Участие в госзакупках открывает для бизнеса хорошие перспективы: прибыльные сделки, стабильный поток заказов, полезные связи, формирование репутации надёжного поставщика. Но всё это можно потерять, попав в реестр недобросовестных поставщиков. В том числе из-за ошибки, невнимательности или мелкого нарушения. РНП называют «чёрным списком поставщиков». Сам факт присутствия в нём — сильнейший удар по деловой репутации. Блокируется доступ к госзакупкам, серьёзно ограничивается возможность участия в коммерческих тендерах. Любая сделка оказывается под угрозой.

    Что нужно знать о реестре недобросовестных поставщиков

    Создание «чёрных списков» — обычная деловая практика. Такие базы существуют для отсеивания нежелательных клиентов, партнёров или контрагентов в любом секторе. Свои списки формируют и сами предприниматели.

    Реестр недобросовестных поставщиков — официальная база данных, используемая в сфере госзакупок. Она общедоступна и формируется Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в соответствии:

    • с положениями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
    • с порядком и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждёнными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 (ред. от 20.07.2019).

    Реестр публикуется в Единой информационной системе (ЕИС) и содержит следующие сведения:

    1. Наименование, местонахождение, ИНН (для юридических лиц), ФИО и ИНН (для ИП и физических лиц).
    2. Наименование, ФИО, ИНН всех учредителей юридического лица, его единоличного органа управления и членов коллегиальных органов управления.
    3. Информацию о контракте и (или) закупке, нарушение условий которых послужило поводом для внесения в РНП.
    4. Дату внесения в РНП.

    Основания и порядок включения в РНП

    В реестр недобросовестных поставщиков попадают:

    • участники закупок, которые уклонились от заключения контрактов;
    • поставщики (исполнители, подрядчики), с которыми контракты были расторгнуты в судебном порядке;
    • поставщики (исполнители, подрядчики), которые существенно нарушили условия контракта, что вынудило заказчика отказаться от сделки.

    Инициатором включения в РНП всегда является заказчик. Он направляет в ФАС информацию и документы.

    Порядок включения в РНП:

    1. Заказчик направляет в ФАС сведения о нарушителе и документы о нарушении в течение трёх рабочих дней с даты признания участника уклонившимся от заключения контракта или с даты расторжения контракта. Если причина включения в РНП — односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, обязательно представляется письменное обоснование такого решения. Если контракт расторгнут судом, прикладывается копия судебного решения. Сопроводительное письмо и материалы направляются в бумажной или электронной форме, в том числе через ЕИС.
    2. В течение трёх дней ФАС проверяет полноту представленных сведений и документов — формальное соблюдение требований ст. 104 44-ФЗ. Если чего-то не хватает, материалы возвращаются заказчику для устранения нарушений.
    3. В течение пяти дней ФАС проверяет представленные сведения — оценивает достоверность информации и наличие основания для включения в РНП. Для рассмотрения вопроса и принятия решения назначается заседание комиссии, куда приглашаются представители заказчика и участника (поставщика). Стороны вправе делать заявления, обосновывать свою позицию, представлять доказательства своей правоты и оспаривать доводы противоположной стороны. Неявка сторон не препятствует рассмотрению вопроса. По итогам заседания принимается решение о включении или невключении в РНП.

    Подробнее об основаниях включения в РНП

    Федеральный закон №44-ФЗ предусматривает три основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Однозначным поводом для включения считается только одна ситуация — судебное решение о расторжении контракта. Два других основания требуют от заказчиков обоснования позиции. Участник торгов или поставщик вправе её оспорить, представив свои аргументы.

    Уклонение от заключения контракта

    Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта — право заказчика. Но оно ограничено положениями №44-ФЗ, в частности статьёй 82.3.

    Заказчик вправе признать победителя процедуры уклонившимся от заключения контракта (составить соответствующий протокол), если он:

    • не направил заказчику в установленный срок проект контракта, подписанный надлежащим лицом, или протокол разногласий;
    • не внёс обеспечение в сроки, указанные в документации о закупке, или внёс в неполном объёме;
    • Не выполнил требования ст. 37 №44-ФЗ об антидемпинговых мерах — не внёс дополнительный размер обеспечения или не представил подтверждение своей добросовестности.

    Отказ заказчика от исполнения контракта

    Если поставщик существенно нарушает условия контракта — это основание для одностороннего отказа заказчика от сделки. Такая ситуация служит поводом для внесения поставщика в РНП.

    Возможны две процедуры — если контракт был расторгнут в судебном порядке, после чего заказчик обратился в ФАС, или же заказчик сразу обратился в ФАС для включения поставщика в РНП.

    В первом случае всё однозначно: поставщика включат в РНП на основании судебного решения. Но если заказчик сразу же обращается в антимонопольный орган, ему нужно будет доказать и существенное нарушение условий контракта, и то, что оно — основание для одностороннего отказа от сделки. Разумеется, поставщик вправе оспорить все доводы заказчика и привести свои аргументы.

    Последствия включения в РНП

    Формально включение в РНП не влечёт негативных последствий для компаний и предпринимателей. Проблема — сам факт присутствия в «чёрном списке»:

    1. При формировании закупочной документации заказчики вправе устанавливать требование для участников закупки — отсутствие в реестре.
    2. Если предприниматель или компания попали в РНП, не стоит надеяться на победу и в коммерческих тендерах. В них также может быть поставлено условие об отсутствии в РНП.
    3. Ограничения на участие в госзакупках могут коснуться не только самой компании, которая попала в реестр, но и её учредителей, а также руководителя. Например, если в закупке участвует предприниматель, который является учредителем юридического лица, включённого в РНП, заказчик вправе не допустить предпринимателя к закупке. Суды считают такие решения правомерными (Постановление Арбитражный суд Уральского округа от 20.04.2017 года №Ф09-1846/17).
    4. РНП — общедоступный источник информации, которым легко могут воспользоваться предприниматели для проверки контрагентов и сделать соответствующие выводы.

    Порядок исключения из РНП

    Период нахождения в РНП — 2 года. По истечении этого срока компания или ИП исключаются из реестра. Процедура досрочного исключения из РНП законом не предусмотрена. Единственный вариант — обжаловать решение ФАС в арбитражном суде. Это можно сделать в течение трёх месяцев с момента принятия обжалуемого решения.

    Читайте также  О единой комиссии по закупкам и её функционале

    Поводом для отмены решения ФАС могут быть:

    1. Доказанная в суде добросовестность участника или поставщика при заключении или исполнении контракта.
    2. Отсутствие намерений уклоняться от заключения контракта, несмотря на формальное нарушение процедуры и сроков.
    3. Нарушение процедур и сроков по техническим причинам, которые не зависели от участника закупка.
    4. Процессуальные нарушения, допущенные ФАС при рассмотрении обращения заказчика и принятии решения.
    5. Нарушение заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта.
    6. Неправомерные действия заказчика, за которыми последовали нарушения со стороны участника закупки или поставщика.
    7. Вина заказчика в допущенном участником или поставщиком нарушении.
    8. Формальность проведенной ФАС проверки, при которой не были установлены и проверены фактические обстоятельства дела, степень вины каждой из сторон.
    9. Нарушение заказчиком сроков и порядка обращения в ФАС для включения участника в РНП.

    Обращение в суд — достаточно эффективный способ обжалования решений ФАС. Арбитражные суды часто встают на сторону участников закупки и поставщиков. Но свою правоту придётся доказывать, а судебный процесс зачастую длится не один месяц. Поэтому лучше, конечно, в РНП не попадать. Не нарушайте процедуры и сроки, а если нарушили, постарайтесь договориться с заказчиком до его обращения в ФАС.

    Как правильно внести поставщика в РНП: инструкция ФАС

    Как подать документы в ФАС для включения в РНП:

    1. Заполняем заявление.
    2. Прикладываем заверенные копии материалов, которые необходимы для подтверждения основания внесения в реестр.
    3. Направляем их в управление антимонопольной службы лично, почтой или по электронке.

    После этого заказчика и поставщика вызовут на слушание. Госзаказчику придется подтвердить неисполнение обязательств или уклонение от подписания контракта.

    Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

    Скачать образец обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков
    Скачать образец обращения в УФАС о внесении в реестр недобросовестных поставщиков при уклонении от заключения контракта
    Скачать образец уведомления о заседании комиссии УФАС по вопросу внесения в РНП
    Скачать образец заявления в УФАС о внесении в реестр недобросовестных поставщиков при одностороннем отказе от исполнения контракта
    Скачать пример решения о включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта
    Скачать образец заявления в суд о необоснованном внесении в РНП по 44-ФЗ

    Когда составлять

    Включение в реестр недобросовестных поставщиков — процедура, с которой каждый заказчик сталкивается на практике.

    Два основных случая внесения недобросовестного участника закупки в реестр:

    • уклонение от заключения контракта;
    • нарушение существенных условий контракта, которые повлекли за собой односторонний отказ заказчика от его исполнения или расторжение по решению суда.

    Процедура осуществляется в несколько шагов.

    Готовим документы в ФАС

    Вот как написать письмо в ФАС о недобросовестном поставщике:

    1. Указать в письме информацию согласно ч. 3 ст. 104 закона № 44-ФЗ.
    2. Приложить документы, которые подтверждают наличие основания для включения в реестр.

    Собрали перечень информации для внесения в реестр в таблицу:

    При уклонении от заключения контракта При одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта или расторжении по решению суда
    Наименование и местонахождение (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, ИНН или его аналог для иностранных лиц Наименование и местонахождение (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, ИНН или его аналог для иностранных лиц
    Наименование, ИНН юридического лица или его аналог для иностранного лица фирм-учредителей; фамилии, имена, отчества учредителей, членов коллегиальных и единоличного исполнительного органа юридических лиц Наименование, ИНН юридического лица или его аналог для иностранного лица фирм-учредителей; фамилии, имена, отчества учредителей, членов коллегиальных и единоличного исполнительного органа юридических лиц
    Даты проведения аукциона, подведения итогов конкурса, запроса котировок, запроса предложений, дата признания закупки несостоявшейся Дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта
    Документы, которые свидетельствуют об уклонении от заключения контракта Письменное обоснование причин одностороннего отказа от исполнения обязательств
    Объект закупки, цена контракта и срок его исполнения
    Идентификационный код закупки
    Основания и дата расторжения госконтракта
    Дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков

    Заказчик в обязательном порядке обосновывает причину одностороннего отказа от исполнения и прикладывает к заявлению документы, подтверждающие эти причины (письмо ФАС № ИА/18794/19 от 12.03.2019).

    Эксперты КонсультантПлюс разобрали сложные ситуации из практики внесения в РНП и разработали готовые образцы. Используйте эти инструкции и документы бесплатно.

    В части 1 ст. 104 Федерального закона о контрактной системе указывается, куда направлять уведомление про реестр недобросовестных поставщиков, которое содержит информацию, указанную выше. Заявление направляется в федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен на осуществление контроля в сфере закупок, — в Федеральную антимонопольную службу или ее территориальный орган.

    С 01.07.2021 вступают в силу изменения по работе с РНП (539-ФЗ от 30.12.2020):

    1. Изменение учредителя не влияет на внесение в реестр и данные о них в РНП не требуются.
    2. Антимонопольная служба вправе проводить внеплановую проверку.

    Передаем документы в ФАС

    Заявление (сопроводительное письмо) и документы подписываются уполномоченным лицом заказчика.

    Несколько вариантов, как подать документы в ФАС для включения в РНП в 2021 году:

    • на бумажном носителе. Дата регистрации почтового отправления является датой направления документов (письмо ФАС № ИА/100065/19 от 14.11.2019);
    • лично в антимонопольный орган в часы приема канцелярии, которые указаны на официальном сайте управления ФАС;
    • в электронной форме с использованием электронной подписи.

    Адрес фактического местонахождения ведомства и официальной почты для направления документов в ФАС для внесения в реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ уточняйте на сайте службы.

    Заказчик передает обращение в ФАС в течение 3 рабочих дней с даты:

    • признания победителя уклонившимся от заключения контракта;
    • признания участника уклонившимся от заключения контракта по итогам несостоявшейся процедуры;
    • расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения или по решению суда.

    Также Минфин внес на рассмотрение проект об изменении порядка ведения реестра. Основные изменения, которые включены в проект:

    1. Предусмотрена передача обращений о внесении в реестр участников электронных закупок через ЕИС и подготовка документов в автоматическом режиме.
    2. Разграничены полномочия подразделений ФАС. Управлению вверят обращения по закупам свыше 1 млрд руб.
    3. Уточнен срок срок подачи заявления в ФАС для включения в РНП: 3 рабочих дня с момента уклонения от заключения или расторжения договора.
    4. При наличии ошибок заказчик получит уведомление с замечаниями. Срок их устранения — 2 рабочих дня.
    5. Обращения отзывать запрещено.

    Получаем уведомление о заседании

    Заседание о рассмотрении дела по включению в реестр недобросовестных поставщиков проводится, только когда:

    • участник закупки уклонился от заключения госконтракта;
    • договор с поставщиком расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

    Уполномоченный орган никак не регламентирует порядок уведомления ФАС о заседании комиссии о включении в реестр по 44-ФЗ недобросовестного участника закупки. В п. 11 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков указывается, что ФАС проверяет поступившие от заказчика документы в течение 5 рабочих дней с даты их получения.

    Если обнаружится недостача какой-либо информации или документов, антимонопольный орган возвращает их заказчику в течение 3 рабочих дней с даты их получения с указанием причин возврата. Информация о недобросовестном поставщике в реестр не включается.

    Если комиссия ФАС посчитает комплект документов полным и правильно оформленным, заказчик и участник получат уведомление о рассмотрении. Общий срок рассмотрения обращения не превышает 8 рабочих дней (письмо ФАС № ИА/100065/19 от 14.11.2019).

    Вот пример того, как ФАС уведомляет о рассмотрении вопроса о внесении в РНП, подобное уведомление направляется по электронной почте заказчику и участнику.

    Уведомление обязательно публикуется на сайте ФАС в базе решений и правовых актов.

    В уведомлении указывается, какие документы предоставляются участником на заседании, в том числе какие документы нужны для ФАС для не включения в РНП участника закупки:

    Поставщик готовит возражение в УФАС с просьбой не включать в РНП вне зависимости от того, планирует ли он участвовать в заседании или нет. Его задача — доказать свою добросовестность и отсутствие вины. Участник указывает в возражении:

    • намерение надлежащим образом исполнить контракт;
    • объяснение причин, побудивших заказчика подать документы в ФАС.

    Участвуем в заседании

    В день и время, указанные в уведомлении, проходит рассмотрение вопроса о включении информации о поставщике в РНП. В рассмотрении вправе участвовать представители обеих сторон при обязательном наличии доверенности, подписанной руководителем.

    В ФАС процедура добавления в РНП по 44-ФЗ проходит в несколько этапов:

    1. Комиссия предварительно изучает документы, направленные поставщиком, с причинами уклонения или нарушения существенных условий договора.
    2. Предоставляется слово заказчику для краткого объяснения обстоятельств, послуживших основанием для включения поставщика в РНП.
    3. Председатель комиссии передает слово участнику закупки для пояснения причин уклонения или нарушения обязательств по контракту.
    4. После непродолжительной дискуссии комиссия удаляется на короткое совещание.
    5. В случае достоверности указанных заказчиком фактов и признания недобросовестности участника закупки уполномоченный орган принимает решение о включении информации об участнике в реестр. В иных случаях выносится решение об отказе.

    Получаем решение

    В п. 12 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков указано, как узнать решение УФАС по включении в РПН по итогам заседания, — копии решения направляются заказчику и участнику на адрес электронной почты в течение 3 рабочих дней с даты его вынесения.

    С 01.07.2021 вступают в силу изменения по работе с РНП (539-ФЗ от 30.12.2020):

    1. Изменен порядок исчисления срока нахождения организации в реестре: 2 года считают с даты принятия решения.
    2. Возможно досрочное исключение из реестра по решению суда или при отсутствии влияния лиц из РНП на деятельность недобросовестной организации.

    Вот пример решения о включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков:

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: