Органы управления трактора МТЗ 82

Урок производственного обучения по индивидуальному вождению колесного трактора МТЗ-82 по теме «Ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами. Приемы пуска пускового и основного двигателей»

Презентация к уроку

Время выполнения: 2 часа.

Образовательная: сформировать практический опыт пользования органами управления и контрольно-измерительными приборами колесного трактора МТЗ-82, обучить приемам пуска пускового и основного двигателей.

Воспитательная: воспитывать интерес к профессии тракториста, добросовестность, ответственность и культуру труда.

Развивающая: развивать техническое мышление, самостоятельность, умение использовать в речи профессиональную терминологию.

Тип урока: изучение трудовых приемов

Метод обучения: наглядный, практический, индивидуальный

Материально техническое оснащение урока:

Трактор МТЗ-82, трактородром, инструкционно-технологическая карта, учебно-путевой лист, комплект инструментов, комплект заправочного оборудования, ветошь, медицинская аптечка.

Межпредметная связь: ПДД, устройство, эксплуатация трактора.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 15 мин

II. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ – 25 мин

III. ТЕКУЩИТЙ ИНСТРУКТАЖ – 45 мин

Обучающийся самостоятельно, используя ИТК, знакомится с порядком поведения ЕТО, с расположением органов управления колесного трактора МТЗ-82, панелью контрольно-измерительных приборов, пуском двигателя.

После ознакомления мастер указкой показывает на органы управления и основные узлы трактора, а обучающийся называет правильное наименование и назначение органов управления и контрольно-измерительных приборов, а также называет единицы измерения контрольных показаний (при необходимости заправочные емкости и контрольные показания). Обучающийся самостоятельно повторяет порядок поведения ЕТО. Затем отрабатывает упражнение по пуску двигателя.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ – 15 мин

Методические рекомендации к уроку производственного обучения

  • Перед выполнением упражнения обучающийся должен обязательно пройти инструктаж по технике безопасности.
  • Перед выполнением упражнения необходимо провести ежесменное техническое обслуживание трактора МТЗ-82 согласно ИТК с соблюдением порядка проведения ЕТО.
  • Самостоятельно по ИТК повторить название, расположение, назначение органов управления и контрольно-измерительных приборов трактора.
  • Изучить порядок выполнения упражнения и овладеть приемами пуска пускового и основного двигателей.
  • Произвести пуск двигателя разными способами.
  • Ознакомиться с правильной посадкой и безопасными способами подъема и спуска в кабину трактора.
  • Ответить на экзаменационные вопросы по основам безопасности дорожного движения по соответствующей теме.
  • Инструкция по проведению ежедневного технического обслуживания колесного трактора

    Инструкционно-технологическая карта к уроку производственного обучения

    Органы управления и контрольно-измерительные приборы

    Колесные тракторы “Беларусь” с двигателем Д-240 мощностью 50 кВт выпускаются следующих моделей: MТЗ-82 – с двумя ведущими мостами электростартерным пуском; МТЗ-82Л – с двумя ведущими мостами и запуском от пускового двигателя.

    Сиденья современных тракторов имеют регулировки по массе водителя от 60 до 120 кг.

    Органы управления и контрольно-измерительные приборы трактора МТЗ-82

    1 – рычаг переключения понижающего редуктора; 2 – рукоятка включения переднего ведущего моста; 3 – рычаг стояночного тормоза; 4 – рукоятка управления подачей топлива; 5 – рукоятка силового регулятора; 6 – рычаг управления ВОМ; 7 – маховичок переключения силового регулятора; 8 – рукоятка управления механической фиксации навесной системы; 9 – регулятор сиденья по высоте; 10 – рычаг перемещения сидения вперед-назад; 11 – крышка люка; 12 – рукоятка коробки переключения передач; 13 – рукоятка управления захватами гидрокрюка; 14 и 15 – выключатели систем вентиляции и отопления; 16 – выключатель задних фар; 17 – указатель уровня топлива; 18 – выключатель стеклоочистителя; 19 – радиоприемник; 20 – воздухораспределитель; 21 – рукоятка управления левым выносным цилиндром; 22 – рукоятка управления правым выносным цилиндром; 23 – рукоятка управления задним выносным цилиндром; 24 – рукоятка фиксации рулевого колеса; 25 – педаль управления подачей топлива; 26 – педали тормозов; 27 – рукоятка аварийной остановки двигателя; 28 – рукоятка управления АПД; 29 – педаль сцепления; 30 – маховичок управления шторкой водяного радиатора.

    Панель приборов трактора МТЗ-82

    Указатель температуры охлаждающей жидкости дизеля с сигнальной лампой аварийной температуры (красного цвета).

    Шкала указателя имеет три зоны:

    1. рабочая — 80-100 °С – зеленый цвет;
    2. нерабочие — 40-80 °С – желтый цвет;
    3. 100-120°С – красный цвет.

    2. Указатель давления масла в дизеле (с сигнальной лампой аварийного падения давления)

    Шкала указателя имеет три зоны:

    1. рабочая — 1-5 кгс/см 2 ;
    2. нерабочие — 0-1 и 5-6 кгс/см 2 . При запуске холодного двигателя возможно давление до 6 кгс/с 2 . Если лампа аварийного давления горит при работающем дизеле, немедленно остановите дизель и устраните неисправность.

    3. Указатель давления воздуха в пневмосистеме с сигнальной лампой аварийного давления (красного цвета).

    Шкала указателя имеет три зоны:

    1. рабочая — 5-8 кгс/см 2 ;
    2. нерабочие — 0-5 и 8-10 кгс/см 2 .

    4. Указатель уровня топлива в баке с контрольной лампой резервного уровня (оранжевого цвета)

    Прибор имеет деления: 0 — 1/4 — 1/2 — 3/4 -1.

    Зоны шкал, отмеченных штриховкой, означают:

    Не допускайте использования топлива до состояния “сухого бака”.

    5. Указатель напряжения с сигнальной лампой зарядки АКБ (красного цвета)

  • Шкала частоты вращения коленчатого вала дизеля, об/мин.
  • Шкала частоты вращения ВОМ II — 1000 об/мин.
  • Шкала частоты вращения ВОМ I — 540 об/мин.
  • Дисплей (СИД) индикации частоты вращения заднего ВОМ.
  • Индикация наработки дизеля, ч.
  • Индикация скорости движения трактора, км/ч.
  • Дисплей (ЖКИ) индикации наработки дизеля и скорости движения трактора.
    1. Стрелочный указатель частоты вращения коленчатого вала дизеля.

    Пуск двигателя трактора

    Пуск двигателя электростартером

    Пуск двигателя Д-240 следует проводить в следующей последовательности:

    • установить рычаг коробки передач в нейтральное положение, а рычаг управления подачей топлива в положение максимальной подачи;
    • включить включатель “массы”;
    • повернуть включатель стартера на щитке приборов в положение 2 и через 15-20 сек., когда контрольный элемент электрофакельного подогревателя накалится до ярко-красного цвета, включить сцепление и поворотом включателя в положение 3 включить стартер. Если двигатель не запустится в течение 15 сек., то делают небольшой (30-40 сек.) перерыв и включают стартер вторично, но не более трех раз, после чего необходимо найти причину плохого запуска.

    В случае кратковременной остановки двигатель запускают сразу поворотом ключа в положение 3, т.е. без подогрева. Как только двигатель начнет работать, следует выключить сцепление редуктора.

    Стартер выключается автоматически.

    После пуска двигателя проверить его работу на холостом ходу, плавно увеличивая частоту вращения коленчатого вала до средней, а затем максимальной. Двигатель должен работать без стуков. Он считается прогретым при температуре воды не ниже 50 °С, после чего его можно нагружать.

    Пуск двигателя пусковым двигателем

    Пусковым двигателем, редуктором и электростартером тракторов МТЗ-82Л управляют дистанционно из кабины.

    Пуск следует проводить в следующем порядке:

    • потянуть рукояткой тягу управления топливным краником пускового двигателя на себя и зафиксировать на упорах рукояткой;
    • прикрыть воздушную заслонку карбюратора;
    • включить включатель “массы” и кнопкой включить магнето;
    • убедиться в том, что рычаг коробки передач находится в нейтральном положении.

    После этого необходимо выполнить следующее:

    • рычагом ввести в зацепление шестерню включения редуктора с венцом маховика путем перемещения рычага на себя до тех пор пока рука не почувствует сопротивление внутренней пружины;
    • прикрыть воздушную заслонку карбюратора (при запуске прогретого двигателя воздушную можно не прикрывать);
    • повернуть ключ двухпозиционного выключателя стартера в положение 2 и запустить пусковой двигатель. Держать стартер включенным не более 5 сек. Если двигатель не начал работать после первой попытки, повторить запуск через 15-20 сек.

    После 3-4 неудавшихся попыток запуска двигателя следует проверить систему питания, исправность стартера и аккумуляторной батареи.

    Пуск пускового двигателя ручным способом

    В случае если по каким-либо причинам электростартер не работает, то запускаем пусковой двигатель вручную.

    При этом необходимо:

    • снять поочередно обе половины маховика вместе со стартером;
    • изолировать наконечник провода и подвязать его к трактору;
    • завести узел пускового шнура в один из пазов на маховике и намотать шнур на маховик по часовой стрелке (если смотреть на пусковой двигатель со стороны маховика);
    • пропустить, второй конец шнура между пальцами, охватывающими рукоятку шнура, и рывком
    • потянуть на себя конец шнура; при этом пусковой двигатель должен заработать.

    Для того чтобы пустить основной двигатель, необходимо проделать следующие операции:

    • установить рычаг управления подачей топлива в положение максимально подачи;
    • плавно включить сцепление редуктора, переместив рычаг правления муфтой и шестерней включения редуктора от себя до отказа. Если частота вращения вала пускового двигателя начинает быстро падать, это указывает на недостаточный прогрев основного двигателя, выключить сцепление, снова
    • увеличить частоту вращения вала пускового двигателя, затем повторно включить сцепление;
    • после запуска основного двигателя остановить пусковой двигатель. Для этого необходимо выключить зажигание, нажав на кнопку выключения магнето до полной остановки двигателя, закрыть краник топливного бака, установить воздушную заслонку карбюратора в исходное положение;
    • проверить работу основного двигателя при средней и максимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу.

    Размещение органов управления и трактора МТЗ 82(80)

    Учитывая универсальность трактора МТЗ 82 в выполнении множества технологических операций, в системе управления присутствует масса рычагов, педалей, рукояток привода включения не только органов управляющих движением машины, но и приводными устройствами отбора мощности, гидравлической системой, системой освещения и сигнализации, а также дополнительными рычагами включения отдельных узлов машины за пределами кабины. Для непрофессионала наличие множества рукояток и педалей в кабине машины вызывает недоумение и растерянность.

    Для более понятного освещения назначения органов управления трактора их можно разделить на несколько групп:

    • Органы управления движением трактора и подачей топлива
    • Рычаги включения режимов работы ВОМ и переключения скорости их вращения
    • Рычаги переключения гидравлики и силового позиционного регулятора
    • Дополнительные органы управления работой трансмиссии
    • Органы управления электрической частью трактора
    • Рычаги включения отдельных узлов
    Читайте также  Как снять сцепление на бензопиле Хускварна

    Органы управления движением

    Как у всех машин с колёсными шасси направление движения осуществляется рулевым колесом, которое регулируется углом наклона. Включение передач осуществляется педалью выключения муфты сцепления 38 с левой стороны пола кабины и рычага переключения передач 39 размещённого по правую сторону относительно места водителя. В старых модификациях МТЗ 80(82) кулиса переключения размещалась по центру пола кабины. Трактор оснащён двухступенчатым редуктором с прямозубыми скользящими шестернями. КПП имеет 9 скоростей вперёд и две назад, при дополнительном включении понижающего редуктора количество передач удваивается до 18 вперёд и 4 назад.

    Включение понижающего редуктора осуществляют рычагом 32, расположенным у основания панели управления по центру. Переключение осуществляют продольным движением рычага также при выключенном сцеплении. Передвижением рычага вперёд включается замедленный режим работы редуктора.

    Педали тормозов находятся с правой стороны в виде двух сблокированных педалей 36.35 управления левого и правого тормоза. Также у правой стенки кабины размещён самофиксирующий рычаг 42 стояночного тормоза с кнопкой отключения фиксации положения.

    Изменение подачи топлива осуществляется двумя органами: педаль «газа» 34 размещена с правой стороны возле педалей тормозов, которую используют в транспортном режиме; ручной рычаг фиксированной подачи топлива 44 расположен у правой стенки кабины или в старой модификации с левой стороны панели, его используют при необходимости установки стабильных оборотов дизеля, выполняя технологические операции. Крайнее переднее положение — максимальная подача топлива, крайнее заднее положение – минимальная подача топлива.

    Рычаги управления ВОМ

    Рычаг включения заднего вала отбора мощности 46 находится у правой стенки кабины. Опущенное положение рычага соответствует выключенному ВОМ, поднятое соответственно — включает задний ВОМ. Рычаг переключения режимов работы заднего ВОМ 55 или, который называют — «рычаг управления кулачковой муфтой», находится у основания сидения. Переключение осуществляют при заглушённом двигателе поперечным перемещением рычага относительно оси движения трактора. Среднее положение рычага является нейтральным, крайнее правое положение соответствует независимому режиму работы, крайне левое синхронному режиму. Скорость вращения заднего ВОМ переключаются поводком 58 (на отдельном рисунке), расположенным нижней стенке картера промежуточной части трансмиссии вене кабины. Одно крайнее положение соответствует скорости в независимом режиме 540 об/мин, второе крайнее положение 1000 об/мин. Выбранное положение фиксируется затяжкой контрольной гайки поводка. В тракторах, оборудованных боковым ВОМ поводок включения выведен на поле кабины с левой стороны.

    Рычаги гидравлики и силового регулятора

    Три рукоятки переключения золотников распределителя 27,28,29 размещены по правую сторону панели управления у лобового стекла трактора. Каждый рычаг имеет четыре позиции. Постоянно рычаги находятся в нейтральном положении, при котором рабочая жидкость, поданная насосом к золотникам пропускается в сливную полость, а рабочие полости гидроцилиндров заперты золотником и находятся в зафиксированном положении. Передвижение рычага вверх соответствует команде «Подъём» — золотник открывает поступление масла в полости гидроцилиндров для подъёма. Первая нижняя позиция соответствует команде «Опускание». Вторая крайняя позиция соответствует «Плавающему» режиму работы гидравлики. Крайний правый рычаг 29 стандартно распределителя управляет гидроцилиндром задней навески, два свободных предназначены для подключения дополнительного оборудования агрегатируемого с трактором.

    На тракторах оборудованных гидравлическим увеличителем сцепного веса трактора ГСВ рукоятка его управления выводился дополнительно к трём рычагам распределителя гидравлики.

    По правую сторону сидения на одной панели с рукояткой ручной подачи топлива находится фиксатор положения рукоятки 43 силового регулятора и рычаг самого регулятора 45. Крайнее заднее положение рычага силового регулятора – «подъём агрегатируемого орудия» при подъёме рукоятку удерживают рукой. После подъёма рукоятку отпускают — она перемещается и фиксируется в положении «транспортная нейтраль». Промежуточное положение вперёд от «транспортной нейтрали» — «зона регулирования». Крайнее переднее положение – «принудительное опускание». После завершения опускания рукоятка самостоятельно устанавливается в начале зоны регулирования. Маховик крана переключения позиционного регулятора 52 находится под креслом водителя и имеет три позиции: правая позиция – «позиционное регулирование»; левая – «силовое регулирование»; средняя – «выключено». Маховичком 53 настраивают скорость коррекции силового регулятора. У основания водительского сидения ближе к правой стороне расположен поводок 40 управления фиксацией навески в транспортном положении.

    Органы управления трансмиссией

    Кроме рычагов переключения скорости движения и педали отключения сцепления, к дополнительным органам управления трансмиссии относятся:

    • рукоятка включения ПВМ41 у МТЗ 82, которая расположена по правую сторону сидения
    • в случае с комплектацией в рулевом управлении с ГОРУ для краткосрочного принудительного блокирования дифференциала заднего моста на поле кабины расположена педаль 5 включения блокировки
    • в комплектации трактора с ГУР для управления блокировкой заднего моста предусмотрена рукоятка включения 3 автоматическим режимом работы, установленная на панели управления трактором

    Рукоятка автоблокировки имеет два фиксирующихся положения: крайнее положение — «блокировка выключена»; среднее положение — «автоматический режим блокировки включён». Крайнее положение по часовой стрелке «принудительная блокировка» при отпускании выключается под действием пружины.

    Если трактор оборудован редуктором-ходоуменьшителем тяга включения выведена на поле кабины с левой стороны, в то же место, куда выводится поводок включения в случае установки редуктора бокового ВОМ.

    Органы управления отдельными узлами трактора

    Для включения в работу компрессора трактора на его корпусе размещён маховик со стрелкой. При указании стрелки на маховике « вперёд» — соответствует выключенному, «назад» — включённому положению. Включение осуществляется при заглушённом двигателе либо на минимальных оборотах дизеля.

    Включение гидравлического насоса гидросистемы осуществляется поводком находящейся с правой стороны трактора в верхней части корпуса промежуточной части трансмиссии. Положение поводка вверх соответствует включённому, вниз – выключенному положению.

    Управление шторкой радиатора двигателя осуществляется рукояткой 4, размещённой в кабине на панели управления с левой стороны.

    С левой стороны трактора при установленном пусковом двигателе размещёна рукоятка включения муфты бендекса для ввода в зацепление с маховиком дизеля. Этот рычаг может быть для удобства выведен тягой в кабину водителя.

    Управление освещением, световой сигнализацией и электрозапуском двигателя

    Включение электрического питания машины осуществляется кнопкой «массы» 47, находящийся с правой стороны у спинки кресла водителя. Тумблер 31 включения стартера для запуска основного или пускового двигателя находится на панели управления справа от руля и имеет три положения: первое — по часовой стрелке, включает питание пульта управления; второе — даёт питание на стартер, поворот тумблера против часовой стрелки включает питание радиоприёмника.

    Под рулевым колесом с левой стороны установлен переключать световых сигналов поворотов.

    Тумблеры на горизонтальной плоскости панели управления с левой стороны руля слева направо:

    • кнопка 9 аварийной сигнализации
    • переключатель света 8 с двумя положениями 1- подсветка приборов и габаритны, 2-дополнительное включение фар
    • переключатель 7 стеклоомывателя
    • включатель 6 электрофакельного подогревателя двигателя

    Рукоятки на вертикальной плоскости панели управления с лева на право:

    • рукоятка 2 управления краном отопителя кабины
    • рукоятка 1 аварийной остановки дизеля ( при необходимости экстренно заглушить двигатель рукоятка вытаскивается на себя перекрывая подачу топлива)
    • рукоятка 37 фиксации наклона рулевой колонки

    Верхняя панель у потолка кабина оснащена тумблерами слева направо:

    • тумблер 21 переднего стеклоочистителя
    • тумблер 22 включения вентилятора отопителя
    • тумблер 23 задних рабочих фар
    • тумблер 24 передних рабочих фар
    • тумблер 24а включения знака «Автопоезд»

    Рабочая панель управления трактора оснащена датчиками и сигнализирующими лампами для осуществления контроля функционирования двигателя и работы систем машины.

    Учитывая количество органов управления трактора МТЗ 82 (80) совершенно очевидно, что для полноценного использования и применения трактора водитель должен иметь соответствующую профессиональную подготовку не только в устройстве трактора и его управлении, но и соответствующий уровень практических навыков и квалификации в агрегатировании с различными устройствами и машинами. Только профессионализм и специальная подготовка водителя могут гарантировать безопасное, успешное и эффективное использование трактора.

    КАБИНА, ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ, ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

    Кабина тракторанеобходима для создания нормальных условий работы тракториста, т. е. предохраняет от атмосферных осадков, ветра, солнца, пыли, загазованности, вибраций и шума.

    Кабина трактора МТЗ-80 герметизированная, цельнометаллическая. Ее устанавливают на четырех резиновых амортизаторах. Внутренняя по­верхность покрыта теплошумоизоляционными и звукопоглощающими материалами. Жесткость каркаса безопасности рассчитана на опрокиды­вание трактора.

    В кабине размещено мягкое одноместное сиденье с торсионной под­веской и гидравлическим амортизатором. Положение сиденья можно менять по высоте от 0 до 80 мм и перемещать вперед или назад на расстояние 1-50 мм через каждые 25 мм. Кроме того, в кабине имеются термос для питьевой воды, вешалка для одежды, противосолнечный козырек, три зеркала, плафон освещения и аптечка. Блок отопления и охлаждения воздуха обеспечивает оптимальную темпера­туру и микроклимат в кабине.

    Положение сиденья регулируют в зависимости от роста и массы тракториста по высоте, длине, наклону спинки и жесткости подвески.

    Работой двигателя управляют через рычаг 5 (рис. 89) и педаль 47 подачи топлива, рукоятку 2 троса аварийного останова, маховичок 7 шторки радиатора, включатель 26 стартера, а также с помощью рыча­га 3, рукояток 4, 6 и кнопки 9.

    Органы управления трансмиссией.К ним относятся рукоятка 8 блокировки дифференциала, рычаг 32 заднего ВОМ, педали 39 и 42 тормозов и тяга 33 защелки горного тормоза, рычаг 43 переключения передач, поводок 45 переключения заднего ВОМ, педаль 50, рычаг 51 понижающего редуктора, рукоятка тяги 36 управления раздаточной коробкой (МТЗ-82).

    Читайте также  Оформление трактора в Гостехнадзоре

    Органы управления гидронавесной системой— это рычаги 28, 29, 30 и 31 управления соответственно правым и левым выносными гидроцилиндрами, ГСВ и заднего цилиндра, рукоятка 34 силового (позиционного) регулятора, рычаг 35 блокировки навесной системы; переключатель 41 силового (позиционного) регулятора; рукоятка 48 тяги захватов гидрокрюка и маховичок 49 ГСВ.

    Органы управления электрооборудованием.На щитке приборов рас­положены центральный переключатель 52 освещения, переключатели 19 ближнего и дальнего света и указателей 15 поворота, кнопки 11 звукового сигнала и 21 включателя стеклоомывателя, включатель 38 задних фар.

    Рис. 89. Органы управления и приборы в кабине трактора МТЗ-80: 1 — блоки предохранителей цепей электрооборудования; 2 — рукоятка троса аварий­ного останова дизеля; 3 — рычаг муфты сцепления и редуктора пускового двигателя (для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л); 4 — рукоятка воздушной заслонки пускового двигателя (для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л); 5— рычаг подачи топлива; 6 — рукоятка краника топлив­ного бака пускового двигателя (для МТЗ-83Л и МТЗ-82Л); 7 — маховичок шторки водяного радиатора; 8 — рукоятка блокировки дифференциала заднего моста; 9 — кнопка магнето пускового двигателя (для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л); 10—индикатор сте­пени засоренности воздухоочистителя дизеля; 11 — кнопка звукового сигнала; 12 — контрольная лампа включения «массы»; 13 — указатель температуры воды; 14 — конт­рольная лампа указателей поворота; 15 — переключатель указателей поворота; 16 — амперметр; 17 — контрольная лампа дальнего света; 18 — указатель давления воздуха в пневмосистеме; 19 — переключатель ближнего и дальнего света; 20 — указатель дав­ления масла в дизеле; 21 — кнопка включателя стеклоомывателя; 22 — рулевое колесо; 23 — тахоспидометр; 24 — контрольный элемент степени нагрева спирали предпускового электрофакельного подогревателя дизеля; 25 — указатель уровня топлива в баках; 26 — включатель стартера; 27 — рукоятка фиксатора положения рулевого колеса; 28 — рычаг правого выносного цилиндра; 29 — рычаг левого выносного цилиндра; 30— рычаг ГСВ; 31 — рычаг заднего цилиндра; 32 — рычаг заднего ВОМ; 33 — тяга защелки горного тормоза; 34 — рукоятка силового (позиционного) регулятора; 35 — рычаг блокировки навесного устройства; 36—тяга управления раздаточной коробки (для МТЗ-82); 37— выключатель массы аккумуляторных батарей; 38 — включатель задних фар; 39 — педаль правого тормоза; 40 — соединительная планка тормозных педалей; 41 — переключатель силового (позиционного) регулятора; 42 — педаль левого тормоза; 43 — рычаг переклю­чения передач; 44 — крышка люка для доступа к переключателю и ручке регулирую­щего крана силового регулятора; 45 — поводок переключения заднего ВОМ с независи­мого на синхронный привод; 46 — включатель блока отопления (охлаждения) кабины; 47 — педаль подачи топлива; 48 — рукоятка тяги управления захватами гидрокрюка; 49 — маховичок ГСВ; 50—педаль муфты сцепления; 51 — рычаг переключения пони­жающего редуктора; 52 — центральный переключатель электроосвещения; 53 — махови­чок фиксации регулировки рулевого колеса

    Рис. 90. Схема устройства и работа блока охлаждения и отопления воздуха кабины трактора МТЗ-80:

    1 — водяной бак; 2 — заслонки регулирования подогрева воздуха; 3 — рукоятка заслон­ки; 4 — фильтр водяного бака; 5 — трубки; 6 — шланг отвода воды из головки цилинд­ров дизеля; 7 — баллон; 8 — распылитель воды; 9 — масляная ванна (фильтр); 10— фильтр очистки воздуха; 11 — рукоятка крышки; 12 — люк; 13 — радиатор отопителя; 14 — распределитель воздуха в кабине; 15 — электродвигатель; 16 — крыльчатка венти­лятора; 17 — кран; А — струя распыливаемой воды

    Контрольно-измерительные приборыпредназначены для контроля за работой трактора и размещены на щитке приборов. В состав их входят указатель 13 температуры воды, амперметр 16, указатель 18 дав­ления воздуха в пневматической системе, указатель 20 давления масла, тахоспидометр 23, указатель 25 уровня топлива в баках, контрольные лампы 12, 14 и 17 и др.

    Блок отопления и охлажденияустановлен в кабине слева от сиденья тракториста. Он состоит из наружного воздухозаборника с фильтрами грубой 10 (рис. 90) и тонкой очистки, внутреннего воздухо­заборника с рециркуляционным люком 12, водяного бака с фильтром, корпуса с отопителем и охладителем и системы подачи и распределения обратного воздуха.

    Для отопления горячая вода от головки блока цилиндров через кран по шлангу 6 подается в радиатор 13, откуда отводится через штуцер во всасывающую полость водяного насоса системы охлаждения. Чистый наружный воздух, засасываемый центробежным вентилятором с крыльчаткой 16 через фильтр 10 и масляный фильтр 9 поступает к радиатору 13, где нагревается и через воздухораспределители 14 равномерно распределяется по кабине трактора.

    Степень обогрева кабины регулируют заслонками 2, изменяющими количество воздуха, проходящего через радиатор. Ими управляют через рукоятки 3. Эффективность отопления можно изменить с помощью крышки рециркуляционного люка 12. При повороте рукояткой 11 крыш­ки люка против хода часовой стрелки его увеличивают, а по ходу часовой стрелки — уменьшают.

    Воздух охлаждают поглощением теплоты водой, поступающей из фильтра 4 водяного бака по резиновым трубкам 5 к распылителям 8. Сжатый воздух подается из баллона 7 пневмосистемы трактора через дроссель по трубопроводу с краном 17.

    Воздух, прошедший термовлажную обработку, поступает в кабину посредством вентилятора через воздухораспределители 14.

    Стеклоочистительустановлен в верхней части кабины и приводит в действие щетку с помощью электродвигателя.

    Стеклоомывательработает одновременно со стеклоочистителем и направляет воду на ветровое стекло для отмывания прилипших к стеклу частиц пыли и грязи. Вода может подаваться с помощью насоса от электродвигателя и вручную.

    Обшивка и капот тракторапредохраняют механизмы трактора и двигатель от атмосферных осадков, пыли и грязи. Крылья ограж­дают кабину трактора от забрызгивания грязью.

    Капот трактора МТЗ-80 открывается вперед (по ходу трактора) и удерживается в открытом положении фиксатором левого рычага. Для его опускания нужно утопить защелку на левой боковине облицовки радиатора. Затем надо закрепить замками с левой и правой сторон заднюю часть капота.

    На верхней части капота находятся два люка: один — для доступа к заливным горловинам водяного радиатора и гидроусилителя рулевого управления; другой — для доступа к баку гидросистемы и заливной гор­ловине топливного бачка пускового двигателя.

    Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

    Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

    Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

    МТЗ-82 — «легенда» времен СССР и постсоветского пространства

    В послевоенное время сельское хозяйство остро нуждалось в тракторах разных направлений. Наладить выпуск данной техники было поручено многим заводам, в том числе и Минскому тракторному заводу. И уже в 1948 году этот завод начал производство колесных тракторов с идентификацией МТЗ, но практически сразу же трактора этого завода получили название «Белорус».

    Трактор МТЗ-82

    Потребность в колесных тракторах возрастала, причем возрастали и требования к ним, поэтому техника данного завода постоянно совершенствовалась, увеличивалась мощность силовых установок, перерабатывалась трансмиссия, увеличивалась функциональность тракторов.

    Итогом этого всего стало сознание трактора под маркировкой МТЗ-80/82. Первые серийные модели этого трактора сошли с конвейера в 1974 году. Уже на то время МТЗ-80/82 мог агрегатироваться более чем с 230 машинами и с/х орудиями, что обеспечивало применение его во многих сферах.

    Под маркировкой МТЗ-82 в действительности скрывается два типа тракторов: МТЗ-82 и МТЗ-82Л. Общая конструкция этих тракторов идентична, разница в некоторых особенностях. Так, МТЗ-82 имели электростартерный запуск, а 82Л – запуск при помощи бензинового пускового двигателя. Разницей между тракторами МТЗ-80 и МТЗ-82 выступал передний мост. У 80 модели в качестве моста выступала обычная балка с управляемыми колесами, а МТЗ-82 оснащался ведущим передним мостом с передачей крутящего момента от трансмиссии через раздаточную коробку.

    Фото трактора беларусь МТЗ-82

    Достоинства и недостатки

    Базой для создания этого МТЗ-82 выступил его предшественник – МТЗ-52, но в конструкцию было внесено много изменений, что давало МТЗ-82 много преимуществ:

    • Большой диапазон рабочих передач (18 –вперед, 4 – назад), за счет установки понижающего редуктора в КПП;
    • Установка редуктора-ходоуменьшителя, позволившего увеличить скоростной диапазон трактора (мин. Скорость – 1,3 км/ч);
    • Доработка конструкции вала отбора мощности (ВОМ) обеспечила его двухрежимный скоростной диапазон;
    • Гидронавесная система стала укомплектовываться гидроувеличителем сцепного веса, а также двумя регуляторами – силовой и позиционный. Это дало возможность увеличить грузоподъемность системы до 2 т.
    • Что касается силовой установки, то у нее только повысили частоту коленчатого вала (до 2200 об.);
    • Ведущий передний мост сохранили, что обеспечивало трактору улучшенную проходимость.

    Если учитывать принадлежность к тяговому классу, то данный трактор считается одним из лучших в нем. В большинстве случаев проблемы с этим трактором возникают только от естественного износа или от неправильного его применения. Но, массовость его производства обеспечивает даже сейчас высокую его ремонтопригодность, поскольку дефицитных запчастей на него нет. Это все обеспечивает высокую популярность данному трактору, и считается, что он практически лишен недостатков.

    Устройство

    Конструкция колесного трактора МТЗ-82 является комбинированной, поскольку спереди несущей частью у него выступает полурама, а сзади роль несущей части выполняет корпуса трансмиссии.

    Читайте также  Комбайн вектор 410 технические характеристики

    Внешне трактор имеет аккуратную конструкцию. Все элементы передней части прикрыты откидным капотом, за которым размещается кабина. Поскольку кабина установлена над узлами трансмиссии, то для доступа к ней имеется подножка. Сзади установлены элементы навески, трубопроводы гидросистемы для подключения прицепных и навесных гидравлических механизмов, а также концевик вала отбора мощности.

    Схема трактора МТЗ-82

    8 — корпус сцепления и понижающего редуктора; 14 — компрессор; 15 — топливный насос; 16 — дизель (МТЗ-80Л, МТЗ-82Л); 17 — пусковой двигатель; 18 — задняя навеска; 19 — коробка передач; 20 — редуктор пускового двигателя.

    Силовая установка

    На МТЗ-82 установлен дизельный двигатель на 4 цилиндра, которые расположены в ряд. Система питания имеет непосредственный впрыск топлива в каждый цилиндр. Охлаждение – принудительное, жидкостное. Система газораспределения имеет нижнее расположение распредвала, но клапаны установлены в головке блока цилиндров. Система смазки – комбинированная, часть узлов двигателя смазывается под давлением, часть – разбрызгиванием. Привод всех систем и механизмов силовой установки осуществляется шестернями от коленчатого вала.

    Трансмиссия и гидросистема

    Посредством механизма сцепления, которое у МТЗ-82 однодисковое, сухого типа с механическим приводом, силовая установка соединена с трансмиссией. Трансмиссия разделена на три части – коробку передач, задний и передний мост.

    Схема переключения передач МТЗ 82

    МТЗ-80/82 «Беларусь» является одним из самых массовых тракторов в бывшем СССР. Данная машина выпускалась в Минске, а также на ряде других заводов СССР с 1974 года и продолжает выпускаться до сегодняшнего дня.

    Изначально трактор разрабатывался как лёгкая сельскохозяйственная машина. Однако в нашей стране он получил на много более широкое применение. На базе МТЗ-80/82 делалась разнообразная строительная техника, такая как бульдозеры и экскаваторы, которая стала не менее известна, чем сельскохозяйственная.

    Поэтому информация о работе и обслуживании этого трактора будет интересна самой широкой публике. В статье ниже будет подробно рассмотрена коробка передач МТЗ 82, её возможности, а также порядок переключения скоростей МТЗ 82.

    МТЗ-82: схема переключения передач, порядок переключения режимов

    Схема переключения скоростей у тракторов МТЗ-80/82 «Беларусь» существенно отличается от таковой на автомобилях, поэтому стоит о ней рассказать подробней.

    КПП МТЗ 82 рассчитана на 11 скоростей, вместе с нейтральной передачей их 12. Что любопытно, все эти скорости включаются одним рычагом.

    О том, где какая передача, можно узнать на картинке ниже:

    Схема включения передач на тракторах МТЗ-80/82 «Беларусь»

    На схеме римскими цифрами обозначены режимы:

    • I – понижающий;
    • II – повышающий.

    Первое что нужно сделать, это включить режим, которым вы планируете двигаться. Он включается в крайнем левом положении. При этом обращаю внимание, что положение ручки при включении режима отличается от её положения при включении скорости. При включении режима ход ручки КПП намного больше.

    Включение режима происходит следующим образом. Сцепление выжимается до отказа (у трактора оно находится там же где и у автомобиля, это крайняя левая педаль), после чего включается нужный вам режим.

    После того как режим включен, возвращаете ручку в нейтральное положение и можно включать скорости. При включении понижающего режима, вам доступны скорости 1, 3, 5, 4, а также пониженная передача назад.

    Если же вам нужно перейти в повышающий режим, то для этого сначала его нужно включить, переведя ручку влево вверх. После этого вы её возвращаете в нейтральное положение и вам доступны повышающие режимы. То есть 2, 6, 8, 7 скорости и повышенная назад.

    Девятая передача прямая, она включается при всех режимах КПП, то есть при пониженном и при повышенном.

    Тем, кому из текста непонятно как правильно пользоваться КПП на тракторах Беларусь предлагаю все, что описано выше посмотреть на видео:

    Обращаю внимание читателей, что коробка передач МТЗ-80/82 несинхронизированная, а значит, все манипуляции с ней нужно делать через двойной выжим сцепления. Как это делается?

    Если трактор движется, на какой-либо передаче, то при первом выжиме сцепления вы включаете нейтральный режим. Тогда вы полностью отпускаете сцепление после чего жмёте его ещё один раз для того, чтобы включить нужную вам скорость. Это и есть двойной выжим сцепления.

    Обращаю внимание, что КПП МТЗ-80/82 довольно сложный механизм, движок МТЗ-80 имеет достаточно большой момент, чтобы срезать зубцы на шестернях, а также раскрошить их. Поэтому нужно добиваться включения передач без рыков и иного шума. Это позволит сохранять коробку в работоспособном состоянии долгое время.

    Устройство коробки передач МТЗ-80 и МТЗ-82

    КПП МТЗ-80/82 представляет собой чугунный картер, в котором расположено 4 вала, на которые надеты шестерёнки. Главными валами являются первичный и вторичный, которые расположены один над другим. При формировании крутящего момента им помогают два других вала — промежуточный и дополнительный.

    Все валы КПП опираются на подшипники, расположенные в стенках корпуса коробки, а также в центральной перегородке.

    Сам картер КПП заполнен трансмиссионным маслом, которое обеспечивает смазку трущихся поверхностей. Для того, чтобы масло ни покидало картер коробки, на оконечностях валов присутствуют сальники.

    Фото КПП МТЗ-80/82

    Первичный вал

    Первичный вал является одной из самых важных деталей КПП. Именно на него, через сцепление попадает крутящий момент из двигателя в КПП. Одна сторона первичного вала взаимодействует с корзиной сцепления. Другая сторона передаёт крутящий момент муфте вторичного вала.

    Первичный вал в коробке опирается на два подшипника и на нём надеты шестерни, которые отвечают за включение 3-й, 4-й, а также 5-й скоростей трактора.

    Ещё одной важной функцией первичного вала является передача вращения ходоуменьшителю. С ним он связан посредством зубчатой передачи.

    Порядок работы КПП МТЗ-80 и МТЗ-82

    На рисунке выше показана схема коробки передач МТЗ-80/82. Она потребуется для понимания порядка работы КПП.

    Крутящий момент от двигателя, через сцепление, передаётся к первичному валу, который обозначен цифрой 1. На валу находятся две шестерни (цифры 3 и 4). Эти шестерни могут передвигаться вдоль вала, именно они отвечают за 5, 4, 7, 8 скорости. Порядок включения этих скоростей можно также увидеть на рисунке.

    Кроме этого, шестерня 4 при зацеплении с шестерней 5, включает 9 передачу.

    Промежуточный вал, обозначенный цифрой 14, отвечает за передачу крутящего момента к вторичному валу КПП, обозначенному цифрой 7.

    Подвижные шестерни у этого вала обозначены цифрой 18. Именно блок этих шестерёнок, при передвижении по валу вперёд, отвечает за 1, 3, 4, 5, а также за 1 заднюю скорости. Если же этот блок передвигается назад, то он отвечает за включение 2, 6, 7, 8 и 2 задней передач.

    Дополнительный вал, обозначенный цифрой 27, участвует в формировании крутящего момента 1 и 2 передачи вперёд, а также обоих скоростей заднего хода.

    Вторичный вал (цифра 7) передает крутящий момент непосредственно на ведущие колёса. Все передачи идут через промежуточный или дополнительный валы и только в прямой 9-й скорости участвуют 2 вала: первичный (1) и вторичный (7).

    Конструкция реверс-редуктора МТЗ-80 и МТЗ-82

    Между корпусом сцепления и КПП располагается реверс-редуктор. Этот узел отвечает за быстрое изменение направления движения с переднего на задний.

    Реверс-редуктор состоит из двух узлов: блока валов и шестеренок, а также узла управления редуктором. Чертёж реверс-редуктора можно увидеть на рисунке ниже:

    Цифрами на рисунке обозначены:

    1. крышка реверс-редуктора;
    2. синхронизатор;
    3. рычажок;
    4. валик с вилкой;
    5. шарик фиксатора;
    6. стакан;
    7. втулка;
    8. первичный вал КП;
    9. ведомая шестерня;
    10. коробка передач;
    11. гнездо переднее;
    12. корпус сцепления;
    13. промежуточная шестерня;
    14. ось сателлита;
    15. штифт;
    16. сателлит;
    17. шарикоподшипник;
    18. силовой вал;
    19. ведущая шестерня;
    20. крышка;
    21. механизм параллелограмма;
    22. рычаг управления реверс-редуктором.

    Техническое обслуживание коробки передач МТЗ-82

    В отличие от механических КПП автомобилей, коробки передач тракторов приходиться обслуживать. Обслуживание КПП тракторов МТЗ-80/82 заключается в контроле уровня смазки, своевременной её замене, а также контроле уровня затяжки всех болтовых соединений узла.

    Масло в коробке передач МТЗ-80/83 нужно менять при ТО-3, которое проводится каждые 960 часов работы трактора.

    На правой стенке коробки передач присутствует контрольная пробка, в нормальных условиях масло должно быть чуть ниже этого отверстия, если же масло существенно ниже этой контрольной точки, то его нужно долить. Стоит помнить, что для проверки уровня масла нужно поместить трактор на горизонтальную поверхность.

    Как уже писалось выше, масло в КПП меняется при ТО-3. При этом в коробку передач можно заливать следующие виды масел:

    • ТЭ-15-ЭФО;
    • Тап-15В;
    • Моторное автомобильное масло М12Г1.

    Замену масла в КПП МТЗ-80/82 производят сразу же после окончания работы трактора, ещё до того, как масло в коробке остынет. Именно при этих условиях можно добиться полного слива масла из картера КПП.

    Ещё одним важным аспектом контроля технического состояния КПП является контроль осевого зазора в подшипниках вторичного вала. По условиям эксплуатации допускается зазор 0,3 мм.

    Признаками превышения зазора являются посторонние шумы и стуки в коробке передач. Для того, чтобы устранить эти признаки нужно произвести регулировку зазора.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: