Новые штрафы для заказчиков в рамках Закона № 44-ФЗ

Штрафы по 44-ФЗ в 2020 году: таблица КоАП с последними изменениями

Какие штрафы и пени по 44-ФЗ существуют

Заказчик обязательно включает в госконтракт раздел об ответственности сторон . В ст. 34 44-ФЗ выделяют два вида ответственности:

  • просрочка — когда стороны нарушили сроки, указанные в договоре: заказчик не оплатил контракт вовремя, а поставщик задержал поставку товара, оказание услуги;
  • ненадлежащее исполнение — когда стороны нарушили обязательства по договору. Например, исполнитель поставил товар, который не соответствует техзаданию, а заказчик не провел экспертизу услуги, которую должен был провести по условиям договора.

За просрочку нарушителю начисляют пени, за ненадлежащее исполнения — взыскивают штраф.

Как считают пени

Пени за просрочку рассчитывают по правилам, которые прописаны в ч. 5 ст. 34 44-ФЗ. За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, которую не оплатили срок.

Формула расчета выглядит так:

Пени = Цена контракта × 1/300 × Размер ключевой ставки × количество дней просрочки

При расчете пеней заказчик уменьшает цену контракта пропорционально объему выполненных работ. В дни просрочки входят выходные и праздничные дни, но не входят дни приемки товара (Письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).

Например, поставщик заключил госконтракт на сумму 50 000 рублей на поставку товара в срок до 3 сентября 2020 года. К этому дню исполнитель поставил часть товара на 20 000 рублей. Остальной товар привез 14 сентября. Просрочка составила 11 дней, ключевая ставка в этот период — 4,25 %, сумма неисполненного обязательства — 30 000 рублей.

Пени = 30 000 × 1/300 × 4,25 % × 11 = 46,75 рублей

Для заказчиков и поставщиков пени считают одинаково.

Штрафы для поставщиков по 44-ФЗ

Сумма штрафа для поставщиков зависит от цены контракта или цены за этап, если договор предусматривает поэтапное исполнение:

Цена контракта, рублей 10
млрд
Размер штрафа, % от цены контракта 10 5 1 0,5 0,4 0,3 0,25 0,2 0,1

В закупках для СМП и СОНКО штраф равен 1 % от цены контракта, но не меньше 1 тыс. рублей и не больше 5 тыс. рублей.

В закупках на право заключения контракта штрафы считают от суммы контракта, если итоговая цена выше начальной максимальной цены (НМЦК). В других случаях — от НМЦК.

Если поставщик нарушит обязательство, у которого нет стоимости, штраф начисляют по схеме:

  • 1000 рублей — цена контракта меньше 3 млн рублей;
  • 5000 рублей — цена контракта 3 — 50 млн рублей (включительно);
  • 10 000 рублей — цена контракта 50 — 100 млн рублей (включительно);
  • 100 000 рублей — цена контракта больше 100 млн рублей.

Штрафы за ненадлежащее исполнение контракта выше, чем пени за просрочку. Если перед вами встал выбор: выполнить контракт вовремя, но некачественно или исполнить контракт с просрочкой, но качественно, то выгоднее выбрать второй вариант.

Штрафы для заказчиков

Сумма штрафа для госзаказчиков зависит от цены контракта — чем больше цена, тем выше штраф:

Цена контракта, рублей ≤ 3 млн от 3 до 50 млн от 50 до 100 млн > 100 млн
Размер штрафа, % от цены контракта 1000 5000 10 000 100 000

Общая сумма штрафов не может быть больше суммы контракта.

Кроме ответственности по 44-ФЗ, на заказчика действует Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Административная ответственность по КоАП РФ

Санкции на госзаказчиков по КоАП РФ назначает Федеральная антимонопольная служба (ФАС) за нарушения на любом этапе проведения закупки: от планирования до оплаты договора и ведения реестра контрактов.

Ответственность за нарушения несут организации-заказчики и их должностные лица, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Штрафы для должностных лиц по КоАП достигают 50 тыс. рублей, для юрлиц заказчика — до 500 тыс. рублей.

По статистике Минфина в 2019 году ФАС возбудила около 28,7 тыс. дел об административных правонарушениях. Из них по 24,2 тыс. дел наложила штрафы на общую сумму более 300 млн рублей.

Чаще всего в 2019 году заказчиков штрафовали по двум нарушениям:

  • За утверждение неверной документации о закупке (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ) — ФАС возбудила 9,6 тыс дел, выдала 8,7 тыс постановлений о наложении штрафа.
  • За нарушение порядка отбора участников (ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ) — ФАС возбудила 6,6 тыс. дел, выдала 1,9 тыс. постановлений.

Таблица штрафов 44-ФЗ в 2020 году

Уголовные штрафы по 44-ФЗ

УК РФ выделяет отдельные статьи за нарушения заказчиков и поставщиков в сфере госзакупок:

  • штраф от 1 000 000 до 2 500 000 рублей либо в размере дохода за период 1–3 года;
  • лишение свободы на срок до восьми лет со штрафом до сорокакратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность на срок до пяти лет.

Когда и как платить пени и штрафы

Как только поставщик нарушил обязательства по контракту, заказчик направляет ему требование об уплате неустойки с пояснением причин (ч. 6 ст. 34 44-ФЗ). Если поставщик согласен, что нарушил условия контракта или допустил просрочку, то сценарий действий следующий:

  1. Поставщик отвечает в письме, что согласен с требованиями и перечисляет на счет заказчика сумму неустойки.
  2. Стороны подписывают документы о приемке товара, работ;
  3. Заказчик оплачивает контракт и возвращает обеспечение, если оно было.

Если поставщик не согласен с претензией заказчика, то он может оспорить штраф в суде, если докажет, что нарушил обязательства:

  • по вине другой стороны, например, заказчик не предоставил проектную документацию, и поставщик не смог начать работы по строительству вовремя;
  • из-за обстоятельств непреодолимой силы — военные действия, закрытие границ, природные катаклизмы и другие.

Суд освобождает поставщика от уплаты штрафа либо принимает решение о частичном взыскании, если размер штрафа в претензии заказчика несоизмерим с последствиями нарушения.

Чтобы не нарушать сроки исполнения договора и качественно его выполнить, всегда проверяйте проект контракта заранее — до того, как подать заявку на участие. Если вы считаете, что условия или сроки нереалистичны, подавайте запрос на разъяснения или жалуйтесь на заказчика в ФАС.

Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года

В начале июля было принято несколько законопроектов, которые значительно изменят порядок закупок по закону № 44-ФЗ. Главное: закупки станут проще и быстрее. Уменьшатся сроки оплаты, упростится документооборот, изменятся процедуры закупок. Подготовили для вас краткий разбор основных изменений.

Сократятся сроки оплаты по всем контрактам

С 1 января 2022 года у заказчика будет меньше времени на оплату исполненного контракта. Сроки сократятся и для малого бизнеса, и для остальных поставщиков.

Кто может участвовать 2021 год С 1 января 2022 года С 1 января 2023 года
Только малый бизнес 15 дней 10 дней 7 дней
Все 30 дней 15 дней 10 дней

Увеличится количество закупок для малого бизнеса

Вырастет обязательная доля закупок у СМП и СОНКО — с 15 до 25% совокупного годового объема закупок.

Это хорошо для малого бизнеса, потому что в закупках для этих категорий участников есть льготы по предоставлению обеспечения и по срокам оплаты. Средний и крупный бизнес к таким закупкам не допускается, небольшие компании конкурируют между собой и получают шанс заработать на госконтрактах.

Способов закупки станет меньше

Сократится количество способов закупки. Сейчас действует 11 способов закупок — во всех свои правила для заказчиков и участников. С 2022 года останется три способа: конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме.

Больше не будет двухэтапного конкурса, конкурсов с ограниченным участием и запроса предложений.

Это удобно для поставщиков: чем меньше способов закупки, тем проще разобраться и меньше шансов запутаться в правилах.

Изменятся процедуры проведения закупок

Все конкурентные процедуры будут радикально перестроены — с нынешними у них только названия останутся общие.

Например, электронный аукцион станет проще и быстрее.

Что изменится в электронном аукционе 2021 год С 1 января 2022 года
Заявка Из двух частей Единая заявка
Можно внести изменения в извещение Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок Не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок
Время на подачу ценового предложения 10 минут 4 минуты
Общее время торга Не ограничено Не больше 5 часов

Требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок будут одинаковыми, отличаться будет только срок и способ подачи ценового предложения.

Документы станут электронными

Часть документов нужно будет оформлять и подписывать в электронном виде. В ЕИС появятся специальные формы, чтобы заполнить и подписать:

  • акт приемки товара, работы или услуги;
  • односторонний отказ от исполнения контракта;
  • обжалование.

Проект контракта тоже нужно будет формировать прямо в ЕИС — тоже в специальной форме. Это нововведение появится 1 апреля 2023 года. Сейчас проект контракта можно посмотреть только в файле в формате .doc — заказчик прикрепляет проект к извещению.

Основная информация по закупке сейчас подгружается отдельными файлами. Скачивать каждый файл — долго и не очень удобно

Документация о закупке будет отменена

Часть документов вообще больше не понадобится. В открытых конкурентных электронных процедурах не будет документации. Требование к заявке и инструкция по ее заполнению станут частью извещения об осуществлении закупки.

В большинстве случаев извещение о закупке станет основным документом, в котором будет вся информация. Сейчас пока не так: в извещении содержится только общая информация, а важные детали нужно искать в закупочной документации, которую заказчик прикрепляет к извещению.

Документация о закупке потребуется лишь для закрытых конкурентных процедур — закрытого конкурса или закрытого аукциона.

Появится универсальная предквалификация

Универсальная предквалификация — это ограничение для участников закупок стоимостью свыше 20 млн рублей. В таких закупках смогут принять участие только поставщики с успешным опытом исполнения контракта стоимостью не менее 20% от начальной максимальной цены контракта.

Заказчик объявляет закупку с ценой 25 млн рублей.

К участию в закупке примут заявки только тех поставщиков, которые за последние три года исполнили госконтракты на сумму от 5 млн рублей.

Эта мера удобна не столько для поставщиков, сколько для заказчиков, которые проводят закупки на крупные суммы. В таких закупках важно выбрать надежного поставщика, который не уклонится от подписания контракта и ответственно исполнит его.

Обеспечение заявки будет встречаться чаще

Изменения по обеспечению коснулись запроса котировок: заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн рублей. А обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн рублей.

Сейчас заказчики не обязаны требовать обеспечение заявки в запросе котировок, это только их право.

Появятся независимые гарантии

Сейчас участники закупки вместо денег могут предоставить для обеспечения контракта банковскую гарантию. Приобрести такую гарантию можно только в банке, у которого есть соответствующая лицензия.

В 2022 году участники закупки смогут приобретать независимые гарантии у государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». А в закупках для малого бизнеса участники смогут получать гарантии у региональных гарантийных организаций.

Кроме того, участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогу предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

Это далеко не все изменения в госзакупках, которые начнут вступать в силу с 1 января 2022 года. Но уже сейчас видно, насколько проще и понятнее станут закупки и для поставщиков, и для заказчиков.

Штрафы по 44‑ФЗ в 2020 году: таблица КоАП с последними изменениям

В госзакупках все действия заказчиков и исполнителей строго регламентированы. За нарушение установленных процедур участникам процесса назначаются штрафы и пени по закону о госзакупках (от 05.04.13 № 44-ФЗ) и по КоАП РФ. А отдельные нарушения и вовсе чреваты уголовным преследованием. В настоящей статье мы расскажем о существующих мерах ответственности для обеих сторон госконтракта.

Ответственность поставщиков по 44-ФЗ

При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:

  1. Ненадлежащее исполнение контракта. За такое нарушение заказчик требует штраф.
  2. Просрочка исполнения контракта. За это заказчик начисляет пени.

Ненадлежащее исполнение — это когда, товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам. Например, прочность поставленных металлоконструкций выше или ниже оговоренной в контракте величины. Просрочка — выход за сроки, установленные госконтрактом.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Расчет штрафов по 44-ФЗ

Правила расчета штрафов установлены постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Отметим, что размер штрафа зависит от цены, по которой в итоге был заключен контракт, или цены за этап контракта, а не от начальной максимальной цены контракта.

Цена контракта, руб.

От 50 до 100 млн

От 100 до 500 млн

От 500 млн до 1 млрд

От 5 до 10 млрд

ВНИМАНИЕ

Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком или заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Штрафы для СМП и СОНКО

Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения

Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.

От 50 до 100 млн

ВАЖНО

Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.

Расчет пени по 44-ФЗ

Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:

Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки

Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.

СПРАВКА

Пени не начисляют за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).

При расчете пени нужно использовать размер ключевой ставки, установленный ЦБ РФ — 1/300. Изменять его нельзя, даже при согласии на то обеих сторон (позиция АС Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).

Получайте уведомления о госзакупках для малого и среднего бизнеса Настроить рассылку

Ответственность заказчиков по 44-ФЗ

В постановлении № 1042 прописаны и меры ответственности для заказчиков. Штрафы установлены в рублях, а их размер зависит от цены контракта:

Цена контракта, руб.

От 3 до 50 млн руб.

От 50 до 100 млн руб.

Пеня для заказчиков рассчитывается в том же порядке, что и для поставщиков.

Административная ответственность по КоАП

В таблице ниже приведем меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.

Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ

30 000 руб. — на должностное лицо

Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ

50 000 руб. — на должностное лицо

Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта)

10 000 руб. — на должностное лицо

Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено

30 000 руб. — должностное лицо

Размещение в ЕИС информации с нарушением установленных требований

15 000 руб. — на должностное лицо;

50 000 руб. — на юрлицо

В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ

50 000 руб. — надолжностное лицо; 500 000 руб. — на юрлицо

Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:

должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб.

В описании объекта закупки указаны товарные знаки, патенты, промышленные образцы, места происхождения товара или наименование производителя и другие требования, которые ограничивают количество участников

должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 руб.

Документация закупки утверждена с нарушением 44-ФЗ

3 000 руб. — на должностное лицо

Протокол определения победителя закупки составлен с нарушениями

10 000 руб. — на должностное лицо

Победителя закупки определили с нарушением 44-ФЗ

50 000 руб. — на должностное лицо

Протоколы проведения закупки подписаны с нарушением сроков:

Не более чем на 2 рабочих дня

3 000 руб. — на должностное лицо

более чем на два рабочих дня

30 000 руб. — на должностное лицо

Деньги, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок, возвращены с нарушением порядка или срока:

Не более, чем на 3 рабочих дня

5 000 руб. — на должностное лицо;

30 000 руб. — на юрлицо

более, чем на 3 рабочих дня

15 000 руб. — на должностное лицо;

90 000 руб. — на юрлицо

Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов

При заключении контракта нарушены объявленные заказчиком условия определения поставщика или условия исполнения контракта.

1% от НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб. — на должностное лицо;

1% от НМЦК, но не менее 50 000 руб. и не более 300 000 руб. — на юрлицо

Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг.

На должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения

Заказчик нарушил сроки заключения контракта или уклонился от его заключения.

50 000 руб. — на должностное лицо

Заказчик изменил условия контракта (в том числе увеличил цену товаров, работ, услуг), если 44-ФЗ запрещает менять условия.

20 000 руб. — на должностное лицо;

200 000 руб. — на юрлицо

Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг

На должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения

Нарушен порядок расторжения контракта при одностороннем отказа от исполнения контракта

50 000 руб. — на должностное лицо;

200 000 руб. — на юрлицо

Действия или бездействие, из-за которых поставщик не выполнил свои обязательства по контракту, поэтому был причинен существенный вред интересам общества и государства. При этом действия или бездействие не попадают под уголовную ответственность.

5-15% от стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 30 000 руб. или дисквалификация до 2 лет — на должностное лицо и ИП;

От однократной до трехкратной стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 000 руб. — на юрлицо;

Не составлены документы о приемке поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта. Либо заказчик отказался от приемки товара, но не направил мотивированный отказ поставщику.

20 000 руб. — на должностное лицо

Поставленный товар, работы, услуги приняты заказчиком, хотя не соответствуют условиям контракта. При этом поставщик не устранил несоответствие, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема работ и услуг.

20 000-50 000 руб. — на должностное лицо

Нарушение срока и порядка оплаты госконтракта или аванса

30 000 — 50 000 руб. — на должностное лицо

Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАП

дисквалификация от 1 до 2 лет — на должностное лицо

Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП)

В РНП включена заведомо недостоверная информация

50 000 руб. — на должностное лицо

Информация, которую нужно включать в РНП, не отправлена или отправлена в ФАС с опозданием. Информация, документы, которые согласно 44-ФЗ нужно включать в реестр контрактов, не направлены или направлены с опозданием в органы, уполномоченные вести реестр контрактов.

20 000 руб. — на должностное лицо

Закупки у СМП и СОНКО

Если заказчик проведет среди СМП и СОНКО закупок меньше, чем предусмотрено 44-ФЗ

50 000 руб. — на должностное лицо

Невыполнение в срок законного предписания

Предписание, требование ФАС не выполнено в установленный срок

50 000 руб. — на должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или члена комиссии;

500 000 руб. — на юрлицо

Нарушения при предоставлении информации в ФАС

Информация и документы, которые нужно предоставлять в ФАС, не предоставлены или предоставлены несвоевременно. Либо предоставлена заведомо недостоверная информация.

15 000 руб. — на должностное лицо;

100 000 руб. — на юрлицо

Пройти обучение и получить диплом специалиста по управлению государственными и муниципальными закупками

Уголовная ответственность поставщиков и заказчиков

Новые нормы уголовного законодательства представлены следующими статьями:

1. Статья 200.4 УК РФ — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Максимальное наказание:

  • штраф от 200 000 до 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период от 6-ти месяцев до 3-х лет;
  • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
  • лишение свободы сроком до 7-ми лет.

2. Статья 200.5 УК РФ — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Максимальная ответственность лица, подкупившего заказчика:

  • штраф 1 000 000 — 2 500 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • лишение свободы на срок до 8-ми лет (со штрафом до 40-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет или без такового).

Наказание представителей заказчика за подкуп поставщика:

  • штраф 2 000 000 — 5 000 000 рублей либо в размере дохода за период 2-5 лет (с запретом на должность / деятельность до 7 лет или без такового);
  • лишение свободы на 7-12 лет (со штрафом до 50-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 7-ми лет или без такового).

Кроме того, в сфере закупок уголовная ответственность может грозить не за нарушение положений закона № 44-ФЗ, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки, нецелевое расходование бюджетных средств и иные подобные правонарушения.

Изменения в законодательстве о госзакупках с 1 апреля 2021 года

Все ярче греет весеннее солнышко. Скоро заканчивается месяц март, а значит, на подходе 1 апреля — международный День смеха или День дураков (All Fool’s Day). Это уж кому как больше нравится. Не знаю почему, но разработчикам закона «О контрактной системе в сфере закупок» (федеральный закон 44-ФЗ) эта дата особенно приглянулась. Практически ежегодно именно с 1 апреля вступает в силу очередной пакет изменений в закон «О контрактной системе». Это известно всем, кто работает в сфере госзаказа. А знаете ли Вы, сколько раз вносились изменения и поправки в этом многострадальный закон. За 8 лет всего 79 раз. И это без учета второго оптимизационного пакета, который уже на подходе. Ну и кто тут дураки – те, кто принимает такие законы, или те, кто пытается по ним работать?

Сегодня еще не 1 апреля, поэтому шутки в сторону. Разговор будет серьезным. В этой статье мы расскажем Вам, какие изменения ждут участников рынка госзакупок с 1 апреля 2021 года.

  1. Закупки малого объема

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новая ч. 12 ст. 93 федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» (закон 44-ФЗ), разрешающая проводить электронные закупки малого объема на сумму до 3 млн. рублей.

Порядок проведения таких закупок выглядит следующим образом:

— поставщики формируют и публикуют на электронных площадках предварительное предложение о поставке товара. Срок действия предварительного предложения не может превышать 1 месяц;

— заказчики готовят и публикуют извещение о проведении закупки малого объема;

— электронная площадка в течение 1 часа предварительно отбирает 5 предложений поставщиков с минимальными ценами за единицу товара;

— если площадка отбирает от 2 до 5 предложений поставщиков, то заказчик в течение одного рабочего дня рассматривает эти предложения и принимает решение. Итоги рассмотрения оформляются протоколом, который публикуется на электронной площадке.

— контракт с поставщиком заключается по упрощенным правилам. Проект контракта размещается в ЕИС и на ЭП в течение 3 часов после размещения протокола. На подписание контракта поставщику и заказчику дается по 1 рабочему дню. Выставление поставщиком протокола разногласий не предусмотрено.

— если двух предложений от поставщиков не набирается, то ЭП информирует об этом заказчика и размещает уведомление об отсутствии необходимого количества заявок в ЕИС. Закупка в этом случае не проводится.

(Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ)

Добавим, что Министерство финансов РФ выпустило 12 февраля 2021 г. письмо № 24-06-08/9591 “Об осуществлении закупок”, разъясняющее порядок осуществления закупок у единственного поставщика в соответствии с положениями ч. 12 ст. 93 федерального закона 44-ФЗ. Основные положения разъяснений Минфина:

— участником электронных закупок малого объема (до 3 млн. рублей) может быть любое физлицо (в том числе, оформленное в качестве ИП) или любая организация, не относящаяся к офшорным. Участники должны быть зарегистрированы в ЕИС и аккредитованы на электронной площадке;

— участие для потенциальных исполнителей будет приостановлено, если срок регистрации подходит к концу. Чтобы можно было принимать участие в процедуре остаток периода регистрации должен быть не менее 3-х месяцев. Участники должны продлить регистрационный срок, чтобы возобновить право подавать заявки. Согласно ч. 9 ст. 24.2 закона 44-ФЗ подать заявку не получится, если до конца регистрации остается меньше 3 месяцев;

— при осуществлении закупок малого объема (до 3 млн. рублей) заказчики должны ориентироваться на совокупный годовой объем данных процедур, согласно п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ;

— создание комиссионной группы для организации закупки у единственного поставщика не требуется. Такая комиссия нужна только при проведении конкурентных мероприятий (ч.1 ст. 39 закона 44-ФЗ).

  1. Электронные магазины для закупок малого объема

Апрельские изменения коснутся и п. 4 и 5 ст. 93 закона 44-ФЗ. Согласно нововведениям заказчики смогут организовывать закупки посредством, так называемых, электронных магазинов. Самого термина «электронный магазин» в контрактном законодательстве нет, но он достаточно широко распространен среди участников рынка госзакупок.

Через электронные магазины можно будет приобретать только товары (но не работы или услуги) при условии, что цена контракта не превышает 3 млн. рублей. Эта возможность появится после вступления в силу ч.12 ст.93 44-ФЗ.

  1. Электронный запрос котировок

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок проведения электронного запроса котировок. С этой даты действует новая редакция ст. 36 и 82.1 федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» (закон 44-ФЗ). Статьи 92.2 – 82.6 закона утрачивают силу.

Согласно изменениям, внесенным в ч. 2 ст. 82.1 закона 44-ФЗ, с 500 тыс. рублей до 3 млн. рублей увеличивается предельное значение НМЦК, при котором заказчики вправе осуществлять закупки путем проведения запросов котировок в электронной форме. Годовой объем таких закупок не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика, при этом исключается ограничение годового объема закупок, который в настоящее время не должен превышать 100 млн. рублей.

В соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 36 закона 44-ФЗ заказчик будет вправе отменить запрос котировок не позднее, чем за 1 час до окончания срока подачи заявок на участие в нем. Сейчас этот срок составляет 2 дня.

Кроме этого, с 5 до 4 дней сокращен минимальный срок подачи заявок участниками, который исчисляется со дня, следующего за днем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок в электронной форме. Вносить изменения в извещение будет нельзя.

Продление срока подачи заявок при признании запроса котировок несостоявшимся не предусмотрено. Соответственно, если запрос котировок будет признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок или отклонения всех заявок, заказчик сразу может осуществить новую закупку.

Новый порядок проведения электронного запроса котировок не содержит положений об изменении и отзыве заявок. Формирование и размещение протокола разногласий при подписании контракта по итогам запроса котировок не допускаются.

(Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 449-ФЗ)

  1. Электронное актирование в ЕИС

С 1 апреля 2021 года для участников контрактной системы становится обязанностью использование функционала по формированию и подписанию документа о приемке товаров, работ, услуг в электронной форме. Данный функционал был реализован в ЕИС во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 04.12.2019 № Пр-2472 с 1 июля 2020 года.

(Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 449-ФЗ)

Банковские гарантии, тендерные кредиты и займы

страхование и факторинг

Вот такие первоапрельские сюрпризы подготовили нам с Вами, уважаемые участники рынка госзакупок, наши законодатели. Напоминаем, что очередные изменения в закон «О контрактной системе» вступают в силу с 1 июля и 1 октября этого года. Ну и, конечно, ждем с нетерпением второй оптимизационный пакет поправок, который уже прошел первое чтение в Госдуме.

Видимо так и придется потратить всю жизнь на изучение закона 44-ФЗ.

В следующей статье мы расскажем о том, какие изменения произойдут с 1 апреля в закупках госкомпаний (закон 223-ФЗ). Следите за новостями на нашем сайте.

Хотите больше новостей из мира госзакупок — присоединяйтесь к нашей группе «ВКонтакте». Самые свежие новости, аналитические материалы, мнения экспертов, статьи о закупках из ведущих СМИ, официальные материалы, арбитражная и административная практика и многое другое.

Ответственность за дробление закупок по 44-ФЗ в 2021 году

Прямой запрет на дробление закупок содержат отдельные отраслевые нормативные акты. В Законе №44-ФЗ от 05.04.2013 г. его нет. Но и ФАС, и суды пишут о недопустимости необоснованного «дробления» при рассмотрении заявлений, жалоб и проведении проверок.

Закон 44-ФЗ

Законом 44-ФЗ предусмотрено, что выбор заказчиком способа определения поставщика, подрядчика или исполнителя не должен привести к необоснованному сокращению числа участников закупки (п. 5 ст. 25 Закона 44-ФЗ). Т.е. если общая стоимость ТРУ предполагает проведение торгов, то недопустимо «дробить» ее исключительно с целью заключить договор с единственным поставщиком по основаниям, предусмотренным п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ.

Действовавший ранее Закон 94-ФЗ, запрещал приобретение одноименных товаров, работ или услуг в рамках одной номенклатурной группы у единственного поставщика. Подобный запрет с одной стороны ограничивал злоупотребления со стороны заказчиков, но, с другой стороны, не давал возможности оперативно провести небольшие закупки тогда, когда это было действительно необходимо.

Законодательство о защите конкуренции

Позиция ФАС РФ (Письмо ИА/100041/19 от 14.11.2019 г.) по вопросу о дроблении закупок такова, что приобретение одинаковых ТРУ у едпоставщика возможно, но только если в таких действиях нет признаков антиконкурентного соглашения, т.е. не нарушены нормы ст. 16 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ от 26.07.06 г. Нельзя ограничивать доступ других потенциальных контрагентов на товарный рынок. Для установления факта такого нарушения достаточно потенциальной возможности такого ограничения. Антиконкурентное соглашение может быть как письменным, так и устным (п. 18 ст. 4 Закона 135-ФЗ).

Фактически, ФАС РФ призвала к тому, чтобы контролирующие органы на местах применяли не формальный подход, а проводили оценку каждого отдельного случая на предмет нарушения законодательства о конкуренции.

Актуальной остается и позиция, изложенная еще Высшим арбитражным судом РФ (Постановление от 05.04.2011 г. № 14686/10 №А13-10558/2008), согласно которой непроведение торгов в случае, когда это необходимо, не может не повлиять на конкуренцию, поскольку лишь торги могут выявить всех потенциальных контрагентов и лучшее предложение.

Т.е., с одной стороны ФАС за гибкое регулирование, но при этом отсутствие четких критериев, когда же можно считать закупку у едпоставщика дроблением, а когда – нет, часто вызывает спорные ситуации.

Размер и основания ответственности за дробление закупок

За заключение договоров с единственными поставщиками в результате дробления закупок привлекают к ответственности как по статье 14.32 КоАП РФ (ответственность за заключение соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство), преимущественно ч. 4, так и по статье 7.29 КоАП за нарушения закона при принятии решения о способе определения поставщика (подрядчика или исполнителя).

Ответственность по ст. 7.29 возлагается на должностных лиц по ч. 2 ст. 7.29, когда закупка у едпоставщика проводится вместо аукциона или конкурса (штраф до 50 000 руб.) и по ч.1 ст. 7.29 – в других случаях (штраф до 30 000 руб.).

К ответственности за заключение нарушающих конкуренцию соглашений по ст. 14.32 КоАП могут быть привлечены не только должностные лица (штраф по ч. 4 ст. 14.25 составит от 15 до 30 тыс. руб.), но и организации: штраф в размере от 1/100 до 5/100 от размера выручки от реализации ТРУ либо в размере выручки от реализации товара, работы или услуги, но не менее 100 000 рублей.

Если сумма расходов на приобретение ТРУ – более 75% от совокупного размера суммы выручки, то штраф – от 2/1000 до 2/100 от размера суммы выручки от реализации товара. Такое же правило действует для ТРУ, которые реализуются по регулируемым тарифам.

Помимо административной ответственности существует также риск оспаривания договоров, заключенных в нарушение ст. 16 Закона о защите конкуренции и признания их недействительными.

По каким признакам выявляют дробление закупок

На практике сложился подход, что на дробление могут указывать следующие признаки:

  • несколько контрактов/договоров заключены в течение непродолжительного промежутка времени;
  • один контрагент по всем контрактам/договорам;
  • предметом являются одноимённые ТРУ;
  • одинаковые или близкие сроки/периоды исполнения по контрактам/договорам.

Например, решением Новосибирского УФАС России от 12.10.2020 года по делу №054/01/16-944/2020 было выявлено 20 фактов искусственного дробления закупок при заключении договоров о выполнении работ по реконструкции здания: 18 закупок на общую сумму 2 369 000 рублей произведены у единственного поставщика. В данном случае каждая отдельная закупка производилась в рамках одного объекта реконструкции, но на разные работы.

Вместе с тем Ставропольский краевой суд не нашел признаков административного правонарушения (ст. 7.29 КоАП) при проведении закупок работ по замене оконных блоков в детском учреждении, указав, что в данном случае проведение аукциона привело бы к увеличению срока выполнения работ.

Вместе с тем, региональные органы антимонопольной службы в случае, если формальные признаки нарушения есть, чаще обосновывают именно наличие нарушения правил о конкуренции.

Постановлением УФАС УО от 24.12.2019 №Ф09-9044/19 по делу А07-32125/2017 по ст. 14.32 КоАП были привлечены к ответственности местная администрация и ООО «ДорСтрой+» за заключение 01.01.2017 и 01.10.2016 г. договоров на благоустройство территории на общую сумму почти в 2 000 000 рублей – сумма по каждому из них не превышала 100 000 рублей. На решение повлиял тот факт, что ООО «ДорСтрой+» не является единственным возможным исполнителем таких работ, возможность заключить договоры для других участников рынка была ограничена.

Законным признал Верховный Суд РФ в Постановлении от 07.10.2019 №73-АД19-2 привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ за заключение контрактов с в период 19 по 22 декабря 2017 года на поставку компьютерного оборудования одному лицу и на одинаковых условиях.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: