Страхование КАСКО по договору цессии

Страхование КАСКО по договору цессии

Договор цессии по КАСКО стал одним из самых распространенных вариантов обращения за выплатами. В этом случае все права на получение страхового возмещения передаются автовладельцем другому лицу или компании, а взамен ему выплачивается определенная денежная сумма. В этом материале разберем, как происходит получение КАСКО по договору цессии, и какими преимуществами и недостатками характеризуется такой вариант.

Что это такое

Право на получение выплат по полису КАСКО возникает при наступлении страхового случая, к которым относится и повреждение автомобиля в результате ДТП или иных обстоятельств. При этом автовладельцу предстоит выполнить множество формальностей, чтобы получить денежную выплату или добиться оплаты восстановительного ремонта:

  • сразу после выявления у автомобиля повреждений, нужно незамедлительно известить об этом страховую компанию;
  • в течение ближайших 3 – 5 дней нужно направить страховщику письменное извещение о наступлении страхового случая;
  • поврежденный автомобиль нужно представить для осмотра и оценки, для этого назначается эксперт.

Только после всех этих действий страховая компания приступит к проверке документов. При этом вынесение окончательного решения о выплате и ее сумме может затянуться на несколько недель. Если же автовладелец не соглашается с расчетом ущерба, либо страховая компания отказывается признать повреждение страховым случаем, процедура возмещения может затянуться на неопределенный срок.

Одним из законных вариантов избежать длительных споров со страховой компанией является передача права требования другим лицам. Как правило, право требования выкупается специализированными компаниями или частными юристами, обладающими опытом взыскания выплат по КАСКО и ОСАГО со страховой компании. Для этого оформляется договор цессии, который носит возмездный характер.

Вот какими признаками характеризуется договор цессии:

  1. по условиям договора, автовладелец уступает право требования выплат по строго определенному страховому случаю (например, повреждение лобового стекла с последующей его заменой);
  2. за передачу права требования автовладельцу выплачивается денежная компенсация, которая на практике составляет от 50 до 80% от предполагаемой суммы страхового возмещения (размер суммы может варьироваться в зависимости от предложений на рынке, а также сложности предстоящего взыскания со страховщика);
  3. после заключения договора и получения денег, автовладелец полностью утрачивает возможность обратиться по указанному вопросу в страховую компанию, однако может сам взыскивать компенсацию при новых страховых случаях.

Оформить такой договор можно практически по любому виду страховых случаев. При этом цессионарий, после выкупа права требования, может взыскать со страховой компании компенсацию в значительно большем размере, чем предусматривал договор цессии. В этом случае автовладелец уже не сможет потребовать увеличение выплаты, поскольку передал свои права в полном объеме. Цессионарий в такой ситуации принимает на себя все риски возможного отказа в выплате страхового возмещения.

Таким образом, договор цессии носит возмездный характер. Приобретая право требования к страховщику, юрист или компания получат вознаграждение, которое заключается в разнице между страховым возмещением и компенсацией, выплаченной автовладельцу. Рассмотрим правила оформления договора цессии, а также нюансы денежных расчетов между сторонами.

Страховые компании нередко указывают в полисе ОСАГО и КАСКО пункт, запрещающий уступать право требования. Если в вашем договоре страхования имеется такой пункт, целесообразно обратиться к юристу и проконсультироваться о законности дальнейших действий.

Как правильно оформить

Нужно разграничивать передачу прав по договору цессии и выдачу доверенности на представительство интересов. Во втором случае все действия будут осуществляться от имени автовладельца, для этого полномочия будут предусмотрены в доверенности. При оформлении цессии доверенность не нужна, а автовладелец утратит право на получение компенсации КАСКО после подписании договора.

Правила оформления договора цессии определены ГК РФ и распространяются на передачу прав для получения КАСКО:

  • договор оформляется в простой письменной форме, удостоверять его у нотариуса не нужно;
  • согласие страховой компании на передачу прав по договору цессии не требуется, стороны сами определяют все условия договора и размер выплачиваемой компенсации;
  • после заключения договора стороны обязаны направить уведомительное письмо страховщику, в котором информируют о состоявшейся передаче;
  • одновременно с заключением договора автовладелец обязан передать полный комплект документов, подтверждающих наступление страхового случая и возникновение права требования.

Чтобы подтвердить право требования к страховой компании, автовладелец должен соблюсти стандартные условия обращения за КАСКО — уведомить страховщика, направить извещение и представить автомашину для осмотра. В большинстве случаев цессионарий помогает выполнить все эти условия, чтобы обеспечить максимально быстрое прохождение всех стадий процедуры взыскания.

Размер денежной суммы, которую автовладелец получит взамен переданного права требования, будет определяться на основании экспертного заключения. Цессионарий поможет с проведением независимой автоэкспертизы, поскольку также заинтересован в получении максимально большой суммы компенсации.

Главным преимуществом для автовладельца, заключившего договор цессии, будет быстрое получение денежных средств, без необходимости ждать ответа страховой компании и оспаривать размер выплаты. Все эти права и обязанности переходят на цессионария, который и будет предъявлять требования к страховщику.

Как происходит получение КАСКО

После заключения договора цессии и выплаты автовладельцу вознаграждения, в страховую компанию направляется соответствующее уведомление. Если этого не будет сделано, договор считается недействительным, а страховщик на законном основании откажет в выплате.

Получив право требования к страховой компании, цессионарий реализует его следующим способом:

  1. автовладелец передает комплект документов, подтверждающих наступления страхового случая и размер ущерба — заверенную копию полиса КАСКО, справку о ДТП, экспертное заключение и т.д.;
  2. в адрес страховой компании направляется письменная претензия с требованием выплатить денежную компенсацию, предусмотренную полисом;
  3. при отказе в удовлетворении претензии, либо занижении суммы выплат, цессионарий приобретает право на обращение в суд.

В судебном порядке будет взыскана не только сумма компенсации по КАСКО, но и затраты на проведение экспертизы, а также расходы на оказание юридической помощи.

Выкуп права требования происходит после детального изучения документов, подтверждающих наличие оснований для обращения в страховую компанию. Поэтому даже вариант с отказом страховщика в перечислении компенсации практически исключен.

Договор цессии при ремонте машины по ОСАГО: что это и почему его опасно подписывать

В разговорах о ДТП и ОСАГО мы касались множества важных тем: что делать при ДТП, как купить полис ОСАГО без навязанных дополнительных страховок, как доказать свою правоту при ДТП с обочечником, в каких случаях страховая компания может взыскать с виновника ДТП сумму ущерба и так далее. Сегодня – еще один рассказ о том, как можно получить проблемы при восстановлении своего автомобиля после ДТП по вине другого человека. И, конечно, о том, как этих проблем избежать. А причина проблем – договор цессии.

Цессия – понятие, автомобилистам не знакомое, поскольку непосредственно к автомобильной жизни оно не относится. Итак, цессия – это уступка прав требования, а договор цессии – это соглашение, регламентирующее передачу прав требования от одного лица к другому. Самый простой пример – это уступка прав требования задолженности или, проще говоря, продажа долга. Если один человек занял у другого деньги под расписку, но возвращать их не может или не хочет, заимодатель может подписать договор цессии с другим лицом, получив от него указанную в договоре сумму и уступив ему право требования долга с заемщика. Разумеется, при уступке прав требования заимодатель (он в договоре цессии именуется цедентом) получает сумму, меньшую, чем сумма долга, но зато гарантированно и немедленно. Ну а лицо, выкупающее долг (по договору – цессионарий), само ищет способы взыскать деньги с должника в полном объеме.

Казалось бы, схема взаимодействия автовладельца и страховой компании давно известна и отработана, при чем здесь цессия? Однако автомобилист может столкнуться с договором цессии, причем даже в двух возможных сценариях.

Первый вариант – это выкуп прав на компенсацию страховой компанией ущерба, причиненного в ДТП. Сценарий примерно таков: автовладелец попадает в ДТП не по своей вине, оформляет все документы, но страховая компания виновника занижает сумму выплат, затягивает с компенсацией или вовсе обанкротилась. В такой ситуации потерпевший автовладелец может получить предложение об уступке прав требования компенсации от страховой компании в обмен на меньшую, но быструю выплату. В некоторых случаях такой вариант может быть оправдан: например, если вести судебные тяжбы со страховщиком не хочется, а ремонтировать машину нужно как можно быстрее и сумма, предлагаемая по договору цессии, достаточна для ремонта.

Читайте также  Чем отличается полис ОСАГО от КАСКО

Однако даже такой сценарий может быть рискованным и убыточным для автовладельца. К примеру, договор цессии, подписанный сразу после ДТП без попытки получить положенную компенсацию от страховой компании – это гарантированная потеря денег. В большинстве случаев в уступке прав требования нет необходимости: достаточно правильно зафиксировать объем повреждений автомобиля для корректного расчета стоимости ремонта, а затем получить компенсацию от страховщика в обычном порядке. Так что если вам предлагают подписать «выгодный договор для получения быстрой выплаты», не стоит торопиться. Ну и универсальный совет изучать каждый документ, который вы подписываете, здесь очень актуален.

Второй вариант – куда более негативный. Договор цессии может быть подписан между потерпевшим автовладельцем и автосервисом, в который страховая компания направила его для ремонта автомобиля. Разумеется, в этой ситуации страховщик и автосервис действуют в своих интересах, пользуясь недостатком юридических знаний автовладельца. Например, договор цессии может быть предложен в автосервисе вместо или вместе с актом приема-передачи автомобиля. Подписывая договор, автовладелец уступает права требования компенсации ущерба автосервису, а в договоре фиксируется оценочная стоимость ремонта.

Самое неприятное здесь то, что негативных последствий для владельца поврежденной машины может быть несколько. Во-первых, автосервис получает от страховой компании компенсацию, необходимую для ремонта автомобиля, в полном объеме – то есть согласно расчету повреждений. А вот при выполнении работ сервис может сэкономить. При этом автовладелец, получивший некачественно отремонтированный автомобиль, больше не может требовать от страховщика исправления недостатков – ведь он уступил права требования автосервису, и все вопросы остается решать только с ним. То есть все дальнейшие взаимоотношения автовладельца и сервиса никак не связаны с ОСАГО и страховой компанией. Соответственно, доказывать, что реальная стоимость ремонта ниже той, что была рассчитана по ОСАГО, придется самому автовладельцу.

Во-вторых, возможен сценарий, когда сумма компенсации, полученной автосервисом от страховой компании, оказывается недостаточной для ремонта, и владелец машины оказывается вынужден доплачивать за ее ремонт сам. Если бы при этом не был подписан договор цессии, то компенсация стоимости ремонта в пределах максимальной страховой суммы, установленной законом (на конец 2020 года это 400 тысяч), никак не касалась бы автовладельца: требовать доплаты автосервис мог только от страховой компании. Но если потерпевший в ДТП автовладелец подписал договор цессии, то право требовать деньги от страховой компании его больше не касается: законные взаимоотношения у него остаются только с автосервисом. И если в ходе ремонта выяснится, что сумма, выплаченная страховщиком, не покрывает затрат на ремонт, доплачивать придется не страховщику, а самому автовладельцу.

Более того, иногда встречаются и явно мошеннические схемы, когда договор цессии подписывается фиктивно, без участия автовладельца. Но если здесь суд может встать на защиту потерпевшего, установив факт подделки подписи, то в случае добровольного подписания договора невнимательным автовладельцем предъявлять претензии будет уже некому.

Фактически методов защиты от подобного «законного обмана» нет: в судебном порядке практически невозможно оспорить подписание договора цессии, сославшись на то, что автовладельца ввели в заблуждение. А, значит, избежать проблем можно, лишь соблюдая два условия. Во-первых, нужно знать о существовании договора уступки прав требования и последствиях его подписания. Ну а во-вторых, не подписывать документы не глядя, а внимательно проверять каждую бумагу, которую вам предлагают.

ВС РФ обновил разъяснения по ОСАГО

asbesto_cemento / Shutterstock.com

Особенности применения судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств уже разъяснялись Верховным Судом Российской Федерации – в Постановлении Пленума от 29 января 2015 г. № 2 (далее – Постановление № 2). Однако уже после принятия данного документа в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – закон об ОСАГО) были внесены существенные изменения. Так, с 1 января текущего года страховщики обязаны заключать договор ОСАГО в электронном виде с каждым лицом, обратившимся с соответствующим заявлением. С 28 апреля применяется правило о приоритете натурального возмещения причиненного ряду автомобилей в результате ДТП вреда (п. 15.1 ст. 12 закона об ОСАГО).

В связи с этим ВС РФ утвердил новое постановление – Постановление Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 г. № 58 (далее – Постановление). Документ содержит в себе не только рекомендации по применению нововведений, но и уточненные позиции Суда по применению норм, уже действовавших на момент вынесения предыдущего постановления, хотя большинство положений Постановления № 2 перенесено в него все же практически без правок. Среди наиболее важных можно выделить новые разъяснения по следующим вопросам.

Заключение договора ОСАГО. По общему правилу, заключение договора подтверждается наличием страхового полиса. Поскольку информация обо всех заключенных в электронном виде договорах ОСАГО должна включаться в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (ст. 30 закона об ОСАГО), ВС РФ рекомендует судам учитывать сведения о факте заключения договора и его условиях, представляемые профессиональным объединением страховщиков. В то же время отсутствие в указанной системе сведений о страховом полисе само по себе не может являться безусловным доказательством неисполнения обязанности по заключению договора страхования, этот факт должен оцениваться в совокупности с другими доказательствами, подчеркнул Суд (п. 8 Постановления).

Сообщение страхователем при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений с целью уменьшения размера выплачиваемой страховщику страховой премии, напомним, не является основанием для признания договора незаключенным и не освобождает страховщика от обязанности выплатить страховое возмещение при наступлении страхового случая. Но произведенную по такому договору страховую выплату страховщик может взыскать со страхователя в порядке регресса. Также – вне зависимости от наступления страхового случая – страховщик имеет право на взыскание неосновательно сбереженной страхователем в связи с представлением недостоверных сведений суммы (абз. 6 п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО). Однако если указанная сумма будет взыскана страховщиком до наступления страхового случая, он утрачивает право на предъявление регрессного требования к страхователю, так как страховая премия уплачена в полном объеме, считает ВС РФ (абз. 3 п. 9 Постановления).

Обращение к страховщику. Заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и другие, необходимые в соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, направляются страховщику или его представителю (абз. 3 п. 1 ст. 12 закона об ОСАГО). Перечень представителей страховщика, уполномоченных на осуществление страхового возмещения или прямого возмещения убытков, должен выдаваться страхователю одновременно со страховым полисом под расписку, отметил Суд (п. 21 Постановления). При этом во всех направляемых после подачи заявления о страховом возмещении документах должны содержаться сведения об этом заявлении, например указание на подразделение страховщика, в которое оно подано (п. 22 Постановления). Такое же правило, по мнению ВС РФ, страхователю нужно соблюдать и при подаче претензии страховщику в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих обязательств. Предполагается, что это позволит страховщику соотносить поступившие документы с предыдущими обращениями данного страхователя.

Прямое возмещение убытков. Начиная с 26 сентября 2017 года прямое возмещение убытков, то есть предъявление потерпевшим требования о возмещении вреда своему страховщику, возможно в случае столкновения не только двух, но и большего количества транспортных средств (подп. «б» п. 1 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Поскольку этот порядок применяется, только если гражданская ответственность владельцев всех ТС, пострадавших в ДТП, застрахована, Суд пояснил, как осуществляется страховое возмещение в случае, когда причинителем вреда не заключен договор ОСАГО. Указано, что вред, причиненный имуществу потерпевших, возмещается владельцами транспортных средств (по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ), вред жизни и здоровью – профессиональным объединением страховщиков, а при недостаточности соответствующей компенсационной выплаты для полного возмещения вреда – его причинителем (п. 27 Постановления).

Читайте также  Повышение тарифов страхования ОСАГО в 2019 году

Восстановительный ремонт. ВС РФ отметил, что, помимо организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик должен возместить потерпевшему – на основании его заявления – ряд иных расходов, в частности – на эвакуацию автомобиля с места ДТП, доставку пострадавшего в нем лица в больницу, проведение работ по восстановлению дорожных знаков и ограждений и т. д. (п. 50 Постановления). При этом расходы, необходимые для того чтобы привести автомобиль в доаварийное состояние, но не предусмотренные Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, не включаются в страховое возмещение. Такими расходами, по мнению Суда, является, например, восстановление аэрографии или других нанесенных на машину рисунков (п. 39 Постановления).

Если страховщик не исполняет свои обязательства по организации ремонта, потерпевший вправе обратиться в суд с иском о взыскании страхового возмещения в форме страховой выплаты либо о понуждении страховщика к совершению требуемых действий, в том числе к выдаче направления на ремонт, указал ВС РФ (п. 52 Постановления). Кроме того, в этом случае может применяться так называемый астрент (ст. 308.3 ГК РФ) – суд вправе присудить в пользу потерпевшего денежные средства на случай неисполнения судебного акта.

Особое внимание уделено в Постановлении расчету стоимости восстановительного ремонта. Суд подчеркнул, что в отличие от общего правила, согласно которому размер расходов на замену комплектующих деталей определяется с учетом износа (п. 19 ст. 12 закона об ОСАГО), оплата стоимости обязательного восстановительного ремонта производится страховщиком без учета износа (п. 59 Постановления). Как отметил секретарь Пленума ВС РФ Виктор Момотов, это правило – своего рода компенсация для владельцев ТС, которые не могут выбрать такой способ страхового возмещения, как получение страховой выплаты. Как отмечалось выше, с 28 апреля вред, причиненный легковому автомобилю, который находится в собственности физического лица и зарегистрирован в Российской Федерации, возмещается, за исключением ряда случаев, только путем проведения восстановительного ремонта (п. 15.1 ст. 12 закона об ОСАГО).

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О позиции ВС РФ по вопросам применения норм Гражданского кодекса о перемене лиц в обязательстве на основании сделки узнайте из новости.

Уступка требования. ВС РФ напомнил, что передача прав потерпевшего (выгодоприобретателя) по договору ОСАГО возможна только с момента наступления страхового случая. Причем новый выгодоприобретатель может получить возмещение при соблюдении таких же, как были предусмотрены для первоначального выгодоприобретателя, условий. Например, он должен уведомить страховую компанию о наступлении страхового случая, направить заявление о страховой выплате, представить имущество для проведения технической экспертизы, направить претензию, если это не сделал предыдущий выгодоприобретатель (п. 73 Постановления).

Такие права, как право потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, компенсацию морального вреда, получение взысканного со страховщика штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего и аналогичного штрафа за неисполнение требований потребителя не подлежат передаче по договору цессии. Однако уже присужденные суммы компенсации морального вреда и указанных штрафов могут быть переданы любому лицу, считает Суд (п. 71 Постановления).

Процессуальные вопросы. Ряд новых разъяснений посвящен процессуальным особенностям рассмотрения споров, связанных с договорами ОСАГО. Отмечается, в частности, что обязательный досудебный порядок урегулирования споров считается соблюденным, если потерпевший не просто направил страховщику претензию и все необходимые документы, но и указал в них сведения, которые позволят соотнести претензию с предыдущими обращениями. В случае подачи иска о взыскании не только страхового возмещения, но и неустойки или иной финансовой санкции досудебный порядок считается соблюденным, если потерпевший обращался к страховщику лишь с требованием о страховой выплате (п. 93, п. 98 Постановления). Если же требования о взыскании неустойки и финансовой санкции заявляются после вступления в силу судебного решения о выплате страхового возмещения, потерпевший обязан направить их страховщику до обращения в суд. Кстати, при заявлении нескольких исков по одному договору нужно иметь в виду, что суд может признать такое деление требований искусственным и отказать в возмещении понесенных судебных издержек, сославшись на злоупотребление истцом процессуальными правами (п. 102 Постановления).

Что такое договор цессии при ДТП и его преимущества

После ДТП автолюбители нередко попадают в ситуацию, когда страховщики-агенты не желают делать компенсационные выплаты и отказываются от возмещения ущерба. Существует возможность решить такой вопрос при помощи цессионного соглашения, когда третье лицо выкупает задолженность страховой компании у автовладельца. Стороны договора цессии в этом случае – это собственник машины, который предает свои права цессионарию и непосредственно цессионарий, выплачивающий определенную сумму ущерба.

Что такое цессионный договор

Не все знают, что такое цессия и как ею пользоваться. Если кратко, то это документ, по которому застрахованный человек соглашается отдать свои права на получение выплат по страховому договору. Все детали этой своеобразной «доверенности» регламентируются ст. 382 Гражданского кодекса РФ. По данному соглашению предусматривается компенсация исключительно за ущерб, причиненный транспортному средству. Никаких возмещений за вред здоровью не выплачивают.

В каких случаях нужен при ДТП

Договор по уступке прав имеет свои преимущества. В первую очередь – это намного проще, чем спорить с фирмой страховщиком, обращаться в суд и доказывать там свою правоту. Существуют ситуации, в которых после аварии лучшим вариантом будет оформление договора цессии:

  1. Автолюбителю на восстановление машины необходимы денежные средства в срочном порядке и нет времени на препирательства с фирмой-страховщиком.
  2. Есть риск судебных разбирательств, а застрахованное лицо не имеет желания участвовать в тяжбах и исках.
  3. Страховщик признан банкротом или лишился лицензии, а потому не способен выполнить свои обязательства.

Совет! Таким образом, автолюбитель может сэкономить значительную часть времени и денег. Если третья сторона является добросовестной организацией, а не мошеннической структурой, то машина после ДТП будет отремонтирована гораздо быстрее и без нервных срывов.

Варианты продажи долга

Если возникает проблема с получением выплат от фирмы-страховщика, то автовладелец может отдать право на свой долг. Для этого следует выбрать организацию, которая занимается подобными сделками на профессиональном уровне. Есть два законных способа получить компенсационное обеспечение:

  1. Полностью продать долг. Сторонами договора цессии могут быть как физические, так и юридические лица.
  2. Договор по представлению интересов, оформленный на организацию. Такая доверенность дает права фирме защищать пострадавшую сторону. Название такой процедуры — фиктивный выкуп.

Внимание! При этом к оформлению договора цессии прибегают чаще. Это возможность получить в кратчайшие сроки до 30% от причитающегося возмещения автовладельцу.

Выгоды для автолюбителя

При соблюдении основных правил по передаче прав на выплаты по страховке водитель имеет огромное количество преимуществ: автомобиль ремонтируют быстро и не приходится спорить с СК. При этом важен тот факт, что не нужно участвовать ни в судебных ни в предварительных разбирательствах. Часто автовладельцы после ДТП попадают в такие жизненные ситуации, когда деньги требуются максимально быстро, а компания или объявляет себя банкротом или не желает выплачивать обещанную компенсацию. Также выгодно автолюбителю перепродать долг, если сумма выплат значительно занижена.

Важно знать! По условиям законодательства, такой договор можно составить без всякого согласия со стороны страховой компании. Но уведомить ее необходимо в обязательном порядке – в письменной форме.

Что нужно для составления договора

В первую очередь нужно выбрать компанию, с которой можно заключить подобное соглашение. Документ по переуступке прав на страховые выплаты в обязательном порядке требует государственной регистрации. Также в нем необходимо указать, что происходит передача прав на получение компенсации с целью возмещения ущерба. В противном случае выплаты подвергнутся налогообложению.

Также необходимо, чтобы у автовладельца был действующий полис ОСАГО на руках, а само ДТП должно быть оформлено по всем правилам и законам.

Документы

Для полноценного заключения договора важно собрать все нужные документы. В идеале понадобится не только оригинал, но и их копии. В пакет обязательных бумаг для оформления рецессии входят следующие:

  • справка об аварии;
  • протокол с места административного правонарушения;
  • экспертиза;
  • паспортные данные обеих сторон ДТП;
  • права водителя, который на момент аварии управлял транспортным средством;
  • свидетельство о регистрации ТС;
  • действующий полис ОСАГО.
Читайте также  Как оформить страховку КАСКО

На основании этих документов составляется договор, а выплаты по нему автовладелец получает в течение 2-3 дней.

Образец договора

Что такое и как составляется договор цессии легко понять из простого образца. Найти примерный бланк соглашения можно на специализированных сайтах в интернете. Правильно оформленный документ на практике выглядит примерно так:

На что нужно обращать внимание при подписании договора

Внимательность при перепродаже долгов очень важна. Только так можно заключить договор без последующих проблем. Чтобы избежать подвоха, следует обращать внимания на специфические нюансы:

  • не стоит заключать документ цессии в первые сутки после аварии;
  • оценивать ущерб должны только специалисты;
  • нельзя заключать документ по уступке прав, если организация обещает восстановить ущерб в полном объеме;
  • лучше прибегать к услугам цессионариев после досудебных разбирательств со страховщиками;
  • договор следует внимательно изучить до того, как ставить подпись.

Только так можно получить деньги на ремонт автомобиля быстро и без последующих проблем.

Как не попасться к мошенникам

Многие собственники машин попадаются на удочку обманщиков, которые обещают по договору цессии золотые горы. Поэтому и возникают неприятные ситуации, когда автовладелец остается и без денег, и с потерянным временем. Нельзя доверять компаниям, если они предлагают хотя бы одно из следующих условий:

  • решить проблему за один день;
  • вернуть от 70% до 100% возмещения ущерба;
  • цессионарий обещает выплатить не только ущерб на ремонт автомобиля, но и вред здоровью потерпевших в ДТП.

Если «клюнуть» на одно из этих заманчивых предложений, то легко стать жертвой мошенников и не получить выплат вообще ни в каком объеме. Поэтому специалисты советуют внимательно читать документ цессии перед подписанием.

Иногда жизненные ситуации заставляют автовладельцев уступить свои права на получение денег за ущерб во время ДТП полномочным организациям. Но в таких случаях важно, чтобы все было проведено согласно действующему законодательству. В противном случае автолюбитель может легко потерять и деньги и время.

Допустимость уступки в страховании: обзор правовых позиций ВС РФ

В декабре 2017 года Верховный Суд РФ выпустил два акта толкования по вопросам применения норм о страховании — Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017) и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Большинство поднимаемых Верховным Судом РФ проблем являются достаточно узкими и связанными исключительно с применением норм о страховании.

Однако некоторые вопросы, рассмотренные Верховным Судом РФ, выходят далеко за рамки института страхования и нуждаются в осмыслении и оценке.

Допустимость замены выгодоприобретателя по договору страхования по его инициативе

В пункте 10 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017) указано, что «страхователь (выгодоприобретатель) по договору добровольного страхования вправе после совершения действий, указанных в пункте 2 статьи 956 ГК РФ, заменить себя другим лицом, заключив договор цессии, если иное не следует из договора и существа отношений между его сторонами».

Причина, по которой Верховный Суд РФ вынужден был включить в Обзор данный пункт, заключается в неправильном толковании нижестоящими судами нормы ст. 956 ГК РФ. Полагая, что зафиксированный там запрет на замену выгодоприобретателя после выполнения им обязанностей из договора или предъявления требований к страховщику является абсолютным, суды запрещали заменять выгодоприобретателя даже тогда, когда он сам желал этого (подобные дела – ранее не были редкостью; см. например Апелляционное определение Тюменского областного суда от 27.08.2012 по делу N 33-3760/2012).

Очевидно, что такое толкование нормы ст. 956 ГК РФ является абсолютно неверным и логично нуждающимся в корректировке. Идея указанной нормы заключается в предоставлении выгодоприобретателю дополнительной защиты от потенциально недобросовестных действий сторон договора. Поскольку у выгодоприобретателя присутствует разумный интерес в получении выгоды по договору страхования, то его замена без его участия будет нарушать права выгодоприобретателя.

Однако сказанное выше не означает, что выгодоприобретатель сам не может заменить себя другим лицом, совершив уступку. Заключая договор цессии, лицо распоряжается имеющимся у него правом, и никаких политико-правовых оснований ограничивать возможность такого распоряжения.

Таким образом, сформулированную Верховным Судом РФ позицию можно только поддержать.

Допустимость уступки права на получение морального вреда и 50% штрафа по Закону «О защите прав потребителей»

Второй вопрос, рассмотренный Верховным Судом РФ, заключается в допустимости уступки права на получение 50% штрафа и на компенсацию морального вреда. В пункте 71 Постановления N 58 ВС РФ установил, что права потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, на компенсацию морального вреда и на получение «потребительского» штрафа не могут быть переданы по договору уступки требования (статья 383 ГК РФ).

Однако тут же добавил, что присужденные судом суммы компенсации морального вреда и «потребительского» штрафа могут быть переданы по договору уступки права требования любому лицу.

Решение Верховного Суда РФ о запрете уступки «будущего» потребительского штрафа, как тесно связанного с личностью, является спорным.

Во-первых, данное требование не рассматривалось как тесно связанное с личностью самим ВС РФ (см. Определение Верховного Суда РФ от 16.02.2016 N 16-КГ16-3 ).

Во-вторых, сама идея, что после вынесения судебного решения, некое требование меняет свою суть и перестает быть тесно связанным с личностью выглядит странно.

Вполне возможно, Верховный Суд РФ исходит из того, что раз размер потребительского штрафа до вынесения судебного решения не может быть определен, то и уступать его до этого момента не представляется возможным. Однако как это соотносится с общей допустимостью уступки будущих прав – не совсем очевидно.

Вопрос уступки права на компенсацию морального вреда является еще более дискуссионным. Очевидно, что моральный вред причиняется конкретному лицу, является субъективным. Исходя из этого, многие представители доктрины делают вывод о недопустимости цедирования права на получение компенсации, как права, тесно связанного с личностью.

Однако выдвигается иная точка зрения: тот факт, что право на компенсацию морального вреда возникает в связи с причинением страданий конкретному лицу, не означает автоматическую нетрансферабельность права, т.к. компенсация морального вреда, по сути, те же денежные средства, что и в случае возмещения убытков. Следовательно, основания для ограничения допустимости уступки данного права отсутствуют.

Если поддержать второй подход, то решение Верховного Суда РФ не ограничивать допустимость уступки выглядит логичным. Объяснение, почему право уступки возникает с момента вынесения судебного решения, может заключаться в том, что потерпевший сам оценивает размер причиненного ему морального вреда. Соответственно, допуская уступку до вынесения судебного решения, мы лишаем ее экономической целесообразности, поскольку получить компенсацию морального вреда в объеме большем, чем плата по договору купли-продажи этого права, будет невозможно.

Условно говоря, если потерпевший уступил право на компенсацию морального вреда за 100 рублей, то присужденная судом компенсация не может быть выше этой суммы, что приводит к экономической нецелесообразности такой уступки.

Таким образом, сформулированные Верховным Судом РФ подходы являются попыткой разрешить неопределенности, связанные с возможностью уступки в сфере страхования. Однако эти революционные идеи оставляют больше вопросов, чем дают ответов. В связи с чем становится интересно, как будет складываться отношение правоприменительной практики к сформулированным подходам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: