Закупки ГУПов и МУПов: когда по 223-ФЗ, а когда по 44-ФЗ

ГУП и МУП переходят на закупки по 44‑ФЗ

онлайн-обучение с выдачей документа об образовании

Принят документ, вносящий изменения в Закон № 44-ФЗ и в Закон № 223-ФЗ о переходе ГУП и МУП под действие контрактной системы. Узнайте алгоритм перехода для унитарных предприятий, а также исключительные случаи, когда закупки можно будет провести по 223-ФЗ и после вступления в силу изменений

Подписан Федеральный закон от 03.07.2016 № 321-ФЗ о распространении законодательства о контрактной системе в закупках на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Сейчас закупки ГУП и МУП регулирует Закон № 223-ФЗ. Положения этого документа позволяют заказчикам устанавливать гибкую систему закупок с учетом особенностей ведения хозяйственной деятельности. При этом отдельные заказчики с помощью различных способов маскируют закупку у единственного поставщика, а это никак не соответствует принципу прозрачности и добросовестной конкуренции.

Начиная с 1 января 2017 года муниципальные и государственные унитарные предприятия обязаны проводить все закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

После 1 января указанные организации смогут проводить закупки по Закону № 223-ФЗ только в двух случаях:

  • если предприятие — исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение — контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);
  • если закупки финансируются за счет грантов.

При этом закупки по Закону № 223-ФЗ по-прежнему возможны только в случае, если заказчик вовремя принял положение о закупке и разместил его в ЕИС.

Перевод унитарных предприятий на 44-ФЗ

До 31 декабря 2016 года унитарные предприятия обязаны:

  1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Подтвердить их квалификацию специальным документом.
  2. Запланировать закупки на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ:
  • составить план закупок по правилам, установленным для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, включив в него обоснование закупок;
  • составить и утвердить план-график закупок;
  • выполнить требование о нормировании закупок (согласовать, что и для каких целей покупает предприятие);
  • Перейти на способы закупки, действующие в контрактной системе.

Если вы уже подготовили план закупок с учетом требований 223-ФЗ, то из него нужно исключить запланированные на 2017 закупки (кроме закупок за счет грантов и по заключенным контрактам).

  1. Зарегистрироваться в единой информационной системе. Для этого нужно получить в казначействе ЭЦП для работы по 44-ФЗ в ЕИС.

Многие муниципальные предприятия считают, что их эти требования не коснутся, т.к. слово «унитарные» в их наименовании не фигурирует. Рекомендуем посмотреть в учредительных документах организационно-правовую форму. Велика вероятность того, что там будет написано «унитарное предприятие». В таком случае переход на 44-ФЗ обязателен и для вас.

Что ждет унитарные предприятия после 1 января 2017 года

В основном все закупки придется проводить через открытый конкурс, электронный аукцион или запросом котировок. Часть товаров, работ и услуг придется закупать только через электронный аукцион. Это позиции, указанные в аукционном перечне (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-Р). Закупка у единственного поставщика будет возможна в строго определенных ситуациях и в ограниченном объеме. В план-график необходимо будет включать обязательные закупки у СМП, а также устанавливать ограничения для продукции, запрещенной к закупкам у иностранных компаний.

Закупки ГУПов и МУПов: когда по 223-ФЗ, а когда по 44-ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Государственные, муниципальные унитарные предприятия (МУП) осуществляют закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Унитарные предприятия, осуществляющие закупки без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, вправе осуществлять такие закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ после утверждения правового акта (положения о закупках) и его размещения в единой информационной системе. МУПом размещено положение о закупках до 31.12.2018. Закупки с привлечением средств бюджетов бюджетной системы не планируются.
Необходимо ли в рассматриваемой ситуации размещать «нулевой» план закупок и «нулевой» план-график?

К сожалению, мы не можем дать определенного ответа на данный вопрос. Поясним почему.
По общему правилу в силу ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) государственные и муниципальные унитарные предприятия являются заказчиками для целей этого Закона и осуществляют закупки в соответствии с его положениями. Однако в силу прямого указания пп. «в» ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ унитарные предприятия, осуществляющие закупки без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, вправе осуществлять такие закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ после утверждения правового акта (положения о закупках) и его размещения в единой информационной системе (далее — ЕИС).
При этом, с одной стороны, по смыслу ст. 16 Закона N 44-ФЗ, с учетом п. 3 ст. 3, ст. 13 Закона N 44-ФЗ, и ст.ст. 17, 21 Закона N 44-ФЗ, непосредственно регулирующих ведение планов закупок и планов-графиков соответственно, в эти документы вносится информация о закупах, осуществляемых именно и только в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Обязанности заказчиков размещать план закупки и план-график в отсутствие бюджетного финансирования законодательство о контрактной системе в сфере закупок не устанавливает. Более того, в силу прямого указания пп. «б.1» п. 3 Требований к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных на основании ч. 5 ст. 17 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043, планы закупок утверждаются в течение 10 рабочих дней муниципальными унитарными предприятиями, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с ч.ч. 2.1 и 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, со дня утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности.
Отсюда можно сделать вывод, что если все закупки в соответствии с пп. «в» ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, планы закупок и планы-графики не формируются.
Однако, с другой стороны, ч. 8 ст. 17, ч. 9 ст. 21 Закона N 44-ФЗ в буквальном прочтении указывают, что план закупок и план-график формируются, в том числе, бюджетными учреждениями ежегодно и утверждаются в течение 10 рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Исключений для случаев, когда все закупки бюджетного учреждения в соответствии с пп. «в» ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, в ч. 8 ст. 17, ч. 9 ст. 21 Закона N 44-ФЗ не предусмотрено.
Таким образом, существует вероятность, что неразмещение плана закупки в ЕИС будет рассматриваться проверяющими органами как основание для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ. Нами найдены и отдельные, единичные примеры такого привлечения, причем признанного законным судами (смотрите решение Полевского городского суда Свердловской области от 30.06.2015 по делу N 12-69/2015, решение Свердловского областного суда от 09.09.2015 по делу N 72-996/2015).
С нашей точки зрения, духу закона более соответствует первый подход, поскольку, как представляется очевидным, формирование «нулевых» плана закупок, плана-графика лишено смысла. Однако мы не можем привести большего нормативного обоснования этой точки зрения, чем дано выше.
В заключение отметим, что в рамках консультирования по вопросам применения законодательства о закупках нами рассматриваются гражданско-правовые вопросы осуществления закупок, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Вопросы же административного характера, в том числе касающиеся размещения плана закупки, а также технических особенностей функционирования ЕИС, из сферы консультирования исключаются. Гарантировать систематическое предоставление консультаций по аналогичным вопросам мы не можем, такая возможность определяется индивидуально в каждом конкретном случае. По этой же причине мы не можем оценить практическую возможность размещения в ЕИС плана закупки с нулевыми показателями. Официальных разъяснений, а также материалов правоприменительной практики, подтверждающей возможность неразмещения унитарным предприятием в ситуации отсутствия бюджетного финансирования плана закупок (а также плана-графика), мы не обнаружили.

Читайте также  Как разместить положение о закупках по 223-ФЗ: пошаговая инструкция

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. План закупок по Закону N 44-ФЗ;
— Энциклопедия решений. План-график при закупках по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

1 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Закупки унитарных предприятий: по какому закону?

С 1 января 2017 года ГУП и МУП стали руководствоваться в своей закупочной деятельности законом 44-ФЗ. Однако очень скоро стало понятно, что это была не самая удачная идея. В итоге для унитарных предприятий сделали послабления, и теперь они снова могут закупаться по 223-ФЗ.

Почему правила закупки ГУП и МУП ужесточили

Унитарные предприятия являются коммерческими, но имеют особенности. У них нет собственного имущества — за ними закрепляется имущество, принадлежащее государству, субъекту РФ либо муниципалитету. До начала 2017 года унитарные предприятия вели закупочную деятельность по закону 223-ФЗ. Далее была предпринята попытка ужесточить правила их закупки.

В ФАС считают, что ГУП и МУП вредят конкуренции на локальных рынках. Посредством структур такого типа государственные и муниципальные заказчики уходят от проведения конкурентных процедур по закону о контрактной системе. Они попросту передают бюджетные средства в виде субсидий подведомственным унитарным предприятиям, и те закупают нужные для заказчика товары, работы и услуги по 223-ФЗ.

Но в условиях закупок по правилам контрактной системы унитарные предприятия столкнулись с серьезными проблемами. Специфика деятельности многих из них такова, что закупки требуется проводить быстро, а заранее предусмотреть потребности невозможно. В особенности это касается предприятий теплоснабжения и аптек. Тогда как процедуры 44-ФЗ рассчитаны на длительные сроки, что сильно осложняет закупочную деятельность ГУП и МУП. Поэтому практически сразу после перехода под закон о контрактной системе они стали обращаться к депутатам Госдумы и просить перевести их обратно.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Кому разрешено закупать по 223-ФЗ

Поправки 2018 года разрешают унитарным предприятиям закупаться по 223-ФЗ в таких случаях:

  1. Если они являются федеральными и имеют существенное значение для обеспечения прав граждан, обороноспособности и безопасности страны. Правительство утверждает перечень таких важных ФГУП. Они могут закупаться по 223-ФЗ, но только не на средства, полученные в виде бюджетных субсидий.
  2. Если закупки унитарных предприятий проводятся за счет любых грантов, полученных от физических и юридических лиц в России либо за ее пределами. В том числе за счет субсидий и грантов из бюджета, которые выдавались на конкурсной основе.
  3. Если унитарное предприятие является исполнителем по госконтракту и привлекает в рамках этого соглашения для поставки товаров, выполнения работ или услуг иных лиц. 223-ФЗ может применяться только в объеме, необходимом для выполнения контракта.
  4. Если закупка производится за счет любых средств, кроме бюджетных.

Что нужно для торговли по 223-ФЗ

Основным документом заказчика по 223-ФЗ является Положение о закупке. Его разработка и утверждение является обязательным условием для применения упомянутого закона для всех заказчиков, в том числе и для унитарных предприятий. У них была возможность утвердить свои Положения до 1 октября 2018 года. Организации, которые успели это сделать, уже сейчас могут не применять 44-ФЗ.

Все прочие должны подготовить Положения до начала 2019 года. Документ нужно принять и разместить в ЕИС. В таком случае с 1 января можно будет проводить закупки по 223-ФЗ. Однако если этого не сделать, придется еще год работать по 44-ФЗ.

Как будет решаться проблема ухода от конкуренции

ФАС не изменила своего мнения по поводу вредности ГУП и МУП для конкуренции на отдельных рынках. Сейчас решается вопрос, который определит их дальнейшую судьбу — внесен законопроект о ликвидации унитарных предприятий. Идея принадлежит Антимонопольной службе, а Правительство с ней согласилось и внесло в Госдуму.

Речь не идет об упразднении организационно-правовой формы — часть унитарных предприятий будет функционировать. А вот те, которые ведут деятельность на конкурентных рынках, будут ликвидированы.

Создавать новые ГУП и МУП запретят уже с 1 января 2019 года. Правило не будет распространяться только на такие случаи:

  1. Когда унитарное предприятие учреждается на основании федерального закона, актов Президента или Правительства.
  2. Когда его учреждает федеральный орган исполнительной власти, в чьем ведении находится государственная политика в сфере безопасности и обороноспособности.
  3. Когда предприятие создается в сфере естественных монополий.

Чтобы зарегистрировать новый МУП или ГУП, нужно будет получить согласие ФАС. Что же касается уже существующих унитарных предприятий, то останутся только те, кто удовлетворяет приведенным выше условиям. Все остальные должны быть ликвидированы учредителями до конца 2020 года. Иначе ФАС будет добиваться этого через суд.

Чем отличается 44‑ФЗ от 223‑ФЗ?

Объем 44-ФЗ в 10 раз больше, чем 223-ФЗ. Более строгий 44-ФЗ подробно объясняет участникам правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя. Поэтому он подходит начинающим участникам, а 223-ФЗ — более опытным компаниям. Посмотрим подробнее, чем различаются эти два закона.

В чем принципиальное отличие?

44-ФЗ

Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.

223-ФЗ

Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.

Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.

Читайте также  Полис мини КАСКО

Кто заказчик?

44-ФЗ

Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения

223-ФЗ

  • государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
  • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.

Кто поставщик?

44-ФЗ и 223-ФЗ

Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые.

У каких участников приоритет?

44-ФЗ

  • субъекты малого предпринимательства,
  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

223-ФЗ

  • субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые (с конца марта 2020)
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),

Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 20% совокупного годового объема договоров.

Способы закупок

44-ФЗ

Есть 10 способов конкурентного отбора победителя.

  • открытые конкурсы
  • конкурсы с ограничением участия
  • двухъэтапные конкурсы
  • закрытые конкурсы
  • закрытые конкурсы с ограничением участия
  • электронные аукционы
  • аукционы в закрытой форме
  • запросы предложений
  • запросы ценовых котировок

Случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, ограничены.

223-ФЗ

В положении о закупке заказчик прописывает все варианты конкурентных и неконкурентных способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов предложений,
  • запросов котировок.

Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.

Конкурентные закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше видами закупок.

На каких ЭТП заказчики проводят торги?

44-ФЗ

8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Для работы на площадках нужна р егистрация в Единой информационной системе закупок. Регистрация бесплатна.

223-ФЗ

Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою». На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.

Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми ЭТП госзакупок. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок у МСП также нужна регитстрация в ЕИС.

Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах?

44-ФЗ

Квалифицированная электронная подпись (КЭП).

223-ФЗ

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП (для работы на восьми ЭТП госзакупок), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП).

Сроки подачи заявок

44-ФЗ

Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.

223-ФЗ

Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку.

Какую отчетность предоставляют заказчики?

44-ФЗ

Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:

  • документы о приемке работ,
  • по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.

223-ФЗ

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:

  • заключенных договоров,
  • договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  • заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.

До 1 февраля года следующего за отчетным з аказчики размещают:

  • годовой отчет закупок у субъектов МСП (ППРФ от 11.12.2014 №1352),
  • годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (ППРФ №1442).

Обеспечение исполнения заявки и контракта

44-ФЗ

Обеспечение заявки

Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. Обеспечение заявки будет таким:

  • от 0,5 до 1 %, если НМЦ до 20 млн руб.,
  • от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
  • 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на спецсчет . Выбрать банк можно бесплатно в нашем сервисе.

Обеспечение контракта и гарантийных обязательств

Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.

Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

  • внести денежные средства на счет заказчика,
  • предоставить банковскую гарантию.

Для малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. Обеспечение не предоставляют те СМП, кто имеет опыт исполнения контрактов.

Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком (перечень банков опубликован на сайте Минфина). Банк вносит гарантию в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru.

Стоимость участия

Победителю закупки нужно быть готовым отдать:

  • 1% от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей (без НДС).
  • 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (без НДС), если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций.

Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки.

223-ФЗ

Обеспечение заявки

Заказчики не может требовать обеспечение заявки при НМЦ

Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика.

Обеспечение контракта

Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом (деньгами или банковской гарантией). Все условия он прописывает в своем Положении о закупке.

Стоимость участия

В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки. В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие.

Возможность изменения, расторжения контракта

44-ФЗ

Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя.

223-ФЗ

Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках.

Можно ли обжаловать действия заказчика?

44-ФЗ

Жаловаться можно, в законе прописан алгоритм действий. Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.

223-ФЗ

М ожно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

Читайте также  Что делать, если потерял СТС на автомобиль

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Инструкция: как государственному унитарному предприятию работать по 223-ФЗ

ГУПы и МУПы обязаны работать по 223-ФЗ — это правило действует, если они не получают субсидии из бюджета и утвердили положение о закупках. Это не все особенности в закупочном процессе унитарных предприятий.

Законопроект определил, может ли МУП осуществить закупку по 223-ФЗ прямым договором. Теперь это разрешено при размещении в ЕИС положения о подобных заказах.

Когда и почему унитарные предприятия переходят на 223-ФЗ

29.06.2018 вступил в силу Федеральный закон № 174, внесший поправки в процесс приобретения товаров государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Со следующего года, когда МУП переходит на 223-ФЗ по новому закону, организация вправе осуществлять покупки по закону № 223 при размещении соответствующего положения в ЕИС до завершения предыдущего, 2020 года.

Инициатива о переходе на закупочные процедуры в соответствии с ФЗ № 223 была поддержана парламентом из-за огромного количества обращений, касающихся правил определения поставщика. Заказы были усложнены и не позволяли закрыть существующие проблемы.

Успеть сделать приобретение по закону № 44 было практически невозможно. Унитарные предприятия энергетической отрасли, например теплоснабжения, часто сталкиваются с авариями по непредвиденным обстоятельствам, и нельзя предугадать, сколько материалов и работ потребуется, чтобы ликвидировать их последствия. Переход на 223-ФЗ для МУПов решал эту проблему. Аптеки тоже поддержали инициативу. Их представители заявили о невозможности быстро приобретать нужные лекарства.

Существуют и более редкие, но все же встречающиеся на практике ситуации, когда унитарное предприятие получает грант из бюджета. Как поступать в этом случае и нужно ли применять 223-ФЗ, если МУП получил грант? Да, если выполнено основное правило о размещении положения о таких покупках в ЕИС в установленные сроки.

Теперь государственное, муниципальное и автономное унитарное предприятие может закупать по 223-ФЗ, но есть исключения из общего правила.

Кто не подпадает под новые правила

Контрактное законодательство РФ содержит данные о том, что государственные и муниципальные унитарные предприятия должны перейти на работу по нормам закона 223 в этом году, если в прошлом успели разместить в ЕИС информацию о таких приобретениях.

Из этого правила существуют несколько исключений. Так, совершать закупки по ФЗ № 223 не вправе организации, которые:

  1. Состоят в утвержденном правительством перечне.
  2. Финансируются государством. Субсидии из госбюджета для них выделяются для:
    • капитального вложения в строительство государственной собственности (капитальное строительство);
    • приобретения недвижимости, которая станет частью государственной собственности Российской Федерации.

Исполнение подобных заказов ГУП и МУП осуществляется по нормам Федерального закона № 44.

Для отдельных юридических лиц в законе прописаны индивидуальные правила осуществления заказов. Прямой договор для произведения покупок по этому законопроекту применяется МУП в случае наличия положения о подобных заказах в ЕИС.

Остались вопросы? В КонсультантПлюс есть статьи экспертов, которые подробно объясняют на практических примерах закупки у единственного поставщика унитарными предприятиями.

Как начать работать по-новому

После вступления в силу нового Федерального закона государственное унитарное предприятие по 223-ФЗ получило возможность работать в случае самостоятельного приобретения товаров. То есть если средства госбюджета не участвуют в его товарообороте, ГУП по 223-ФЗ работать вправе.

Вначале планировалось, что субъекты РФ могут обязать унитарные предприятия закупаться у субъектов МСП. Однако объемы приобретений необходимо четко определить. Государственные унитарные предприятия, которые начинают работать по ФЗ № 223, обязаны выполнять и требования постановления № 1352 от 11.12.2014: приобретения товаров и услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства становятся их обязанностью.

Закон, в котором содержатся данные о покупках со стороны отдельных юрлиц, гласит, что АУП вправе начать закупаться по ФЗ № 223, если у них на руках есть соответствующее положение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: