Заключение контрактов в сфере ремонта и строительства. Проблемы и решения.

Что важно знать о закупках строительных работ по 44‑ФЗ?

Большую часть закупок на стройку проводят с помощью электронных аукционов. Если вы планируете выходить на этот рынок, важно правильно подготовить заявки, учесть все требования заказчика и законодательства. Советами и примерами с нами поделилась Анастасия Аржанникова, руководитель центра сопровождения торгов СКБ Контур.

Какие законы и документы держать под рукой для участия в тендерах на строительные работы?

  • 44-ФЗ — общие правила госзакупок,
  • Градостроительный кодекс — нормативы в сфере строительства,
  • Постановление правительства от 01.07.2016 № 615 о правилах, по которым поставщиков включают в список квалификации по капитальному ремонту,
  • Постановление правительства от 04.02.2015 № 99 о дополнительных требованиях к участникам закупок сложных строительных объектов,
  • Письмо ФАС о том, что заказчик может писать в техзадании и инструкции по заполнению заявки, а что — нет.

Какими способами заказчики закупают строительные услуги?

С 23 марта 2016 действует новый аукционный перечень. В него включили почти все строительные работы. Исключение сделано только для опасных, технически сложных и уникальных зданий и дорог.

Об этапах электронного аукциона, его нюансах и о том, как готовить заявку, мы уже писали.

Заказчик проводит процедуру в двух случаях:

Что заказчик требует от участников?

Единые требования

44-ФЗ устанавливает единые требования к поставщикам и перечень обязательных документов (ч.1, ст.1 44-ФЗ). На определенные виды работ участники предоставляют свидетельства о допуске СРО. Перечень работ, для которых нужны допуски, есть в приказе Министерства регионального развития № 624.

В документах закупки заказчик перечисляет все допуски, разрешения и лицензии, которые участник должен прикрепить к заявке. Убедитесь, что у вас есть нужные документы и они действительны. Если для вашего вида деятельности допуск не нужен, заказчик не имеет права его требовать.

В интересах участника соблюдать закон, получая допуск. Например, СРО может закрыть глаза на то, что у вас не указана предельная цена, на которую вы можете заключать контракты. Но заказчик отклонит заявку, если заметит, что СРО выдала допуск не по правилам. Требования к выдаче допусков СРО есть в постановлении № 207 (Прим. ред: С 1 июля 2017 года участнику госзакупки достаточно подтвердить членство в саморегулируемой организации. Допуски СРО не требуют. Для контрактов с НМЦ меньше 3 млн руб. на строительство, реконструкцию и капремонт не потребуется даже членство в СРО.)

Иногда заказчик устанавливает избыточные требования. Например, просит предоставить допуск СРО на генподряд. Но участники, которые будут исполнять все работы своими силами, могут его не предоставлять. Если возникнет спор, то скорее всего, ФАС встанет на сторону поставщика.

Может ли заказчик объединять в одну закупку несколько разноплановых работ: инженерные изыскания, реконструкцию объектов культурного наследия, монтаж лифтов? По мнению ФАС, включать в одну закупку строительные работы и установку оборудования можно, если это оборудование функционально и технологически связано с объектом строительства. Например, если начать монтаж лифтов одновременно с возведением здания, это сэкономит время.

Если связи нет, можно обратиться в ФАС с жалобой на ограничение конкуренции. Например, эту жалобу в закупке на разноплановые работы при реставрации дома Трубецкой-Бове в Москве признали обоснованной.

Дополнительные требования

В конкурсе с ограниченным участием заказчики предъявляют к участнику закупки дополнительные требования:

  • Опыт исполнения подобных контрактов за последние три года. Стоимость исполненного контракта должна быть не меньше 20% НМЦ
  • Собственное или арендованное оборудования для исполнения контракта.
  • Определенное число сотрудников с нужной квалификацией, которую подтверждают документально.

Кроме списка оборудования, заказчик перечисляет в техзадании документы, которые подтверждают квалификацию участника. Например:

  • Копии выполненных контрактов и актов приемки.
  • Перечень оборудования, чтобы выполнить работы (этот перечень заказчик приводит в техзадании).
  • Документы, которые подтверждают права собственности на недвижимость, нужную для выполнения работ.
  • Перечень оборудования, которое находится в собственности или аренде.

Требовать больше, чем перечислено в техзадании, заказчик не может. Но если каких-то из перечисленных документов не будет, заявку отклонят.

Риски при подготовке заявки

Внимательно читайте даже очень объемную документацию. Без этого вы не сможете оценить свои возможности и затраты на работу.

Неудобный формат документации

Документы должны быть в копируемом виде. Некопируемые объемные техзадания — один из признаков аффилированной закупки:

  • В этой закупке на капитальный ремонт в Дагестане техзадание написано от руки и вставлено в Word виде картинок.
  • Здесь заказчик из Москвы поступил хитрее. Он описал строительные материалы на семидесяти трех страницах в таблице в формате Word. Закон он не нарушил, но таблица создана нестандартным способом: пунктирным рисунком, который мешает обрабатывать информацию в редакторах. Еще заказчик использовал разрывы страниц и отступы, чтобы усложнить подготовку заявок участников. Участники закупки подавали много запросов разъяснений, заказчик менял документацию. В итоге, закупка продлилась с сентября по конец декабря.

Наш клиент отказался участвовать в этой закупке. Во-первых, потому что на редактирование информации ушло бы много времени. Во-вторых, заказчик скорее всего уже определил для себя потенциального поставщика.

В декабре 2016 года ФАС опубликовала разъяснение. Публиковать некопируемые документы или защищать их паролем — это административное правонарушение. Можно ссылаться на документ в запросах на разъяснения или жалобах на заказчика.

Избыточные и противоречивые требования

Требования к строительным работам и материалам опираются на ГОСТы, СНиПы и СанПиНы. Проблема в том, что заказчик может указать неверные или недействующие ГОСТы, скрыть часть требований или, наоборот, выставить избыточные.

Например, в этой закупке (документ «ЭА на АНИШ»), заказчик подробно описал свойства щебня, которые производитель не указывает в техпаспорте. Поставщик сможет выяснить только из лабораторных испытаний, обладает ли его партия щебня нужными характеристиками.

Письмо ФАС запрещает заказчику указывать в техзадании параметры товара, которые поставщик проверит только в лаборатории. Если столкнулись с такой закупкой, подавайте запрос разъяснений заказчику, ссылаясь на указанное письмо. Если не подействует, жалуйтесь в ФАС. Важно, что применять это письмо в работе обязаны все территориальные УФАС в России.

Другой случай. Заказчик указывает в техзадании диапазонное значение толщины древесной плиты, из которой должны быть сделаны школьные парты: от 13 до 30 мм. Поставщик указывает в заявке толщину столов, которые планирует поставлять, — 28 мм. Его заявку отклоняют, потому что по ГОСТУ 22046-2002 верхний показатель толщины — 25 мм.

Упомянутое письмо ФАС запрещает указывать параметры, которые выходят за параметры ГОСТа. Чтобы у заказчика не было повода отклонить вашу заявку, нужно знать актуальные ГОСТы на свою продукцию. Если заказчик указывает неверные параметры, подавайте запрос на разъяснения, а затем жалобу в ФАС со ссылкой на письмо и правильный ГОСТ.

К каждому техзаданию прилагается инструкция. Мы рекомендуем делать все по инструкции, даже если она противоречит здравому смыслу или нормам русского языка.

Например, в этой закупке требовалась шпатлевка плотностью около 1,7 кг/л и акриловая грунтовка с массовой долей нелетучих веществ примерно 28 % (Сведения о товарах). В русском языке « около» и «примерно» — синонимы, но в инструкции у них разные значения. «Около» — значит, параметры материала могут быть в пределах меньше 10% от значения, указанного в техзадании. «Примерно»— в пределах больше 10% от указанного значения.

Скрытые работы и требования

Если есть возможность, обязательно выезжайте на место будущего строительства. Заказчик может случайно или намеренно скрыть дополнительные работы. Например, в закупке на строительство зимней дороги выигравшему поставщику пришлось, кроме строительства, вырубать кусты. Заказчик это, естественно, не оплачивал.

Запросы разъяснений нужно подавать официально. Во-первых, заказчик не обязан отвечать на вопросы устно, а во-вторых, даже если вы о чем-то договоритесь по телефону, на деле заказчик свои обещания может не выполнить.

Если вам непросто подготовить сложную и объемную заявку на строительные работы, обратитесь в Центр сопровождения торгов СКБ Контур. Команда много работает с закупками в сфере строительства и ремонта.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Заключение контрактов в сфере ремонта и строительства. Проблемы и решения.

Смета контракта по приказу Минстроя России от 23.12.2019 №841/пр

Ранее, еще в 2015 году, Минстрой России разъяснял: «…сметные нормативы не предназначены для расчетов за выполненные работы, сметная документация, сформированная в составе проектной документации, после установления Н(М)ЦК контракта и выбора исполнителя (подрядчика) контракта по итогам конкурсных процедур, утрачивает свое значение для целей реализации контракта» (Письмо Минстроя России от 23.03.2015 № 7830-ЛС/03 «О применении сметной документации, разрабатываемой с использованием сметных нормативов, включенных в федеральный реестр»).

Однако, поскольку законодательного закрепления указанной позиции не было, как и не было единого подхода к составлению сметы, определяющей цену работ на период реализации контракта, Заказчики не стремились следовать рекомендациям Минстроя.

Летом 2019г. Минстрою России удалось осуществить «переворот» в регламентированных закупках строительных работ, Федеральным законом № 151-ФЗ были внесены существенные изменения в Градостроительный Кодекс (далее ГрК РФ) и Закон № 44-ФЗ.

Теперь, такие понятия как «сметная стоимость», «смета контракта» на законодательном уровне разграничены между собой, как самостоятельные понятия.

Итак, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее — сметная стоимость строительства) — это расчетная стоимость строительства, подлежащая определению на этапе архитектурно-строительного проектирования и используемая при определении Н(М)ЦК, цены контрактов, заключаемых с ед.поставщиком в соответствии с Законом № 44-ФЗ, Законом № 223-ФЗ.

При этом, согласно ч.1 ст. 8.3 ГрК РФ сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.

Данная норма, исходя из смысла ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ распространяется на всех заказчиков в рамках Закона №44 ФЗ и на ряд заказчиков по Закону № 223-ФЗ (например, автономные учреждения, унитарные предприятия, хозяйственные общества, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 %).

Читайте также  Установка тахографа на грузовой автомобиль

Федеральным законом № 151-ФЗ ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ дополнена специальной нормой ч.6.1., которая также прямо запрещает использовать сметные нормативы, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметные цены строительных ресурсов, при оплате выполненных подрядчиком работ, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (. Прошу обратить внимание, что здесь речь идет только о строительстве и реконструкции).

Из вышеизложенного можно сделать три вывода:

1. Сметная стоимость строительства используется исключительно для обосновании Н(М)ЦК проектно-сметным методом (предмет — строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия).

2. Сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов нельзя использовать при исполнении (оплате) контрактов/договоров,

при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия — такой запрет установлен ч.1 ст. 8.3 ГрК РФ, НО здесь есть оговорка «если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором».

при строительстве, реконструкции — такой запрет дополнительно установлен еще ч.6.1. ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ.

3. при капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия можно использовать сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, используемые при определении Н(М)ЦК, если иное не предусмотрено в контракте/договоре.

Возникает вопрос, какую тогда стоимость за выполненные работы должен оплачивать Заказчик Подрядчику?

Согласно ч.6.1. ст.110.2 Закона № 44-ФЗ для оплаты выполненных работ по строительству, реконструкцииобъекта капитального строительства составляется специальная смета в пределах цены контракта, предложенной подрядчиком при проведении закупки (далее – смета контракта).

Более полугода с момента введения в Законе № 44-ФЗ нового понятия «смета контракта» заказчики мучились вопросами: как? когда? и кем составляется такая смета?

И вот «15» февраля 2020 г. вступила в силу методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утв. Приказом Минстроя России от 23.12.2019 №841/пр (далее методика Минстроя).

Согласно методики Минстроя, алгоритм составления сметы выглядит следующим образом:

1. Анализируется, обобщается и систематизируется проектная документация, которая имеет положительное заключение экспертизы, в том числе сметная документация, рабочая документация (при наличии).

2. Объект капстроительства детализируется (группируется) по основным конструктивным решениям (элементам), комплексам (видам) работ (детализация работ и затрат выполняется таким образом, чтобы в отдельные позиции были сформированы технологически законченные элементы объекта и было возможно однозначно идентифицировать начало, окончание и содержание работ для удобства их приемки и оплаты в соответствии с графиком выполнения подрядных работ).

3. Определяется объем работ и единиц измерения конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (отдельной строкой учитываются количество и стоимость оборудования, мебели, инвентаря, поставляемых в рамках контракта (в случае, если такое решение принято Заказчиком)).

4. Составляется ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (далее — Ведомость).

5. Определяется цена каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ (всего и на принятую единицу измерения) в пределах Н(М)ЦК.

6. Составляется проект сметы контракта, который включается в закупочную документацию.

. Здесь еще раз акцентирую внимание читателя на том, что проект сметы составляется без использования сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, но в пределах Н(М)ЦК.

7. Определяется цена каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ с учетом предложенного участником закупки в ходе закупки снижения Н(М)ЦК — это и есть смета контракта, которая выплачивается Подрядчику за выполненные работы.

Очевидно, что приведенный алгоритм не так прост, как может показаться на первый взгляд и специалисту Заказчика будет достаточно сложно, если он не профессиональный инженер-строитель или проектировщик, детализировать объект капстроительства по основным конструктивным решениям, определить их объем, стоимость, составить ведомость объемов конструктивных решений.. .

Поэтому, рекомендуем составление Ведомости в будущем поручать Проектировщику, выполняющему работы по данному конкретному проекту. Такое право Заказчика предусмотрено методикой Минстроя, НО такую обязанность Проектировщика необходимо заранее предусмотреть еще в задании на проектирование и/или проекте контракта.

Но что же делать сейчас? По уже готовым проектам . Какую стоимость за выполненные работы должен оплачивать Заказчик Подрядчику?

— при строительстве, реконструкции – составляется смета контракта исключительно по методике Минстроя, утв. Приказом №841/пр (алгоритм рассмотрен выше) ;

— при капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия заказчик вправе использовать смету контракта по методике Минстроя, утв. Приказом №841/пр, или составлять смету «классическим» образом путем переноса в контракт сметы, выступающей обоснованием Н(М)ЦК и содержащей сметные нормативы, сметные цены строительных ресурсов, с применением к ней общего понижающего коэффициента, полученного по результатам проведения процедуры закупки.

Спустя чуть более месяца после вступления в силу Приказа Минстроя появилось первое решение ФАС России по смете контракта (Решение ФАС России от 26.03.2020 по делу № 20/44/105/511), которое очень удивило своим выводом.

А вывод такой: ФАС России считает, что проектом сметы контракта являются размещенные в ЕИС в составе проектной документации сметы. Вот так!

А как же детализация объекта по конструктивным решениям? не применение в смете контракта сметных нормативов и расценок…? Почему ФАС не выявил нарушение ч.7 ст.110.2 Закона № 44-ФЗ?

Надеемся, что такое решение будет единичным, и общая практика ФАС не будет складываться по аналогичному пути.

В целом, методика составления сметы контракта на данный момент вызывает массу вопросов по поводу ее применения и большинство специалистов считают, что идея Минстроя в этой части не до конца продумана.

На наш взгляд основной вопрос связан с расчетами за выполненные работы — как будут составляться КС-2,КС-3 по укрупненной смете контракта? Как в дальнейшем проверяющие органы будут проверять, и не будут ли запрашивать раскрытия укрупненных показателей, т.е. не получится ли двойной работы для Заказчика…?

На эти вопросы пока нет ответа, будем следить правоприменительной практикой по данному вопросу.

Подводя итоги, хочется, пожелать заказчикам успешного освоения новой Методики и отсутствие претензий со стороны контролирующих и проверяющих органов!

Но если Вам нужна помощь в составлении ведомости объемов конструктивных решений, проекта сметы контракта и иных вопросах, связанных с применением Приказа Минстроя №841/пр и не только, наша компания с радостью поможет Вам, подробности по тел.:+7 (495) 181-51-38 , эл. почте: cptc@cptc.ru .

Главный менеджер

ООО «Центр подрядных торгов в строительстве»

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ГОСЗАКУПОК В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Отношения в сфере Государственных закупок регулируются федеральными законами:

— 44-ФЗ «О Контрактной системе», регламентирующим закупку товаров, работ услуг для государственных и муниципальных нужд;

— 223-ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», где прописаны основные требования к закупке товаров, работ, услуг госкомпаниями, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В обоих случаях речь идет о расходовании бюджетных средств, а точнее об их эффективном использовании. Оба законодательных акта предусматривают целую систему норм, правил, запретов и ограничений при осуществлении закупок.

Так Контрактная система в сфере закупок основывается на следующих принципах:

открытости и прозрачности информации,

единства контрактной системы в сфере закупок,

ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок [1].

Закон «О закупках» предполагает:

1) информационную открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки [2].

Победителем считается участник, предложивший наименьшую стоимость исполнения контракта.

На практике, в обоих случаях недобросовестные чиновники, заказчики и подрядчики применяют коррупционные схемы, приводящие к нецелевому расходованию бюджетных средств, что в условиях дефицита бюджета непозволительно («В 2016 году дефицит федерального бюджета планируется в объеме 1 906,2 млрд рублей (2,4% ВВП). Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2016 — 2018 годах будут выступать государственные заимствования Российской Федерации и средства Резервного фонда.» [3]).

Ежегодно высшими органами государственного контроля выявляется целый спектр недостатков и нарушений в сфере госзакупок.

По-прежнему, наиболее емкими для коррупционных проявлений остаются сферы строительства, закупок, взносов в государственные корпорации и различные фонды.

Сфера строительства доминирует в общей структуре преступлений на рынке государственных закупок, это почти половина от всех размещенных заказов. «За 2014 г. на официальном сайте госзакупок было размещено контрактов на 23,8 трлн руб., по данным Минэкономразвития, на долю строительных работ пришлось около 48% контрактов, т. е. почти 11,4 трлн руб.» [4]. Это значительные средства, которые привлекают не только добросовестных подрядчиков.

Счетная палата РФ выделяет наиболее распространенные коррупционные схемы в строительстве:

«- Устаревшие подходы к ценообразованию и применение необоснованных коэффициентов (в том числе индивидуальных) в строительстве ведут к завышению бюджетных расходов.

Предпосылки для коррупционных проявлений — авансирование расходов без достаточных оснований, а также расходование избыточно полученных бюджетных ресурсов и не возвращённых в бюджет остатков.» [5].

По данным Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За честные закупки», осуществляющим общественный контроль в сфере госзакупок, к таким же схемам можно отнести:

— Отсутствие проектной и технической документации в описании объекта закупки (44-ФЗ не указывает на необходимость наличия проектно-сметной документации в составе документации о торгах). Но необходимо учитывать, что строительство и связанные с ним работы согласно п.1 ст.743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, устанавливающей цену работ. Вместе с тем, в ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, установлено, исполнитель при осуществлении строительства, обязан его выполнять в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана и технических регламентов. Исходя из перечисленного, документация о торгах должна содержать требования и показатели, предусмотренные вышеуказанными нормами законодательства РФ, но иногда на практике заказчик не формирует проектно-сметную информацию в полном объеме;

Читайте также  Замена водительского удостоверения в МФЦ

— Назначение заведомо нереальных сроков проведения торгов: начало — в последний рабочий день, а окончание — в первый рабочий день;

— Присутствие в документации требования к подрядчику о наличии квалификации, опыта работы, требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства работ;

— Победа в торгах на заключение контракта в сфере строительства подрядчика, предложившего существенное снижения заявленной стоимости, что, в конечном счете, приводит к экономии на материалах, используемых при проведении работ и качестве их выполнения.» [6].

Применение закона № 44-ФЗ на практике выявило немало трудностей из-за несовершенства законодательных актов, допускающих неоднозначное толкование.

Закон изначально создавался как антикоррупционный, направленный на уменьшение расхода бюджетных средств недобросовестными заказчиками, однако фактически стороны столкнулись с целым рядом проблем, когда недобросовестные подрядчики использовали несовершенство законодательной базы, чтобы уйти от ответственности при ненадлежащем исполнении контракта.

Но, по словам председателя Счетной палаты Российской Федерации Т.А.Голиковой: «…на фоне 44-ого 223-ий выглядит вопиющим… …его отличает низкая прозрачность закупочной деятельности. И заказчики фактически самостоятельно определяют порядок проведения и способы закупок.» [7]. (Осуществление закупочной деятельности при применении 223-ФЗ осуществляется на основании «Положения о закупке», принятого исполнительным органом организации.) Для этого закона характерно многообразие способов закупок, большое количество электронных торговых площадок и необходимость дополнительных финансовых затрат для получения допуска к участию в тендерах, что приводит, безусловно, к сокращению возможностей для конкурентной закупки. Кроме того, Федеральный закон № 223 позволяет корпоративному заказчику устанавливать неограниченное количество случаев осуществления закупок у единственного поставщика, уходя от конкурентных процедур. Это тоже несет определенные коррупционные риски.

К обозначенным проблемам можно добавить и то, что строительная отрасль – это сфера, требующая более взвешенного подхода, чем, например, сфера закупок. Стройка долгосрочный проект, растянутый во времени по объективным причинам. С момента начала проектирования до момента ввода объекта в эксплуатацию изменения происходят на рынках рабочей силы, строительных материалов, кредитования, продажи энергоносителей, на которые сильное влияние оказывают инфляционные процессы. Зачастую существенному реформированию подвергается действующее Законодательство. Все эти факторы влияют, в конечном счете, на стоимость и сроки исполнения контракта.

Получается, что Закон о госзакупках решает лишь процесс выбора подрядчика, и его действие заканчивается в момент заключения контракта. Поскольку условия контракта менять нельзя, приходится работать в его жестких рамках. Однозначно, снижение стоимости контракта призвано экономить бюджетные средства, но, с другой стороны, если государственная экспертиза подтвердила сметную стоимость объекта, то существенное ее снижение не может быть оправданным. При определении подрядчика нельзя выделять главным один из критериев оценки. Необходимо рассматривать в совокупности и качество строительства, и квалификацию специалистов, и сроки сдачи объекта, и гарантийные обязательства исполнителя, и цену контракта.

Проблемы госзакупок сегодня находятся под пристальным вниманием государства, СМИ, общественности. Многие отмечают сложность и запутанность законодательства, акцент на цену при выборе победителя, отсутствие целостной системы контроля за всеми стадиями закупок, имеющиеся коррупционные риски, а также факты недобросовестных действий со стороны заказчиков и исполнителей.

Работа контрольно-счетных органов направлена не только на выявление нарушений при осуществлении госзакупок, но и на проведение мониторинга в указанной деятельности. Результатом исследований являются поправки в действующие Законы либо подготовка принципиально новых, призванных найти компромиссные решения для минимизации негативного эффекта от нецелевого использования бюджетных средств.

В этом же направлении осуществляют деятельность активисты общественных движений. Так, Общероссийский народный фронт (ОНФ), созданный в 2011году году по инициативе В.В.Путина и преобразованный в 2013 году в общественное движение, в рамках антикоррупционного проекта «За честные закупки» не только выявляет нарушения в сфере госзакупок, но и осуществляет контроль за исполнением контрактов, а также выступает с законодательными инициативами.

Таким образом, совместные усилия Государственных органов, общественных активистов, участников рынка приведут к моделированию законодательства, работающего в большей степени не на выявление правонарушений и наказания правонарушителей, а на предупреждение злоупотреблений. А переход на новый уровень взаимоотношений в экономической системе гарантирует, в свою очередь, и увеличение эффективности использования государственных средств, и повышения финансовой дисциплины участников рынка.

Литература

1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред от 30.12.2015) [Электронный ресурс].

URL:http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/document/search.html?searchString=44+фз (Дата обращения 14.02.2016)

2. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред от 13.07.2015) [Электронный ресурс].

URL:http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/document/search.html?searchString=%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD+223+фз&_morphology=on&_strictEqual=on (Дата обращения 14.02.2016)

3. Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: URL:http://minfin.ru/ru/document/?id_4=64713&area_id=4&page_id=2104&popup=Y#ixzz408S7HtJ0

5. Информация официального сайта Счетной палаты Российской Федерации: URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/24978

6. См. . Информация официального сайта Общероссийского народного фронта «За честные закупки.ОНФ.РФ»

91% контрактов в сфере строительства должны иметь возможность пересмотра изменения цены

Об этом заявил президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков в ходе выездного расширенного заседания руководителей НОПРИЗ, РСС, представителей строительного сообщества Ульяновской области с участием временно исполняющего обязанности главы региона Алексеем Русских во вторник, 27 июля. Ключевой темой дискуссии стало взаимодействие Правительства Ульяновской области с общественными организациями и строительным сообществом в вопросе комплексного развития территорий населенных пунктов региона.

Открыл заседание в.р.и.о. губернатора Ульяновской области Алексей Русских. Он поблагодарил экспертное сообщество строителей за желание помочь в решении вопросов комплексного развития территорий (КРТ) и населенных пунктов региона, а также за обеспечение устойчивого взаимодействия правительства области с профильными общественными организациями. Алексей Русских отметил, что сегодня перед регионом стоит задача улучшить до 2030 года жилищные условия более 440 тыс. семей. Для этого необходимо построить более 9,5 млн кв. м комфортного жилья, а значит ежегодно вводить по 1 млн кв. м.

Президент Российского союза строителей (РСС) Владимир Яковлев поблагодарил Алексея Русских за возможность участия в расширенном заседании, отметив, что такая встреча позволит выработать решения, направленные на развитие и поддержку стройкомплекса Ульяновской области и страны в целом. Спикер подчеркнул, что заключение соглашений между правительством региона, НОСТРОЙ и НОПРИЗ открывает новые возможности как для региона, так и для строительного сообщества.

Президент НОПРИЗ Михаил Посохин, выступая перед участниками конференции, подчеркнул, что сегодня требуются новые подходы, которые в рамках правительственных программ позволят выполнить стратегические планы по экономическому росту проектно-строительной отрасли.

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков выступил с докладом об изменении твердых цен строительных контрактов в связи с резким ростом стоимости стройматериалов. Глава нацобъединения подробно остановился на проблематике, сложившейся в связи с увеличением стоимости на строительные ресурсы, привел статистические данные по изменению цен контрактов, а также озвучил пути решения, направленные на стабилизацию ситуации. В частности, отметил Антон Глушков, после многочисленных обращений строителей и профильных сообществ, в том числе НОСТРОЙ и РСС, появилось разъяснительное письмо, подписанное руководством Минстроя, Минфина и ФАС России. Документ предоставляет заказчику возможность менять стоимость контракта в пределах 30%.

«Однако в этом документе, на наш взгляд, есть достаточно существенные нюансы. Во-первых, возможность изменить стоимость распространяется только на контракты, исполнение которых превышает один год, а таких контрактов у нас немного. Во-вторых, это касается контрактов, стоимость которых свыше 100 млн рублей. Мы посмотрели аналитическую базу и выяснили, что таких всего 9% от общего количества контрактов, заключаемых в рамках конкурсных процедур. Остальной объем – это контракты на сумму менее 100 млн рублей. Получается, что 91% государственных и муниципальных контрактов должны иметь возможность пересмотра изменения стоимости», — резюмировал президент НОСТРОЙ, добавив, что необходимость изменения цены касается и контрактов в сфере капремонта многоквартирных домов в связи с увеличением стоимости стройресурсов.

Для решения проблемы роста стоимости материалов при твердых ценах строительных контрактов президент НОСТРОЙ предложил исполнительной власти Ульяновской области поддержать две инициативы: законопроект по внесению изменений в 44-ФЗ, внесенный в Госдуму РФ Курской областной Думой, а также проект постановления по внесению изменений в постановление Правительства РФ №615 о возможности изменения цены контракта на капремонт многоквартирных домов, направив соответствующие письма в Госдуму РФ и Минстрой России.

Также Антон Глушков рассказал об образовательном проекте «Школа заказчика объектов капитального строительства», разработанном НОСТРОЙ совместно с НИУ МГСУ по поручению Минстроя России.

Первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александр Ломакин отметил важность обсуждаемых в ходе заседания вопросов, которые сегодня находятся на особом контроле ведомства. Также он сообщил, что обсуждается вопрос принятия нормативно-правовых актов в дополнение к письму Минстроя, Минфина и ФАС России, которые позволят вносить изменения в действующие контракты с учетом стоимости материалов, оборудования и рабочей силы.

Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков анонсировал Международный архитектурный фестиваль «ЭкоБерег», который состоится с 19 по 22 августа в Ульяновске.

Заместитель председателя Общественного совета при Минстрое России Олег Бетин поблагодарил строительное сообщество за выработку решений, которые оказали существенное влияние на развитие индивидуального жилищного строительства (ИЖС). В результате сегодня, отметил выступающий, малоэтажное строительство набирает обороты, приобретая все большую популярность среди граждан. По словам Олега Бетина, только в первом полугодии 2021 года объем ввода объектов ИЖС составил свыше 50%.

О ситуации на рынке строительных материалов в ходе заседания рассказал заместитель директора департамента металлургии и материалов Минпромторга России Роман Куприн. Он отметил, что, в первую очередь, рост цен на стройматериалы с учетом различных факторов затронул металлосодержащие материалы и арматуру. Для борьбы с этим Минпромторгом совместно с НОСТРОЙ, Минстроем России и ассоциацией «Русская сталь» инициирована система заключения долгосрочных прямых контрактов между региональными строителями и производителями строительного металла. В рамках этой работы от Ульяновской области в 2021 году поступил запрос на поставку более 23 тыс. т строительного металлопроката для строительства социальных объектов. Таких контрактов, по данным Минпромторга на прошлую неделю, заключено более чем на 12,5 тыс. т.

Читайте также  Утилизация автомобильных покрышек

Подводя итоги, Владимир Яковлев поручил дирекции РСС доработать текст резолюции, приняв озвученные замечания и предложения, и поблагодарил всех участников за хорошую подготовку к заседанию.

Изменение твердых цен строительных контрактов в связи с резким ростом стоимости строительных материалов

Школа заказчика объектов капитального строительства

Фото (с) пресс-служба Губернатора Ульяновской области

Инструкция по закупке строительных и ремонтных работ по 44-ФЗ

Закупка строительных работ по 44-ФЗ — это процесс определения исполнителя для выполнения ремонтных, восстановительных, реконструкторских и прочих задач для нужд госзаказчика.

Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной

Способ определения подрядчика

Когда выбирается способ закупки, госзаказчики применяют РП № 471-р от 21.03.2016. Этот нормативно-правовой акт закрепляет аукционный список, то есть перечень товаров, работ, услуг, которые закупают в любой форме, кроме конкурсных. С 01.09.2020 строительные работы убрали из этого перечня (ПП № 921 от 25.06.2020), а закупки на разработку проектно-сметной документации в него не входят.

Размещать госзаказ в строительстве разрешено такими способами:

  1. Электронные запросы котировок. Важное условие: НМЦК в заказе — не более 500 000 руб. (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).
  2. Электронные конкурсы с ограниченным участием. Их применяют, когда закупаются особо опасные, уникальные и технически сложные объекты капстроительства (ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ, п. 5 приложения № 2 к ПП РФ № 99 от 04.02.2015).
  3. У единственного поставщика (п. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы провести закупки строительных работ без ошибок.

Как подготовить документацию по госзакупке

По нормам контрактной системы, документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать извещение, техническое задание, в которое входят сметы, проектная документация и проект контракта.

Сроки размещения извещения по строительству по 44-ФЗ и всех документов в ЕИС (ч. 1 ст. 54.2, ч. 2, 3 ст. 63, ч. 1 ст. 82.2 44-ФЗ):

  • при запросе котировок в ЭФ — за 5 рабочих дней до даты окончания подачи заявок;
  • при ЭА с ценой тендера менее 300 млн руб. — за 7 дней;
  • вот в какой срок заказчик должен разместить в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, если НМЦК не превышает 2 млрд рублей — за 7 дней;
  • при проведении ЭА по остальным заказам — за 15 дней;
  • если проводится конкурс с ограниченным участием в ЭФ — за 15 рабочих дней.

Требования для запроса котировок в ЭФ и конкурса с ограниченным участием установлены положениями федеральной контрактной системы. Типовая документация для электронных закупок установлена постановлением правительства № 1401 от 05.11.2019.

В документации учитывают все нюансы закупок в строительстве. Документацию готовят в несколько этапов.

Шаг 1. Формируют требования к участникам.

Вот какие требования к участнику аукциона на выполнение строительных работ устанавливает заказчик: действия потенциальных поставщиков подпадают под единые требования. В некоторых ситуациях применяют и дополнительные (ч. 1, 4 ст. 31 44-ФЗ), которые установлены постановлением правительства № 99 от 04.02.2015. Объектами таких закупок выступают работы:

  • по сохранению объектов культурного наследия;
  • строительству, реконструкции объекта капитального строительства;
  • строительству, реконструкции линейного объекта;
  • благоустройству территории, возведению некапитальных строений;
  • содержанию и ремонту автодорог;
  • реставрационные работы.

Основное требование — наличие опыта аналогичных работ со стоимостью контракта, который прописан в постановлении.

09.07.2020 доптребования изменили (ПП № 921 от 25.06.2020):

  • снизили стоимость тендеров, для которых применяют эти условия;
  • увеличили период, в который входят контракты, подтверждающие опыт;
  • работы на линейных объектах вынесли в отдельный раздел;
  • добавили в перечень работы, для которых действуют доптребования к участникам тендеров на проектную документацию и инженерные изыскания.

Шаг 2. Утверждают проект.

Проектные бумаги готовят практически для любых видов строительства, за исключением тех, когда они не нужны и когда госзаказ регулируется положениями ч. 16, 16.1 ст. 34 44-ФЗ (п. 8 ст. 33 44-ФЗ).

Госзакупка в строительстве не сильно отличается от госзаказов других видов работ и услуг. Существует одно важное требование: любые строительные работы производятся по проектной документации. Подготовленный проект включается в документы госзаказа, заявки подрядчиков оценивают по предоставленным проектам. Готовить техническое задание и расписывать качественные, функциональные и технологические особенности объекта отдельно не нужно. В проекте закрепляют не только объем, но и детальное содержание действий по стройке (ч. 6 ст. 110.2 44-ФЗ).

При госзаказах, финансируемых из бюджетных средств, закупщики вправе ограничиваться одной сметой. А участники дают свое согласие на выполнение работ в первых частях предложений.

Когда покупается объект недвижимости, планируемый к возведению, это не является строительными работами. Проводить процедуры по нормам, действующим для строительства, в этом случае запрещено. Бывает, что недопустима и покупка ранее построенной недвижимости у единственного поставщика. Это утверждает письмо ФАС № ИА/93181/19 от 24.10.2019. Читайте об этом в материале «Закупка недвижимости: пошаговая инструкция».

Шаг 3. Устанавливают требования к содержанию заявки.

Из каких частей состоит заявка, зависит от присутствия проекта в документации — это особенности проведения закупок в сфере капитального строительства и ремонтных работ. Если проект есть, то подрядчики в первой части фиксируют свое согласие на выполнение строительства. Оно формируется функционалом площадки. Если бумаг по проекту нет, участники подтверждают согласие и расписывают информацию о продукции (указывают сведения о товарном знаке и стране-изготовителе).

На содержание второй части наличие проекта не влияет. Если есть дополнительные требования, то подрядчик (в случае ЭА) предоставляет их оператору электронной площадки.

Когда проводят электронный конкурс, применяются типовые формы заявок (ч. 5 ст. 24.1 44-ФЗ, ПП РФ № 1401 от 05.11.2019).

Шаг 4. Определяют дату окончания разбора первых частей заявок. Основные сроки (ч. 1 ст. 54.5, ч. 2 ст. 67 44-ФЗ):

  • для электронного конкурса с ограниченным участием — 5 рабочих дней с даты завершения срока подачи заявок;
  • для ЭА — 3 рабочих дня;
  • для ЭА с НМЦК до 300 млн руб. — 1 рабочий день;
  • для ЭА с НМЦК до 2 млрд руб. при закупке строительства, капремонта, реконструкции, сноса капитального объекта — 1 рабочий день;
  • для электронного конкурса с ограниченным участием с НМЦК до 1 млн руб. — 1 рабочий день.

Если электронный аукцион на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства предусматривает проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, и когда есть согласие подрядчика на строительство, первые части рассматривать не требуется (ч. 10 ст. 67 44-ФЗ).

Шаг 5. Определяют дату проведения процедуры.

Этим днем считают следующий рабочий день сразу после разбора первых частей заявок для ЭА. Либо день подачи финальных ценовых предложений для подрядчиков в электронном ограниченном конкурсе.

Когда в аукционе есть проектная документация, торги начинают через 4 часа после завершения приема первых частей предложений. Если проводится конкурс, окончательные предложения подают в рабочий день, следующий после истечения одного рабочего дня с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок.

Как оформить проект контракта

После разработки закупочных бумаг формируют проект контракта, при подготовке которого применяют типовые контракты или типовые условия, которые утверждены приказом Минстроя № 9/пр от 14.01.2020. В документе уточнено, какие условия должен содержать контракт, предметом которого являются строительство или реконструкция объектов капитального строительства, и приложена информационная карта типовых условий.

Если приобретаются строительные услуги, отсутствующие в действующей информационной карте, готовят собственный проект госконтракта, опираясь на нормы законодательства и потребности заказчика. К проекту госконтракта на закупку строительства прилагают:

  • график выполнения и оплаты строительных работ;
  • условия об этапах оплаты, исходя из выполняемых объемов и стоимости работ;
  • проектную и техническую документацию, регламентирующую объемы и содержание предмета контракта.

Подготовка извещения

Когда готова закупочная документация и проект контракта, составляют и публикуют извещение с помощью функционала ЕИС. При подготовке извещения учитывают нормы ст. 42, ч. 3 ст. 54.2, ч. 6 ст. 56.1, ч. 5 ст. 63, ч. 2 ст. 82.2 44-ФЗ.

Рассмотрение заявок

Как конкретно будут рассматриваться предложения участников, зависит от наличия проекта в составе закупочных бумаг. Когда проект есть, первые части заявок в процедуре не рассматривают, а сама закупка стартует через 4 часа после окончания подачи заявок. По завершении торгов оператор ЭП направляет закупщику обе части заявок, чтобы их проанализировали и оценили (ч. 19 ст. 68 44-ФЗ).

Если проектные документы отсутствуют, правила рассмотрения другие. Первые части анализируют до начала торгов. Комиссия изучает заявки, решает, допускать или не допускать участников, формирует и размещает протокол рассмотрения. Последний выкладывается не только в ЕИС, но и на торговых площадках (ч. 6, 7 ст. 67 44-ФЗ).

Когда торги завершаются, комиссия начинает проверку вторых частей заявок подрядчиков, попавших в отбор на предыдущем этапе.

Заключение контракта

Итоговый протокол публикуется на портале ЕИС, а госконтракт с победившим участником подписывается не ранее чем через 10 дней после этого (ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ).

При запросе котировок в электронной форме подписание допускается через 7 дней после опубликования протокола.

Как найти тендеры на стройку

Инструкция, как получить строительную закупку у администрации и заключить контракт:

Шаг 1. Найти подходящий тендер в ЕИС.

Шаг 2. Изучить подробно требования заказчика.

Шаг 3. Подать заявку на участие в тендере на реконструкцию или стройку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: